Н езависимая внешняя оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Advertisements

Подходы к независимой внешней оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации.
Общественное признание уровня качества подготовки выпускников и гарантий качества образования университета, как инструмент повышения конкурентоспособности.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Общественная аккредитация образовательных организаций и программ в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития Ректор Регионального.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Семкина Т.А. заместитель генерального директора АККОРК НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ Москва, 29 сентября.
1. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру государственной аккредитации.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Лебедева Е.А. заместитель директора по учебно-производственной работе ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж»
Нормативно-методическое обеспечение профессионально- общественной аккредитации профессиональных образовательных программ ФАКТОРОВИЧ А.А., д.п.н., заместитель.
Законодательные основы проведения экспертизы в сфере образования Руководитель инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области Е.Н. Горяшина.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
EFQUEL - ведущее аккредитационное агентство Европы, специализирующееся на оценке качества и аккредитации e- learning программ, созданное при поддержке.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Транксрипт:

Н езависимая внешняя оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитации

ENQA European Association for Quality Assurance in Higher Education Европейская Ассоциация гарантии качества в высшем образовании ENQA была создана в 2000 году с целью предоставления гарантии европейским агентствам, государственным органам и университетам информации, описания опыта и положительной практики в области гарантии качества. ENQA разработаны европейские стандарты обеспечения качества высшего образования. ENQA выступает в качестве инициатора и координатора проектов по гарантии качества образования, в том числе по транснациональному образованию. ENQA разработан и воплощен в жизнь европейский регистр агентств (EQAR), включение в который соответствует наивысшей в Европе степени признания деятельности агентств. ENQA на данный момент включает 40 полных членов, 8 агентств имеют статус кандидата в члены ENQA.

INQAAHE International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании INQAAHE создана в 1991 году с целью сбора и распространения информации, касающейся теории и практики оценки и поддержания качества высшего образования. INQAAHE уделяет особое внимание распространению знаний и информации посредством рассылки «Новостей гарантии качества»; журнала «Качество в высшем образовании»; базы данных членов сети; проходящих раз в два года международных конференций и т.п. Членами сети INQAAHE являются организации, занимающиеся непосредственно аккредитацией, вузы, и даже физические лица. На сегодняшний день в INQAAHE более 185 членов.

APQN Asia-Pacific Quality Network Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества APQN была создана в 2003 году для продвижения международного опыта по гарантии качества образования и удовлетворения потребностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона оценке качества программ и вузов. Отметим, что регион быстро развивается и в нем проживает более половины всего населения Земли. APQN помогает агентствам региона устанавливать связи друг с другом и оказывает содействие странам, в которых еще нет своих агентств гарантии качества. На сегодняшний день в APQN входят: 26 полных членов, 27 кандидатов, 14 ассоциированных членов, и 3 агентства в статусе наблюдателя. С 2007 года вузы также могут стать членами APQN: сейчас в APQN состоят 52 вуза

CEENQA Central and Eastern European Network of Quality Assurance Agencies in Higher Education Сеть агентств гарантии качества в высшем Образовании Стран Центральной и Восточной Европы Сеть создана в 2002 г. в г. Вене (Австрия) и в настоящее время в ее состав входят 22 экспертные организации из 16 стран Центральной и Восточной Европы. Цели CEEQA: Распространение положительного опыта и стимулирование сотрудничество среди агентств-участников; Предоставление специалистам рекомендаций для работы в экспертных комиссиях; Содействие объединению усилий при запуске новых проектов с целью улучшения качества высшего образования и создания консорциумов для выполнения совместных проектов, включая заявления на получение финансирования.

