ЕNQА – Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании. ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт. ТМСК – типовая модель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
Advertisements

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Опыт внедрения системы менеджмента качества в ВУЗе. Трудности и перспективы разработки, внедрения системы менеджмента качества. Хафизов Ильдар Ильсурович.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ООБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА. Платонова С.Ю., заместитель директора по УВР Лицея имени.
Система менеджмента качества ЧТТПиК Этап апробации Максимова С.А., зам. директора по НМР 28 августа 2009 г.
О результатах внутреннего аудита 1 в учебном году Отчет заслушан на заседании Совета по качеству г. Отдел менеджмента качества образования.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
Первый этап внедрения системы менеджмента качества в Новосибирской государственной областной научной библиотеке.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
ФГОУ СПО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ХРИСТИЧ Татьяна Юрьевна, руководитель НМЦ ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ.
Внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованием СТ РК ИСО в ТОО «Нәтиже Сүт Фабрикасы». Презентация дипломного проекта Подготовила:
Транксрипт:

ЕNQА – Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании. ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт. ТМСК – типовая модель системы качества. ОО – образовательная организация. СМК (О) – система менеджмента качества. РК – руководство по качеству. УВКО – Управление внутривузовского контроля образования. УК – уполномоченный по качеству. ДП – документированная процедура. ИК – информационная карта процесса. КД – корректирующие действия. ПД – предупреждающие действия. ИСО серия международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO. Требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в организации (на предприятии). ФГОСТ Р ИСО Национальный стандарт РФ. Системы менеджмента качества. Требования. ФГОСТ Р ИСО Национальный стандарт РФ. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества. Сокращения и обозначения, используемые в документе

* приема и профориентационной работы; * работы с выпускниками и обеспечения связи с заинтересованными в них работодателями; заинтересованными в них работодателями; * создания благоприятных социальных условий; * состояния воспитательной работы.

интеграции образовательного процесса в исследовательскую деятельность преподавателей и студентов, в производство и профессиональные сообщества;интеграции образовательного процесса в исследовательскую деятельность преподавателей и студентов, в производство и профессиональные сообщества; организационной культуры в институте;организационной культуры в институте; маркетинговой деятельности;маркетинговой деятельности; результатов освоения образовательных программ с точки зрения формирования и развития системы ключевых компетентностей выпускников;результатов освоения образовательных программ с точки зрения формирования и развития системы ключевых компетентностей выпускников; нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения;нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения; управления образовательным процессом в институте, складывающееся из качества стратегических, тактических целей и норм, определяющих содержание и технологию освоения основных образовательных программ;управления образовательным процессом в институте, складывающееся из качества стратегических, тактических целей и норм, определяющих содержание и технологию освоения основных образовательных программ; организационных структур;организационных структур; управленческого персонала;управленческого персонала; системы оценки;системы оценки; управленческих технологий и ресурсов, используемых в образовательной деятельности.управленческих технологий и ресурсов, используемых в образовательной деятельности.

Нормативная база по управлению качеством Нормативные документы Минобрнауки России и Рособрнадзора - Решение коллегии от 16 ноября 2004 г. 3/1 «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического института)» - Приказ Минобрнуки России от 3 декабря «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях - Письмо Минобрнуки России от /12-16 «О разработке и внедрении внутривузовских систем управления качеством образования» - Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от /05-01 «О создании общенациональной системы оценки качества образования»,

- Приказ Минобрнуки России от г «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» - Руководство для участников конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»» - Модель и критерии конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» - Письмо Минобрнуки России от /12-16 «О типовой модели системы управления качеством образования» - Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16 ) Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов - Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16) Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности Письмо - Письмо Минобрнауки РФ от /12-16 « О методических материалах по системе качества»

- Руководство по качеству (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16) - Руководство по качеству (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16) - Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16) - Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16) - Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16) - Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (Приложение к письму Минобрнуки России от /12-16) - Приказ Минобрнуки России от г «Об утверждении состава Совета по координации управления качеством профессионального образования» - Решение Совета по координации управления качеством профессионального образования от Приказ Рособрнадзора от «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» - Приказ Рособрнадзора от «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования».

