«Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка» Мастер – класс Учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ п.Свободный Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области» Балашовой Г.А.
«Всякое механическое усвоение становится автоматическим; как всякое автоматическое усвоение, оно отличается прочностью, долговременностью и безошибочностью… Попробуйте быстро сбежать с привычной для вас лестницы, думая о том, чтобы не оступиться, и вы непременно оступитесь; бегите по ней вниз, думая о чём угодно, только не о лестнице, и вы отчётливо и безошибочно выполните всю нужную работу для спуска к выходу»,- писал известный языковед А.Д.Алфёров.
Вопрос об обучении распадается на следующие отделы: - способы закрепления в памяти учащихся правильных словесных форм; - упражнения по развитию способностей их к запоминанию с помощью орфографических задач; - методы проверки достигнутых результатов; - приёмы исправления ученических ошибок.
П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё З Ц А Задание. Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки. Прочитайте слово. Дайте ЛЗ слова берёза. Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение.
Физкультминутки – одно из средств выработки орфографической зоркости Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости. На доске запись: Сорняк, голова, спасает, борода, колючки, горбы, волосок, волчата, тропа, голоса, плита, море. Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной гласной в корне,вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2-мя безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем л е с, вы садитесь, если слово с корнем с а д, встаньте. Сад,лес,лесной,садовый,садовник,лесник,лесочек,садик.залесь е,садочек,посадка,лесовик,перелесок.
Разгадайте кроссворд. Дайте ему название. По горизонтали 1. Откидной головной убор,пришиваемый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. 2. Плод дуба. 3. Очень тихий звук. 4. Чрезмерно строгий в поведении человек. По вертикали 1. Колючий садовый кустарник с кисло-сладкими крупными ягодами. 3. Очень тихий разговор. 4. Число,которое делится на два
Кроссворд»Слова на шипящий» Сущ. м.р.(по гориз.) 1.кр.прилаг.(по верт.)6. Сущ. М.р.10.Сущ. 3 скл. 2. Сущ. 3 скл.ж.р.7. Сущ. Мн.ч.11. Глаг. 2 л. Ед.ч. 3.Кратк. Прил.8. Кр. прилаг.12. Глаг в н.ф 4. Частица (по верт.) 4.сущ. В род.п.( по гориз.) 9. Глаг. 2 л. Ед.ч. 13. Частица 5.гл.в н.ф.14.сущ. 3 скл.(по верт.) 14.сущ.мн.ч.(по гориз.) 15.Наречие
Стеклянный оловянный деревянный Решённый масляное гусиный Станционный посажёный(отец) серебряный Маринованный украденный влюблённый Песчаный глиняный безлунная дарёный ветреный сданная воробьиное голубиное жаренное(в масле) утиное багряный испечённый Сонный экскурсионный целинный Буквенный диктант Н и НН в прилагательных и причастиях
Алгоритм Определить, в какой форме употреблён глагол Н.Ф гл-ла Повел. накл 2 л. Ед.ч Написать ЬНаписать ЬНаписать Ь Исключение: ляг лягте Например : читаешь… Шаг 1. Определить,в какой форме употреблён глагол. Шаг 2. 2-е л.ед.ч. Шаг 3. Написать ь : читаешь.
Алгоритм Правописание гласных после приставок, оканчивающихся на согласный Выделить приставку в слове Определить, какой по происхождению она является Русская иноязычная Сверх-остальныенаписать И Меж- приставки Запомнить: Взимать Написать Написатьпроизносится и пишется И Ы с «И»
–Дело обучения правописанию может крепко стоять и правильно идти только в той школе, где оно составляет предмет заботы всей школы, где и преподаватель математики в задаче требует орфографического письма, и другой учитель-предметник не отказывается при случае сделать соответствующее указание и обратить внимание на правописание учащихся.