учитель математики МКОУ «Новокулындинская СОШ» Ваганова Елена Равкатовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Advertisements

« Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности; отыскание соответственных.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс Межшкольный методический центр Г.Гаврилов-Ям Павлова Е.В., методист ММЦ.
КГОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». передача знаний и технологий, совершенствование форм и методов обучения, овладение учениками рядом исследовательских,
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики из опыта работы учителя математики МОУ ВСОШ 1 Никоновой Елены Андреевны 2011.
Методическое объединение учителей начальных классов МОУ СОШ 2 : Опарина Е.В., Смирнова М.А., Ветрова Г. П., Краскина Н. А..
«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся» Учитель биологии шл 27 г.Астана Матковская Т.Б.
Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел Маркова Зинаида Гавриловна учитель математики « МОУ СОШ.
Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Выездное тематическое занятие г. Ржев МОУ СОШ 5 14 октября 2008 год. Подготовили : Гончарова НН Шершакова НВ Применение ИКТ на уроках математики.
Тема самообразования «Внедрение и использование компьютерных технологий в образовательном процессе на уроках математики» Отчёт по самообразованию учителя.
Учитель информатики МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области» Кириченко Наталья Евгеньевна г.
Обобщение опыта Использование личностно-ориентированного подхода с элементами дифференцированного обучения на уроках физики как средство повышения качества.
Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Из опыта работы учителя математики ГБОУ СОШ с.Курумоч Хохловой Г.В.
Педсовет Информационно – коммуникационные технологии в УВП.
Информационно- коммуникационные технологии на уроках физики ОБОШИ Суджанская школа- интернат Новикова Л. В. учитель физики Выступление на педсовете 11.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Современные образовательные технологии интенсификации учебной деятельности при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Транксрипт:

учитель математики МКОУ «Новокулындинская СОШ» Ваганова Елена Равкатовна.

Сведения об авторе опыта Ваганова Елена Равкатовна г.р. – учитель математики МКОУ «Новокулындинская средняя общеобразовательная школа» Чистоозёрного района Новосибирской области. Образование высшее Новосибирский государственный педагогический институт 1985 г. Педагогический стаж работы – 26 лет. Руководитель кружка «Компьютерная графика». С 2008 года назначена руководителем ШМО учителей естественно –математического цикла. В 2011 г. провела интегрированный урок по физики и географии «Связь. Электромагнитные волны.» НАГРАДЫ грамота управления образования Чистоозёрного района Новосибирской области за многолетний добросовестный труд и эффективную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. КУРСЫ 2006 г. в НИПКиПРО по математике, тема «Современные проблемы обучение математике школьников» 2011 г. в НИПКиПРО по физике, теме «Средства и технологии реализации ГОС по физике» В 2008 г. дистанционные курсы по теме «Интернет в деятельности учителя» «Создание интерактивных роликов».

КОНКУРСЫКОНКУРСЫ 2011 г. «Лучшая web-страница (сайт) учителя» 2012 г. «Медиаресурс© XXI века» 2012 г. «Педагогическая инициатива в сфере информационных технологий – 2012» 2012 г. Конференция исследовательских и проектных работ «Шаг в будущее» 1 место.

Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Информация об опыте 1.1. Тема опыта 1.2. Условия возникновения и становления опыта 1.3. Актуальность опыта 1.4. Ведущая педагогическая идея опыта 1.5. Длительность работы над опытом 1.6. Диапазон опыта 1.7. Теоретическая база опыта 2. Технология опыта 3. Результативность опыта 4. Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ Если дать человеку одну рыбу, то он будет сыт один день… А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь. (Древняя китайская мудрость)

Цель данного педагогического опыта : повышение познавательной активности учащихся в учебно – воспитательном процессе, посредством использования информационно- коммуникационных технологий. Задачи: 1)раскрыть сущность понятия информационно- коммуникационные технологии; 2) раскрыть педагогические функции и возможности использования ИКТ на уроках математики, физики и в воспитательной работе; 3)дать характеристику каждого этапа урока с использованием ИКТ; 4)проанализировать научно-методическую литературу и ознакомиться с опытом учителей, применяющих ИКТ на уроках математики и физики; 6) развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ; 7) формировать информационную компетентность учащихся - научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках. 8)использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ; 5)презентация собственного опыта использования ИКТ на уроках математики, физики и внеурочной деятельности; 9) научить учащихся применять умения работы с компьютером на других уроках.