* * Изучен и проанализирован опыт разработки, внедрения СМК в вузах, которые уже многие годы успешно внедряют СМК на основе типовой модели (Санкт-Петербургский государственный электротехнический институт (ЛЭТИ); Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ); Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС); Санкт-Петербургский инженерно- экономический институт и др.). * Проведён анализ существующей документации института (положений о структурных подразделениях и должностных инструкций). * На основе разработанной и утверждённой методики проводится СВОТ- анализ деятельности учебных подразделений - систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности учебных подразделений института, анализ положительных и отрицательных факторов влияющих на деятельность и дальнейшее их развитие, на этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения выявленных проблемных ситуаций и улучшения деятельности учебных подразделений.

Руководитель ЦМК (представитель руководства по качеству) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ (ЭКСПЕРТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ) ЦЕНТР МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА УЧЕБНЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛЫ ВНЕШНИЙ АУДИТ - государственная аккредитация, аттестация, лицензирование; - общественная аккредитация - система Интернет- тестирования; - работодатели - преп. других вузов УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО КАЧЕСТВУ: - сотрудники деканатов; -сотрудники кафедр - сотрудники подразделений ВНУТРЕННИЙ АУДИТ - проректор; - начальники (руководители) структурных подразделений; - заведующие кафедрами; - деканы факультетов ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВОМ ИНСТИТУТА

Что сделано на этапе введения СМК? *Издан приказ ректора о начале работ по разработке СМК. *Издан приказ ректора о начале работ по разработке СМК ГАОО ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича». * Утверждены: план работы ЦМК на уч. год, планы-графики проверки учебных занятий и план-график проведения экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательной организации в структурных подразделениях института. * Создана экспертная группа по качеству. * Создана экспертная группа по качеству образования ГАОО ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича». * Разработано и утверждено Положение о экспертной группе по качеству. * Разработано и утверждено Положение о экспертной группе по качеству образования ГАОО ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича». * Разработаны и утверждены рабочие инструкции уполномоченных по качеству от структурных подразделений института. * Сформирован список уполномоченных по качеству от структурных подразделений института.

Основные функции экспертной группы по качеству: * взаимодействие с внешней средой ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» в сфере заказчиков и потребителей образовательных услуг; * контроль качества учебного процесса и научной деятельности ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича»; * организация работ по улучшению качества; * проектирование процесса предоставления образовательных услуг; * проведение различных мониторинговых и контрольных операций контроля качества рабочих процессов и их результатов; * методическая и консультационная поддержка работ по внедрению методов менеджмента качества и разработки документации в структурных подразделениях ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича»; * сбор и анализ информации о качестве предоставляемых образовательных услуг; * подготовка предложений по устранению несоответствий, повышению квалификации и мотивации персонала, улучшению материальной базы, улучшению управления ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича»; *доведение выработанных предложений до руководства.

* Назначен представитель руководства по качеству института и разработана его должностная инструкция. На представителя руководства в области качества возлагается следующая ответственность: обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии необходимых для СМК процессов; организация и проведение внутренних аудитов в ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича»; анализ результативности СМК; подготовка и представление руководству ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» данных о функционировании СК и необходимости ее улучшения; содействие пониманию требований потребителей всеми сотрудниками ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича». Представитель руководства по качеству наделяется следующими полномочиями: осуществляет взаимодействие с внешними организациями по вопросам качества и/или СК организует взаимодействие высшего руководства ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» с руководителями процессов при согласовании целей и ресурсов для их достижения; информирует руководство о функционировании системы качества, в том числе о состоянии ресурсов, находящихся в распоряжении руководителей процессов; контролирует деятельность руководителей процессов по результатам: сбора и анализа записей и данных о процессе; управления несоответствиями; мероприятий (планируемых, корректирующих и предупреждающих), выполняемых в рамках процессов.

* Выбрана модель системы менеджмента качества. * Выбрана модель системы менеджмента качества ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича». * Разработан и утвержден план мероприятий по разработке и внедрению СМК. * Разработан и утвержден план мероприятий по разработке и внедрению СМК ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича».

