Сотрудничество Республики Казахстан и Республики Беларусь в сфере создания профессиональных стандартов и ИКТ-образования Агентство Республики Казахстан по связи и информации АО Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде»
Сотрудничество РК и РБ в сфере создания отраслевой рамки (ОРК), профессиональных стандартов (ПС) и образования в сфере ИКТ Сотрудничество РК и РБ в сфере создания отраслевой рамки (ОРК), профессиональных стандартов (ПС) и образования в сфере ИКТ
Совместные работы (АО НИКХ «Зерде» РК и Парка высоких технологий РБ) по созданию ОРК и ПС в сфере ИКТ I. Проведены аналитические исследования по теме: «Анализ международного опыта создания элементов Национальной системы квалификации» Объектом исследования являлась область профессиональной деятельности в сфере ИКТ. Цель работы: изучение международного опыта создания элементов национальной системы квалификации, в части разработки Отраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов в сфере ИКТ. Задачи: определить перечень востребованных профессий в области ИКТ по которым целесообразна разработка профессиональных стандартов; подготовить справочные материалы для разработки отраслевой рамки и профессиональных стандартов в сфере ИКТ на основании международного опыта; выработать предложения по приведению в соответствие с международными стандартами наименований должностей служащих в ИКТ сфере и требований к их квалификации и должностным обязанностям.
Результаты совместных выполненных работ: проведены исследования сферы ИКТ в РК (проведено анкетирование 90 предприятий РК); на основании изученного международного опыта подготовлены предложения по разработке Отраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов в сфере ИКТ в Республике Казахстан; по материалам Европейской рамки ИКТ-компетенций предоставлены описания 23 профилей наиболее востребованных семейств должностей в сфере ИКТ; проведены фокус-группы как в РК, так и в РБ, проведен обмен информацией по итогам этих исследований; изучена и предлагается методика проведения обследования бизнес-процессов предприятий связи, позволяющая собрать и систематизировать информацию о структуре предприятия связи и его бизнес-процессах; подготовлены предложения по приведению в соответствие с международными стандартами перечня и наименований должностей служащих в ИКТ используемых в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих. Разработана ОРК в сфере ИКТ, подготовлены проекты 5 профессиональных стандартов (программист, тестировщик, бизнес-аналитик, технический писатель, сисадмин).
План работ Начало работ по созданию ПС 1 Фокус-группа по специальности: Бизнес-аналитик г. 3 Подготовка первых версий ПС г. 8 Апробация версий ПС у специалистов г. 9 Работа по организации групп участников в работе фокус- групп. Рассылка писем на предприятия и ассоциации Консолидация информации Написание первой версии профессиональных стандартов по 5 специальностям Экспертное заключение специалистов сферы ИКТ Фокус-группа по специальности: Тестировщик г. 5 Обсуждение результатов белорусских фокус-групп Подготовка протоколов фокус-групп Подготовка документации к работе фокус-групп 2 Получение от ПВТ (Республика Беларусь) документации по белорусским фокус- группам. Фокус-группа по специальности: Разработчик ПО г. 5 4 Фокус-группа по специальности: Сисадмин г. 6 Фокус-группа по специальности: Техн. Писатель г. 7 Подготовка ПС по 5 специальностям г. 10 Подписание закрывающих документов
Карта карьерного роста
Международными требованиями по отдельным специальностям (сертификаты программистов, тестировщиков, бизнес- аналитиков и т.д.). Приемом на работу, развития карьеры, профессионального повышения квалификации, оценки и т.д.; Дополнительными знаниями (языки программирования, аппаратные системы, курсы Intel, Cisco, 1C и т.д.); С переменой специальности ( в особенности для людей не имеющих ИКТ образования); Присвоением квалификации после окончания ТиПО; Информационная (копьютерная) грамотность и т.д.; Виды сертификации
7 уровень Защита проекта Квалификационная комиссия (2 часа) 6 уровень 3-х недельное обучение + письменные тесты Квалификационная работа 5 уровень Электронные тесты Симуляции и эмуляции в ходе тестов 4 уровень Электронные тесты Симуляции в ходе тестов 3 уровень Электронные тесты Сертификация и методика оценки кандидатов
Сотрудничество ЕРАМ с вузами РБ 9 Более 10 лет 27 лабораторий 11 вузов 7 городов РБ Более 400 учебных мест Краткое резюме: У нас есть чему учиться друг у друга Опыт РБ
Подготовка студентов на бесплатных тренингах направлений Более 200 тренеров Новейшие программы Реальные задачи Групповая работа
Brest GrodnoVitebsk Gomel
Новая парадигма ИКТ-образования МЭ КЭ Отрасль ПС ОО (РУП) ОО (РУП) ТУП НЦС ОУЦ УМК АЦ Условные обозначения: МЭ – мировая экономика, КЭ – Казахстанская экономика, ПС – профессиональные стандарты, ГОСО – Государственный образовательный стандарт (ТУП – типовой учебный план), ОО – образовательное учреждение (РУП – рабочий учебный план), НЦС – независимый центр сертификации, ОУЦ – отраслевой учебный центр, АЦ- аттестационный центр Опережающее обучение Опыт РК
Внедрение официальных учебных пособий ИКТ-компаний в системы ВПО и ТиПО Первый прецедент официального признания в системе ТиПО авторизованного учебного пособия: « Программирование для мобильных устройств»; Новая форма грифа УМО: Мультидисциплинарность, Ориентация на компетенции, Глубина и полнота раскрытия материала; Оригинальная методика построения моделей компетенций на базе текстологических методов; Поддержка и признание со стороны академического сообщества. Если вас нет в мобильном интернете, вас нет в бизнесе. Будущее интернета за мобильными приложениями.