1. Информация об опыте 1.1. Тема опыта: Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, инновационные технологии. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной учителя. тема моей работы: «Эффективное использование ИКТ в учебно- воспитательном процессе ».

1.2. Условия возникновения опыта В феврале 2011 года Президент РФ утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, одной из целью которой, является обеспечение инновационного характера базового образования. Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно- ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю различные эффективные педагогические технологии: метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология. Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных компьютерных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.

1.3. Актуальность опыта Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь: находить информацию анализировать информацию обобщать информацию передавать её другим осваивать новые технологии

ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Известно, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. В памяти человека 25% услышанного 33% увиденного 50 % увиденного и услышанного 75 % активные действия

Наиболее распространенные способы работы с ИКТ: Презентации Сообщения и рефераты, составление проектов. Карты, рисунки, видеофрагменты, диаграммы. Данные способы работы позволяют провести урок интересно и нестандартно, закрепить полученные на уроке знания К технологиям на основе активизации деятельности учащихся относят такие как развивающие игры, проблемное обучение, нетрадиционные формы уроков (урок - исследование, интегрированные уроки, урок- дискуссия, урок- турнир), которые способствуют реализации поставленной цели.

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в необходимости использования образовательных, развивающих возможностей информационно- коммуникационных технологий, возможности их интеграции с основным образовательным процессом с целью повышения эффективности процесса обучения. Информационно-методические умения педагога должны отражать неразрывное единство эффективной методической деятельности с использованием информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в предметной методике.

1.5. Длительность работы над опытом Изучение и анализ литературы 2009 – 2010 Внедрение проекта в учебно–образовательный процесс Работа над опытом велась в течение 4 лет ( г.г.) и была разделена на несколько этапов Систематизация и обработка результатов.

1.6. Диапазон опыта Диапазон опыта представлен дидактической системой моих уроков по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, физики и в воспитательном процессе

1.7. Теоретическая база опыта Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В основе педагогического опыта лежат идеи В.А. Сластёнина [8], А. К. Макаровой [4]. При работе над данной темой были использованы следующие научные издания: «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат [5] и другие. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями понимают компьютерные технологии.

2. Технология опыта Проектирование компьютерных уроков я начинаю с составления календарно-тематического плана изучения темы, в котором использование средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно учитываю следующее: содержание изучаемого материала; наличие компьютерных средств; необходимость чередования различных типов компьютерных средств; классические требования к уроку.

Этапы обучения Изучения нового материала Закрепления изученного материала Повторение, обобщающие повторение Контроль знаний, умений, навыков Домашнее задание. Подготовка к ГИА Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки математики и физики. Возможности компьютера я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ГИА. Проектная деятельность

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Применяю демонстрационный материл, имеющийся для каждого класса, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы. Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы. Изучения нового материала

На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Обычно класс делю на три группы: учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; учащиеся со средней и хорошей успеваемостью,; учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту.

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру проблемную ситуацию. Если ученик ошибся, может воспользоваться озвученными подсказками. В результате все ученики включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 7-10 минуты. Большой интерес вызывают у учащихся презентации.

На этапе контроля знаний, умений, навыков компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным. Использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль.

Важным этапом урока является домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию.

Применение ИКТ при подготовке к ГИА дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения материала.

Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, кроссворды, задания «Рисуем на координатной плоскости» и другие.компьютерные презентации, кроссворды

Участие в конкурсах, творческом домашнем задании, выполненная учеником с применением возможностей персонального компьютера способствуют формированию информационной компетентности учащихся. Участие в проектной деятельности формируют у учащихся: Способность брать ответственность на себя Самообразование, самостоятельность Умение совместно принимать решение. Умение работать в группе. Умение вести дискуссию.

