СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ А.И. Никашин, доцент кафедр «Теория и методика профессионального обучения» «Машины и автоматизация сварочного производства» Понятие средств обучения. Классификация средств обучения. Предметно-знаковые системы обучения. Логические регулятивы (конструкции) обучающей деятельности. Никашин А.И
Понятие средств обучения МЕТОДИКА ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧАЩИЙСЯ ПОСРЕДСТВУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Цель СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ (посредствующих элементов): увеличение объема передаваемой учебной, оптимизация процесса формирования новых понятий и профессиональных умений, улучшение восприятия изучаемых технических объектов, физических явлений, лежащих в основе работы рассматриваемых технических устройств и т.д. ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ Никашин А.И. Кубики Н.А. Зайцева
Классификация средств обучения Предметно-знаковые системы Логические регулятивы (конструкции) Материальные объекты СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебное оборудование; инструменты; приборы; демонстрационное оборудование; технические средства обучения учебники и учебно- методические пособия; дидактический материал: = карточки-задания, = инструкционные карты, = опорные конспекты, = рабочие тетради, = структурно-логические средства, = схемы алгоритмов, и т.д.; Изобразительные пособия: = плакаты, = планшеты, = схемы, = и т.д. Теоретический уровень обучения: = подходы, = принципы, = правила, = методы, = методики. Эмпирический уровень обучающей деятельности: = действия, = операции, = приемы, = подходы. учебно- производственное оборудование; лабораторное обо рудование; вспомогательное обо рудование (ХХ в.) позволили повысить: объем, производительность, творческие способн. и культуру педг. труда. Никашин А.И.
ПРЕДМЕТНО-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Противоречие между тезисами 1 и 2: 1. Методическая деятельность педагога направлена на то, чтобы объединить в единый комплекс содержание, методы, формы обучения, основой которого является учебник по предмету. 2. Изучая специальную технологию, учащиеся и преподаватель не могут пользоваться одним учебником. В РП по предмету рекомендуются от трех до пяти учебников и учебных пособий. РЕЗЮМЕ: создание учебника по специальной технологии для каждой профессий. УЧЕБНИКИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, поэтому ОНИ ДОЛЖНЫ: ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 1. Влиять на мышление, развивать память, пробуждать интерес к изучению предмета. 2. Соответствовать целям обучения и требованиям рабочей программы. 3. Соответствовать системе научных знаний конкретного предмета. 4. Ориентироваться на базовую подготовку в содержании текста, выборе задач, математического аппарата. 5. Организовывать содержание в соответствии с процессом обучения по предмету в целом. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА содействовать формированию технической картины; последовательно и систематично излагать каждую часть содержания; обоснованно и доступно излагать теоретические основы электротехники; наглядно представлять основные функциональные и параметрические зависимости; включать достаточное количество упражнений и задач для самостоятельной работы; отражать особенности профессиональной подготовки. Никашин А.И.
Требования к структуре учебников Дедуктивная структуризация (от частного к общему) Структура разделы ведущие темы: СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ: Иерархичность Логичность Связанность общие понятия (1, … ) теоретические положения, принципы (1, … ) функционирование типичных устройств (…) структура и функции конкретных устройств (…) особенности практического применения устройств Простейшие идеализированные Реальные системы в статике Реальные системы в динамике (применение) Объяснительно- иллюстративный подход упражнения и задачи Проблемный подход Объяснительно- иллюстративный подход Никашин А.И.
Требования к структуре параграфов ТЕМА: Параграф: Объем рассчитан на 1 урок; Изложение – дедуктивное; Начало – определение или описание основного положения (математического соотношения параметров, уравнения); Продолжение – анализ положения (уравнения); Окончание – вывод основных соотношений параметров при заданных условиях (режиме работы). Никашин А.И.
Методический аппарат учебника – примерные – для расширения самостоятельной работы в конце каждой темы ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ – основополагающие теоретические положения «…» – ? – Обозначения: Заголовки: Запомните – выделенные положения для хорошего усвоения, ориентации в принципе действия или решении задач. Самое важное – основные выводы по рассмотренному материалу в конце каждой темы Темы докладов (рефератов) Никашин А.И.
Методические функции наглядности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ постепенное формирование образа изучаемого объекта: от простых представлений об элементах конструкции к более сложным системам; формирование ориентировочных познавательных действий (построение принципиальных схем, диаграмм, графиков). ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ – найти кратчайший и доступный путь осмысления изучаемого материала. ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ целенаправленное управление вниманием; применение различных цветов в рисунках элементов устройств и их конструкций, в графиках и векторных диаграммах. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ Никашин А.И.
ЛОГИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТИВЫ КОНСТРУКЦИИ) ЛОГИЧЕСКИЕ (МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ) РЕГУЛЯТИВЫ (КОНСТРУКЦИИ) ПЕДАГОГА планированиесамоанализ представление обучающей деятельности ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Система действий, операций, приемов Абстрагирование практической деятельности педагога в обобщенных структурах на уровнях: правила обучающей деятельности Метод – система взаимосвязанных элементов Методика логические операции нормативные принципы ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ формирование знаний, умений, владений являются предписанием к процессу обучения Никашин А.И.
