Реализация требований стандартов второго поколения в системе учебников «Начальная школа XXI века»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплект учебно-методических пособий « НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Advertisements

« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
ФГОС НОО: перспективы реализации и организационно-методическая поддержка учителя в условиях использования системы учебников «Начальная школа XXI века»
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА». Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора,
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Комплект учебно-методических пособий«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Все авторы - известные ученые, педагоги и методисты Все учебники и учебные пособия соответствуют.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Психологические особенности подросткового возраста.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
« НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ I ВЕКА » - школа новых образовательных стандартов.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ШКОЛЫ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИХ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введены в действие с 1 сентября 2011 года.
Транксрипт:

Реализация требований стандартов второго поколения в системе учебников «Начальная школа XXI века»

Разработан коллективом авторов Центра начальной школы ИСМО РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена- корреспондента РАО Натальи Федоровны Виноградовой.

Комплект учебников и учебно-методических пособий «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА» Включен в Федеральный перечень учебников, учебно - методических и методических изданий, имеет гриф « Рекомендовано » Министерства образования Российской Федерации Удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Министерством образования Российской Федерации и Национальным фондом подготовки кадров. Обладатель книжного Оскара в номинации « Учебники ХХ I века » XIV Московской международной книжной выставки – ярмарки

4 Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь Виноградова Н.Ф., КалиноваГ.С. Окружающий мир Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. /Под ред.Журовой Л.Е., Иванова С.В.Русский язык Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э. и др. /Под ред.Вербицкой М.В. Английский язык Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыка Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. и др.Физическая культура Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика Лутцева Е.А. Технология Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России Раздел II. Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии (на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту)

– «…признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования… в удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности…» – «учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения» (1) (1) «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».– М., (стр 3-4)

Приоритетные цели «Начальной школы XXI века» Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Формирование учебной деятельности школьника. Духовно-нравственное развитие обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

Учебная деятельность (в соответствии с теоретической концепцией Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) выступает как особая форма активности личности, направленная на: присвоение присвоение социального опыта; овладение овладение общекультурными способами предметных и умственных действий; освоение освоение определённых теоретических сведений. Учебная деятельность – это деятельность изменяющая самого субъекта. В её процессе ученик приобретает два интегративных качества личности: желание и умение учиться.

Структура учебной деятельности: Исходя из этого, особое внимание должно уделяться переводу предметных умений в общеучебные и универсальные потребностьзадачамотивдействияоперации Учебная деятельность не равна учению!

Цель начального образования, определенная в стандарте: Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, т.е. овладение учебной деятельностью как ведущей в младшем школьном возрасте. Её сформированность предполагает: умение учиться («умею себя учить»); наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»); внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»); элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

10 Особенности построения УП в зависимости от поставленной цели Особенности построения УП в зависимости от поставленной цели Репродуктивная Приобретение, Приобретение, Расширение, запоминание Расширение, запоминание Поисковая Анализ, сравнение Анализ, сравнение Обобщение Обобщение Исследовательская Решение проблемы Решение проблемы Построение гипотезы Построение гипотезы Творческая Самостоятельность Самостоятельность Инициатива, Инициатива, импровизация импровизация

Формирование: учебно-познавательных мотивов; способность выполнять различные целенаправленные учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче; умения решать учебные задачи разной степени трудности, ориентироваться на усвоенные общие способы действий; способности контролировать свои действия, предвидеть и устранять возможные трудности, оценивать процесс и результат работы; способы учебного сотрудничества – как на практическом, так и на коммуникативном уровне. Цель образования – развитие личности на основе ведущей деятельности.

Начальное образование должно обеспечить «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Ведущая роль учебника Учебник с многофункциональным методическим аппаратом позволяет: - проектировать познавательный процесс; - направлять деятельность учителя; - управлять деятельностью ученика.

Гриф Министерства образования Российской Федерации; Гигиенический сертификат (сертификат соответствия); Систему условных знаков; Теоретические сведения и систему практических упражнений; Систему самоконтроля и самопроверки;

Дополнительный материал, разработанным по данной программе к каждому учебнику для осуществления дифференцированного подхода и учета индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для контроля знаний и способов действия по всем предметам разработаны разноуровневые контрольные и проверочные работы

Музыка «Музыка» Авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр, О.В. Кузьмина Содержание курса для 1–4 классов базируется на концепции Д.Б. Кабалевского и идеях развивающего обучения В.В. Давыдова Д.Б. Эльконина. Методическая основа курса предполагает, что вся познавательно-творческая деятельность школьников протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления. Комплект для 1 класса включает: учебник рабочую тетрадь нотную хрестоматию методическое пособие фонохрестоматию (в двух частях)

Изобразительное искусство «Изобразительное искусство» Линия учебно-методических комплектов Авторский коллектив: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Н.В. Богданова В основе изложения материала современный интегрированный полихудожественный подход, опирающийся на передовые идеи различных художественных школ с учетом предпочтений детей в художественно-творческой деятельности. «Изобразительное искусство». 1–4 классы Интегрированная программа Методическое пособие «Изобразительное искусство». 1, 2, 3 классы Учебник Рабочая тетрадь Органайзер для учителя

