Карунная Ольга Викторовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии филиала С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательная программа «Дорога к миру» Автор: Абдулина Адима Аиповна Классный руководитель 5 класса МОУ СОШ 6 с. Петропавловка 2014 год.
Advertisements

Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Доклад-презентация учителя начальных классов С.В.Абашкиной.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
«Современные образовательные технологии в образовательном процессе по иностранным языкам» (из опыта работы учителей ИЯ МОУ СОШ 133)
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Черноштан Николай Васильевич, учитель технологии МБОУ «Атамановская СОШ»
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ. Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными.
Презентация авторской программы по экологическому воспитанию учителя начальных классов высшей квалификационной категории Суродеевой Натальи Алексеевны.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Филиппова Елена Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 16.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
ПОСИДЕЛКИ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ.
Транксрипт:

Карунная Ольга Викторовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии филиала С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме

«Сказки - это коллективно созданные и коллективно хранимые народом устные художественные эпические повествования в прозе с таким нравственно-эпическим, социально- политическим и общественно-бытовым содержанием, которое по самой своей основе требует … использования приемов неправдоподобного изображения действительности…» В.П. Аникин Данное определение взято нами за основу, поскольку в его трактовке «не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды…»

Педагогический потенциал сказки – это совокупность имеющихся в её резерве возможностей воспитания и обучения, а именно: -развитие в комплексе общих и специальных способностей личности, -воздействие образов сказок на сферы сознания и подсознания, -формирование гармонично развитой личности, -заложенные в сказке условия оптимизации процессов обучения и воспитания.

Сказка может служить средством экологического образования и воспитания, то есть может способствовать формированию базовых экологических знаний, любви и бережного отношения к природе Экологическое воспитание - это процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют; цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания (знания и представления о высокой значимости и ценности окружающей природной среды). Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы

Специфика экологического воспитания младших подростков состоит в том, что : их знания и представления о высокой значимости и ценности окружающей природной среды должны быть окрашены положительными эмоциональными чувствами, переживаниями по отношению к окружающей среде и негативными чувствами по отношению к ее разрушению; необходим деятельностный подход к данному процессу, что означает постановку учащегося в позицию активного субъекта познания, включение его в ситуации игровой, творческой, учебной деятельности; в коллективном или групповом характере применяемых методов, позволяющих подростку включаться в деятельность общения со сверстниками; в необходимости использования демократического стиля педагогического руководства; важно формировать у них сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира, в частности при помощи художественной литературы; необходимо научить их видеть контрасты пагубного и благоприятного влияния человека на природу; сформировать биологические знания и понятия о взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей их средой.

В процессе экологического воспитания используются сказки: народные: волшебные и бытовые; психокоррекционные, дидактические и медитативные; экологические. Сказки с экологическим содержанием: впитывают в себя исторический опыт человечества, в них точно подмечены особенности животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции; учат научному видению, в занимательной форме помогают раскрыть сложные явления природы, научиться понимать потребности растений и животных, их взаимоотношения с окружающей средой; отличаются тем, что в них заложены базовые формы осознанно- правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней; служат источником формирования элементарных экологических понятий; позволяют формировать уважение к природе, ответственность за нее. натурфилософский смысл сказки призывает к гармонии человека и природы

Технология работы со сказкой - системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный отбор и композиционное построение дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения и воспитания посредством сказки. Классификационные параметры: по уровню применения: все уровни; по философской основе: гуманистическая, свободного воспитания; по ведущему фактору психического развития: социогенная и психогенная; по концепции усвоения: развивающая, суггестивная; по ориентации на личностные структуры: технология саморазвития, эмоционально- художественная и эмоционально-нравственная; по характеру содержания и структуре: воспитательно-обучающая и проникающая; по организационным формам: групповая; по типу управления познавательной деятельностью: групповая и дифференцированная; по параметру подхода к ребенку: личностно-ориентированная; по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая. по направлению модернизации: основанная на активизации и интенсификации деятельности детей, природосообразная; по категории обучающихся: массовая.

Типология сказок по Т.Д.Зинкевич -Евстигнеевой Методика работы со сказкой Целевой компонент Содержательный компонент Методологический компонент Общие (развитие, обучение, воспитание). Специальные (ПП, ПД, ПК, ПТ). Частные (программы, занятия и т.д.) Средства Вербально- информаци- онные ТСО Наглядные Методы Работа со сказкой Игротерапия Песочная терапия Арт-терапия Имиджтерапия Куклотерапия Интеграция подходов: Педагогического и психологического технологиитехнологии Формы Работы (анализ, рассказывание, драматизация, сочинение сказок). Организация ПД индивидуальная (консультация) групповая: -КРП -классный час -внекл.меропр. -урок Знания Умения и навыки Моделирование поведения Опыт творческой деятельности Теория Эмпирика О мире Представления О формах Личные качества, поведения черты и свойства. на ценностном уровне

Педагогические условия экологического воспитания младших подростков в процессе работы со сказкой : опора на художественную выразительность и образность волшебных и бытовых типов сказок, ясность их экологического сюжета; применение в качестве приоритетных групповых и коллективных форм организации деятельности учащихся; совместная деятельность педагога и учащихся по анализу экологических сказок, а также их сочинению; эмоционально-деловая насыщенность процесса работы с экологической сказкой, выражающаяся в реализации деятельностного подхода, в частности в применении творческих, активных форм и методов работы со сказкой, таких как драматизация, сочинение сказок и т.д.; соблюдение принципа системности, состоящего во взаимообусловленности целей, задач, содержания, форм, методов и средств работы с экологической сказкой и их соответствии возрастным и индивидуальным особенностями школьников; демократический стиль педагогического руководства, подразумевающий равноправное взаимодействие педагога и учащихся, отказ от прямых наставлений, поддержку инициативы подростков, уважение личности каждого учащегося, опору на положительные качества ребёнка.

Спасибо за внимание!