Рабочая программа среднего дошкольного возраста 4-5 лет Выполнила воспитатель первой квалификационной категории: Байрамгулова Т.Н. Муниципальное бюджетное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
Advertisements

ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
МБДОУ «Детский сад 45» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС ДО» Составитель: Ольхова.
Содержание образовательной Программы дошкольного образования ( ФГОС )
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида 20»
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад 132» 2013 – 2018 учебный год.
Транксрипт:

Рабочая программа среднего дошкольного возраста 4-5 лет Выполнила воспитатель первой квалификационной категории: Байрамгулова Т.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад 87 «Ладушки»

Паспорт программы Рабочая программа Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » Программа «Радуга» разработанная под руководством Т.Н. Дороновой Федеральный государственн ый образовательн ый стандарт дошкольного образования Парциальн ых программ Сан Пин с изменениями Деклараци я прав ребенка ООН (1959) Приказ Минобрнауки России N 1014 от "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" Законом Ханты- Мансийского автономного округа-Югры «Об образовании в Ханты- Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 года 68-оз Стратегией развития образования Ханты- Мансийского автономного округа-Югры до 2015 года Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Письмо Министерства образования Российской Федерации от /23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», письмо Минобразования России от – 51 – 99/ 14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» Концепцией системы образования Ханты- Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года (основные положения)

I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка – детского сада 87 «Ладушки» работает по основной общеобразовательной программе «Радуга»- разработана под руководством Т.Н.Дороновой. Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Реализация Программа предполагает общедидактические, психолого-педагогических принципы: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) учёт этнокультурной ситуации развития детей поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования партнерство с семьей содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

1.3. Цели и задачи реализации программы Программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности. Программа направлена на достижение трех основных целей: сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни; способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Задачи: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

1.4. Характеристика особенностей контингента детей 4-5 лет Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками В 4-5 лет у детей совершенствуют ся культурно- гигиенические навыки Значительное развитие получает изобразительная деятельность В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия Изменяется содержание общения ребенка и взрослого Усложняется конструирование. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки»

1.5. Планируемые результаты (целевые ориентиры) Интегративные качества воспитанников физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением (произвольность); способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности.

II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная область «Социально коммуникативное развитие Планирование трудовой деятельности в ходе режимных моментов Цель: формирование положительного отношения к труду Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека Поддерживать созида­тельное отношение к окру­ жающему миру и готов­ность совершать трудовые усилия. Поддерживать созида­тельное отношение к окру­ жающему миру и готов­ность совершать трудовые усилия. Виды труда: 1. Самообслуживание 2.Хозяйственно-бытовой труд. 3. Труд в природе. 4. Ручной труд. 5. Ознакомление с трудом взрослых. Виды труда: 1. Самообслуживание 2.Хозяйственно-бытовой труд. 3. Труд в природе. 4. Ручной труд. 5. Ознакомление с трудом взрослых. Формы организации трудовой деятельности: 1.Поручения: - простые и сложные; -эпизодические и длительные; -коллективные. 2.Дежурства. 3. Коллективный труд. Формы организации трудовой деятельности: 1.Поручения: - простые и сложные; -эпизодические и длительные; -коллективные. 2.Дежурства. 3. Коллективный труд. Типы организации труда детей 1. Индивидуальный труд. 2. Труд рядом. 3. Общий труд. 4. Совместный труд. Типы организации труда детей 1. Индивидуальный труд. 2. Труд рядом. 3. Общий труд. 4. Совместный труд.

2.1.2 Планирование деятельности по развитию игры Структурные элементы игры Сюжет (тема) игры Содержание Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация Замысел Роль Ролевое (игровое) действие Ролевое (игровое) взаимодействие Правила

Педагогическая поддержка самодеятельных игр, обеспечение педагогических условий развития игры 1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. 1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности. 2. Передача игровой культуры ребенку 3. Развивающа я предметно- игровая среда 4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Планирование деятельности по безопасности жизнедеятельности Цели: - Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. - Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них приобщение к правилам безопасного для человека и окружающег о мира природы поведения передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортног о средства формирование осторожного и осмотрительног о отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям Продолжать формиро­вать ответственное отноше­ние к своему здоровью и здоровью окружающих