Методические приемы МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – связан с рефлексией собственных действий педагога. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Дифференциация репродуктивных и продуктивные действий Анализ действий Объединение успешных действий ПРИЕМ Часто методические приемы персонифицируются: Прием В.Ф. Шаталова (Опорные сигналы по системе В.Ф. Шаталова); Прием С.Н. Лысенковой (Прием комментированного упражнения) ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ являются образцами для подражания; усваиваются путем показа или описания на: методические семинарах методических форумах школах-семинарах Сложные приемы состоят из комплекса или группы операций: инструктаж на уроках производственного обучения демонстрационный эксперимент на теоретических занятиях Никашин А.И.
Подход к обучению или тип обучения, способ обучения Общенаучные категории с методологическим значением Иногда отождествляется и определяется через метод обучения. Но он ближе к модели обучения. МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ Подход к обучению указывает на проект или выбранную стратегию обучения. Обозначение схемы или плана действий педагога по построению и организации деятельности учащихся Системный подход Системно-функциональный Структурный подход Проблемный подход Модульный подход Модельный подход Никашин А.И.
Принципы обучения Общее определение принципа обучения (без функций): МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – конкретизированное выражение специальных требований к деятельности преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету. Принцип обучения – форма регуляции с рецептурным характером. Принцип обучения – средство регуляции в методиках обучения и предметных дидактиках. ПРИРОДА ФУНКЦИЙ ПРИНЦИПОВ системность знаний межпредметные связи преемственность ПРИНЦИПЫ отражение объективных связей преподавателя и обучаемого во взаимодействии на различных этапах формирования знаний, умений и навыков конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обучении Никашин А.И.
Правила, методы и методика обучения ПРИНЦИПМЕТОДПРАВИЛА ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ – простейшие самостоятельные методические структуры, содержащие в кратком виде указания на ряд необходимых операций по достижению целей обучения. Как вид самостоятельной профессиональной деятельности конструирование правил обучения особенно интенсивно разрабатывалось в XVIII – XIX веках. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – последовательные регулятивно- логические конструкции, позволяющие передать последовательность рецептурного знания, осуществлять преемственность в культуре мышления педагога. В проблемном методе обучения – это правила деятельности преподавателя и учащихся. МЕТОДИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ РУКОВОДСТВА – объединение нескольких методов в одном материале посредством специальной организации содержания учебного материала в систему более высокого уровня организации. Это итог развития средств обучения – на материале конкретного предмета: методы конкретизируются; правила систематизируются. Никашин А.И.
Типы регуляции ПРИНЦИПМЕТОДПРАВИЛАМЕТОДИКА педагог и учащиеся Уровень воздействия: Субъекты обучения: МЯГКИЙ ТИП – акцент на самоопределение, инициативу, творчество педагога и учащихся. Задают общую модель обучения (без детального содержания и метода обучения). В игровых технологиях обучения обучаемые систематически попадают в позиции выбора средств и методов решения проблемных ситуаций и моделей учебного познания. В интерактивных технологиях область применения расширяется за счет технологий дистанционного обучения. ЖЕСТКИЙ ТИП (директивный) – активной силой становится объективный фактор (конструкция). Педагог оказывается посредником в реализации общей модели обучения. Позиция автора отличается отточенностью, но сужается до решения узкого класса задач. Примеры – образовательный стандарт, обучающий модуль, учебный блок и т.д. Никашин А.И.
Жизненный цикл методики Жизненный цикл методики определен периодом применения, развития и взаимодействия содержания и методов обучения. ПРИЧИНЫ СМЕНЫ ЦИКЛА: изменение парадигмы содержания предмета; необходимость изменения процессуальной модели взаимодействия преподавателя и учащихся (подходов, принципов или методов обучения); окончание цикла конструирования, планирования и развития методики обучения; личностные достижения педагога, длительность его активной профессиональной деятельности СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ: 1-й – изучение методического опыта преподаваемого предмета, передового педагогического опыта, апробация типичных методических приемов, методов обучения, становление педагогического опыта; 2-й – планирование, проектирование и конструирование модели авторской методики обучения; 3-й – обеспечение материально- техническое, информационное и прочее; 4-й – апробация авторской методики обучения в учебном процессе; 5-й – экспертиза методики обучения, опытно-поискового эксперимента; 6-й – интерпретация результатов эксперимента, обобщение методического опыта: выступления, публикации научно- методических статей, методик обучения; 7-й – передача авторской методической системы: авторские семинары. Никашин А.И.
Структура жизненного цикла методики проф. обучения В рамках образовательного процесса Процессы и результаты образовательной деятельности Состав этапов жизненного цикла Длительность жизненного цикла, годы Внедрение авторской учебной программы 1…72…5 Издание нового учебника по предмету 1, 2, 4…63…5 Требуемый уровень учебных достижений учащихся 4…63…4 Личностные достижения педагога 1, 2, 4…71 и более Создание полного учебно-методического обеспечения по предмету 1, 2, 4, 52 и более Никашин А.И.