Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, представленный законом,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНСТРУКТ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. Типы задач на Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Цель и предмет индикатор показатели Источник получения данных Что измерять? Чем измерять? Как рассчитать? Откуда взять?
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
Качество естественно- научного образования. Компетентностно-ориентированные задания Практико – ориентированные задания Ситуационные задачи Контекстные.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Транксрипт:

Компетенция (от лат. competeo – добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, представленный законом, актом; 2) знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Компетентность - обобщенная способность решения жизненных и профессиональных задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей. 2 Компетенция и компетентность

3 «…Оформляющим началом в личности является действие человека, и притом не всякое действие, а действие непрерывное и устойчивое» С.И. Гессен «…Оформляющим началом в личности является действие человека, и притом не всякое действие, а действие непрерывное и устойчивое» С.И. Гессен Компетентность характеризует общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность - многомерное понятие, характеризую- щее разные сферы деятельности человека и способность личности к постоянному саморазвитию.

(проект «Образование для всех» под эгидой Совета Европы) Политическая и социальная компетентность (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём) Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь (как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни) Компетентность жизни в многокультурном обществе (понимание и уважение различий между расами, этносами и культурами) Компетентность, определяющая владение устным и письменным общением (необходима для работы и общественной жизни) Информационная компетентность, связанная с возникновением общества информации (владение новыми технологиями, понимание их природы, способность критического отношения к распространяемой с помощью СМИ рекламе) 4 Ключевые компетентности личности

Образование в течение всей жизни человека должно базироваться на четырех основаниях: «учиться знать» (информационная и языковая компетен- тность) – конструирование своего собственного знания «учиться делать» (предметно-практическая компетент- ность) – практическое применение изученного «учиться жить вместе» (социальная компетентность) – стремление к жизни, свободной от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности для собственного развития «учиться быть» (личностная компетентность) – умения, необходимые для развития своего потенциала (отчет «Образование: сокрытое сокровище», подготовленный Международной комиссией по образованию для ХХI в.) 5 ЮНЕСКО о качестве современного образования

Качества, характеризующие человека постиндустри- ального общества: умение действовать автономно: защищать свои права, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники способность работать с разными видами информации: диаграммами, графиками, текстами, таблицами, критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д. 6 Оценивание компетентностей ВЫВОД: Система контроля и оценки в школе должна соответствовать этой же логике: должны проверяться не предметные знания и умения как таковые, а способность применять их в практических ситуациях.

7 Цели, задачи и результаты образования Важнейшая цель школьного образования – содействие социализации учащихся Результатом современного образования может стать формирование у учащихся ключевых компетентностей Важнейшие задачи школьного образования – формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности Результаты образования должны оцениваться в контексте целей и задач образования

8 компетентность знания, умения, опыт, настроение, воля реальная жизненная проблема деятельность Качественное образование как компетентность школьников в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях Психологический закон усвоения знаний знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике Психологический закон усвоения знаний знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике

Цель: выяснить, обладают ли 15-летние учащиеся знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Исследования направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. 9 Исследования PISA PISA (Programme for International Student Assessment) – международное исследование образовательных достижений (2000, 2003, 2006) Направления тестирования грамотность чтения математическая грамотность естественнонаучная грамотность оценка компетентности в решении проблем

Грамотность чтения – способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей. 10 Исследования PISA Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

11 Тестирование PISA 2000 год (приоритет – грамотность чтения) Российские школьники не справились с заданиями, требующими: проанализировать или сравнить результаты проведенных исследований, обосновать свою точку зрения, используя научную аргументацию; работы с информацией, представленной в графиках, таблицах, диаграммах или рисунках; ответа в свободной форме (пропустили эти задания две трети учащихся). Обобщенный результат России (из 32 стран-участниц ) 27 – 29 места по грамотности чтения 21 – 25 места по математической грамотности 26 – 29 места по естественнонаучной грамотности Лидеры по всем направлениям: Южная Корея, Ирландия, Канада, Швейцария, США, Чехия, Венгрия, Япония, Финляндия Наши результаты сравнимы с результатами Польши, Греции, Португалии, Латвии Ниже – Люксембург, Мексика, Бразилия Обобщенный результат России (из 32 стран-участниц ) 27 – 29 места по грамотности чтения 21 – 25 места по математической грамотности 26 – 29 места по естественнонаучной грамотности Лидеры по всем направлениям: Южная Корея, Ирландия, Канада, Швейцария, США, Чехия, Венгрия, Япония, Финляндия Наши результаты сравнимы с результатами Польши, Греции, Португалии, Латвии Ниже – Люксембург, Мексика, Бразилия Вывод: большинство российских учащихся не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях

12 Тестирование PISA 2003 год (приоритет – математическая грамотность) Обобщенный результат России (из 40 стран-участниц ) 32 – 34 места по грамотности чтения 29 – 31 места по математической грамотности 20 – 30 места по естественнонаучной грамотности 25 – 30 места по компетентности в решении проблем Обобщенный результат России (из 40 стран-участниц ) 32 – 34 места по грамотности чтения 29 – 31 места по математической грамотности 20 – 30 места по естественнонаучной грамотности 25 – 30 места по компетентности в решении проблем Вывод: 43% российских учащихся обладают умениями, которые соответствуют требованиям ХХI века к квалифицированной рабочей силе (в лидирующих странах – 70 – 73%) 23% российских учащихся не достигает установленной нижней границы компетентности в решении проблем (в лидирующих странах – 5 – 10%)

13 Тестирование PISA 2006 год (приоритет – естественнонаучная грамотность) Обобщенный результат России (из 57 стран-участниц ) 37 – 40 места по грамотности чтения 32 – 36 места по математической грамотности 33 – 38 места по естественнонаучной грамотности Обобщенный результат России (из 57 стран-участниц ) 37 – 40 места по грамотности чтения 32 – 36 места по математической грамотности 33 – 38 места по естественнонаучной грамотности По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем средние международные результаты.

Существует отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран По большинству показателей заметных улучшений в состоянии системы российского образования не наблюдается Пока не реализована концепция, позволяющая (не отказываясь от традиций и достоинств российского образования) органично ввести в образовательный процесс новые приоритеты, соответствующие требованиям постиндустриального информационного общества Школа России вооружает учеников багажом знаний, но не вырабатывает у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций, в которых эти знания формируются Выпускники школ в большинстве своем не готовы свободно использовать полученные знания в повседневной жизни 14 Тестирование PISA: выводы Тестирование PISA: выводы

Ситуационные задачи – один из путей формирования компетентнос- ти решения проблем повседневной жизни Ситуационная задача – задание, помещенное в жизненный контекст и содержащее личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания 15 Ситуационные задачи

Направлены на формирование универсальных способов работы с информацией. Позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка Нацелены на усвоение усложняющихся способов деятельности и на освоение значимого с точки зрения процесса обучения учебного материала, имеющего ярко выраженный практико- ориентированный (иногда прагматичный) характер Часто требуют знаний нескольких учебных предметов Имеют оригинальное название, отражающее смысл задания Обязательный элемент - личностно-значимый проблемный вопрос 16 Особенности ситуационных задач

Цели для учащихся – найти решение, соответствующее данной ситуации для учителя – освоение учащимися способа деятель- ности и осознание его сущности 17 Особенности ситуационных задач Решение задачи всегда направлено на достижение метапредметных результатов, т.е. результатов, выходящих за рамки одного учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности.

1. Название задачи 2.Личностно-значимый познавательный вопрос 3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, ста- тистические данные и т.д.) 4. Задания на работу с данной ин- формацией 18 Структура ситуационной задачи

1. Название задачи «Раскрываем преступление» 2.Личностно-значимый познавательный вопрос Мы с вами неоднократно были свидетелями того, что если в комнате много людей, то зимой оконные стекла запотевают; когда стакан с холодной водой вносят в теплую комнату, он покрывается снаружи каплями воды, а через некоторое время эти капли исчезают. С проблемой запотевания стекол в автомобиле сталкиваются все автомобилисты. Каковы же способы борьбы с этим явлением? 19 Пример ситуационной задачи

3. Информация по данному вопросу Как-то владелец антикварного магазина обратился к инспектору полиции с просьбой найти грабителя. По словам продавца – свидетеля совершенного преступления, в магазин зашел мужчина и, схватив ценную статуэтку, выбежал на улицу. Продавец сказал, что он бросился вдогонку, но не смог догнать грабителя. Виной этому стали очки продавца. В этот день на улице было сыро и холодно, и, по словам продавца, очки у него тут же запотели. Поэтому преступнику удалось скрыться. Инспектору не стоило большого труда разыскать того, кто украл статуэтку. 20 Пример ситуационной задачи

21 Пример ситуационной задачи 4. Задания на работу с данной информацией 1)Как инспектору полиции удалось так быстро найти преступника? Обоснуйте свой ответ. 2)Врачи для исследования горла и зубов иногда вводят в рот пациента зеркальце. Однако зеркальце очень быстро запотевает. Так же запотевают стекла очков и стекла автомобилей. Почему и при каких условиях это происходит? Предложите способ борьбы с этим явлением. Какими источниками информации вы воспользуетесь? Почему? 3)Иногда между оконными рамами помещают стаканчик с концентрированной серной кислотой или поваренной солью. Для какой цели это делают? 4)Проведите дома небольшой эксперимент: поставьте в морозильную камеру пластиковую бутылку с газированной водой. Через непродолжительное время вытащите её. Что с ней произошло? Как вы думаете, почему? Почему не следует класть в морозильную камеру стеклянную бутылку с водой?