2.2. Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально- творческие Познавательное развитие дошкольников Развитие мышления памяти и внимания Различные вида Вопросы детей Образовательная деятельность по развитию Развивающие игры Развитие любознательности Развитие познавательной мотивации Развитие воображения и творческой активности Формирование специальных способов ориентации Экспериментирование с природным материалом Использование схем, символов, знаков

«Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно «Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно «Зона ближайшего развития» (ЗБР) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью «Зона ближайшего развития» (ЗБР) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью Обученность Воспитанность Развитость Развиваемость Воспитуемость Обучаемость ЗБР УАР Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка

Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно- количественного содержания Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – дети» Организация речевого общения детей Организация обучения детей Организация разнообразных форм взаимодействия Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя - организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя - организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах Психологическая перестройка позиции педагога на личностно- ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности Психологическая перестройка позиции педагога на личностно- ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса

Формирование элементарных математических представлений Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Развивающие задачи РЭМП 1. формировать представление о числе; 2. формировать геометрические представления; 3. формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях); 4. развивать сенсорные возможности; 5. формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин; 6. развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин; 7. развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии; 8. предпосылки творческого продуктивного мышления. Развивающие задачи РЭМП 1. формировать представление о числе; 2. формировать геометрические представления; 3. формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях); 4. развивать сенсорные возможности; 5. формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин; 6. развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин; 7. развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии; 8. предпосылки творческого продуктивного мышления. Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений 1. Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления 2. Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» 3. Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий 4. Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений 1. Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления 2. Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма» 3. Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий 4. Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий Формы работы по развитию элементарных математических представлений 1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях. 2. Демонстрационные опыты. 3. Сенсорные праздники на основе народного календаря. 4. Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы). 5. Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы). 6. Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми). 7. Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики. 8. Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы). Формы работы по развитию элементарных математических представлений 1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях. 2. Демонстрационные опыты. 3. Сенсорные праздники на основе народного календаря. 4. Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы). 5. Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы). 6. Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми). 7. Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики. 8. Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).

2.3. Образовательная область «Речевое развитие» Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи: 1. Овладение речью как средством общения и культуры. 2. Обогащение активного словаря. 3. Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи. 4. Развитие речевого творчества. 5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 6. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте. 7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Задачи: 1. Овладение речью как средством общения и культуры. 2. Обогащение активного словаря. 3. Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи. 4. Развитие речевого творчества. 5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 6. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте. 7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Принципы развития речи. 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. 2. Принцип коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи. 3. Принцип развития языкового чутья. 4. Принцип формирования элементарного сознания явлений языка. 5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. 6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 7. Принцип обогащения активной языковой практик Принципы развития речи. 1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. 2. Принцип коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи. 3. Принцип развития языкового чутья. 4. Принцип формирования элементарного сознания явлений языка. 5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи. 6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. 7. Принцип обогащения активной языковой практик Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ. 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: - морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); - синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); - словообразование. 4. Развитие связной речи: -диалогическая (разговорная) речь; -монологическая речь (рассказывание). 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ. 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя: - морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); - синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); - словообразование. 4. Развитие связной речи: -диалогическая (разговорная) речь; -монологическая речь (рассказывание). 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Методы развития речи. 1.Наглядные: -непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.). 2.Словесные: -чтение и рассказывание художественных произведений; -заучивание наизусть; -пересказ; -общая беседа; -рассказывание без опоры на наглядный материал. 3.Практические: -дидактические игры; -игры-драматизации, инсценировки, -дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Методы развития речи. 1.Наглядные: -непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.). 2.Словесные: -чтение и рассказывание художественных произведений; -заучивание наизусть; -пересказ; -общая беседа; -рассказывание без опоры на наглядный материал. 3.Практические: -дидактические игры; -игры-драматизации, инсценировки, -дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Планирование деятельности воспитанников по ознакомлению с художественной литературой Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг). Задачи: 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний 2. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса 3. Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте 4. Развитие литературной речи Задачи: 1. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний 2. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса 3. Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте 4. Развитие литературной речи Формы работы: 1. Чтение литературного произведения. 2. Рассказ литературного произведения. 3. Беседа о прочитанном произведении. 4. Обсуждение литературного произведения. 5. Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра. 6. Игра на основе сюжета литературного произведения. 7. Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного. 8. Сочинение по мотивам прочитанного. 9. Ситуативная беседа по мотивам прочитанного. Формы работы: 1. Чтение литературного произведения. 2. Рассказ литературного произведения. 3. Беседа о прочитанном произведении. 4. Обсуждение литературного произведения. 5. Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра. 6. Игра на основе сюжета литературного произведения. 7. Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного. 8. Сочинение по мотивам прочитанного. 9. Ситуативная беседа по мотивам прочитанного. Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову 1. Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция. 2. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. 3. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др. 4. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову 1. Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция. 2. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда. 3. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др. 4. Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения

2.4. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» Направление «Художественно-эстетическое» Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи 1. Эстетическое восприятие мира природы: - Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой - Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры - Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение 1. Эстетическое восприятие мира природы: - Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой - Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры - Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение 3. Художественное восприятие произведений искусства -Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес -Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства -Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства -Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д. -Развивать представления детей об архитектуре -Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи -Содействовать эмоциональному общению 3. Художественное восприятие произведений искусства -Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес -Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства -Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства -Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т.д. -Развивать представления детей об архитектуре -Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи -Содействовать эмоциональному общению 2. Эстетическое восприятие социального мира: -Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях -Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей -Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира -Формировать знания о Родине, Москве -Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов -Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение -Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире -Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки 2. Эстетическое восприятие социального мира: -Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях -Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей -Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира -Формировать знания о Родине, Москве -Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов -Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение -Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире -Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки 4.Художественно-изобразительная деятельность -Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности -Развивать эстетические чувства -Учить создавать художественный образ -Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать -Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события -Развивать художественное творчество детей -Учить передавать животных, человека в движении -Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы 4.Художественно-изобразительная деятельность -Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности -Развивать эстетические чувства -Учить создавать художественный образ -Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать -Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события -Развивать художественное творчество детей -Учить передавать животных, человека в движении -Учить использовать в изодеятельности разнообразные изобразительные материалы

2.5. Образовательная область «Физическое развитие» Цель: 1. гармоничное физическое развитие; 2. формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; 3. формирование основ здорового образа жизни. Задачи: 1.Оздоровительные: -охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм; -всестороннее физическое совершенствование функций организма; -повышение работоспособности и закаливание. 2.Образовательные: -формирование двигательных умений и навыков; -развитие физических качеств; -овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. 3.Воспитательные: -формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; -разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое. Задачи: 1.Оздоровительные: -охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм; -всестороннее физическое совершенствование функций организма; -повышение работоспособности и закаливание. 2.Образовательные: -формирование двигательных умений и навыков; -развитие физических качеств; -овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. 3.Воспитательные: -формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; -разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое. Направления физического развития: 1. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности: -связанной с выполнением упражнений; -направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость; -способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; -связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). 2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Направления физического развития: 1. Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности: -связанной с выполнением упражнений; -направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость; -способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики; -связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). 2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 3. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Принципы физического развития: 1.Дидактические: -систематичность и последовательность; -развивающее обучение; -доступность; -воспитывающее обучение; -учет индивидуальных и возрастных особенностей; -сознательность и активность ребенка; -наглядность. 2.Специальные: -непрерывность; -последовательность наращивания тренирующих воздействий; -цикличность. 3.Гигиенические: -сбалансированность нагрузок; -рациональность чередования деятельности и отдыха; -возрастная адекватность; -оздоровительная направленность всего образовательного процесса; -осуществление личностно - ориентированного обучения и воспитания. Принципы физического развития: 1.Дидактические: -систематичность и последовательность; -развивающее обучение; -доступность; -воспитывающее обучение; -учет индивидуальных и возрастных особенностей; -сознательность и активность ребенка; -наглядность. 2.Специальные: -непрерывность; -последовательность наращивания тренирующих воздействий; -цикличность. 3.Гигиенические: -сбалансированность нагрузок; -рациональность чередования деятельности и отдыха; -возрастная адекватность; -оздоровительная направленность всего образовательного процесса; -осуществление личностно - ориентированного обучения и воспитания.