Проекты выполненные учениками использую на уроках и в проведение внеклассных мероприятиях. РЕЗУЛЬТАТЫ 1 место в районной конференции исследовательских и проектных работ «Шаг в будущее» Проект «Интернет в жизни села»

Параллельно с информатизацией учебного процесса информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеклассной деятельности школьников. в организации досуга учеников. Я применяю ИКТ при проведении классных часов, вечеров, бесед, виртуальные путешествия. Удивительны е природные явления

2. Если применять, то ЧТО. 3. Если применять, то КАК. 4. Современные дидактические пособия. 1. ЗА и ПРОТИВ применения компьютера на уроке.

Повышение мотивации учащихся Концентрация внимания детей (более 80% информации воспринимается и запоминается ч/з зрительные анализаторы Долой мел и тряпку! Интенсификация урока Повсеместная компьютеризация и информатизация Возможна индивидуализация обучения Скорость и точность сбора информации об усвоении материала Проводное и переносное оборудование Отсутствие методики применения Нарушение здоровья ученика и учителя У учителя уходит очень много времени на создание и оформление презентации в программе Power Point.

а) Печатные материалы Сборник задач, печатные материалы, тесты – методическая поддержка для учителя при подготовке к уроку б) Компьютерные демонстрации (презентации) Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Компьютерные презентации не требуют большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера чтобы работать по этой технологии. в) Компьютерные тестирование В учебном процессе тестирование в той или иной форме, используется давно. В традиционной форме тестирование - трудоемкий процесс. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что это стало неотъемлемым элементом процесса обучения. г) Программируемые учебные среды Это компьютерная технология подразумевает диалог ученик – компьютер. Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучения учебного материала осуществляет компьютер, который частично выполняет роль учителя. д) Видеоролики(интернет–уроки )

Если все материалы хранить в бумажном виде, то количество бумаг превысит количество полок на стеллажах дома и на работе. С помощью компьютера можно выстроить информационно – методическую базу учителя НАПРИМЕР,…

Реши уравнение и расшифруй запись Построй фигуру по найденным точкам Уравнения. Зачет. Тригонометрические уравнения ЕГЭ. Тождественное преобразование логарифмов.

Эта программа позволяет учителю подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету.

Готовых тестов (тестовых оболочек) достаточно много но … работа с компьютерными тестами по математике должна сопровождаться справочными материалами или тест должен быть краткосрочным и привлекательным для ученика. В своей практике я применяю обучающие и контролирующие программы по отдельным темам курса математике Применение компьютерных тестов(например имитаторы ЕГЭ) в первую очередь нужно рекомендовать ученику длясамообразования и домашней работы.

Компьютерные наблюдения. Экспериментальные задачи исследования. Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой. Лабораторные работы. Исследовательские задания. Компьютерный эксперимент. Все это могут предложить разработчики мультимедийных программ, охватывающие огромные блоки материала (Открытая математика, Живая геометрия, Математика 3-4). Учебные задания, контроль их выполнения и управления ходом изучения учебного материала осуществляет компьютер, который частично выполняет роль учителя. Насколько это оправдано, определяется качеством обучающей, контролирующей тренажерной программы. Широкое распространение такого рода компьютерные технологии должны найти в самостоятельной работе ученика над учебным материалом.

С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Такая интернет школа с лекциями опытных преподавателей, открытая в любое время и работающая совершенно бесплатно, способна обучить ребенка многому из образовательной программы. Он сможет максимально быстро усвоить любой урок. И если вдруг что-то окажется непонятным, нужно будет лишь заново запустить видео-урок этой интернет школы.

Проведение Интернет-уроков более чем оправданно: Они вызывают у учащихся положительный эмоциональный всплеск. Оценки за такие уроки, как правило, хорошие и отличные. Все большее количество учеников желают участвовать в Интернет-проектах. Успеваемость в целом по классам повышается.

Итак, компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качество нового уровня с возможностями мультимедиа); тренажер; средства диагностики и контроля.