Нормативно-правовая база в сфере общественной и профессионально-общественной аккредитации Отдел методологии Проектный офис. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273 – ФЗ от г. Постановление Правительства Российской Федерации от N 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» Постановление Правительства Российской Федерации от г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»; Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП АФ-317/02 от ) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от р;

Акорган исполнительной власти (федеральный или субъекта РФ) Ст. 92 (п.2) …подтверждение соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях… Аккредитация 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Федеральный закон Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Отдел методологии Проектный офис. Статья 95. Независимая оценка качества образования В частности «п.1. Независимая оценка качества образования проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях удостоверения соответствия предоставляемого образования потребностям заказчика и (или) потребителя этого образования, содействия им в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.»

Аккредитация 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Отдел методологии Проектный офис. Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. П.2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. П.3 Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. П. 8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Цели независимой оценки качества образования Согласно «Закону об образовании» 1. Удостоверение соответствия предоставляемого образования потребностям заказчика и (или) потребителя этого образования, 2. Содействие потребителям образования в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы [поскольку независимая оценка качества образования предшествует процедуре профессионально-общественной аккредитации – решение о профессионально-общественной аккредитации основывается на результатах независимой оценки качества] 3. Повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Аккредитация 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Тенденции на рынке образовательных услуг

Возросший интерес к вопросам повышения качества образования Созданы две рабочие группы при разных департаментах Министерства образования и науки по вопросам профессионально–общественной аккредитации ( государственной политики в сфере высшего образования, государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО) Реализуются проекты в рамках ФЦПРО на федеральном и региональном уровнях (АККОРК, ВШЭ, МГУ, МГПУ) Постоянное привлечение внимания общественности к вопросам профессионально-общественной аккредитации

13 сентября 2013 г. Национальная служба новостей budushhih-rabotodatelej/ Рособрнадзор пообещал стимулировать те вузы и колледжи, которые развернут свои образовательные программы в сторону работодателей… 14 сентября 2013 г. Живое пространство новостей programmy-vuzov#cut programmy-vuzov#cut Сергей Кравцов - глава Рособрнадзора сообщил, что его ведомство планирует активно стимулировать развитие общественно-профессиональных механизмов аккредитации образовательных программ вузов и привлекать к ней работодателей

Ассоциация менеджеров (АМР) Союз машиностроителей России Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Зарубежные Аккредитационные агентства Появление новых игроков, заинтересованных в проведении аккредитации Ассоциация менеджеров (АМР) Союз машиностроителей России Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) Зарубежные аккредитационные агентства Образовательные организации

Появление более приближенных к требованиям конкретных объединений работодателей аккредитационных критериев и нормативных документов Привлечения работодателей к анализу и проектированию содержания программы является эффективным Содержание образовательной программы должно соответствовать не менее 240 кредитам для бакалавров и не менее 120 кредитам для магистров.

Мониторинг результатов независимой оценки качества профессионального образования Внешняя оценка Внутренняя оценка 1. Общественная оценка качества профессионального образования 2. Общественная аккредитация программ профессионального образования 3.Профессионально-общественная аккредитация программ профессионального образования 4. Рейтингование образовательных учреждений профессионального образования Внутренний мониторинг и оценка качества профессионального образования Проектные направления общественной (профессионально - общественной) аккредитации Общероссийский регистр специализированных организаций Независимая оценка систем внутреннего мониторинга и оценки качества проф. образования

ГОСУДАРСТЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА Отдел методологии Проектный офис. КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РЕКОМЕНДАЦИИ участникам парламентских слушаний по теме «Инструменты оценки эффективности качества профессионального образования: совершенствование нормативного обеспечения» 14 октября 2013 г Исходя из важности решения задачи обеспечения качества профессионального образования в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путина от 12 декабря 2012 года дано поручение Правительству Российской Федерации «в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования.