Методы физического развития: 1.Наглядные: - наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); - наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); - тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя). 2.Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция. 3.Практические: - Повторение упражнений без изменения и с изменениями; - Проведение упражнений в игровой форме; - Проведение упражнений в соревновательной форме. Методы физического развития: 1.Наглядные: - наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); - наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); - тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя). 2.Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция. 3.Практические: - Повторение упражнений без изменения и с изменениями; - Проведение упражнений в игровой форме; - Проведение упражнений в соревновательной форме.

2.7. Вариативная часть программы Планирование организации групповых традиций с воспитанниками Групповые традиции Сентябрь Праздник «Новоселье» «Встреча с интересными людьми» (воспитатель, помощник воспитателя из другой группы) Театральная пятница (Инсценировка русской народной сказки «Репка»). Октябрь «Встреча с интересными людьми» (Бабушки, дедушки) «Осенняя ярмарка» Сценка «Борщ» Праздник «Осенний бал» Ноябрь «Встреча с интересными людьми» (встреча с медицинским работником) Инсценировка «Колобок – на новый лад» (для мам) Декабрь Инсценировка «Зимовье зверей» Театральная пятница инсценировка сказки «Теремок» (по правилам дорожного движения») Январь «Театральная пятница» Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка» «Встреча с интересными людьми» (встреча с полицейским) Февраль «Встреча с интересными людьми» (папы с рассказами об их службе в армии) Праздник «23 февраля» Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка» Март Праздник «8 марта» «Встреча с интересными людьми» (родители с рассказами о нашем городе) Апрель Театральная пятница семейный выход в театр Встреча с интересными людьми (актер театра) Май«Встреча с интересными людьми» (ветераны или участники военных действий) Театральная пятница инсценировка «Пожар в лесу» по правилам пожарной безопасности

Планирование деятельности по патриотическому воспитанию Компоненты патриотического воспитания - о культуре народа, его традициях, творчестве - о природе родного края и страны и деятельности человека в природе - об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках - о символике родного города - о культуре народа, его традициях, творчестве - о природе родного края и страны и деятельности человека в природе - об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках - о символике родного города - Любовь и чувства привязанности к родной семье и дому - интерес к жизни родного города и страны - гордость за достижения своей страны - уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому - восхищение народным творчеством - любовь к родной природе, к родному языку - уважение к человеку-труженику и желание - Любовь и чувства привязанности к родной семье и дому - интерес к жизни родного города и страны - гордость за достижения своей страны - уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому - восхищение народным творчеством - любовь к родной природе, к родному языку - уважение к человеку-труженику и желание - труд - игра - продуктивная деятельность - музыкальная деятельность - познавательная деятельность - труд - игра - продуктивная деятельность - музыкальная деятельность - познавательная деятельность Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)

Планирование деятельности по организации подвижных игр Игра - основное занятие ребенка дошкольника и занимает ведущее место в его образе жизни, педагоги особенно выделяют подвижные игры, когда ребенок или несколько детей сразу включаются в бурную подвижную деятельность. У каждой определенной подвижной игры есть свои условия и правила, выполняя которые достигается цель игры. Методика проведения подвижных игр для детей разного дошкольного возраста Пятилетних ребят уже волнует результат подвижной игры, они говорят о своих желаниях, продумывают и воплощают в жизнь двигательный и общественный опыт. Не менее важную роль играет повторение и имитация движений, выполняемых взрослыми. В возрасте 4-5 лет можно вводить подвижные игры по команде, такие как футбол, бадминтон, ведь дети очень любят играть во «взрослые» игры. Игры с мячом имеют огромное влияние на развитие малыша. Такие игры как волейбол, мини-футбол координируют движения ребенка, делают их точнее, активно работает кора головного мозга и улучшается глазомер. Процесс отбивания мяча избавляет от мышечного напряжения, помогает снять стресс и агрессию и вызывает общее удовольствие от игры. Методика проведения подвижных игр для детей разного дошкольного возраста Пятилетних ребят уже волнует результат подвижной игры, они говорят о своих желаниях, продумывают и воплощают в жизнь двигательный и общественный опыт. Не менее важную роль играет повторение и имитация движений, выполняемых взрослыми. В возрасте 4-5 лет можно вводить подвижные игры по команде, такие как футбол, бадминтон, ведь дети очень любят играть во «взрослые» игры. Игры с мячом имеют огромное влияние на развитие малыша. Такие игры как волейбол, мини-футбол координируют движения ребенка, делают их точнее, активно работает кора головного мозга и улучшается глазомер. Процесс отбивания мяча избавляет от мышечного напряжения, помогает снять стресс и агрессию и вызывает общее удовольствие от игры.

2.8. Организация предметно-развивающей среды группы Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы «Радуга» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что предполагает: - последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей; - учет половых особенностей и предпочтений детей; - направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между детьми; - стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению.

Детские центры развития ИГРОВОЙ ЦЕНТР 1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, 2. Оборудование для режиссерской игры: - многофункциональные кубики; - макеты (объемные – домики, гаражи, плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширмы); - наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); - животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа); - неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; - символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе – неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе – мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей). ИГРОВОЙ ЦЕНТР 1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, 2. Оборудование для режиссерской игры: - многофункциональные кубики; - макеты (объемные – домики, гаражи, плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширмы); - наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); - животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа); - неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; - символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе – неопознанные предметы и объекты; в подготовительной к школе группе – мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей). ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ Литературный центр 1.Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста: - произведения фольклора, - сказки русские народные и народов мира; - произведения русской и зарубежной классики; - произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи). 2. Книги, любимые детьми этой группы. 3. Сезонная литература. 4. Обменный фонд (для выдачи на дом). 5. Детские журналы (старшая группа). 6. Детские рисунки. 7. Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми). 8. Увлечение детей (открытки, календари ). ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ Литературный центр 1.Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста: - произведения фольклора, - сказки русские народные и народов мира; - произведения русской и зарубежной классики; - произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи). 2. Книги, любимые детьми этой группы. 3. Сезонная литература. 4. Обменный фонд (для выдачи на дом). 5. Детские журналы (старшая группа). 6. Детские рисунки. 7. Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми). 8. Увлечение детей (открытки, календари ).

Центр речевого творчества Игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. 1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5\10 см). Наклеить кусочек искусственного меха, наждачную бумагу, кусочек мягкой ткани, воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли, кусок веревки или толстый шнурок, спички или маленькие толстые палочки, скорлупки от орехов, фольгу или целлофан, бархат или бархатистую ткань, рубчатую ткань, крупу, чешуйки от шишки. 2. Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. 3.Настольно-печатные игры. 4.«Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями). Театрализованная деятельность 1.Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок. 2. Кукольный театр. 3. Театр из игрушек-самоделок. 4. Театр резиновых игрушек. 5Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры. 6. Клубковый театр. 7. Театр марионеток. 7. Плоскостной театр. 9. Теневой театр. 10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках. 11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов). 12. Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящиеся по размеру, цвету. 13.Игры, разрезанные картинки. Центр речевого творчества Игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма. 1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5\10 см). Наклеить кусочек искусственного меха, наждачную бумагу, кусочек мягкой ткани, воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли, кусок веревки или толстый шнурок, спички или маленькие толстые палочки, скорлупки от орехов, фольгу или целлофан, бархат или бархатистую ткань, рубчатую ткань, крупу, чешуйки от шишки. 2. Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. 3.Настольно-печатные игры. 4.«Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями). Театрализованная деятельность 1.Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок. 2. Кукольный театр. 3. Театр из игрушек-самоделок. 4. Театр резиновых игрушек. 5Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры. 6. Клубковый театр. 7. Театр марионеток. 7. Плоскостной театр. 9. Теневой театр. 10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках. 11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов). 12. Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящиеся по размеру, цвету. 13.Игры, разрезанные картинки. ЦЕНТР НАУКИ Детское экспериментирование и опыты 1. Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина. 2.Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы. 3. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема. 4. Мерные ложки (от детского питания). 5. Сита и воронки. 6. Резиновые груши разного объема. 7. Половинки мыльниц. 8. Формы для льда. 9. Резиновые перчатки. 10. Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки). 11. Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля. 12. Гигиенические безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки). 13. Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания. 14. Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины). 15. Лупы. 16. Клеенчатые фартуки. 17. Нарукавники. 18. Щетка, совок, тряпки. 19. Технический материал – гайки, скрепки, винтики. 20. Разные виды бумаги. 21. Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи. 22. Природный материал. 23. Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики). 24. Карточки-схемы проведения экспериментов. 25. Индивидуальные дневники для экспериментирования. 26. Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по правилам работы в уголке экспериментирования). 27. Персонажи, наделенные определенные определенными чертами (в младшей группе – любознательный, в средней – удивляющийся, в старшем возрасте – задающий вопросы почемучка), от имени которых моделируется проблемные ситуации. ЦЕНТР НАУКИ Детское экспериментирование и опыты 1. Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина. 2.Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы. 3. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема. 4. Мерные ложки (от детского питания). 5. Сита и воронки. 6. Резиновые груши разного объема. 7. Половинки мыльниц. 8. Формы для льда. 9. Резиновые перчатки. 10. Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки). 11. Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля. 12. Гигиенические безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки). 13. Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания. 14. Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины). 15. Лупы. 16. Клеенчатые фартуки. 17. Нарукавники. 18. Щетка, совок, тряпки. 19. Технический материал – гайки, скрепки, винтики. 20. Разные виды бумаги. 21. Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи. 22. Природный материал. 23. Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики). 24. Карточки-схемы проведения экспериментов. 25. Индивидуальные дневники для экспериментирования. 26. Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по правилам работы в уголке экспериментирования). 27. Персонажи, наделенные определенные определенными чертами (в младшей группе – любознательный, в средней – удивляющийся, в старшем возрасте – задающий вопросы почемучка), от имени которых моделируется проблемные ситуации.