Наименование Программирование для мобильных устройств для студентов специальности – «Вычислительная техника и программное обеспечение» Назначение курса Курс посвящен разработке и созданию программного обеспечения для мобильных устройств широкого спектра на базе операционных систем iOS, Android и Windows Phone 7. В течение курса студенты ознакомятся с разработкой приложений для мобильных устройств на базе данных операционных систем. Предварительные знания Студент, проходящий данный курс должен быть уже ознакомлен с парадигмой объектно- ориентированного программирования, синтаксисом С-подобных языков (JAVA, C#, C++, Objective C) и обладать базовыми навыками использования графических средств разработки, компиляторов и отладчиков. Знания и навыки По окончанию курса студенты смогут самостоятельно разрабатывать приложения и программы для различных платформ и устройств под управлением операционных систем Android, iOS, Windows Phone. Задачи Для достижения поставленной цели были выполнены следующихезадачи: 1. Разработана концепция предлагаемого курса обучения. 2. Разработан учебно-методический комплекс по эксклюзивному курсу. 3. Проведены тренинги для преподавателей колледжей в пилотной зоне (Жамбылская область, 10 чел.) 4. Подготовлены рекомендации для колледжей РК, ведущих подготовку специалистов по специальности Целевые индикаторы Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования. Новые стандарты, учебные планы /программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда. Трудоустройство 90% выпускников (имеющих сертификаты по данному курсу) в течение 6 месяцев после окончания колледжа.
Наименование Проект создания вариативного эксклюзивного курса «Встраиваемые системы» для студентов специальности – Информационные системы (по областям применения) Цель Разработка дополнительных курсов обучения для ИКТ-специальностей по наиболее востребованным направлениям экономики. Задачи Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: 1. Разработка концепции предлагаемого курса обучения. 2. Разработка учебно-методического комплекса по эксклюзивному курсу. 3. Проведение тренингов для преподавателей колледжей в пилотной зоне. 4. Выдача рекомендаций для колледжей РК, ведущих подготовку специалистов по специальности Целевые индикаторы Признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций технического и профессионального образования. Новые стандарты, учебные планы /программы технического и профессионального образования, соответствующие требованиям рынка труда. Трудоустройство 90% выпускников (имеющих сертификаты по данному курсу) в течение 6 месяцев после окончания колледжа.
Парк Высоких Технологий Облачные технологии
Логика построения курса «Облачные вычисления» Содержание курса Теоретическое обучение (лекции, практические занятия, курсовая работа) Лабораторно- практические занятия Завершение курса – сертификат Место проведения На базе колледжа На базе колледжа или вендера На базе колледжа или вендера Структура курса Основной теоретический курс Основной теоретический курс Технологии и устройства на на базе Хуавей Технологии и устройства на на базе Хуавей Технологии и устройства на базе 1С Технологии и устройства на базе 1С Сертификат Хуавей Сертификат Хуавей Сертификат 1С Сертификат 1С ДП Рабочий план СД (тестирование/экзамен) Факультатив Тестирование
Повышение квалификации Переподготовка Сертификация
Проблемы подготовки и переподготовки кадров в сфере ИКТ: Проблемы подготовки и переподготовки кадров в сфере ИКТ: -применяемые учебные программы устарели и не отвечают потребностям динамичного рынка; -недостаточная квалификация преподавателей колледжей и вузов; -знания, приобретенные ранее в колледже или вузе, объективно нуждаются в постоянном развитии и пополнении; -перерыв в работе 3-4 года делает возврат в профессию почти необратимым (компетенция снижается на 50%); -многие типичные для сектора ИКТ виды деятельности отсутствуют в классификаторе специальностей и в образовательном классификаторе Республики Казахстан. -применяемые учебные программы устарели и не отвечают потребностям динамичного рынка; -недостаточная квалификация преподавателей колледжей и вузов; -знания, приобретенные ранее в колледже или вузе, объективно нуждаются в постоянном развитии и пополнении; -перерыв в работе 3-4 года делает возврат в профессию почти необратимым (компетенция снижается на 50%); -многие типичные для сектора ИКТ виды деятельности отсутствуют в классификаторе специальностей и в образовательном классификаторе Республики Казахстан.