общественные и государственные институты в сфере образования Ассоциации образовательных учреждений Всероссийское педагогическое собрание Учебно-методические объединения Советы ректоров вузов Ассоциации работодателей 461 ПК Технический комитет 1 по стандартизации 461 Рособрнадзор Департамент Образования г. Москвы Росаккредагентство. Национальное агентство развития квалификаций Российская академия образования Ассоциации агентств гарантий качества

Кратко об АККОРК Отдел методологии Проектный офис Агентство по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК): Работает в области независимой оценки качества образования, независимой аккредитации образовательных программ и внедрения систем менеджмента качества в образовании (СМКО) с 2005 года. Миссия агентства: «Формирование и развитие в России независимой системы оценки качества и гарантий качества образования, соответствующей принципам Болонской декларации и лучшей мировой практике»

АККОРК сегодня Отдел методологии Проектный офис Мультистандартная методология (ESG, ФГОС, Проф. стандарты, UNIQUe, ISO, EFMD, EFQM, бенчмаркинг): экспертизы качества образования (на уровне ОП), экспертизы гарантий качества образования (на уровне ОП, на институциональном уровне), экспертизы эффективности СМКО, экспертизы эффективности применения ИКТ в образовании (на уровне ОП, на институциональном уровне), независимой аккредитации и сертификации. Международный статус профессиональной экспертной организации в сфере образования: член CHEA, ENQA, CEENQA, APQN, INQAHEE, EFQUEL, EQANIE. Аккредитация Рособрнадзора в качестве экспертной организации для участия в контрольно-надзорных процедурах. Свыше 300 сертифицированных экспертов: УГС, институциональная оценка. Свыше 2000 образовательных программ в 102 вузах и 39 колледжах прошли независимую оценку качества образования и гарантий качества образования в АККОРК,

Структура АККОРК В структуру АККОРК входят: Наблюдательный совет, Аккредитационный совет, Высший экспертный совет – в настоящее время формируются экспертные направления по УГС. Исполнительная дирекция, Региональные отделения.

Отдел методологии Проектный офис Цели внешней оценки программ и ОУ Способствовать укреплению конкурентоспособности программ и ОУ на рынке образовательных услуг: содействуя ОУ в совершенствовании СМКО, которые позволяют гарантировать студентам, что они получат образование высокого качества; выявляя аспекты образовательной деятельности, подлежащие улучшению, и рекомендуя ОУ необходимые действия. Удостоверять все заинтересованные стороны в том, что: образование, предоставляемое ОУ в рамках конкретных программ, является качественным и соответствует актуальным требованиям работодателей и рынка труда, профессиональным стандартам и отраслевым требованиям, национальным и международным рамкам квалификаций; ОУ способны поддерживать достигнутое качество образования и уровень обеспечения гарантий качества образования в течение ближайших лет.

Основные результаты независимой оценки качества образования оценка актуальности образовательной программы на рынке труда, оценка востребованности выпускников образовательной программы текущим потребностям рынка труда, оценка значимости, актуальности и достижимости целей программы, оценка актуальности планируемых результатов обучения по программе запросам рынка труда и их соответствия целям программы, оценка соответствия фактических результатов обучения целям программы и планируемым результатам обучения, оценка гарантий качества образования: процессов и условий реализации программы, выработка практических рекомендаций по развитию программы.

Изменения предпочтений образовательных организаций Аккредитация в зарубежных агентствах (АККОРК-FIBAA-РУДН) Аккредитация с привлечением зарубежных экспертов и с вынесением результатов в Международный Аккредитационный совет

Изменения в технологии АККОРК Независимая оценка (АККОРК) Аккредитация (объединение работодателей) Свидетельство о профессионально- общественной аккредитации