На основе изучения текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, потребителей и заинтересованных сторон, сформулированы миссия, видение, политика и цели в области качества, оформленные в виде письменного заявления (декларации о Политике в области качества, На основе изучения текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, потребителей и заинтересованных сторон, сформулированы миссия, видение, политика и цели в области качества, оформленные в виде письменного заявления (декларации о Политике в области качества ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича», Политика в области качества доведена до коллектива путем обсуждения в подразделениях и размещения на Интернет-сайте института. Политика в области качества доведена до коллектива путем обсуждения в подразделениях и размещения на Интернет-сайте института. Сформирован институт уполномоченных по качеству, координирующих работу по созданию и сопровождению СМК в структурных подразделениях института. Уполномоченные по качеству фактически являются проводниками политики в области качества на всех уровнях структуры института и совместно с «Центром менеджмента качеством» участвуют в разработке документации СМК, а в будущем и в проведении внутренних аудитов и самооценки вуза, в обработке полученных данных, формировании и реализации планов корректирующих и предупреждающих действий. Сформирован институт уполномоченных по качеству, координирующих работу по созданию и сопровождению СМК в структурных подразделениях института. Уполномоченные по качеству фактически являются проводниками политики ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» в области качества на всех уровнях структуры института и совместно с «Центром менеджмента качеством» участвуют в разработке документации СМК, а в будущем и в проведении внутренних аудитов и самооценки вуза, в обработке полученных данных, формировании и реализации планов корректирующих и предупреждающих действий.

Основные процессы в вузе – образовательный и научный. Вспомогательные процессы – ресурсное обеспечение: кадровое, административно-управленческое, нормативно-правовое, учебно- методическое и информационное, материально-техническое и социальное, финансовое и пр. * * Разработан и утвержден ректором института реестр процессов и видов деятельности СМК ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича», подлежащих описанию в форме документированных процедур или информационных карт.

Реестр процессов и видов деятельности в рамках системы менеджмента качества ГАОУ ВПО «Московский институт индустрии. туризма имени Ю.А. Сенкевича». 1 Деятельность руководства в СМК. ГАОУВПО «Московский институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича». 1.1 Стратегия, Политика и цели в области качества 1.2 Планирование и развитие СМК 1.3 Распределение ответственности и полномочий 1.4 Подготовка к лицензированию, аттестации и аккредитации 1.5 Анализ системы качества со стороны руководства 1.6 Финансирование системы качества

Типовые процессы СМК 2 Основные процессы СМК (2.1)Маркетинг (2.2) Проектирование и разработка образовательных программ 2.3 Довузовская подготовка (2.4) Прием студентов (2.5) Реализация основных образовательных программ (2.6) Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми 2.7 Проектирование программ дополнительного образования 2.8 Реализация программ дополнительного образования 2.9 Подготовка кадров высшей квалификации (2.10) Научные исследования и разработки 2.11 Инновационная деятельность 2.12 Международная деятельность

3 Вспомогательные процессы СМК (3.1) Управление персоналом (3.2) Управление образовательной средой (3.3) Редакционно-издательская деятельность (3.4) Библиотечное и информационное обслуживание 3.5 Управление информационной средой (3.6) Управление закупками (3.7) Управление инфраструктурой 3.8 Управление производственной средой 3.9 Обеспечение безопасности жизнедеятельности 3.10 Социальная поддержка студентов и сотрудников

4 Измерения, анализ и улучшение в рамках основных и обеспечивающих процессов 4.1 Мониторинг, измерение и анализ процессов 4.2 Управление несоответствиями 4.3 Улучшение процессов Примечание - В скобках указаны номера процессов, входящих в инвариантное ядро типовой модели и подлежащих проверке при оценке выполнения показателя Государственной аккредитации "Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования" (приказ Рособрнадзора 1938 от ). К инвариантному ядру типовой модели СК ОО также относится: деятельность руководства в СК ОО (раздел 1 табл.); деятельность по измерению, анализу и улучшению в рамках основных и обеспечивающих процессов (раздел 4 табл.).

