Методы обучения информатики в школе. План: Методы обучения и содержания образования. Обзор методов изучения информатики. Традиционные методы обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод – способ достижения цели.. Методы обучения связаны задачами урока (каждая задача решается совершенно конкретными методами или их.
Формы, приёмы и методы организации эффективного урока Исходная идея современного урока – это единство обучения, воспитания и развития. Дробот Вера Андреевна,
Методы обучения.. Метод обучения (от греческого metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Методы и приемы активизации познавательной сферы учащихся.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Похилько Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКУ СОШ 12.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Росток» города Чебоксары»
Методы педагогического процесса - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно- воспитательных задач. Методы.
Технология построения урока на основе ИКТ (теоретический семинар)
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы и средства обучения.
Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. В.П. Вахтеров.
Транксрипт:

Методы обучения информатики в школе

План: Методы обучения и содержания образования. Обзор методов изучения информатики. Традиционные методы обучения в информатике. Мыслительные операции и работа на ЭВМ. Реализация методов обучения информатики: словесно-фронтальные методы. Методы обучения разработке алгоритмов. Метод открытых программ.

Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне попробовать, и я научусь.

Метод (от греч. мetodos – «исследование») – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. (М.И. Махмутов).

Классификация методов обучения По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система общедидактических методов обучения Лернера-Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные самостоятельные работы и работы под руководством преподавателя); методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса: познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Частнодидактические методы обучения: По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников и др.): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.); По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа; В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д. По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный; По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

В.П. Гаркунов в основе классификации методов обучения видит три критерия: Структура процесса обучения. Содержание процесса обучения. Взаимная деятельность обучаемых и преподавателя.

В связи с этим выделяются три группы методов обучения: общелогические (индукция, дедукция, аналогия); методы исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование, описание, метод теоретического исследования); общепедагогические (методы изложения, беседы, самостоятельная работа).

Это важно! Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляет важнейшую сторону деятельности учителя.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1). Соответствие целям и задачам обучения. 2). Соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.) 3). Соответствие реальным учебным возможностям класса: возрастным, уровню подготовленности (обученности, развитости, степенью владения ИКТ), особенностям класса. 4). Соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных УМК) и отведенному времени для обучения.

5). Эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.). 6). Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень владения тем или иным методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

Существенные изменения вносит возможность использования средств ИКТ в методы обучения. Это обеспечивается благодаря: уникальным особенностям компьютера; расширению круга учебных задач; широкой диалогизации учебного процесса; возможности моделирования современной деятельности преподавателя и обучаемого на всех этапах обучения, в том числе и при решении учебных задач; широкой индивидуализации обучения, опирающейся на динамическую модель обучаемого; психологически обоснованному распределению управляющих функций между компьютером и обучаемым.

Для компьютерных методов обучения необходима такая трактовка метода обучения, которая дает возможность перенесения научных методов в учебный процесс в рамках соответствующих дидактических методов обучения. В рамах такого подхода особенно актуализируется использование компьютерных средств обучения, основанных на методах компьютерного моделирования.

МЕТОДЫ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ носители соответствующей технологии обучения, одновременно являются и инструментом научной деятельности и средством реализации новых научных методов, привнесенных в естественные науки и другие отрасли научного знания информатикой.

Метод информационного моделирования является одним из наиболее целесообразных и эффективных методов сбора и систематизации информации, выявления факторов, влияющих на анализируемые объекты и процессы, их наглядного представления и обработки данных эксперимента.

Информационная модель Информационная модель выступает как совокупность взаимосвязанных описаний понятий о предмете изучения на основе применения знаковых систем. В информационной модели отражаются качественные и количественные свойства объектов, составляющих предмет изучения, а также логические, функциональные, пространственные и временные отношения между ними.

Рассмотрим, какие средства ИКТ имеют наиболее важное значение для эффективной реализации основных методов обучения Объяснительно-иллюстративному методу в наибольшей степени соответствуют демонстрационные электронные образовательные ресурсы; учебные информационно-справочные системы, т.к. объяснительно-иллюстративный метод связан, как правило, с обращением к значительному фактическому материалу. Метод программированного обучения находит реализацию в автоматизированных обучающих системах (АОС).

Схема, отражающая важнейшие связи между основными методами обучения и адекватными им средствами обучения на базе ИКТ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИТ и ППС Демонстрационные ППС Компьютерные тренажеры АОС Предметно-ориентированные обучающие среды (мультимедиа технологии, техно- логии виртуальной реальности) Объяснительно-иллюстративный метод Метод программированного обучения Эвристический метод Проблемный метод Модельный (моделинговый) метод

Информационно- коммуникационные технологии широко используют активные методы обучения: метод проектов, обучение в сотрудничестве (креативные курсы).

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом. 6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 7. Использование исследовательских методов: – определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; – выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; – оформление конечных результатов; – анализ полученных данных; – подведение итогов, корректировка, выводы.