1 Ю.Б.Васенёв - канд. экон. наук Разработка оценочных средств контроля качества формирования компетенций на базе использования активных форм обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

Балльно-рейтинговая система как фактор повышения качества преподавания социологии в ТувГУ Хурума Ю.К. Кызыл, 2011 г.
1 Предложения по внесению изменений в макет ППУД ФГОС ВПО для вузов УМО при СПбГУ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Изменилась структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: - К структуре основной образовательной программы; - К условиям реализации.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Транксрипт:

1 Ю.Б.Васенёв - канд. экон. наук Разработка оценочных средств контроля качества формирования компетенций на базе использования активных форм обучения

22 Ю.Б.Васенёв Применение компетентностного подхода и кредитно-модульного принципа для создания РПУД Компетенции, ЗУНы, кредиты; Использование понятия модуля при разработке РПУД; Активные и интерактивные формы обучения и их использование для формирования компетенций; Макет ППУД Рособразования; Примеры РПУД СПбГУ.

33 Место оценочных средств в системе обучения (1) Из заседании коллегии Минобрнауки России года: Компетентностной подход требует формирования новой педагогической культуры; Из стандартов и рекомендаций ЕNQA: Важно, чтобы преподаватели располагали необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний студентам, а также для организации обратной связи.

44 Место оценочных средств в системе обучения (2) Из Устава вуза: обязанности преподавателей 1. обеспечение высокой эффективности педагогического и научного процессов; 2. развитие у студентов самостоятельности, инициативы, творческих способностей; 3. формирование у студентов профессиональных качеств.

55 Место оценочных средств в системе обучения (3) В разделах 8.1 новых образовательных стандартов отмечается, что вуз обязан обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: - разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; - регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности и др.

66 Место оценочных средств в системе обучения (4) Из письма Департамента ГПО от : В п. 11 ППУД: « Методические рекомендации по организации изучения дисциплины » указываются : рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

77 Инновации в обучении Из ОС и ФГОС п.7.1.3: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из задач инновационных методов преподавания является поиск способов, подходов к формированию компетенций и контролю их уровня у обучаемых.

88 Дисциплинарные компетенции (1) При формировании пункта 1.3. «Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)» макета РПУД СПбГУ и пункта 3. макета ППУД Рособразования «Требования к результатам освоения дисциплины» надо иметь в виду, что состав компетенций, указанный в образовательном стандарте и (или) в компетентностно-ориентированном учебном плане уточняется и, при необходимости, дополняется, в силу того, что некоторые компетенции могут быть сформированы данной дисциплиной лишь частично и, кроме того, одна дисциплина (её модули) может читаться для различных образовательных программ и форм обучения.

99 Дисциплинарные компетенции (2) В этом контексте некоторые авторы, ведут речь о дисциплинарных компетенциях, под которыми понима е т ся, сформированн ая на материале отдельной учебной дисциплины (модуля) способность обучающегося осуществлять (демонстрировать) применение знаний, умений и личностных качеств для успешной деятельности в определённой области и возможность преподавателя оценивать эти действия. Причём одна дисциплинарная компетенция может относиться к нескольким компетенциям учебного плана. Данные дисциплинарные компетенции формулируются каждым преподавателем с установлением соответствия с компетенциями учебного плана, формирование которых они обеспечивают.

10 Дисциплинарные компетенции (3) При этом преподаватель должен найти ответы на следующие вопросы: Каково содержание и сущностные характеристики конкретной дисциплинарной компетенции; Как (с помощью какого содержания и образовательных технологий) можно её сформировать с учётом доступных преподавателю ресурсов; Как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можно оценивать уровень сформированности конкретной компетенции у обучающихся. Ответы на эти вопросы должны быть отражены в РПУД. Некоторые рекомендации по их составлению приведены в конце подраздела предлагаемого учебно- методического пособия.

11 Роль преподавателя Одной из задач инновационных методов преподавания является поиск способов, подходов к формированию компетенций и контролю их уровня у обучаемых. Важная роль преподавателя проявляется и в том, что компетенции выпускники формируют под руководством преподавателей в ходе изучения дисциплин, участия в практических занятиях и практиках в соответствии с учебным планом.

12 Методы определения уровня сформированных компетенций: методы контекстного обучения стандартизованные тесты с дополнительным творческим заданием; рейтинговые системы оценивания.

13 Контекстное обучение (1) При контекстном обучение (КО) - моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой студентами профессиональной деятельности. КО включает формы: собственно учебной деятельности, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, организуемой с помощью семиотических, имитационных, и игровых (социальных) обучающих моделей.

14 Контекстное обучение (2) Для определения уровня компетенций в вузе предпочтительно использование следующих видов деятельности: При квазипрофессиональной деятельности - в аудиторных условиях моделируются условия, содержание и динамика производства, отношения занятых в нем людей (например, деловая игра); При учебно-профессиональной деятельности - студент выполняет реальные исследовательские (УИРС, НИРС) или практические функции (производственная или учебная практика). Оставаясь учебной, работа студентов оказываемся по своим целям, содержанию, формам и технологиям фактически профессиональной деятельностью. Ранее полученные знания выступают в качестве ориентировочной основы такой деятельности.

15 Стандартизованные тесты с дополнительным творческим заданием Тесты данного вида направлены на определение не только ЗУНов, но и компетенций, поэтому они не являются полностью закрытыми (не предполагают только выбор правильных вариантов ответа и других простых форм ответов), а включают в себя и творческое задание. Стандартизированные тесты с творческим заданием могут проводиться на всех этапах обучения, то есть служить для текущего, промежуточного, и итогового контроля.

16 Рейтинговые системы оценивания (РСО) РСО являются частью модульно-рейтинговой системы обучения - метода, при котором учебный материал разделяется на логически завершенные части (модули), после изучения которых, предусматривается аттестация в форме контрольной работы, теста, коллоквиума и т.п. Работы оцениваются в баллах. Их сумма определяет рейтинг каждого обучающегося. Модульно-рейтинговые системы подходят для оценки компетенций в силу того, что в баллах оцениваются не только знания и навыки учащихся, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умения организовать группу для решения проблемы и т.д.

17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Васенёв Юрий Борисович тел. 8 (812)