Претензии к молодым специалистам со стороны производственников: первый уровень претензий (особенно для выпускников колледжей) - недостаточное знание конкретных современных технологий и продуктов, причем на профессиональном уровне; высшее и среднетехнического образование сегодня работает по экономической модели, сохранившейся с советских времен, при которой вся ответственность за обучение технических кадров возлагалась на государство - кого, сколько и как нужно подготовить. Система образования – сама заказчик и исполнитель, рынок и его субъекты сегодня вне процесса формирования заказа и формулирования требований на подготовку специалистов ; нет единой методологии формирования структуры и стандартов ИКТ- образования. Хороший ИКТ- специалист не может быть специалистом широкого профиля.
Цель и задачи Проекта Основной целью Проекта является организация деятельности системы повышения квалификации, переподготовки, сертификации ИКТ- специалистов и преподавателей организаций образования на основе новой профессионально-образовательной политики в области подготовки ИКТ- специалистов в различных сферах экономики и образования. Основными задачами Проекта по повышению качества подготовки специалистов в сфере ИКТ и преподавателей являются: 1. Создание гибкой системы повышение квалификации и переподготовки кадров с использованием всех форм обучения и их комбинаций; 2. Адаптация, при содействии со стороны производства, программ обучения в сфере ИКТ и их соответствие к требованиям рынка; 3. Внедрение в практику обучения передовых научно-методических разработок, технологий;
Цель и задачи Проекта 4. Привлечение научного и учебно-педагогического потенциала учебных заведений регионов Казахстана в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов в сфере ИКТ; 5. Разработать механизмы привлечения к образовательным процессам ведущих специалистов-практиков, работающих в области ИКТ – специалистов, обладающих современными знаниями и компетенциями; 6. Создание и развитие новой образовательной среды обеспечивающей реализацию непрерывного ИКТ образования, повышение квалификации и сертификацию специалистов в области информационных технологий и преподавателей организаций образования;
Сертификационно-методический центр ИКТ (СМЦ ИКТ)
24 Четыре дескриптора е-СF: e-CF - является одной из наиболее поздних международных разработок в области структурирования и классификации ИКТ-компетенций и учитывает все лучшие мировые практики в этой области.
Уровни применения компетенций e-CF
Разработчик ПО (Developer) Junior Developer Developer Senior Developer Lead Developer Компетенции B1 B2 B3 B5 C4 Дескриптор 2 – Перечень ИКТ-компетенций : B1 – Проектирование и разработка B2 – Интеграция систем B3 – Тестирование B5 – Разработка документации С4 – Управление проблемами Дескриптор 2 – Перечень ИКТ-компетенций : B1 – Проектирование и разработка B2 – Интеграция систем B3 – Тестирование B5 – Разработка документации С4 – Управление проблемами Дескриптор 3 – Уровни применения компетенций: е 1 …. е 5 Дескриптор 1- Области компетенций: А – Планирование, В – Внедрение, С – Запуск, D – Адаптация, E – Управление Дескриптор 4 – Знания, Навыки ( особенно важен для профессионального обучения и сертификации ) e-CF
Личная карта ИКТ-компетенций В1 – 2 уровень В2 – 3 уровень В3 – 4 уровень В5 – 1 уровень C4 – 2 уровень
Личная карта ИКТ-компетенций В1 – 2 уровень В2 – 3 уровень В3 – 4 уровень В5 – 1 уровень C4 – 2 уровень В1 – 3 уровень В2 – 3 уровень В3 – 4 уровень В5 – 2 уровень C4 – 3 уровень Senior Developer
Основные мероприятия по Проекту Основные этапы создания системы повышения квалификации, переподготовки, сертификации ИКТ-специалистов и преподавателей организаций образования описаны ранее. Эти этапы должны включать следующий перечень основных мероприятий по реализации Проекта: - подготовка всей необходимой документации (ТЭО, ТЗ, ФЭО и т.д.) для открытия СМЦ ИКТ; - открытие СМЦ ИКТ при АО НИКХ «Зерде»; - подготовка аккредитационных документов по открытию учебных центров повышения ИКТ квалификации; - открытие учебных центров повышения ИКТ квалификации при отдельных колледжах, вузах и учебных центрах (частных, государственных); - разработка электронных (в том числе сетевых) учебных материалов по изучаемым курсам, необходимых для методического обеспечения учебного процесса;
- тиражирование электронных учебных материалов; - организация электронных библиотек; - разработка средств сетевого тестирования и контроля; - участие в разработке нормативных документов по системе повышения квалификации ИКТ специалистов и преподавателей колледжей и вузов; - организация системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения; - создание, ввод в опытную эксплуатацию и сопровождение общеобразовательного портала; - подготовка учебно-методических материалов для курсов тьюторов, координаторов программ повышения ИКТ квалификации; - проведение региональных семинаров и интенсивных тренингов для преподавателей и тренеров учебных центров; - организация управления Проектом. Основные мероприятия по Проекту
Давайте делать это вместе!
Спасибо за внимание