ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
Ключевые компетенции направленны на реализацию интеллектуальных возможностей каждой конкретной личности и обеспечивают связь с решением ее актуальных проблем в цивилизованном обществе.
ключевым компетенциям присущи универсальность ( возможность переноса в разные сферы и виды деятельности ) и функциональность ( включение в деятельность ).
А. В. Баранников среди ключевых компетенций выделяет следующие : - направленные на развитие духовных, интеллектуальных и физических потенциалов личности ; - реализацию интересов и склонностей человека ; - выработку личных нравственных убеждений, терпимости к другим национальностям, религиям, образам жизни и т. д.
Ключевые компетенции – в европейском варианте включают: - изучать (извлекать пользу из опыта и т.д.); - искать (получать информацию и др.); -думать (организовывать взаимосвязь прошлых -и настоящих событий и т.п.); -сотрудничать (уметь работать в группе, - договариваться и т.д.); -приниматься за дело (уметь организовывать -свою работу и т.п.); -адаптироваться (уметь находить новые решения) - и т.д.
Л. М. Митина рассматривает компетентность учителя в области здоровья как частный вид педагогической компетенции (161). О. А. Анисимова показывает, что компетентность в области здоровья является необходимым компонентом педагогической компетентности и обусловливает сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя, психического и физического здоровья учащихся
Здоровьесберегающая компетенция педагога представляет собой готовность мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у него мотивации к самосбережению здоровья, стратегии и технологии самосбережения здоровья, а также умению предвидеть, предотвратить или компенсировать потерю здоровья.
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ
структура здоровьесберегающей компетентности ( ЗСК ) может быть представлена следующими компонентами и их характеристиками : когнетивный ( владение знанием содержания здоровьесберегающей компетентности, уровень владения здоровьесберегающей компетентностью ),
деятельностный ( осознание своих реальных возможностей влияния на здоровье, готовность к проявлению здоровьесберегающей компетентности и опыт проявления в нестандартных ситуациях ), личностный компонент ( эмоционально - волевая регуляция, педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал ).
становление профессионального мировоззрения, который условно можно определить как носителя общих и специальных компетенций ; В ходе формирования здоровьесберегающих компетенций происходит : движение личности по повышению степени профессионального мастерства, формируется личный стиль деятельности;
изменение компонентов установки по отношению к объекту деятельности проявляется : в когнитивной сфере ( уровень информированности об объекте ); в эмоциональной сфере ( интерес к объекту, склонности к взаимодействию и удовлетворенности от него ); в практической сфере ( осознание своих реальных возможностей влияния на объект ) В. И. Рогов
Чтобы упредить эмоциональное выгорание и профессиональные деформации, необходимо научить педагога справляться со своими проблемами, что возможно в процессе обучения здоровьесбережению на компетентностной основе в рамках повышения его квалификации. Профессиональные деформации это изменения сложившейся структуры деятельности и личности педагога, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками образовательного процесса.
К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы: высокая степень ответственности педагога за результаты деятельности; боязнь ошибок и неудач; перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций; трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью;
аддикция к работе ( трудоголики ); высокий темп жизни, ускорение темпа многих физических и психических функций ; постоянное стремление к соревнованию и конкуренции, к выдвижению ; постоянный дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности ; неспособность к релаксации.
Главной превентивной мерой профессиональных деформаций является здоровьесберегающая компетентность.
В процессе обучения осуществляется первичная профилактика ( повышение человековедческой и здоровьесберегающей компетентности ) и вторичная ( выявление профессиональных деформаций и их преодоление, быстрое и эффективное оказание помощи ) профилактика профессиональных деформаций педагога.
Методами профилактики профессиональных деформаций являются : превентивная адаптация - процесс заблаговременных внутренних изменений, самоизменения и активного внешнего приспособления педагога к нестандартным условиям педагогической деятельности ( И. Н. Симаева ) развитие личностного адаптационного потенциала.
сформированная превентивная адаптивность педагога как личностное качество, включает в себя следующие компоненты :
- постоянно обновляемые адекватные представления о будущих изменениях в личной и профессиональной жизни, то есть предвосхищение педагогических ситуаций с учетом опыта адаптации к включению в новые нестандартные условия, понимание смысла будущих событий ; - адекватная оценка собственных актуальных и потенциальных возможностей ; - готовность совершить внутренние и ( или ) внешние действия для адаптации к переменам ;
- переживание индивидуальных перемен и стрессовых ситуаций как временных или необходимых для достижения цели затруднений ; - отношение к адаптации как к процессу, необходимому для получения определенных здоровьесберегающих и профессиональных результатов ; - ответственность за свои возможные действия ; открытость, гибкость и терпимость к новому ; здоровьесберегающая компетентность.
Под стратегией самосбережения здоровья нами понимается способность педагога к осуществлению жизни на приоритете ценности здоровья, реализации здоровьесбережения и заключающей в себе потенциал личностного и профессионального развития на основе здоровьесберегающей компетентности. Стратегия самосбережения здоровья опирается на стратегии профессионального и личностного развития ( К. А. Абульханова - Славская, Л. П Вашлаева, В. П. Исаенко, Е. В. Коротаева, Р. Лазарус, Л. М. Митина Ж. Пиаже, В. М. Шепель и др.).
