Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 140 Формирование художественной культуры дошкольников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов В методической теме: «Калейдоскоп проектов по воспитанию экологического сознания» Бандилеева Л. А. Г. Ногинск 2012.
Advertisements

Консультация для воспитателей МДОУ д/с «Сказка» с Тростянка «Проектный метод в деятельности ДОУ»
МКОУ «Киреевский центр образования 2» "Проектный метод в детском саду. Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования." Составила воспитатель Куприна Л.А.
Группа 4 «СОЛНЫШКО». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце.
Метод проектов (проектное обучение) – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Метод.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Консультация для воспитателей Технология проектирования в детском саду Цель: Знакомство с теоретическими и практическими основами проектирования. Внедрение.
Подготовила педагог-психолог ГБОУ детский сад 486 Копылова Марина Евгеньевна.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированны й метод обучения и воспитания МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский.
Задачи развития Развитие познавательной активности каждого ребёнка развитие умения планировать свою деятельность и получать результат Реализация знаний.
Игнатьева Г.В,. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной наиболее.
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г. ТУЛЫ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ» Заместитель заведующей по УВР муниципального.
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены.
ВЕСЕЛОВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ МБДОУ ДС КВ 21 СМОЛЕНСК 2012.
« Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л. Н. Толстой Автор работы : О. Ю. Саляева Рузаевка 2014 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 258» Организация проектной деятельности в ДОУ Подготовила старший воспитатель:
« Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
Проектная деятельность в детском саду. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад 15 г.Маркса Районное методическое объединение руководителей дошкольных.
Транксрипт:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 140 Формирование художественной культуры дошкольников средствами проектной деятельности Подготовили : Старший воспитатель Моисеева С. Н. Педагог - психолог Кичигина И. А.

Цель формирования художественной культуры дошкольников заключается в создании целостной картины мира на основе интеграции по следующим направлениям : Знакомство со странами и культурами мира Знакомство с материалами из которых создаются произведения искусства ( камень, дерево, метал, ткань и др.) Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, литературы и музыки, прикладного искусства Знакомство с средствами изображения ( материал, цвет, линия, композиция ) Задачи : формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства ; стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности ; развитие воображения и ассоциативного мышления.

Методические принципы: 1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в пос­тоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога. 2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В свою очередь ребенку предоставляются возможнос­ти для оптимального самовыражения через осуществление права выбо­ра решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения. 3. Принцип креативности (организации творческой деятельнос­ти). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребенок становится художни­ком, поэтом, артистом, и реализует свое творческое начало через кол­ лективную и индивидуальную деятельность. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной ситуации, ее проговаривание. 4. Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается на занятиях по синтезу искусств, а продолжается з группе, на прогулке, в семье, в системе дополнительного образова­ния. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий залог оптимизации обучения дошкольников. 5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и непов­торимым, каждое должно нести в себе катарсис (духовное очищение через потрясение).

Проектная деятельность Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.

Проектная деятельность - это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме.

Результаты анкетирования педагогов Вопрос Могу поделиться опытом Проблема 1Знание теории внедрения проектного метода в образовательный процесс 43 % (9)57 % (12) 2Умение планировать проектную деятельность 48 % (10)52 % (11) 3 Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений) 38 % (8)62 % (13) 4Умение анализировать проектную деятельность 19 % (4)81 % (17) 5Владение методами активизации познавательного интереса у дошкольников 52 % (11)48 % (10) 6 Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников 62 % (13)38 % (8) 7 Создание целостной воспитательной среды группе, способность организовать самостоятельную и совместную с педагогом деятельность детей в этой среде 52 % (11)48 % (10) 8 Создание условий для доверительных отношений с детьми, проявления инициативности, самоопределения, самовыражения каждого ребенка 67 % (14)33 % (7) 9 Создание мотивационной среды, побуждающую дошкольников к индивидуальным достижениям в учебной деятельности 52 % (11)48 % (10) 10 Умение организовать деятельность дошкольников в сотрудничестве и поднять уровень мотивации коллективных достижений 52 % (11)48 % (10) 11Умение интегрировать содержание программы в целостный педагогический процесс 43 % (9)57 % (12) 12 Создание в группе социального уклада жизни детей, сотрудников; введение правил, символов, традиций 38 % (8)62 % (13) 13Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом 57 % (12)43 % (9) 14Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?43 % (9)57 % (12) 15Вы открыты новому?67 % (14)33 % (7)

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для самостоятельного и совместно с родителями выполнения. Презентация проекта.