Информирование вуза о правилах заполнения отчета о самообследовании и подготовки документов по внутренней оценке, которые вузу необходимо предоставить экспертам Самообследование программы Камеральный анализ документов вуза. Начало работы над предварительным отчетом. Эксперт сообщает менеджеру проекта, достаточно ли полученных документов для проведения экспертизы в вузе или следует запросить дополнительные материалы. Составление экспертом программы визита и ее утверждение менеджером проекта. Посещение вуза экспертом: проведение интервью с преподавателями, заведующими кафедрами, деканом, студентами, выпускниками и работодателями; оценка качества УММ, образовательных ресурсов и МТБ; анализ уже оцененных письменных работ студентов и выпускников; посещение занятий и аттестационных мероприятий; завершение предварительного отчета. Итоговый отчет, включающий результаты экспертизы и рекомендации относительно присуждения программе аккредитации АККОРК Вынесение решения Аккредитационным советом АККОРК Аккредитация АККОРК Отказ в аккредитации АККОРК Отчет о принятых мерах по повышению качества и гарантий качества образования через 0,5 - 1,5 года Отчет не является исчерпывающим или смысл рекомендаций эксперта неясен Запрос дополнительных материалов Отрицательное решение Принятие вузом обязательств по выполнению рекомендаций и проведению последующих действий. Корректировка фактических неточностей в отчете эксперта. 21 день 2-3 дня дней Вынесение решения Высшего экспертного совета АККОРК Процедура независимой оценки качества образования

Формирование программы визита в ОУ 1. Вопросы по результатам самообследования. 2. Формирование списка дополнительных документов, которые необходимо посмотреть эксперту при очном визите. 3. Подготовка интервью с различными контрагентами. 4. Работа с матрицей компетенций. 5. Подготовка инструментария для исследования компетенций.

ПРОГРАММА ВИЗИТА ЭКСПЕРТА В ОУ Планируемые мероприятия (эксперты) Тип мероприятия Мероприятия Экспертиза качества и гарантий качества по специальности … Изучение документации (нормативные и уставные документы,учебный план, учебные программы, методическая, материально-техническая база) по специальности: … Интервью Беседа с ректором, проректором по УМР, НИР…, деканом, зав. кафедрой и другими руководителями программы Интервью Посещение подразделений факультета (специальность...) Интервью Беседа с ППС, ведущими профильные дисциплины по специальности (специализация, блоки ОПД и СД - по 2 представителя от каждой ЦК) Интервью Беседа со студентами 1-3 курсов (по 5 человек) специальности; Интервью Встреча с обучающимися выпускных курсов (Определение качества подготовки (интерью, анкетированиеи т.д.) Интервью Встреча с выпускниками программы (работающими) Интервью Беседа с партнерами (работодателями) Изучение материальной базы Учебные корпуса, библиотека, лаборатории, аудитории, мастерские… Интервью Интервью с директором и сотрудником библиотеки

