Внедрение ФГОС Носова Людмила Николаевна, к. психол. н., доцент, почетный работник общего образования, заслуженный работник образования ХМАО - Югры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Advertisements

Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Основная образовательная программа начального общего образования как обязательное требование реализации федерального государственного образовательного.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Городская экспериментальная площадка « Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе »
Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего.
Транксрипт:

Внедрение ФГОС Носова Людмила Николаевна, к. психол. н., доцент, почетный работник общего образования, заслуженный работник образования ХМАО - Югры

Проблема качества образования?

Как Вы оцениваете отечественную систему школьного образования в сравнении с зарубежными? а) Она одна из лучших в мире. б) Она лучше большинства других, но хуже некоторых. в) Она не лучше и не хуже большинства других. г) Она хуже большинства других. д) Затрудняюсь ответить.

Исследования PISA: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сайт: centeroko.ru

Область знаний 2003(40)2006 (57)2009(65)2012(65) Математическ ая грамотность 29 – – Естественно- научная грамотность 20 – – Читательская грамотность 32 – – –

43% российских учащихся обладают умениями, которые «отвечают требованиям 21 века» к квалифицированной рабочей силе. В лидирующих странах 70% - 73%. Высокого уровня компетентности достигают 12% российских учащихся. У лидеров 30%-36%. 23% российских учащихся не достигает установленной нижней границы компетентности в решении проблем. В лидирующих странах таких 5%-10%.

Как Вы считаете, каковы основные причины низкого качества образования российских школьников?

Введение ФГОС – инновационный процесс Принятие целей Стандарт – максимум или минимум?

10 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно РФ… устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников Закон 1992

11 Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ Закон 2008

ФГОС включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

ФГОС Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро Системно – деятельностный подход – методология организации образовательного процесса

Метапредметные результаты Метазнание Содержание метапредмета

Итоги введения ФГОС Как Вы оцениваете результаты введения ФГОС? Что нужно изменить в деятельности педагогических коллективов школ, чтобы повысить качество процесса введения стандартов?

«Еще вчера все было понятно и ясно: мы так сжились со вчерашним днем, у нас выработалась и укоренилась своя философия рабства, и вчера еще единою добродетелью была «готовность взойти на костер». Связанному, в конце концов, все ясно; ему не надо мучительно вопрошать: что делать? Но сегодня неожиданно и внезапно, вдруг руки развязаны, нечаянно обретена свобода распоряжаться собой, что-то делать, двигаться, куда-то идти. Еще не создалась свободная походка, еще нет свободных слов, еще не пережит сознанием совершившийся переворот, еще старая душа в старом теле живет, радуется, трепещет и встречает новый день. Новый день застал нас не готовыми» Л.С.Выготский 1917 г.

Цель: духовно – нравственное развитие ребенка – личности гражданина Как понимаем Развитие ??? Качественные изменения психики ребенка – появление новообразований Закономерности психического развития ребенка лежат в основе ФГОС Всякое ли обучение развивает? Каково обучение, таково и развитие… (Л.С. Выготский)

Какой урок можно считать качественным? Активность ученика Любая ли активность является деятельностью? Ученик – субъект учебной деятельности!!!

Деятельностный подход как основа введения ФГОС Культурно – историческая научная школа Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина (Теория поэтапного формирования умственных действий) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов (Теория учебной деятельности)

Деятельностный подход – это? Компетентностный подход Личностно – ориентированное обучение

Потребность Мотив Деятельность Цель Действия Операции Задача Условия предмет

Учебный м отив Учебная д еятельность Учебная ц ель Учебные д ействия Операции Учебная Учебная з адача Условия Новые знания и умения смысл

Субъект деятельности Быть субъектом учебной деятельности значит: уметь ставить учебные задачи, планировать их решение, владеть методами решения задач этой деятельности, быть мотивированным этой деятельностью. Именно учебные мотивы придают учебной деятельности личностный смысл, определяют ценностное отношение к ней школьника.

ассоциация, рефлекс, стимул-реакция Ассоциативно- рефлекторная теория действия задачи Деятельностная теория Основные теории учения (в европейско-американском образовании)

Общая логика работы учителя предъявляет школьникам некоторый учебный материал для его восприятия и осознания руководит процессом формирования у них способов применения знаний, т.е. формированием по образцу умений и навыков обеспечивает творческое понимание учащимися ранее усвоенных знаний и умений

ассоциация, рефлекс, стимул-реакция Ассоциативно- рефлекторная теория Учебные мотивы, цели, задачи; действия и операции Деятельностная теория Основные теории учения (в отечественной психологии)

Деятельностный подход – это? Компетентностный подход Компетентностный Личностно – ориентированное обучение

Рефлексируют освоенный способ действия УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА: освоение способа действия Ученики принимают (ставят) учебные цели Знают как отличить качественный результат от не качественного Осваивают способ действия в совместной УД

Признаки, определяющие качество урока в соответствии с требованиями ФГОС Учащиеся решают учебную задачу : в результате решения УЗ –освоение обобщенного способа действия Способ действия представлен в виде последовательности операций (алгоритм). Ребенку понятно как эти операции выполнять. Постановка учащимися или принятие учебной цели: формирование образа результата (Какой результата получится? Когда этот результат можно будет считать качественным? Как определить достигли мы этого результата или нет?) Этап рефлексии: оценка результата, насколько освоен/ не освоен способ действия (цель – результат)

Ключевые моменты организации образовательного процесса ориентированного на развитие личности ученика Учебные цели: диагностичность их постановки Учебные цели поставлены или приняты учеником: ученик имеет конкретное, четкое описание результата, что позволяет ему оценить его Оценка результата – рефлексия – выявление учеником собственных ограничений – постановка учебных целей – формирование учебных мотивов

Учебная задача – принцип действий в определенной предметности Освоение обобщенного способа действия Формальное обобщение – выделение некоторого формально общего свойства предметов. Формальная логика. Содержательное обобщение – построение всеобщей единой формы какого – либо многообразия явлений, выявление происхождения того или иного понятия. Диалектическая логика.