1. На основе соответствующих вопросов учебника 2. На выделенных в научных исследованиях типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику 3. На основе проблем реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах 4. На основе не абстрактного, а значимого для ученика учебного материала 22 Подходы к проектированию ситуационных задач

Таксономия (от греч. taxis – система, строй, порядок и nomos – закон) – система диагностируемых целей Диагностично поставленная цель означает: дано точное описание качества, которое необходимо сформировать; имеется точный способ диагностики этого качества; возможно измерение этого качества; принята шкала оценки качества (например, опознание, различение, владение алгоритмами, продуктивные действия, творческое применение). Цели обучения формулируются через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. Цели описывают действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет и т.п. 23 Составление вопросов на основе таксономии Бенджамина Блума Составление вопросов на основе таксономии Бенджамина Блума

24 Составление вопросов на основе таксономии Бенджамина Блума Составление вопросов на основе таксономии Бенджамина Блума Таксономия может быть представлена в виде перечня категорий учебных целей с примерами диагностируемых результатов Таксономия целей: 1)знание 2)понимание 3) применение 4) анализ 5) синтез 6) оценка

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных результатов 1. Знание. Запоминание и воспроизведение изученного материала Ученик знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы 2. Понимание. Преобразование материала из одной формы выражения в другую (из словесной – в математическую), интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов) Ученик понимает факты, правила, принципы; интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; пересказывает своими словами; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие их данных 25

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных результатов 3. Применение. Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода и процедуры 4. Анализ. Умение разбить материал на составляющие, чтобы ясно выступала его структура: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого Ученик выделяет скрытые (неявные) предложения; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различия между фактами и следствиями; оценивает значимость данных 26

Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных результатов 5. Синтез. Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной Ученик умеет составлять схемы, предлагать план проведения эксперимента или решения проблемы, используя знания из разных областей; пишет небольшое творческое сочинение 6. Оценка. Умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели Ученик оценивает логику построения материала в виде письменного текста, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного результата деятельности 27

Знание 1. Дайте определение… 2. Назовите столицу… 3. Что сказано в тексте о… 4. Назовите основные части… 5. Сгруппируйте вместе все… 6. Составьте список понятий, касающихся… 7. Расположите в определенном порядке… 8. Изложите в форме текста… 9. Вспомните и напишите… 10. Причитайте самостоятельно… 28 Конструктор задач «Умный вопрос это уже добрая половина знаний» Фрэнсис Бэкон «Умный вопрос это уже добрая половина знаний» Фрэнсис Бэкон

Понимание 1. Объясните причины того, что… 2. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 3. Покажите связи, которые направлены на… 4. Постройте прогноз развития… 5. Прокомментируйте положение о том, что… 6. Изложите иначе (своими словами, переформулируйте) идею о том, что… 7. Приведите пример того, что (как, где)… 29 Конструктор задач

Применение 1. Изобразите информацию о… графически 2. Предложите способ, позволяющий… 3. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает.. 4. Сравните… и…, а затем обоснуйте… 5. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 6. Проведите презентацию… 7. Рассчитайте на основании данных о… 30 Конструктор задач

Анализ 1. Раскройте особенности… 2. Проанализируйте структуру… с точки зрения… 3. Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… 4. Постройте классификацию… на основании… 5. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 6. Сравните точки зрения… и… на… 7. Выявите принципы, лежащие в основе… 31 Конструктор задач

Синтез 1. Предложите новый (иной) вариант… 2. Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… 3. Найдите необычный способ, позволяющий… 4. Придумайте игру, которая… 5. Предложите новую (свою) классификацию… 6. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 7. Изложите в форме… свое мнение (понимание)… 32 Конструктор задач

Оценка 1.Ранжируйте… и обоснуйте… 2.Определите, какое из решений является оптимальным для… на ваш взгляд, существует между… 3. Оцените значимость… для… 4. Определите возможные критерии оценки… 5. Выскажите критические суждения о… 6. Оцените возможности… для… 7. Проведите экспертизу состояния… 33 Конструктор задач