Основные этапы метода проектов 1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Виды проектов исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Виды проектов комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Березы России»; групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Задачи проектной деятельности для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап 1. Формулирует проблему ( цель ). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую ( сюжетную ) ситуацию. 3. Формулирует задачу ( нежёстко ). 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. 3 этап 7. Практическая помощь ( по необходимости ). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. 4 этап 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют ( зрителям или экспертам ) продукт деятельности.

Общие требования к анализу педагогической деятельности Общей целью педагогического анализа занятия является определение эффективности воспитательно-образовательной деятельности педагога по познавательному развитию детей путем всестороннего обследования этого процесса для после­дующего установления причин и факторов, определяющих качество педагогической работы. Общепринятым считается методический анализ занятия в два этапа: самооценка (самоанализ) педагогом своего занятия; обсуждение занятия коллегами (воспитателями, мето­дистами, студентами), присутствующими на занятии. Большинство традиционных схем анализа занятий прохо­дит по следующему алгоритму: 1. Программное содержание занятия (задачи, возрастные особенности, объем материала). Связи между типом, видом, темой занятия и программным содержанием. 2. Деятельность воспитателя (используемые методы и при­емы, их сочетаемость и эффективность; речь педагога; орга­низация деятельности детей). 3. Деятельность детей (усвоение программного материала; особенности поведения в процессе работы; учебные навыки). 4. Условия проведения занятия (соответствие санитарно- гигиеническим требованиям; необходимость, разнообразие, качество демонстрационного и раздаточного материала; орга­низационно-педагогические условия). 5. Оценка деятельности педагога. Предложения и рекомен­дации.

Рефлексия деятельности ( итоговая самооценка ) Общая схема 1. Решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу. 2. Анализ конкретных результатов обучения; выявление достижений, удач, недостатков просчетов. 3. Внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме. Самооценка: формулировка цели занятия; обоснование логики своих действий, которые были спланированы для достижения цели; сравнение логики запланированных действий с логикой реально проведенного занятия (Какие моменты оказались неожиданными? Что не было учтено при планировании занятия? Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Были ли речевые ошибки у педагога? Достигло ли занятие поставленной цели? Что педагог считает основанием этой оценки?); внесение уточнений в план дальнейшей работы по теме.

Методический самоанализ Без него обучающая деятельность педагога теряет всякий смысл, становится «неуправляемой». Педагог, который не проводит самоанализ после каждого своего занятия, не растет как профессионал! Как лучше провести самоанализ занятия в современных условиях? Можно предложить несколько способов. Просмотр видеозаписи занятия и сравнение с его планом (наилучший вариант). Аудиозапись занятия в сочетании с самонаблюдением. Приглашение коллеги на занятие для ведения протокола, а затем совместный анализ занятия. Самостоятельный анализ занятия, основанный на самонаблюдении, самоконтроле педагога (в виде вопросника, плана, таблицы и т.п.). Выбор педагога будет зависеть от условий и возможностей образовательного учреждения по обеспечению его необходимыми средствами.

Пример анализа планирования и проведения занятия 1. Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии? 2. Что я сам о них знаю? 3. Что из моих знаний я могу донести до детей данного возраста (моей группы)? 4. С какими из них дети сталкиваются впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними? 5. Знакомство с каким понятием, или свойством, или способом действий является целью моего занятия? 6. Какова главная дидактическая задача занятия (обучающая, развивающая, контролирующая )? 7. Как можно организовать продуктивную развивающую деятельность ребенка, направленную на актуализацию знаний, умений, навыков, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение? 8. После выстраивания «канвы» занятия полезно спросить себя: какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения? 9. Какие формы организации деятельности детей я использую на занятии? 10. Какие наглядные пособия и раздаточный материал я подготовлю к занятию? С какими из них я буду работать сама; с какими предложу выполнить задание детям; что раздам всей группе и когда это сделаю?