Конкретно – практическая задача Результат – объективный продукт, удовлетворяющий по ряду параметров точным требованиям со стороны других предметов, с которыми он должен вступить во взаимосвязь как элемент их системы Учебная задача Результат – человек приобретает общий способ получения практически значимого продукта, т.е. приобретает такое «субъектное» действие, которое в своем развертывании вполне соответствует законам и возможностям преобразования исходных материалов, превращающихся посредством этого действия в качественный практический результат

Распознайте учебную и конкретно – практическую задачу Выучить стихотворение Рассчитать скорость движения… Сравнить сказки «Колобок» и «Маша и медведь» Законспектировать содержание главы «…» Проанализировать текст

Принятие учебной цели процесс длительный Учебная задача: освоение способа сравнения Первый этап постановки цели Что получится в результате действия сравнения? Когда можно будет считать, сравнение качественным? Как можно будет определить, что результат сравнения качественный или нет? Каков план действия сравнения? Второй этап постановки учебных целей: После ответов на эти вопросы ученик решает конкретно – практическую задачу и оценивает себя, может самостоятельно оценить свои результаты. Третий этап постановки учебной цели

Учебные предмет: математика Учебные предмет: физика Межпредметные умения

Учебные предмет: математика Учебные предмет: физика Метапредметные умения

Метазнание знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Ю.В. Громыко

Метапредмет – знание о действии Формирование метапредметных умений – формирование умений действовать в разной предметности

Компетенция это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий. (В.С.Лазарев

Содержание Концепции Общие положения 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания

Основное назначение Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: 1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни; 2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования

Мотив – опредмеченная потребность. Мотив – опредмеченная потребность. Мотив побуждает человека к деятельности Мотив побуждает человека к деятельности Мотив придает деятельности личностный смысл Мотив придает деятельности личностный смысл

Цель – образ предполагаемого результата Цель – образ предполагаемого результата Задача – цель, заданная в определенных условиях Задача – цель, заданная в определенных условиях

Предметность – основная характеристика деятельности. Предмет деятельности – не просто материальный предмет, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним

Понятие умственного действия Действие совершаемое в словесной «про себя» форме (П.Я. Гальперин) - форма Умственное действие определяется как «сокращенное» и «свернутое» - в отличие от развернутых предметных (П.Я. Гальперин) Умственное действие является таким способом решения задачи, в котором обнаруживается безотносительность к конкретному предметному способу (В.В. Давыдов) - содержание

Понятие о понятии Иметь понятие о том или ином объекте – это значит уметь мысленно воспроизводить его содержание, строить его. Действие по построению и преобразованию мысленного предмета является актом его понимания и объяснения, раскрытия его сущности. Круг – это фигура, описываемая какой – либо линией, один конец которой закреплен, а другой подвижен. (Спиноза Б.)

Инновационная деятельность Новшество - это средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании, способно улучшить результаты ее работы. Новшество – это потенциально возможное изменение. Нововведение (инновация) - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Инновационный процесс – это процесс развития образовательных систем за счет создания, распространения и освоения новшеств.

Увидеть собственные ограничения – определить дальнейшее развитие Слабые стороны в организации инновационного развития образовательных организаций: Отсутствие системного подхода: рассматривается изменение отдельных компонентов без целостного видения всей системы. Отсутствие проблемно – ориентированного анализа (проблемы есть, но они не обоснованы). Интуитивно. Качество постановки целей?!

Цель - образ предполагаемого результата

Модель цели время Возмож ность Резуль тат Потреб ность место Цель

Хорошо поставленная цель определяется свойствами Отношение цель - потребность. Всякая цель как образ желаемого результата соответствует некой потребности и отражает ее в своем содержании. Это свойство цели будем называть актуальность. Отношение цель - возможность. Всякая цель не может быть достигнута, если для этого нет соответствующих условий. Содержание цели должно быть таким, чтобы соответствовать имеющимся технологиям, ресурсам и ограничениям. Это свойство цели будем называть реалистичность.

Отношение цель - результат. Цель - есть образ желаемого результата. Этот образ должен быть таким, чтобы можно было сравнить желаемый и фактически достигнутый результаты. Свойство цели быть средством контроля будем называть контролируемость. Отношение цель - время. Цели бывают конечны или бесконечны во времени. Бесконечные цели - это идеалы. Практические цели всегда конечны. Но во всех случаях должен быть определен момент или интервал времени, когда цель должна быть достигнута. Это свойство цели будем называть временная определенность. Отношение цель - место. Всякий желаемый результат должен быть получен в том или ином месте пространства. Свойство цели определять место получения желаемого результата будем называть пространственной определенностью.

Для постановки цели необходимо ответить на вопросы: Какой результат хотим получить? Когда будем считать это результат качественным? Критерии качества. Признаки качества: существенные признаки, требования «извне» Каким инструментом можно будет измерить качество результата? Основные недостатки в постановке целей: Преобладают формальные показатели, Цели не заданы опереционально, следовательно не диагностируемы, Отсутствие обоснованности инструмента измерения, Показатели оценки невозможно выявить объективно в самом результате Постановка цели