Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС И.В. Варганова, и.о. зав. кафедрой естественно- математических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Научные основы системно – деятельностного подхода.
Advertisements

Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Системно-деятельностный подход Педагогический совет МОУСОШ
ФГОС: новые образовательные результаты.. Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается.
Деятельностная парадигма образования Психологические основы развивающего обучения.
Подготовила Гусак И.В., зам.директора УР Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» пгт. Пойковский Нефтеюганского.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Материалы к научно- практическому семинару. Системно- деятельностный подход в обучении МОУ Гульцовская основная общеобразовательная школа.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Системно – деятельностный подход как условие повышения качества образования г.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ФГОС: I. Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Великая цель образования – это не знания, а действия Герберт Спенсер.
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
LOGO Системно – деятельностный подход в рамках ФГОС МБОУ Спасская гимназия.
Системно - деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе подготовила учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС И.В. Варганова, и.о. зав. кафедрой естественно- математических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО, доцент

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость.

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? 1961 год 2001 год Знания устаревают каждые 3-5 лет

Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания

Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК

Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

ФГОС НОО, ООО, С(П)О воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (удочка ֶ ); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; ФГОС НОО, ООО, С(П)О

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания путем их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; ФГОС НОО, ООО, С(П)О

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. ФГОС НОО, ООО, С(П)О

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО, ООО, С(П)О ФГОС НОО, ООО, С(П)О Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке «Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев (1995 г.) Портрет выпускника школы Универсальные учебные действия личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения =

Системно-деятельностный подход, что это? Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно- деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

«Если бы удалось четко установить значение всех слов и понятий, то можно было бы избавить человечество от доброй половины его заблуждений». Рене Декарт Системно-деятельностный подход, что это?

Подход… (рассматривался с позиции обучающего) субъективно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика; шире понятия «стратегия обучения», система обучения (он включает их в себя, определяя методы, формы, приемы, принципы обучения).

уметь изучать и использовать в работе методы и приемы формирования познавательных и социальных мотивов учащихся; видеть причины низкого уровня адаптации детей к школе, помнить, что не ребенок адаптируется к школе, а учитель и школа к ребенку; грамотно формировать навыки самооценки, взаимооценки, осторожно вводить данные методы в учебный процесс; понимать важность знания когнитивного стиля ученика, изучать тип памяти, мышления, особенности восприятия, представления; знать стратегию обучения в рамках ФГОС НОО, ООО, С(П)О; четко определять, исходя из стратегии и сущности системно - деятельностного подхода, методы, формы, приемы, ведущие принципы обучения; уметь создавать требуемые условия для эффективного решения задач образования. Учителю необходимо:

Система - целенаправленное множество различных элементов и их связей. Особенность такого подхода заключается в том, что он предписывает анализировать не только функции элементов, их специфику, но – и это главное – всю структуру взаимодействия элементов, способы их связей, то новое, что этим взаимодействием достигается. Именно эффект взаимодействия имеется в виду, когда проектируется система, ее функции, структура элементов и их связи. Системообразующим фактором системы является взаимодействие. Чем шире образовательное пространство, чем больше круг взаимодействия, тем эффективнее срабатывает система, которая способна решать задачи, обозначенные новым стандартом

воспитание и развитие качеств личности, процессов, свойств, соответствующих требованиям современности: гражданственность, толерантность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация, ценность Базовые понятия

"activity" (англ.яз.)- любой вид практической или познавательной активности человека. Деятельность

«Это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо» (Рубинштейн С.Л.) «Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности …» «Деятельности без мотива не бывает…» (Леонтьев А.Н.) Деятельность

Ребенок будет исходить из результата, который в свою очередь будет формировать мотив («не получается – научусь, не получается – возьму другую предметную область»), учителю не следует мешать поиску ребенка, определению собственных возможностей. Деятельность Системообразующий фактор деятельности - мотив

Деятельность В педагогике в качестве основных ("ведущих") выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Собственная учебная деятельность школьников - это важная составляющая системно- деятельностного подхода. Можно сказать: «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Разве может быть обучение не развивающим? Если я обучаю школьников, то и развиваю их ТО: идея о независимости развития (в том числе и умственного) от обучения. Цикл развития всегда предшествует циклам обучения обучение естественное развитие зона актуального развития =

Л.С.Выготский (30-е годы XXв.) РО: обучение не есть развитие, но «правильно организованное», оно ведет за собой детское умственное развитие обучениеразвитие зона ближайшего развития =

Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов (50-е годы XXв.) «Теория учебной деятельности» РО: между обучением и развитием всегда стоит деятельность (творчество ведет за собой развитие интеллекта!) обучениедеятельностьразвитие

Концепция СДП: Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Принципом их изучения должен выступать системный.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Реализация собственной УД выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект- субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». ( В ТО - «меня учат»). Концепция СДП:

Традиционное обучение Развивающее обучение Принцип доступности Зона ближайшего развития Учащийся – объект ПДУчащийся – субъект собственной УД Ориентировано на усвоение суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания Решая конкретно-практические задачи. Учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи. Решая их, учащиеся, усваивают общие способы УД В результате формируется индивид – человек. Способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»; действие целеполагания («что я должен сделать...»); выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); решение задач; рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»). Организация УД школьников:

Действует правило: не «закрой тетрадь» и не «подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ. УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Организация УД школьников:

мета-деятельность по управлению другой деятельностью (учитель- управленец). Деятельность учителя