АГЕНТСТВА, желающие работать в сфере гарантий качества образования Соответствие законодательству РФ Агентство должно соответствовать всем требованиям законодательства РФ и иметь общероссийский характер, т.е. действовать на всей территории российского образовательного пространства. Срок, регулярность и признание деятельности Агентство имеет право подать заявку на включение в Реестр, если деятельность по внешней гарантии качества является основным видом его деятельности; агентство проводит внешнюю оценку ОУ не менее 2 лет; агентство признано ассоциациями работодателей, Советами ректоров/ассоциациями вузов, а также – международными АГК и сетями АГК Процедуры внешней оценки качества используемые агентством, должны включать требования и критерии государственной аккредитации и европейские стандарты гарантии качества. Состав экспертов В качестве экспертов АГК привлекает представителей академического сообщества, работодателей и обучающихся Ресурсы агентства Агентство должно располагать человеческими и финансовыми ресурсами, достаточными для эффективной организации и проведения процедур внешней гарантии качества. Миссия и Политика качества агентства Агентство должно опубликовать ясно и чётко сформулированные цели и задачи своей деятельности. Независимость агентства Агентство должно нести автономную ответственность за свои действия и обеспечивать независимость заключений и рекомендаций, содержащихся в отчетах, от влияния третьих сторон, таких как ОУ, госорганы управления образованием и другие заинтересованные стороны. АГК не должно предоставлять отдельным ОУ каких-либо преференций в части их статуса, организационно-правовой формы, реализуемых форм обучения и др. Критерии и процедуры гарантии качества Процессы, процедуры и критерии внешней гарантии должны быть разработаны агентством заранее и должны быть доступными для всех заинтересованных сторон Обязательная внешняя проверка Агентство должно проводить обязательную внешнюю оценку своей деятельности не реже одного раза в пять лет АГЕНТСТВА ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА Агентства гарантии качества (АГК) – это агентства, официально признанные компетентными органами власти на территории РФ как агентства, отвечающие за внешнюю оценку качества ОУ, и включенные в Реестр, который является практической мерой по управлению рынком услуг по гарантии качества образования. Реестр вводится не для защиты интересов уже существующих агентств, а для того, чтобы не позволить «недостойным» организациям ослабить эффект процесса гарантии качества. Экспертные заключения АГК признаются ФСН и являются основой для принятия решения о ГА. КРИТЕРИИ СЕРТИФИКАЦИИ Реестр АГК АГЕНТСТВА ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АГЕНТСТВА ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА С ОУ 1. Внешняя оценка качества и гарантий качества образования, реализуемого ОУ, при подготовке к ГА должна проводиться агентством гарантии качества, включенным в Реестр. 2. Формализация отношений и создание группы экспертов 3. Взаимодействие ОУ и агентства Агентство, выбранное из Реестра, и ОУ взаимодействуют на постоянной основе, но ОУ имеет право сменить агентство, расторгнув договор в установленном порядке. 4. Постоянное взаимодействие с ОУ позволяет агентству: вести постоянный мониторинг качества и гарантий качества образования, подтверждать достоверность ежегодных модулей сбора данных и модуля комплексной оценки ОУ, проводить их анализ и выявлять позитивные и негативные тенденции в деятельности ОУ, оценивать траектории развития ОУ на ближайшие годы. 5. Процедуры внешней оценки и ее регламент должны быть заранее разработаны и опубликованы агентством. В общем случае внешняя оценка включает процедуры, выполняемые до визита экспертов в ОУ; во время визита и после окончания визита, а также - последующие действия. Процедуры используются для оценки качества и составления отчета, последующие действия – для проверки выполнения ОУ рекомендаций экспертов и мониторинга деятельности ОУ по поддержанию и повышению качества и гарантий качества образования. 6. Экспертные заключения Агентство на основании результатов внешней оценки ОУ составляет и передает ФСН, а также другим заинтересованным сторонам экспертные заключения о соответствии содержания и качества подготовки выпускников ФГОС или ФГТ и о соответствии показателей деятельности ОУ его виду. 7. Прозрачность и добропорядочность агентства обеспечивается тем, что агентство: заранее публикует процедуры и критерии внешней оценки ОУ; сертифицируется при включении в Реестр; проходит обязательную внешнюю оценку каждые пять лет; ОУ в любое время может выбрать другое агентство для внешней оценки. АГК ВЭСАС

Основные услуги АККОРК Наименование услуги Продолжительность, мес. 1. Внешняя независимая оценка и аккредитации основных образовательных программ ОУ (базовый в АККОРК) 2. Внешняя независимая оценка и международная аккредитация AKKORK Аккредитация в европейских агентствах гарантии качества FIBAA, DEVA-AAC (на программном уровне) 4. Аккредитация в европейском фонде гарантии качества e-learning EFQUEL по проекту UNIQUe (на институциональном уровне) 5. Профессионально-общественная аккредитация в общественных объединениях и ассоциациях работодателей: Опора России, Союз машиностроителей, Федерация Рестораторов и Отельеров, Ассоциация менеджеров России, Гильдия маркетологов, Российская академия образования. 6. Управленческий консалтинг 3 – 9 7. Ассессмент профессорско-преподавательского состава Аудит и сертификация систем менеджмента качества Анализ учебных планов 1 – 2

Благодарим за внимание! Т/ф +7 (495)