Общая схема анализа современного развивающего занятия ( обсуждение деятельности коллегами, присутствующими на занятии ) 1. Созданы ли мотивация, « ситуация успеха », актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала ? В чем это выражалось ? Какими средствами реализовывалось ? 2. Какой прием использовался для создания проблемной ситуации, для « столкновения » знания с незнанием или коллизии ( противоречия )? 3. Установлена ли « учебная » задача в русле разворота этой логики ? В какой форме она зафиксирована ? ( В словесной, знаковой, в виде рисунка и т. д.) 4. Проявили ли дети открытость, способность вести диалог, « учебную » дискуссию на уровне группы ? ( Умение аргументированно говорить, доказывать, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.) Как дети отвечают на вопросы воспитателя : однозначно или более развернуто ? 5. Какие формы организации коллективной деятельности использовались на занятии ? ( Совместная деятельность воспитателя и детей ; работа в парах ; работа в малых группах.) Организована ли индивидуальная деятельность детей ? Смог ли воспитатель создать условия для этой работы ? Причины. Соответствовали поставленным целям занятия выбранные формы организации коллективной деятельности ?

Общая схема анализа современного развивающего занятия ( обсуждение деятельности коллегами, присутствующими на занятии ) продолжение 6. Использовался ли прием моделирования ( перевода правил на язык образов, знаков, символов и т. п.)? 7. Какими способами организовано практическое применение « открытого » знания ( способа )? Что отрабатывалось ? До какого уровня ? Какие трудности возникали ? Как они были преодолены ? 8. Какими способами педагог организовывал действие контроля ? ( Собственное наблюдение или специальные задания, организация само -( взаимо -) контроля и само - ( взаимо -) оценки детей.) 9. Какой демонстрационный и раздаточный материал использовал педагог для реализации цели занятия ? 10. В какой степени были реализованы здоровьесберегающие технологии : смена деятельности детей в течение занятия ( организация динамических пауз или физминуток ; соответствие длительности занятия санитарно - гигиеническим нормам )?

Проект « От глиняной таблички к печатной страничке » Участники проекта ; дети подготовительной группы, воспитатели, родители Сроки проведения : март Цель проекта : Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов, коммуникативных навыков в процессе исследования вопроса возникновения книги.

Задачи проекта : расширить представления детей об истории появления книг, проследить путь развития книги в прошлом, настоящим и будущем ; показать ее значимость в современном мире ; развивать навыки исследовательской деятельности в процессе практического определения свойств и качеств материалов, используемых для изготовления книг ( камень, глина, воск, шёлк, береста ) Обогатить речь детей словами, связанными с историей создания книги : свиток, береста, папирус, пергамент, печатный станок, переплет, типография Формировать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к трудовой деятельности людей, которые их создают Формировать интерес детей к книге как к источнику познания

Реализация проекта I этап исследовательский Просмотр иллюстраций, мультфильмов об истории книг Экскурсия в библиотеку Знакомство с современным электронным вариантом книги Проведение опытов по книгопечатанью на различных материалах Изготовление книг из различных материалах Оформление мини выставки печатных машинок разных времен Беседы с детьми « Какие бывают книги », « Правила обращения с книгой » Рассказ - сообщение об истории возникновения книгопечатания Речевые игры Сюжетно - ролевые игры « Библиотека », « Книжный магазин » Мини - мастерская « Книжкина больница » Участие родителей в сборе материала об истории создания книги, в оформлении выставки, экскурсии в книжные магазины, библиотеки, музей II этап Заключительный Просмотр презентации « Путешествие в прошлое книги » Игра « Маленькие исследователи », изготовление книжных страничек из различных материалов Рассказ о современных печатных машинах Экспериментальная работа по изготовлению бумаги

Проект « Зимнее настроение в мини музее » Участники проекта; дети подготовительной группы, воспитатели, родители Сроки проведения: март Цель: формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей, развитие творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Задачи Образовательные: Дать представление об изготовлении варежек Познакомить детей с историй появления варежек на Руси, ее орнаментом, уметь объяснить значение украшения варежки. Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения варежек. Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны. Развивающие: Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе). Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Формировать творческую активность ребенка, историческое сознание, развивать у детей эмоции, воображение и фантазию