«Химия в консервной банке» Всем известен способ заготовки капусты на зиму заквашиванием. Таким же способом можно заготовить и арбузы, но нельзя загото- вить огурцы. Информация о химическом составе этих продуктов приведена в таблице. Химический состав некоторых овощей, % Химический состав Капуста белокочанная Арбуз Огурец Глюкоза, фруктоза, сахароза 4,68,72,5 Клетчатка, крахмал, пектин 2,21,21,3 34 Пример конструирования задачи при работе с текстом

Знание Прочитайте текст и ознакомьтесь с данными таблицы. К какому классу органических веществ относятся вещества, представленные в таблице? Какими неорганическими и органическими веществами, кроме указанных, богаты эти овощи? Понимание Объясните, какую роль играют указанные в таблице химические вещества в процессе заквашивания? Какие химические процессы при этом происходят? Составьте уравнения реакций. Применение Сравните химический состав капусты, арбуза и огурцов и обоснуйте, почему этим способом нельзя законсервировать огурцы. Анализ Выявите основные принципы, лежащие в основе консервирования. Синтез Предложите иные способы консервирования капусты, арбуза и огурцов. Оценка Определите возможные критерии оценки качества консервирования овощей. Какой вид консервирования овощей, по вашему мнению, является наиболее оптимальным. Ответ обоснуйте. 35 Пример конструирования задачи при работе с текстом

Текст из соответствующего параграфа учебника, дополнительной литературы, задания с использованием конструктора задач целесообразно применять, когда: задача носит характер развития потребности в знаниях задачи носят системный характер (предлагать учащимся в начале и в конце изучения учебной дисциплины, а также в процессе изучения курса) Продумайте личностно-значимый вопрос! 36 Построение ситуационной задачи на основании содержания учебника

Позиция: множественность допустимых решений заданий на выбор (оценки, программы, способа действия) нет «правильных» и «неправильны» решений, но их можно разделить по степени риска, обоснованности, по затратам ресурсов и т.п. Стратегия: «эффективно – неэффективно в решении проблемы», а не «верно – неверно в репродукции предметного знания» 37 Особенности оценивания решений ситуационной задачи

Название задания Где (в классе, дома) и как (самостоятельно, в группе) выполнено задание Интегративные умения Понимание представленного задания Предложение способа решения проблемы Обоснование способа решения проблемы (своего выбора) Предложение альтернатив- ных вариантов Критерии оценки: 0 – нет 1 – скорее нет 2 – скорее да 3 - да 38 Матрица оценивания выполнения ситуационных заданий

39 Ситуационная задача Смысл выполнения ситуационных заданий: не фиксация того, что умеет или не умеет делать ученик, а получение информации о том, чему необходимо ученику научиться, какие умения освоить.

Ситуационные задачи развивают компетентностные качества личности: аналитические умения (умение классифицировать, анализировать и представлять информацию, обнаруживать её отсутствие и восстанавливать её) практические умения (использовать на практике теории, принципы, методы) творческие умения (навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем) коммуникативные умения (умение вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять убедительный краткий отчет) социальные умения (умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии, аргументировать своё) 40 Ситуационная задача

1)Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. – СПб.: КАРО, )Гессен С.И. Педагогические сочинения. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», )Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. – СПб.: КАРО, ) Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. – СПб.: КАРО, )Кадар-Фулоп Д. Уровень грамотности 15-летних в мире//Оценка без отметки. Сборник. – М.: ЦГЛ, )Крылова О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе. – СПб.: КАРО, )Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. – Волгоград: Учитель, )Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, )Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, Литература

Категории учебных целей (Б.Блум) Ключевые слова и фразы (Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова) Примеры вопросов (Г.Ю. Ксенозова) Знание Соотнесите; перечислите; сформулируйте; расскажите; установите; опишите; назовите Дайте определение Назовите столицу Что сказано в тексте о… Понимание Суммируйте; объясните смысл; опишите Ваше восприятие; покажите взаимосвязь Объясните своими словами… Сравните, какова главная идея… Опишите, что увидел… Применение Продемонстрируйте; объясните цель применения; выберите вариант; воспользуйтесь Какой принцип продемонстрирован? Рассчитай площадь… Примени правило… Анализ Объясните причины; классифицируйте; как и почему; сравните Основываясь на опыте, определите вещество… Синтез Предположите; придумайте; установите причины; предположите закономерность Как лучше назвать…? Как можно назвать…? Что случилось бы, если…? Оценка Установите критерии; выберите лучший вариант, наиболее интересное решение; выскажите свое мнение; обсудите все «за» «против»; оцените проблему Какой способ решения Вы считаете самым рациональным? 42 Ключевые слова для разработки диагностических вопросов (Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова, Г.Ю.Ксенозова)