технология самосбережения здоровья - системно организованная деятельность по использованию психолого - педагогических приемов, методов, подходов, направленных на защиту собственного здоровья от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с педагогическим процессом и окружающей средой.
Самосбережение здоровья – это осознанный, целенаправленный процесс, ориентированный на сохранение и укрепление своего физического, психического и духовно - нравственного состояния на основе стратегии и технологии самосбережения здоровья.
« каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия « приспособление » (adjustment), Т.Шибутани
адаптивное поведение педагога характеризуется проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
три группы здоровьесберегающих компетенций педагога : Когнитивные ( целостное представление педагога о здоровье и здоровьесбережении.); Коммуникативные ( эффективная коммуникация, управление нестандартными ситуациями, ориентация на субъектно - субъектные отношения ); Личной эффективности ( личностный адаптационный потенциал, самосбережение здоровья, адаптируемость, стратегия развития ) ;
умения - « уметь извлекать пользу из опыта », « уметь решать проблемы », « раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий », « уметь находить новые решения »; владение стратегией и технологией самосбережения здоровья.
Ведущий критерий - низкая активность по сохранению и укреплению здоровья низкая мотивация реализации собственных усилий в сохранении здоровья, низкая компетентность в вопросах взаимообусловленности здоровья и профессиональной деятельности, незнание способов самодиагностики состояния и самокоррекции отклонений в состоянии здоровья.
Сформировано положительное отношение к сохранению здоровья, но не требующее активных действий ; им свойственна реакция « избегания » сложных ситуаций и в профессиональной деятельности, и в межличностных отношениях ; достаточно высокая медицинская активность, следование назначениям врача.
высокий уровень субъективного контроля в отношении здоровья ; осознание взаимообусловленности здоровья и профессиональной деятельности, понимание и объективная оценка особенностей профессии, отрицательно влияющих на состояние здоровья, и особенностей своего организма. способность оценивать свое отношение к условиям деятельности ;
принимать новые способы действий, открывать личностный адаптационный потенциал, поиск новых возможностей, широкая жизненная перспектива. Адаптация достаточно активная, Педагоги имеют значительный потенциал к формированию стратегии развития, особенно при высокой мотивации к профессиональной деятельности.
сформирована система знаний : об особенностях профессии, влияющих на здоровье, своих индивидуальных особенностях и ресурсах здоровья. Способны противостоять синдрому эмоционального выгорания и профессиональным деформациям.
Педагоги испытывают потребность в расширении профессиональной компетентности и личностном развитии, укреплении и формировании здоровья ; Сформировано положительное эмоциональное отношение к развитию и активности по сохранению здоровья.
ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА совокупность духовно- нравственных, психических и физических проявлений человека, выражающихся в оптимистическом настрое, психической саморегуляции, в функционировании внутренних органов и систем организма в пределах норм, установленных медициной.
Стратегия самосбережения здоровья Здоровье сберегающие компетенции Личностный Адаптационный Потенциал Технология самосбережения здоровья
Динамика изменения стратегии поведения в нестандартных ситуациях ( экспериментальная группа ) Стратегия поведения в нестандартных ситуациях в начале курсовой подготовки Стратегия поведения в нестандартных ситуациях в конце курсовой подготовки
Уровень самосбережения здоровья педагога В итоге повышения квалификации стратегия адаптации с 70% снизилась до 62%, а стратегия развития резко возросла с 2% до 38%.
Ценностное отношение к здоровью В результате обучения здоровье было вынесено на первую позицию у 100% против 41,9% слушателей в начале обучения; выбран адекватный инструментарий для достижения целей у 75% против 10% на начало эксперимента, что свидетельствует о возросшей ценности здоровья и умений выбора средств здоровьесбережения педагогами, а также овладении ими здоровьесберегающими компетенциями.
Понимание значения здоровьесбережения в педагогической деятельности Средний процент приращения знаний о культуре самосбережения здоровья педагога на уровне понимания значения самосбережения здоровья в педагогической деятельности по всем этапам исследования в контрольной группе составил всего 2,1 %, в то время, как экспериментальная группа показала 39,8%
предусматривает осознание значения знаний о возможностях и сущности КСЗ, стратегии самосбережения здоровья, здоровьесберегающей педагогической деятельности ; возможность действовать по образцу, т. е. рационально и эффективно использовать передовой педагогический опыт и рекомендации ученых в области здоровьесбережения. ( Стратегия избегания )
потребность в реализации КСЗ на основе стратегии самосбережения, знаний об особенностях и сущности здоровьесберегающей педагогической деятельности ; наличие соответствующих здоровьесберегающих компетенций в контексте существующей проблематики ; возможность методических инноваций, т. е. создание новых методов и приемов самосохранения здоровья, проектирования дидактических особенностей учебного процесса развивающего здоровьесберегающего характера, благодаря комбинациям известного в науке знания. ( Стратегия адаптации )
активное проявление качеств личности, необходимых педагогу, владеющему КСЗ, стратегией самосбережния здоровья, высокий уровень знаний об особенностях и сущности здоровьесберегающей педагогической деятельности, наличие соответствующих умений достаточных для эффективного самостоятельного открытия новых научных идей, приемов, методик, создания авторских здоровьесберегающих педагогических технологий. ( Стратегия развития )