Уголок природы 1. Комнатные и искусственные растения. 2.Аквариум. 3. Декоративные птицы, млекопитающие. 4. Сезонный растительный материал. 5. Место для труда. 6. Календарь наблюдений. 7. Ящики с посадками. 8. Календарь природы. 9.Макеты. 10. Музейный и коллекционный материал. 11. Модель времена года. Уголок природы 1. Комнатные и искусственные растения. 2.Аквариум. 3. Декоративные птицы, млекопитающие. 4. Сезонный растительный материал. 5. Место для труда. 6. Календарь наблюдений. 7. Ящики с посадками. 8. Календарь природы. 9.Макеты. 10. Музейный и коллекционный материал. 11. Модель времена года. ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО- КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР 1. Конструкторы с разными способами крепления деталей. 2. Игры типа «Танграм». 3.Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы). 4. Простейшие чертежи. 5. Опорные схемы. 6. Необходимые для игр материалы и инструменты. ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО- КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР 1. Конструкторы с разными способами крепления деталей. 2. Игры типа «Танграм». 3.Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы). 4. Простейшие чертежи. 5. Опорные схемы. 6. Необходимые для игр материалы и инструменты. ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА) 1. Семейные и групповые альбомы. 2. Стенд с семейными фотографиями детей группы, сопровождаемые именами и датами рождения. 3.Фишки, символические предметы для моделирования пространственного расположения участников фотографий. 4.Ростомеров, изготовленные в виде силуэтов куклы, медвежонка (разные). Для детей 4 – 5 лет 1. Игры – логические кубики, уголки, «составь куб». 2.Серия: «сложи узор», «куб-хамелеон», «геоконд», «волшебный куб», «сложи картинку». 3. Дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. 4. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Достройка»). 5.Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений. 6. Игры для освоения величинных, числовых, пространственных отношений («составь такой же узор»). 7. Игры с алгоритмами, включающие 3 – 5 элементов простых действий («выращивание дерева»). 8. Альбомы с образцами логических упражнений. 9. Альбом для детского творчества. ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА) 1. Семейные и групповые альбомы. 2. Стенд с семейными фотографиями детей группы, сопровождаемые именами и датами рождения. 3.Фишки, символические предметы для моделирования пространственного расположения участников фотографий. 4.Ростомеров, изготовленные в виде силуэтов куклы, медвежонка (разные). Для детей 4 – 5 лет 1. Игры – логические кубики, уголки, «составь куб». 2.Серия: «сложи узор», «куб-хамелеон», «геоконд», «волшебный куб», «сложи картинку». 3. Дидактические пособия: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. 4. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Достройка»). 5.Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений. 6. Игры для освоения величинных, числовых, пространственных отношений («составь такой же узор»). 7. Игры с алгоритмами, включающие 3 – 5 элементов простых действий («выращивание дерева»). 8. Альбомы с образцами логических упражнений. 9. Альбом для детского творчества.