Технология «Технология» Автор курса Е.А. Лутцева Цель программы –– достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату. Заложенная в программе интерактивная методика освоения курса учащимися обеспечивает максимальное развитие их познавательной самостоятельности, способности решать разнообразные интеллектуальные и практические задачи, готовности к преобразовательной деятельности. Комплект для 1 класса включает: программу учебник рабочую тетрадь методическое пособие

Физическая культура «Физическая культура» Программа, 1–4 классы Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Петров С.С. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) и предназначена для организации обучения физической культуре в 1–4 классах общеобразовательных учреждений. Содержит характеристику содержания курса, примерное тематическое планирование на каждый год обучения, предметные требования к результатам обучения. «Физическая культура» Учебник, 1–2 классы Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Учебник предназначен для изучения в начальной школе основных сведений о физической культуре и спорте, знакомит школьников с методами выполнения физкультурных мероприятий в режиме учебного дня. В доступной форме описаны разнообразные упражнения для занятий дома. Ответы на многие вопросы, задаваемые младшими школьниками по поводу физической культуры и спорта, изложены в форме красочных изображений. «Физическая культура» Учебник, 3–4 классы Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Учебник предназначен для продолжения знакомства школьников начальной школы с историей и теоретическими основами физической культуры и спорта. В книге представлены разнообразные упражнения для занятий в школе и дома, сценарии подвижных игр, рекомендации по самостоятельному планированию распорядка дня.

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; целостное гармоничное развитие личности школьника в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; обязательная успешная деятельность; обучение в зоне «ближайшего развития». предоставление права выбора деятельности, партнера, средств обучения; создание условий для реализации творческих возможностей ребенка; демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; Личностно-ориентированное обучение

Обеспечение возможности получения качественного начального общего образования Дифференциация обучения, обеспечение коррекционно- развивающей деятельности учителя Организация внеклассной деятельности

Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно-развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия. Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Формирование регулятивных универсальных действий Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Стандарт 2009 г.) Формирование познавательных универсальных действий

Педагогическая диагностика позволяет: – установить уровень овладения учебной деятельностью; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе (1). (1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М , с.5.

Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Интеллектуальное развитие младшего школьника ПРЕДПОЛАГАЕТ: сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и при наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи; умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающее поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задачи; осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправлять её, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи; изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся, – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); развитие мышления, речи, воображения, познавательных процессов, соответствующих возрастному уровню учащихся; сформированность универсальных учебных действий как предпосылки развития достаточного уровня общеучебных умений.

Духовно-нравственное развитие, формирование нравственных ценностей, толерантности, способности адекватно оценивать события, происходящие в окружающем мире. «Литературное чтение»; «Основы духовно- нравственной культуры народов России». «Традиции народных праздников народов России»; «Экология для младшего школьника»; «Все цвета, кроме чёрного»; «Что такое этика»

Сохранение и развитие разнообразного культурного и языкового наследия многонациональной России В процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование здорового образа жизни

Формирование готовности к взаимодействию с окружающим миром 1. Интеллектуальная 2. Личностная 3. Коммуникативная 4. Рефлексивная 5. Деловая 6. Креативная 7.Эмоциональная

Интеллектуальная готовность способность работать с информацией разного типа; умение применять знания в нестандартных ситуациях; владеть приёмами самостоятельного добывания новых знаний; способность работать в условиях поиска; умение ставить и обсуждать предложения; проводить небольшие исследования. Классификация по существенному признаку

Личностная готовность желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремлённость, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. «Работа в парах»

Коммуникативная готовность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации; умение участвовать в учебном диалоге; строить монологические высказывания разного типа.

Рефлексивная готовность способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности; находить и устранять причину возникающих трудностей; умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.

Деловая готовность способ переводить практическую задачу в учебную; конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение применять алгоритм действий; способность работать в условиях выбора.

Задача практическая и учебная Практическая отвечает на вопрос «что нужно делать», поэтому все действия определяются стихийно Например,«обезьяна-клетка-банан» Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», поэтому все действия осуществляются целенаправленно

У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска. Это практическая задача. Меняем вопрос: Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача.

Креативная готовность способность решать учебную задачу творчески; желание и умение отказаться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.

Эмоциональная готовность готовность рассматривается как система учебно- познавательных мотивов (обоснованное желание учиться); адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации; умение использовать и приобретать чувственный опыт.

В первом полугодии первого класса ставиться задача развития предпосылок учебной деятельности: умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче; высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе; появление специфического отношения к задачам как учебным: понимание того, что смысл их решения состоит не в получении результата, а в овладении обобщенным способом действия; умение оценить правильность выполнения собственной работы; достаточно высокий уровень произвольности; умение планировать и контролировать собственные действия.

(определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), вспомнить (обозначить) каждый звук соответствующей цветовой моделью)

Коррекционно-развивающая работа

Приоритетная цель современной начальной школы в системе «Начальная школа XXI века» РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Умение применять знания Умение добывать знание Умение определять границы своего незнания

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Основная цель данной программы – раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса данного образовательного учреждения.

Пример типового представления содержания обучения грамоте: Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Пример представления содержания в логике формирования новообразований: Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение слов с твердыми и мягкими согласными. Моделирование слов с разными звуками с использованием фишек.

Раздел «Мы – жители Земли» «Окружающий мир» Отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоем от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада).

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные