Сотрудничество Республики Казахстан и Республики Беларусь в сфере создания профессиональных стандартов и ИКТ-образования Агентство Республики Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПЫТ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕНДОРОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНИЙ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИКТ Филиппович А.Ю. к.т.н., доцент, зав. Лаборатории проблем технического.
Advertisements

О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
Интеграция авторизованных программ вендоров и академического обучения в области ИКТ А.Ю. Филиппович, к.т.н., доцент заведующий Лабораторией проблем технического.
Разработка механизмов совместной деятельности Финансового университета, образовательных учреждений среднего общего образования, реализующих программы профильного.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Швей В. И. Директор института компьютерных технологий СОТРУДНИЧЕСТВО С РАБОТОДАТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИТ - ОБРАЗОВАНИЯ В МЭСИ.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Подготовка и повышение квалификации технических кадров для машиностроительных предприятий «Казахстанский Институт Содействия Промышленности» АЛЬЖАНОВ Марат.
Основные направления деятельности Центра развития профессионального образования Республики Татарстан (ЦРПО РТ) 2015 год А.В. Сидоренко, заведующий ЦРПО.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Транксрипт:

Сотрудничество Республики Казахстан и Республики Беларусь в сфере создания профессиональных стандартов и ИКТ-образования Агентство Республики Казахстан по связи и информации АО Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде»

Сотрудничество РК и РБ в сфере создания отраслевой рамки (ОРК), профессиональных стандартов (ПС) и образования в сфере ИКТ Сотрудничество РК и РБ в сфере создания отраслевой рамки (ОРК), профессиональных стандартов (ПС) и образования в сфере ИКТ

Совместные работы (АО НИКХ «Зерде» РК и Парка высоких технологий РБ) по созданию ОРК и ПС в сфере ИКТ I. Проведены аналитические исследования по теме: «Анализ международного опыта создания элементов Национальной системы квалификации» Объектом исследования являлась область профессиональной деятельности в сфере ИКТ. Цель работы: изучение международного опыта создания элементов национальной системы квалификации, в части разработки Отраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов в сфере ИКТ. Задачи: определить перечень востребованных профессий в области ИКТ по которым целесообразна разработка профессиональных стандартов; подготовить справочные материалы для разработки отраслевой рамки и профессиональных стандартов в сфере ИКТ на основании международного опыта; выработать предложения по приведению в соответствие с международными стандартами наименований должностей служащих в ИКТ сфере и требований к их квалификации и должностным обязанностям.

Результаты совместных выполненных работ: проведены исследования сферы ИКТ в РК (проведено анкетирование 90 предприятий РК); на основании изученного международного опыта подготовлены предложения по разработке Отраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов в сфере ИКТ в Республике Казахстан; по материалам Европейской рамки ИКТ-компетенций предоставлены описания 23 профилей наиболее востребованных семейств должностей в сфере ИКТ; проведены фокус-группы как в РК, так и в РБ, проведен обмен информацией по итогам этих исследований; изучена и предлагается методика проведения обследования бизнес-процессов предприятий связи, позволяющая собрать и систематизировать информацию о структуре предприятия связи и его бизнес-процессах; подготовлены предложения по приведению в соответствие с международными стандартами перечня и наименований должностей служащих в ИКТ используемых в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Разработана ОРК в сфере ИКТ, подготовлены проекты 5 профессиональных стандартов (программист, тестировщик, бизнес-аналитик, технический писатель, сисадмин).

План работ Начало работ по созданию ПС 1 Фокус-группа по специальности: Бизнес-аналитик г. 3 Подготовка первых версий ПС г. 8 Апробация версий ПС у специалистов г. 9 Работа по организации групп участников в работе фокус- групп. Рассылка писем на предприятия и ассоциации Консолидация информации Написание первой версии профессиональных стандартов по 5 специальностям Экспертное заключение специалистов сферы ИКТ Фокус-группа по специальности: Тестировщик г. 5 Обсуждение результатов белорусских фокус-групп Подготовка протоколов фокус-групп Подготовка документации к работе фокус-групп 2 Получение от ПВТ (Республика Беларусь) документации по белорусским фокус- группам. Фокус-группа по специальности: Разработчик ПО г. 5 4 Фокус-группа по специальности: Сисадмин г. 6 Фокус-группа по специальности: Техн. Писатель г. 7 Подготовка ПС по 5 специальностям г. 10 Подписание закрывающих документов

Карта карьерного роста

Международными требованиями по отдельным специальностям (сертификаты программистов, тестировщиков, бизнес- аналитиков и т.д.). Приемом на работу, развития карьеры, профессионального повышения квалификации, оценки и т.д.; Дополнительными знаниями (языки программирования, аппаратные системы, курсы Intel, Cisco, 1C и т.д.); С переменой специальности ( в особенности для людей не имеющих ИКТ образования); Присвоением квалификации после окончания ТиПО; Информационная (копьютерная) грамотность и т.д.; Виды сертификации

7 уровень Защита проекта Квалификационная комиссия (2 часа) 6 уровень 3-х недельное обучение + письменные тесты Квалификационная работа 5 уровень Электронные тесты Симуляции и эмуляции в ходе тестов 4 уровень Электронные тесты Симуляции в ходе тестов 3 уровень Электронные тесты Сертификация и методика оценки кандидатов

Сотрудничество ЕРАМ с вузами РБ 9 Более 10 лет 27 лабораторий 11 вузов 7 городов РБ Более 400 учебных мест Краткое резюме: У нас есть чему учиться друг у друга Опыт РБ

Подготовка студентов на бесплатных тренингах направлений Более 200 тренеров Новейшие программы Реальные задачи Групповая работа

Brest GrodnoVitebsk Gomel

Новая парадигма ИКТ-образования МЭ КЭ Отрасль ПС ОО (РУП) ОО (РУП) ТУП НЦС ОУЦ УМК АЦ Условные обозначения: МЭ – мировая экономика, КЭ – Казахстанская экономика, ПС – профессиональные стандарты, ГОСО – Государственный образовательный стандарт (ТУП – типовой учебный план), ОО – образовательное учреждение (РУП – рабочий учебный план), НЦС – независимый центр сертификации, ОУЦ – отраслевой учебный центр, АЦ- аттестационный центр Опережающее обучение Опыт РК

Внедрение официальных учебных пособий ИКТ-компаний в системы ВПО и ТиПО Первый прецедент официального признания в системе ТиПО авторизованного учебного пособия: « Программирование для мобильных устройств»; Новая форма грифа УМО: Мультидисциплинарность, Ориентация на компетенции, Глубина и полнота раскрытия материала; Оригинальная методика построения моделей компетенций на базе текстологических методов; Поддержка и признание со стороны академического сообщества. Если вас нет в мобильном интернете, вас нет в бизнесе. Будущее интернета за мобильными приложениями.

Наименование Программирование для мобильных устройств для студентов специальности – «Вычислительная техника и программное обеспечение» Назначение курса Курс посвящен разработке и созданию программного обеспечения для мобильных устройств широкого спектра на базе операционных систем iOS, Android и Windows Phone 7. В течение курса студенты ознакомятся с разработкой приложений для мобильных устройств на базе данных операционных систем. Предварительные знания Студент, проходящий данный курс должен быть уже ознакомлен с парадигмой объектно- ориентированного программирования, синтаксисом С-подобных языков (JAVA, C#, C++, Objective C) и обладать базовыми навыками использования графических средств разработки, компиляторов и отладчиков. Знания и навыки По окончанию курса студенты смогут самостоятельно разрабатывать приложения и программы для различных платформ и устройств под управлением операционных систем Android, iOS, Windows Phone. Задачи Для достижения поставленной цели были выполнены следующихезадачи: 1. Разработана концепция предлагаемого курса обучения. 2. Разработан учебно-методический комплекс по эксклюзивному курсу. 3. Проведены тренинги для преподавателей колледжей в пилотной зоне (Жамбылская область, 10 чел.) 4. Подготовлены рекомендации для колледжей РК, ведущих подготовку специалистов по специальности Целевые индикаторы Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования. Новые стандарты, учебные планы /программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда. Трудоустройство 90% выпускников (имеющих сертификаты по данному курсу) в течение 6 месяцев после окончания колледжа.

Наименование Проект создания вариативного эксклюзивного курса «Встраиваемые системы» для студентов специальности – Информационные системы (по областям применения) Цель Разработка дополнительных курсов обучения для ИКТ-специальностей по наиболее востребованным направлениям экономики. Задачи Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: 1. Разработка концепции предлагаемого курса обучения. 2. Разработка учебно-методического комплекса по эксклюзивному курсу. 3. Проведение тренингов для преподавателей колледжей в пилотной зоне. 4. Выдача рекомендаций для колледжей РК, ведущих подготовку специалистов по специальности Целевые индикаторы Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования. Новые стандарты, учебные планы /программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда. Трудоустройство 90% выпускников (имеющих сертификаты по данному курсу) в течение 6 месяцев после окончания колледжа.

Парк Высоких Технологий Облачные технологии

Логика построения курса «Облачные вычисления» Содержание курса Теоретическое обучение (лекции, практические занятия, курсовая работа) Лабораторно- практические занятия Завершение курса – сертификат Место проведения На базе колледжа На базе колледжа или вендера На базе колледжа или вендера Структура курса Основной теоретический курс Основной теоретический курс Технологии и устройства на на базе Хуавей Технологии и устройства на на базе Хуавей Технологии и устройства на базе 1С Технологии и устройства на базе 1С Сертификат Хуавей Сертификат Хуавей Сертификат 1С Сертификат 1С ДП Рабочий план СД (тестирование/экзамен) Факультатив Тестирование

Повышение квалификации Переподготовка Сертификация

Проблемы подготовки и переподготовки кадров в сфере ИКТ: Проблемы подготовки и переподготовки кадров в сфере ИКТ: -применяемые учебные программы устарели и не отвечают потребностям динамичного рынка; -недостаточная квалификация преподавателей колледжей и вузов; -знания, приобретенные ранее в колледже или вузе, объективно нуждаются в постоянном развитии и пополнении; -перерыв в работе 3-4 года делает возврат в профессию почти необратимым (компетенция снижается на 50%); -многие типичные для сектора ИКТ виды деятельности отсутствуют в классификаторе специальностей и в образовательном классификаторе Республики Казахстан. -применяемые учебные программы устарели и не отвечают потребностям динамичного рынка; -недостаточная квалификация преподавателей колледжей и вузов; -знания, приобретенные ранее в колледже или вузе, объективно нуждаются в постоянном развитии и пополнении; -перерыв в работе 3-4 года делает возврат в профессию почти необратимым (компетенция снижается на 50%); -многие типичные для сектора ИКТ виды деятельности отсутствуют в классификаторе специальностей и в образовательном классификаторе Республики Казахстан.

Претензии к молодым специалистам со стороны производственников: первый уровень претензий (особенно для выпускников колледжей) - недостаточное знание конкретных современных технологий и продуктов, причем на профессиональном уровне; высшее и среднетехнического образование сегодня работает по экономической модели, сохранившейся с советских времен, при которой вся ответственность за обучение технических кадров возлагалась на государство - кого, сколько и как нужно подготовить. Система образования – сама заказчик и исполнитель, рынок и его субъекты сегодня вне процесса формирования заказа и формулирования требований на подготовку специалистов ; нет единой методологии формирования структуры и стандартов ИКТ- образования. Хороший ИКТ- специалист не может быть специалистом широкого профиля.