ЦЕНТР ИСКУССТВА Оборудования для изобразительной деятельности 1. Полочка с подлинными произведениями искусства. 2.Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты. 3.Краска, кисти, карандаши, мелки, фломастеры. 4. Белая и цветная бумага. 5. Ножницы 6.Пластилин, салфетки. 7.Губки, штампы, тампоны. 8.Стеклышки, свечи. 9. Силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства. 10. Доски для рисования мелком. 11. Детские и взрослые работы по рисования, аппликации. 12. Баночки для воды. 13. Природный и бросовый материал. 14. Дидактические игры. ЦЕНТР ИСКУССТВА Оборудования для изобразительной деятельности 1. Полочка с подлинными произведениями искусства. 2.Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты. 3.Краска, кисти, карандаши, мелки, фломастеры. 4. Белая и цветная бумага. 5. Ножницы 6.Пластилин, салфетки. 7.Губки, штампы, тампоны. 8.Стеклышки, свечи. 9. Силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства. 10. Доски для рисования мелком. 11. Детские и взрослые работы по рисования, аппликации. 12. Баночки для воды. 13. Природный и бросовый материал. 14. Дидактические игры. ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СПОРТА) 1. Спортивный комплекс. 2. Мини-физкультурные уголки. 3. Материалы для игр. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 1. Разный бросовый материал. 2. Ткань. 3. Дерево. 4. Природный материал. 5. Опорные схемы. 6. Операциональные карты. 7. Простейшие чертежи. 8. Модели. ЦЕНТР ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТОВОГО ТРУДА 1. Предметы и материалы для обучения детей приготовлению блюд, починке одежды, стирке, глаженью. 2. Девочкам – для обучения вышиванию, шитью на детской швейной машинке. 3. Мальчикам – для обучения выжиганию, моделированию, работы молотком, пилой. ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СПОРТА) 1. Спортивный комплекс. 2. Мини-физкультурные уголки. 3. Материалы для игр. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 1. Разный бросовый материал. 2. Ткань. 3. Дерево. 4. Природный материал. 5. Опорные схемы. 6. Операциональные карты. 7. Простейшие чертежи. 8. Модели. ЦЕНТР ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТОВОГО ТРУДА 1. Предметы и материалы для обучения детей приготовлению блюд, починке одежды, стирке, глаженью. 2. Девочкам – для обучения вышиванию, шитью на детской швейной машинке. 3. Мальчикам – для обучения выжиганию, моделированию, работы молотком, пилой.

III Организационный раздел 3.1. Учебный план непосредственной образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

3.2. Календарный план

3.3. Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении 1. Прием детей, осмотр, измерение температуры, игры, утренняя гимнастика.7.00 – Подготовка к завтраку. Завтрак.8.10 – Игры, подготовка к занятиям, дыхательная гимнастика.8.40 – Организованная непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам).Самостоятельная деятельность – Второй завтрак (перед прогулкой) 6. Подготовка и выход на прогулку, прогулка – Возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед Подготовка к дневному сну. Полоскание полости рта, закаливающие мероприятия. Сон Постепенный подъем, воздушные процедуры, ходьба помассажным ковриком, закаливающие мероприятия, игры Подготовка к полднику, полдник Познавательно – игровая деятельность Подготовка к ужину, ужин Познавательно – игровая деятельность – Подготовка к прогулке, прогулка. Игры, уход детей домой. Индивидуальная работа воспитателя – 19.00

3.5. Материально – техническое оснащение педагогического процесса Осуществлять деятельность Получение информации Получение информации создание и использование информации создание и использование информации Физическое развитие Физическое развитие Проектирование и конструирование Проектирование и конструирование обработка материалов и информации обработка материалов и информации исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений Проведение экспериментов Проведение экспериментов наблюдения (включая наблюдение микрообъектов), наблюдения (включая наблюдение микрообъектов), Создание материальных объектов, Создание материальных объектов, Организовать отдых и питание

