ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ХРИСТИАНСТВЕ. παιδεία ν Χριστ καλοκ γαθ α θέωσις.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование, наука и философия в средневековье
Advertisements

РЕБЁНОК В ШКОЛЕ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ ШКОЛЫ Ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
«Система воспитания в Византии» Никифор Анастасия Васильевна, факультет Истории и права, 1003 гр.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
Возникновение государства. Византия возникла в 395 году, после окончательного разделения Римкой империи на Западную и Восточную ( Византийскую ). Столицей.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. Эпиграф урока: «В начале было слово. Слово было Бог»
Культура раннего средневековья. Истоки культуры в Раннее средневековье Мир Римской Империи: города Высокая культура Европейская культура Мир варваров:
Философия Доцент кафедры философии Макиенко Марина Алексеевна.
История школьного обучения Работа Лазарева Филиппа5Б.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСКИЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ.
Средневековая философия Патристика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Основной вопрос о самобытности российской цивилизации.
Разделы философского знания и их проблематика Т. Ю. Быстрова Екатеринбург 2011.
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным.
6 класс Античность- цивилизация Древней Греции и Древнего Рима Период античности - VIII в. до н. э. – V вв. н. э.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

παιδεία ν Χριστ καλοκ γαθ α θέωσις

библиография периодизация институты программы идеи

Marrou H.-I. Histoire de l'éducation dans l'Antiquité. Paris : Ed. du Seuil, 1948 (часть 3, р. 313–461, особенно главы 9–10 и эпилог) Jaeger W. Early Christianity and Greek Paideia. Harvard, 1962 И. Адо. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: ГЛК, 2002 Гаврилюк П. История катехизации в древней Церкви. М., 2001 Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М.: ББИ, 2006 Сидоров А.И. Богословские школы древней церкви // Православная энциклопедия. Т. 5. С.

Дмитревский В., свящ. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань, 1884 Дьяконов А.П. Типы высшей богословской школы в древней церкви (III–VI вв.) // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. М., С.6–55 Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: Ком Книга, 2006 (глава первая, параграф 5 «Александрийская школа как центр христианской науки». С. 171–193) Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург: У- Фактория, 2005 (часть 2, глава 6, параграф «Образование», с. 323–330) Лемерль П. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X века. СПб., 2012 (третья глава, с. 59–104)

политические/ церковные события 70 – взятие Иерусалима римлянами 117 – смерть Траяна, предел империи из истории образования ок.150 г. – богословская школа в Риме (Иустин) конец II – начало III в. – расцвет александрийской школы

313 – Миланский эдикт 325 – Никейский Собор 330 – 11 мая основание Константинополя (начало Византии) 361–363 – имп. Юлиан 476 – взятие Рима остготами создание «университета» в Константинополе запрет преподавания христианам-учителям после 400 – неоплатонизм в Афинах и Александрии сопротивляется христианству – основание в Конст «Аудиториума» – высшее учебное заведение, университет по образцу высших школ Античности (существует до падения Города с восстановлениями)

476 – взятие Рима остготами 638 – Софроний сдает Иерусалим арабам 641 – захват Александрии арабами 751 – конец Равеннского экзархата под ударами лангобардов 529 – Юстиниан закрывает Афинскую школу 717–741 – имп. Лев Исавр закрыл школу в Константинополе, основанную Константином 863 – восстановление кесарем Вардой школы под упр. Льва Математика (философия, риторика, квадривиум) 860-е – миссия Кирилла и Мефодия

– падение Константинополя 1045 – Константин IX Мономах восстанавливает университет в виде заведения с двумя кафедрами (права и философии, преп. Михаил Пселл и Иоанн Итал) 1459 – Марсилио Фичино открывает Платоновскую Академию во Флоренции

образовательные институты древнего христианства синагога огласительное училище богословская школа –епархиальная школа –монастырская школа –церковно-приходская школа столичный университет