Руководители процессов системы качества МГИИТ Руководители процессов назначаются распоряжением ректора Руководители процессов назначаются распоряжением ректора Руководитель процесса уполномочен: Руководитель процесса уполномочен: * выставлять требования к входам своего процесса и их показателям; * проводить предупреждающие и корректирующие мероприятия для управления процессом, а также планируемые мероприятия для его улучшения; * запрашивать ресурсы для обеспечения процесса, проведения корректирующих/предупреждающих мероприятий, а также для мероприятий по улучшению процесса; * разрабатывать и вносить изменения в управляющую документацию процесса. Руководитель процесса несет ответственность за менеджмент процесса во всех его аспектах – планирование, управление, обеспечение, улучшение и оценку процесса. Руководитель процесса несет ответственность за менеджмент процесса во всех его аспектах – планирование, управление, обеспечение, улучшение и оценку процесса.

Структура и взаимосвязи СМК Структура и взаимосвязи СМК МГИИТ (проект) Ученый совет Координационный Совет по качеству при ректоре Декан факультета (Директор института) Учебное управление Ректор Отдел качества обучения Отдел мониторинга и аудита Проректор по учебной работе (ответственный представитель руководства по качеству Отдел трудоустройства выпускников Методическая комиссия факультета Ученый совет Руководитель структурного подразделения Руководитель процесса (курирующий проректор) УВКО Отдел обеспечения приёма студентов Информационные потоки

В рамках пилотного проекта ГАОУ ВПО «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича» «Руководство по качеству» Управлением внутривузовского контроля образования * Разработана и утверждена ректором института документированная процедура «Управление документацией». Для обеспечения унификации документов по СМК для каждого типа документов прописаны правила их создания, идентификации, оформления колонтитулов. * *Совместно с ректором по учебной и методической работе, руководителем центра менеджмента качеством разработана и утверждена ректором института «Методическая инструкция системы качества» предписывающая соблюдение общих требований к построению, содержанию, оформлению, утверждению «Положения о структурном подразделении» и «Должностной инструкции» и изменений к ним. * *В соответствии с документированной процедурой «Управление документацией» учебным и методическим отделом института переработаны и утверждены в установленном порядке рабочие учебные планы направлений подготовки (специальностей), рабочие программы учебных дисциплин.

* Необходимо разработать и рассмотреть на заседании Совета по качеству (до конца учебного года), для дальнейшего утверждения ректором, документированные процедуры: «Порядок управления записями», «Внутренние аудиты». Данные процедуры входят в число шести обязательных документированных процедур, регламентированных международным стандартом ISO 9001:2008. * В стадии разработки находятся документированные процедуры «Корректирующие и предупреждающие действия», «Управление несоответствующей продукцией», которые являются последними обязательными документированными процедурами, требуемые стандартом. Совместно с ответственными в части касающейся структурными подразделениями института, планируется пересмотреть и подготовить в соответствии с документированной процедурой «Управление документацией» к переизданию сборник собственных нормативных документов по основным видам деятельности в институте (учебная, научная, воспитательная).

* В целях формирования целостного базового представления о системе менеджмента качества и процессном подходе в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008, а также приобретения навыков, знаний и умений в области построения СМК, проведены обучающие семинары уполномоченных по качеству от структурных подразделений по таким темам как: выбор типовой модели системы менеджмента качества вуза, основные принципы построения системы менеджмента качества вуза, использование процессно- ориентированного подхода при построении СМК вуза, рассмотрение документированной процедуры «Управление документацией». * В целях формирования целостного базового представления о системе менеджмента качества и процессном подходе в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008, а также приобретения навыков, знаний и умений в области построения СМК, проведены обучающие семинары уполномоченных по качеству от структурных подразделений по таким темам как: выбор типовой модели системы менеджмента качества вуза, основные принципы построения системы менеджмента качества вуза, использование процессно- ориентированного подхода при построении СМК вуза, рассмотрение документированной процедуры «Управление документацией». * В ближайшее время (после утверждения документированных процедуры «Внутренние аудиты») необходимо организовать прохождение специальной подготовки представителями структурных подразделений института с получением сертификата внутреннего аудитора в целях дальнейшего проведения внутренних аудитов согласно ДП «Внутренние аудиты». * В ближайшее время (после утверждения документированных процедуры «Внутренние аудиты») необходимо организовать прохождение специальной подготовки представителями структурных подразделений института с получением сертификата внутреннего аудитора в целях дальнейшего проведения внутренних аудитов согласно ДП «Внутренние аудиты».