Способы поддержки детской инициативы Инициативность: Активность в начинании, запускать новые дела; Активность продвижения начинания; Активность вовлечения в начинание и продвижение начинание окружающих людей. Инициативность: Активность в начинании, запускать новые дела; Активность продвижения начинания; Активность вовлечения в начинание и продвижение начинание окружающих людей. ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ ДЕТСКОЕ ИГРОВОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ «От удивления и любопытства к любознательности и стойкому интересу» ДЕТСКОЕ ИГРОВОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ «От удивления и любопытства к любознательности и стойкому интересу» СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬН О-ИГРОВОЙ СРЕДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ИГРУШЕК ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ПЕРЕХОД К НОВЫМ АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ (Ориентироваться скорее на процесс получения знаний детей, чем на знания как таковые) ПЕРЕХОД К НОВЫМ АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ (Ориентироваться скорее на процесс получения знаний детей, чем на знания как таковые) ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОКАЗАТЕЛЬНОГО ТИПА РАССУЖДЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ ОБЩИМ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕНИЕ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ ОВЛАДЕНИЯ И СИНТЕЗА НОВЫХ ЗНАНИЙ (в любой предметной области) СОЗДАНИЕ ШИРОКОГО КРУГОЗОРА

Литература 1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. –М., ЦГЛ,2005. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Текст / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, Гербова В.В. Учусь говорить Текст Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе Радуга», Текст/ В.В.Гербова. – М.: Просвещение, Гербова В.В. Учусь говорить Текст: пособие для детей среднего дошкольного возраста Текст / В.В. Гербова. – М. Просвещение,, Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество Текст : методическое пособие для воспитателей / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, Гризик Т.И.. Программа «Радуга» пособие для воспитателей детских садов/ Т.И. Гризик. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», Гризик Т.И.. методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Рабуга»/ Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, Давыдова Г.Г. «Познаю себя» - Волгоград, Доронова Т.Н. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 111 с. 9. Доронова Т.Н Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду, методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова. – М. : Просвещение, Доронова Т.Н Природа, искусство и изобразительная деятельность детей Текст : методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение, Доронова Т.Н Альбом об искусстве Текст : учебно – наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова. – М.: Просвещение, Доронова Т.Н Сделаю сам Текст: дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми среднего дошкольного возраста / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, Дыбина О.В. «Что было до….»: игры путешествия в прошлое предметов/ О.В. Дыбина. – игры путешествия в прошлое предметов/ О.В. Дыбина. – М.:Т.Ц. «Сфера», Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет / Текст : Н.П. Ильчук, В.В. Гербова. _ М.: Издательство АСТ, Князева О.Л. Приобщение деиейК истокам русской народной культуры. Текст : программа, учебно-методическое пособие/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. –СПб: Детство _ Пресс, Лиштван З.В. Конструирование Текст: пособие для воспитателей детского сада/ З.В. Лиштван. – М.: Просвещение, Лосева Л.В. Моя Родина - Волгоград Текст: программа нравственно –патриотического воспитания дошкольников/ Л.В. Лосева, М.В. Корепанова, А.М. Яценко. – Волгоград, Сербина Е.В. Математика для малышей Текст : кн. Для воспитателей детского сада. – М. Просвещение, – 80 с. 19. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников, работающих по программе «Радуга». – 2-е изд./ Е.В. Соловьева. –М.: Просвещение, Соловьева Е.В Моя математика для дошкольников Текст: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – 2-е изд. / Е.В. Соловьева. –М.: Просвещение, Соловьева Е.В Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: методические рекомендации для воспитателей /Т.Н. Гризик, Г.В. Глушкова, И.Г. Галянт и др. ; науч. Ред. Е.В. Соловьева. -.М.: Просвещение, Финогенова Н.В. «Математика в движении», средняя группа – Волгоград, издательство «Учитель», Шапошникова С.В. Развернутое перспективное планирование по программе «Радуга», средняя группа –Волгоград, издательство «Учитель», 2009