Тема : Правописание личных окончаний глагола В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –... ?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ» Правописание личных окончаний глаголов. Правописание буквы Ь в глагольных формах. Правописание суффиксов. НАДО ЗНАТЬ:
Advertisements

Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Чтобы определить спряжение Окончание под ударением Окончание безударное Поставь глагол в неопределённую форму -у -ю -Ешь -Ет -Ем -Ете -Ут -Ют -у -ю -Ишь.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
1. Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, тся и ться что делать? Что сделать?
Правильные действия – правильная буква. Цели урока: умение распознавать глаголы- исключения и правильно писать их окончания; умение распознавать глаголы-
Чтобы определить спряжение глагола, выясни Окончание под ударением (сильная позиция) Окончание безударное (слабая позиция) Поставь в неопределенную форму.
Глагол Глагол Спряжение глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
1. Личное окончание глагола ударное? НЕТДА 2. Ставлю в инфинитив. Оканчивается на –ИТЬ? ДА НЕТ II спр. И АТ (ЯТ) 3. Глаголы брить, стелить? НЕТДА 3. Глаголы.
«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»..
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Спряжение глагола Цель урока: Научиться определять спряжение Правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Транксрипт:

Тема : Правописание личных окончаний глагола В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –... ? А. Югов. Думы о русском слове. 17 августа 2014 г. Вторая летняя Всероссийская конференция 2014 года "Актуальные проблемы теории и практики образования" Апина Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы БОО Республики Алтай "Республиканская гимназия имени В.К.Плакаса" Республика Алтай, г.Горно-Алтайск

Правописание личных окончаний глагола В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие А. Югов. Думы о русском слове. Вся выразительность прозы – в глаголе, ибо … глагол это действенность характера... Ю. Бондарев Блиц-этюд: Глаголы, определяющие действенность разминка (статику?)моего характера… Задание : По ходу урока обдумывайте глаголы (и производные), которые отразят вашу работу на уроке

1. Инфинитив (Что делать? Что сделать?) - начальная форма глагола (обобщенное значение действия, без проявления лица, числа, рода) 2. вид (совершенный – что сделать? несовершенный – что делать?) 3. спряжение ( изменение по лицам и числам, 1,2) 4. Переходность (способность сочетаться с сущ. в вин. пад.без предлога) 5. Возвратность (наличие или отсутствие суф-са -СЯ, -СЬ) 6. Наклонение (изъявительное, условное, повелительное) 7. Время (прошедшее, настоящее, будущее) 8. лицо (если есть) 9. число (если есть) 10. род (если есть) Какие из признаков (категорий) и понятий глагола необходимы, для раскрытия темы?

Изъявительное Условное Повелительное прошедшем времени настоящем времени будущем времени Изменяютс я по лицам и числам Изменяются по числам, в ед.ч -по родам Действие, которое могло бы совершиться Просьба, приказ побуждение к действию Учился бы, училась бы Сделал бы, сделали бы Учись, учитесь Сделай, сделайте Учился научился учусь Буду учиться научишься Наклонение глагола Кв. 1. Все ли глаголы имеют личные окончания? (проявляют лицо = спрягаются) Вывод: По лицам и числам изменяются ( спрягаются) только глаголы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени Как значение наклонения влияет на способность глагола к изменению? Действие в

Лицо глагола 1 лицо. Я Единственное число Множественное число 1 лицо МЫ 2 лицо ТЫ2 лицо ВЫ 3 лицо ОН (ОНА,ОНО) 3 лицо ОНИ Чита-ю стро-ю Чита-ешьстро-ишь Чита-ет стро-ит Чита-ем стро-им Чита-етестро-ите Чита-ют стро-ят читать, строить Кв 1. На что указывает лицо глагола? Указывает на производителя действия только в глаголах изъяв.накл.наст.и будущ.времени 2. Что выражают личные окончания ? значение лица Задание : Назовите значение лица у глаголов Выигра-ет, отлич-ат-ся, выхож-у, отвеча-ешь, приготов-ите, законч-им (он) (они) (я) (ты) (вы)(мы )

Личные окончания глагола 1 лицо. Я Единственное число Множественное число 1 лицо МЫ 2 лицо ТЫ2 лицо ВЫ 3 лицо ОН (ОНА,ОНО) 3 лицо ОНИ Чита-ю стро-ю Чита-ешьстро-ишь Чита-ет стро-ит Чита-ем стро-им Чита-етестро-ите Чита-ют стро-ят 1 спряж 2 спряж 1 спряж Чем объясняется различие в окончаниях глаголов одного и того же лица? Личные окончания I спряжения Личные окончания II спряжения ед.ч.мн.ч.ед.ч.мн.ч. 1 лицо Я-у (-ю) МЫ-ем Я-у(-ю) МЫ-им 2 лицо ТЫ-ешь ВЫ-ете ТЫ-ишь ВЫ-ите 3 лицо ОН (она)-ет ОНИ-ут (-ют) ОН-ит ОНИ-ат (-ят) В окончании - Е, У ( Ю ) В окончании - И, А (Я ) Ид-…шь, крич-…те, сид-…шь, вид-…м, ( они ) просе -…т, ( они ) кле- …т Определить лицо и спряжение глаголов. Когда возникает проблема выбора окончания? От чего это зависит?

