«Педагогическая власть: в контексте договорных отношений (по результатам работы на интернет- форуме «Педагогическая власть: контексты и подтексты)» Кибирев Андрей Александрович, доцент кафедры педагогики и психологии КГОУ ДПО ХК ИРО
Цифры и факты на Что участники делали на форуме: -Постигали педагогическую и социальную реальность -Делились друг с другом чувствами, мыслями, смыслами, практиками, технологиями, артефактами… -Вырабатывали общие подходы, договаривались об условиях совместной работы -Устанавливали дружеские и деловые контакты -Предлагали формулировки определений и понятий -Осуществляли коммуникацию, организовывали совместную деятельность по выработке общих решений Работа шла на семи ветках форума: - Педагогическая власть: благо или… - Навыки поведения – лидерство – власть - Конструктивное начало педагогической власти – 5 веток Количество постов (ответов) – 405 Количество просмотров
качестводоступность качество доступность Наиболее значимые черты открытого образования открытостьмодульность открытость модульность непрерывностьпараллельность непрерывность параллельность возможностьдальнодействия возможность дальнодействия широкий охват широкий охватдемократичность широкий охват демократичность рентабельностьпродуктивность рентабельность продуктивность
Влияние Обмен свободами Сила личного авторитета Управление собой Наказание Управление классом Взаимодейс твие Порядок дисциплина Идеоло гия Экспертная позиция Полномочия и санкции
Образование человека как субъекта жизнедеятельности Методы, технологии (как, каким образом) Инструменты, приёмы (посредством чего?) Задачи (что делаем?) Цели (для чего?)
Педагогическая власть как феномен (структура для анализа) виды и формы методы, приёмы функции предназначение
Педагогическая власть Опирается на законодательные и культурные нормы Функции: - устанавливает границы - обеспечивает порядок и последовательность действий - регулирует отношения - распределяет ресурсы… Методы и приёмы управления (влияния) Виды власти, формы проявления Назначение: является средством обеспечения целостного педагогического процесса направленного для достижения целей образования детей
Формальные основания (объективный фактор) Неформальные основания (субъективный фактор) Нормативная власть Власть эталона Власть принуждения и наказания Экспертная власть К л ю ч е в ы е с л о в а нормативная базалидерствоволюнтаризмспособности и ПВК дисциплинаавторитетдавлениекомпетентности субординацияидентификациявоздействиевлияние санкциисила личного примера наказаниедоговорные отношения
Динамическая модель педагогической власти Ценности цели Интересы потребности Мотивация РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ
Факторы, влияющие на высказывания участников форума Западная или восточная культурная традиция Основные религии и конфессии Ценности: а) западные, б) советские, в) православные (традиционные) Направленность личности: а) на себя б) на других; Профессиональные позиции…
Новый профессиональный стандарт рассматривает педагога в качестве Учителя обучение Воспитателя воспитание Тьютора развитие
Профессиональные позиции участников дискуссии Педагог-практик Методист Управленец Учёный Модератор Родитель Ребёнок
Можем ли мы договориться? Необходимость различных интерпретаций обусловливается тем, что педагогическая власть, как и власть вообще, будучи исключительно сложным, многоаспектным, многомерным феноменом, может и должна рассматриваться с различных позиций, высвечивающих различные ее грани, позволяющих учитывать различные степени общности ее проявлений, выстраивать трактовки на различных основаниях». Г.Б. Корнетов