Цель и задачи Проекта Основной целью Проекта является организация деятельности системы повышения квалификации, переподготовки, сертификации ИКТ- специалистов и преподавателей организаций образования на основе новой профессионально-образовательной политики в области подготовки ИКТ- специалистов в различных сферах экономики и образования. Основными задачами Проекта по повышению качества подготовки специалистов в сфере ИКТ и преподавателей являются: 1. Создание гибкой системы повышение квалификации и переподготовки кадров с использованием всех форм обучения и их комбинаций; 2. Адаптация, при содействии со стороны производства, программ обучения в сфере ИКТ и их соответствие к требованиям рынка; 3. Внедрение в практику обучения передовых научно-методических разработок, технологий;

Цель и задачи Проекта 4. Привлечение научного и учебно-педагогического потенциала учебных заведений регионов Казахстана в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов в сфере ИКТ; 5. Разработать механизмы привлечения к образовательным процессам ведущих специалистов-практиков, работающих в области ИКТ – специалистов, обладающих современными знаниями и компетенциями; 6. Создание и развитие новой образовательной среды обеспечивающей реализацию непрерывного ИКТ образования, повышение квалификации и сертификацию специалистов в области информационных технологий и преподавателей организаций образования;

Сертификационно-методический центр ИКТ (СМЦ ИКТ)

24 Четыре дескриптора е-СF: e-CF - является одной из наиболее поздних международных разработок в области структурирования и классификации ИКТ-компетенций и учитывает все лучшие мировые практики в этой области.

Уровни применения компетенций e-CF

Разработчик ПО (Developer) Junior Developer Developer Senior Developer Lead Developer Компетенции B1 B2 B3 B5 C4 Дескриптор 2 – Перечень ИКТ-компетенций : B1 – Проектирование и разработка B2 – Интеграция систем B3 – Тестирование B5 – Разработка документации С4 – Управление проблемами Дескриптор 2 – Перечень ИКТ-компетенций : B1 – Проектирование и разработка B2 – Интеграция систем B3 – Тестирование B5 – Разработка документации С4 – Управление проблемами Дескриптор 3 – Уровни применения компетенций: е 1 …. е 5 Дескриптор 1- Области компетенций: А – Планирование, В – Внедрение, С – Запуск, D – Адаптация, E – Управление Дескриптор 4 – Знания, Навыки ( особенно важен для профессионального обучения и сертификации ) e-CF

Личная карта ИКТ-компетенций В1 – 2 уровень В2 – 3 уровень В3 – 4 уровень В5 – 1 уровень C4 – 2 уровень

Личная карта ИКТ-компетенций В1 – 2 уровень В2 – 3 уровень В3 – 4 уровень В5 – 1 уровень C4 – 2 уровень В1 – 3 уровень В2 – 3 уровень В3 – 4 уровень В5 – 2 уровень C4 – 3 уровень Senior Developer

Основные мероприятия по Проекту Основные этапы создания системы повышения квалификации, переподготовки, сертификации ИКТ-специалистов и преподавателей организаций образования описаны ранее. Эти этапы должны включать следующий перечень основных мероприятий по реализации Проекта: - подготовка всей необходимой документации (ТЭО, ТЗ, ФЭО и т.д.) для открытия СМЦ ИКТ; - открытие СМЦ ИКТ при АО НИКХ «Зерде»; - подготовка аккредитационных документов по открытию учебных центров повышения ИКТ квалификации; - открытие учебных центров повышения ИКТ квалификации при отдельных колледжах, вузах и учебных центрах (частных, государственных); - разработка электронных (в том числе сетевых) учебных материалов по изучаемым курсам, необходимых для методического обеспечения учебного процесса;

- тиражирование электронных учебных материалов; - организация электронных библиотек; - разработка средств сетевого тестирования и контроля; - участие в разработке нормативных документов по системе повышения квалификации ИКТ специалистов и преподавателей колледжей и вузов; - организация системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения; - создание, ввод в опытную эксплуатацию и сопровождение общеобразовательного портала; - подготовка учебно-методических материалов для курсов тьюторов, координаторов программ повышения ИКТ квалификации; - проведение региональных семинаров и интенсивных тренингов для преподавателей и тренеров учебных центров; - организация управления Проектом. Основные мероприятия по Проекту

Давайте делать это вместе!

Спасибо за внимание