Как определить спряжение глагола? Является ли окончание ударным? Да Нет Определяем спряжение по окончанию С - Е.., У (Ю) - 1 спряж. С - И.., А (Я) - 2 спряж. Поставить в инфинитив (не меняя вида) Оканчивается на - ИТЬ? Оканчивается НЕ на - ИТЬ? Глагол 2 спряж Глагол 1 спряж. Кроме брить стелить зиждиться 1 спряж Кроме гнать, дышать держать, видеть терпеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, вертеть 2 спр. ВЫсп - …шься Пронаблюдай и сделай вывод! ВЫлет -..м ВЫпуст -..м ВЫ/: лет-Им ВЫ/: сп-Ишь Выпиш..шь ВЫ/:п Уст-имвыпустить ВЫ/: п Иш-ешь выписать Можно ли к глаголам с приставкой ВЫ применять общее правило? Следуй алгоритму Сделай верные шаги к выводу

Хоч-у хоч-ешь хоч- ет хот -им хот- ите хот- ят Бег-у беж-ишь беж- ит Беж- им беж - ите бег- ут Е- м е- шь е- ст Ед- им ед- ите ед - ят Да - м да- шь да - ст Дад- им дад- ите дад- ут Разноспрягаемые глаголы Глаголы особого (архаического) типа спряжения Что зависит от правильного определения личных окончаний глагола ? - Правильный выбор суффикса причастия ( дейст.наст., страд. наст.) - Правильное выполнение пункта А 16, В 4 (ЕГЭ) - Просто приятно быть грамотным!!! Лингвистическое наблюдение

Вставить пропущенные буквы, мотивировать выбор 1) За двумя зайцами погон...шься ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 1. Что объединяет все примеры? Это пословицы. 2. Устное рассуждение-блиц: «В справедливости какой пословицы вам пришлось убедиться на личном опыте?»

1 ) За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. ( погнаться –искл, 2 спр. Поймать-1 спр 2) Много будешь знать скоро состаришься. (быть -1 спр, состариться – 2 спр) 3) Правда глаза колет. ( колоть – 1 спр) 4) Конь вырвется догонишь, слова сказанного не воротишь.(вы/: рв Аться-1 спр., догнать –искл,2 спр., воротить-2 спр.) Вставить пропущенные буквы, мотивировать выбор (проверь себя) 2. Устное рассуждение-блиц: «В справедливости какой пословицы вам пришлось убедиться на личном опыте?»

Различай ! Написать Напиш-и- те письмо! Если напиш- ете, буду рад. Написать - 1 спряж. Стукнуть Стукн- и- те в окно! Когда стукн - ете, я выйду. Стукнуть- 1 спр Вспомн – и - те эти стихи! Вспомнить Как вспомн - ите, прочтите Вспомнить – 2 спр. 2. Сделайте вывод : От чего зависит правописание данных глаголов? глаголы 2-го лица мн. ч. повелительного накл. глаголы 2-го лица мн. ч. изъявительного накл. 1. Проанализируйте данные пары примеров (значение, морфемный состав) Лингвистическое наблюдение

Расшифруй метафоры, используя глаголы и их производные

gif gif jpg gif gif gif gif Иллюстрации взяты из общедоступных бесплатных источников в поисковой системе Яндекс по лингвистическому запросу

Пояснение к презентации Предлагаю вашему вниманию презентацию-сопровождение урока в 10 классе по теме «Правописание личных окончаний глагола». Это одна из иллюстраций моего опыта по созданию электронных (динамичных) таблиц по различным темам русского языка и литературы. Их можно включать в презентацию-сопровождение уроков или использовать при необходимости отдельные кадры как самостоятельные таблицы. Поскольку на уроках русского языка мы учимся представлять материал лингвистических статей учебника в виде таблиц, схем, вычленяя главное, это очень удобно. Я не привожу сценария урока по заявленной теме, поскольку все задания даны на слайдах, и как их словесно «одеть», будет целиком зависеть от учителя, обучающихся, многочисленных ситуаций, которые могут возникнуть на уроке. 1 слайд – эпиграф к уроку с заданием закончить мысль А.Югова 2 слайд – высказывание Ю.Бондарева с творческим заданием-разминкой (на перемене было предложено подумать над этими глаголами) 3-8 кадры – собственно таблицы по теме, включающие лингвистические наблюдения, задания и вопросы 9-10 практикум + творческое задание 11 – лингвистическое наблюдение (по этому правилу дается домашнее задание) 12. Оценка своей работы, настроения на уроке