κατηχ ω – (устно) поучать, обучать (μ θοις Luc.; περ τινος NT, Plut.; τιν τι и κ τινος NT памятники: от протокатехизисов апостольского времени (Дидахе, литература Двух путей) до расцвета жанра в IV-начале V в. (Огласительные циклы Кирилла Иерусалимского 18+5, Феодора Мопсуестийского, Амвросия Медиоланского и Иоанна Златоуста

1) исторический катехизис 2) моральный катехизис (литература «двух путей») 3) догматический катехизис – развернутое толкование крещального символа веры («Огласительные беседы» Кирилла, Амвросия и Феодора) 4) тайноводственный катехизис («Слова тайноводственные» Кирилла Иерусалимского)

богословская школа –епархиальная школа (Διδασκαλειον: Александрия, Кесария, Константинополь) –монастырская школа (на Западе) monasterium clericorum –церковно-приходская школа (на Западе)

AUDITORIUM 31 кафедра 10 греч. 10 лат. 8 ритор. (5 греч., 3 лат.) 2 юрид. 1 философская

παιδεία ν Χριστ высшая школа (богословие, образование) средняя школа (специализация, ремесло) начальная школа (грамотность, воспитание)

«только вполне образованный (eruditus) человек может достичь познания Бога и души… познание невозможно как для человека, который еще является рабом страстей, так и для того, кто уже очистился, но не понимает философских понятий. Ведь последние по силам лишь тому, кто освоил простые и умопостигаемые числа. Перечисление этих чисто философских понятий в некотором роде составляет перечень глав неоплатонической онтологии, которая рассматривает формы небытия и бытия… абсолютное ничто… три значения слова субстанция (неоформленная материя, материя оформленная, но неодушевленная… форма в теле), две акциденции – время и пространство, виды движения: в пространстве, вне пространства, в покое» И. Адо. Свободные искусства и философия в античной мысли. М.: ГЛК, С

«…тот, кто освоит числа простые и умопостигаемые, легче поймет эти вещи… не только высшего Бога, которого знают лучше, вовсе его не зная, но и свою душу» Augustinus, De ordine

χριστιανισμός φιλοσοφία γκύκλια μαθήματα – προπαιδεύματα

Ориген Epistula ad Gregorium Thaum. 1, 4 …я хотел бы, чтобы ты по возможности взял и из греческой философии то, что может служить для христианства в качестве общеобразовательного знания или пропедевтики ( γκύκλια μαθήματα – προπαιδεύματα ), и из геометрии и астрономии то, что может быть полезным для изъяснения священных писаний, чтобы то, что ученики философов утверждают относительно геометрии, музыки, грамматики и риторики и астрономии, как вспомогательных для философии, мы могли сказать и о самой философии по отношению к христианству…

Basilius. De legendis gentilium libris «В эту жизнь вводят нас, конечно, Священные Писания, образующие нас посредством учений таинственных; но пока, по возрасту, не можем изучить глубину смысла их, мы и в других писаниях, не вовсе от них далеких, упражняем на время духовное око, как в некоторых тенях и зерцалах… для приготовления к чему надобно трудиться по мере сил, беседовать и с стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая- либо польза к попечению о душе. …и мы, чтобы добрая слава наша навсегда оставалась неизгладимою, посвятив себя предварительному изучению сих внешних писателей, потом уже начнем слушать священные и таинственные уроки, и как бы привыкнув смотреть на солнце в воде, обратим, наконец, взоры к самому свету. Поэтому, ежели между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати…

будущая жизнь Священное Писание сочинения поэтов, риторов, философов нынешняя жизнь

«…те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают» (Федон 64 а)

«…древние добродетель называли напутствием в старости, заключая ее в пределы телесной жизни и ограничивая ее продолжением человеческой жизни....я же посмеюсь этому как детской мысли, простирая взор в тот долгий и неувядающий век, в котором так же нельзя мыслью постичь предела, как назначить предел бессмертной душе. К нему-то и служит напутствием христианская добродетель» (cf. К юношам… Oratio )