Мультимедийные пособия Ресурсы Интернет Страничка учителей Методические сайты

- методика преподавания математики - «Библиотека электронных пособий» - Фестиваль педагогических идей (уроки математики) htm - тест по темам возрастание и убывание функции, точки минимума и максимума - тест on-line - тест на исследование функции - Учебный материал по различным разделам математики, тренажер, обзор интернет- ресурсов - материалы газеты "Математика- ! сентября" - Сайт учителей имеющих опыт методической работы - математические кружки.олимпиады - Методическая копилка для учителей математики Брянский учительский портал сайт по теме «Степень и показательные уравнения» образовательный сектор для всех Ресурсы WWW по обучающим программам школьный мир

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – На сайте размещены статьи с разработками уроков и другими методическими материалами Кабинет физики АППО – Размещенные здесь материалы способствуют улучшению качества преподавания физики и разрешению ряда вопросов методики. Среди рубрик: кабинет физики АППО, стандарты физического образования, профильное обучение, программы и учебники, конспекты, тесты и задачи, олимпиады, это интересно, коллекция полезных ссылок. Цифровые лаборатории Архимед на уроках физики - Сайт, созданный учителм физики Денисом Александровичем Пороховым для поддержки учителей, работающих с цифровой лабораторией "Архимед". Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой – На сайте рубриках: мультимедийные сценарии уроков, компьютерная лаборатория Philip Harris, Сообщество «Сеть творческих учителей» – Класс!ная физика для любознательных – htm Красочный сайт с интересными вопросами по физике и занимательными опытами учителя гимназии 42 Санкт-Петербурга Елены Балдиной. Занимательная физика в вопросах и ответах –

1. Надо знать, где искать 2. Хотелось бы найти найти не один ресурс по нужной теме, а несколько 3. Даже если найдешь, для использования может не подойти Зная недостатки готового продукта, сделать самому для себя.

Уроки (урок-презентация, урок-исследование, лабораторная работа, тестирование, урок- защита) Факультативные занятия (диагностика, коррекция знаний, тренинг, онлайновое тестирование) Исследовательская деятельность учащихся и учителей (тематический проекты, web-сайты) Подготовка к ЕГЭ Индивидуальная работа (комплекс доступных электронных материалов, состоящий из: теоретической части, практикума, системы контроля) В структуре интеграции ИКТ и образовательного пространства можно выделены следующие составные элементы:

Обратная связь с учениками Быстрота диагностики пробелов знаний, тестирование и коррекция результатов учебной деятельности Изучение тем, явлений, которые невозможно изучать в реальном эксперименте. Решение и анализ интерактивных задач Использование программных средств для организации творческой учебно-поисковой деятельности учащихся. Учет психологических особенностей учащихся при выборе формы представления информации Формирование индивидуальной электронной учебно-методической среды

Возможность индивидуальной траектории обучения Развитие толерантности, коммуникабельности Новизна и наглядность восприятия материала, более полная его визуализация Расширение форм представления заданий (тест, презентация, электронное письмо) Творческий подход в решении задач ИКТ, преодолевая пространство и время, могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что делает их мощным средством для изменений в сфере образования.

Использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий путь учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысит мотивацию ученика и увеличить эффективность урока. Я думаю, что не существует универсальной методики преподавания, которая могла бы решить все учебные проблемы, однако, не следует отказываться от поиска. Он, как правило, дает свои результаты.

Использование ИКТ на уроках математики в течение нескольких лет привело к следующим результатам: -повышение качества знаний учащихся: при стабильной 100% успеваемости, -повышение интереса к предмету; -качественное изменение контроля за деятельностью учащихся, создание ситуации «успеха для каждого ученика»; -развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности; -учащиеся стали представлять творческие работы в виде презентаций, чаще использовать Интернет при подготовке к урокам и творческим конкурсам; -большинство классных часов и внеклассных мероприятий проводится с использованием ИКТ.

Результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса МКОУ «Новокулындинская СОШ» Предмет год Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором Сдавало Средний балл ОУ Результат ы по району Физика Физика

4. Библиографический список Библиографический список 1. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. // М.: Наука, , 255 с. 2. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ , 98 с. 3. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении математики на основе использования дидактических игр. // Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., Макарова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. // М.: Изд-во МГУ, с. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", с. 6. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО , 225 с. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологий Текст.: Учебное пособие для пед. вузов и ИПК/ Г.К. Селевко. М.: Народное образование, с. 8.Сластёнин В.А., Исаев И.Ф.Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.Издательский центр «Академия», с.