Проектирование современного урока на основе системно – деятельностного подхода. Подготовила зам. директора по УВР МБОУ СОШ с. Канавка : Попова Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Advertisements

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС Муниципальное казенное образовательное учреждение.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС учебный год.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
Транксрипт:

Проектирование современного урока на основе системно – деятельностного подхода. Подготовила зам. директора по УВР МБОУ СОШ с. Канавка : Попова Татьяна Владимировна 2014 год

1. Проектирование современного урока на основе системно - деятельностного подхода. Зам. директора по УВР Т. В. Попова 2. Системно - деятельностный подход к организации образовательного процесса : понятие, дидактические принципы, технологии. Учитель русского языка и литературы Н. А. Карнаушенко 3. Технологическая карта урока. Учитель математики Р. Б. Гильманова 4. Реализация системно - деятельностного подхода средствами проектной деятельности. Учитель английского языка Н. И. Шманова

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне– и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь!» Китайская мудрость

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно - познавательной деятельности.

« Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал » слова К. Д. Ушинского. « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений ». Л. Н. Толстой

1. Изменение парадигмы образования : от знаниевой к компетентностной. 2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции « ученик – учитель ». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы ; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета ; систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие ( оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений ); использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе ;

владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы ; эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески ; добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы ; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи ;

специально планирует коммуникативные задачи урока ; принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения ; стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Требования к уроку

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Моделирование : процесс определения основных его параметров, эскиз урока, начальный этап перевода теории урока в практику. Проектирование : этап разработки компонентов педагогического процесса ( задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности ). Конструирование : создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала. Сценирование образовательной ситуации обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся.

Традиционные уроки 1. Урок формирования знаний 2. Урок формирования и совершенствования знаний 3. Урок совершенствования знаний 4. Урок закрепления и совершенствования знаний 5. Урок обобщения и систематизации знаний 6. Урок контроля знаний, умений и навыков 7. Урок коррекции знаний, умений и навыков 8. Комбинированный урок Уроки деятельностной направленности 1. Урок « открытия » нового знания ; 2. Урок рефлексии 3. Урок общеметодологической направленности 4. Урок развивающего контроля

Информационные и коммуникативные технологии ( коммуникация – общение ) Технология, основанная на создании учебной ситуации ( решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира ) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Технология деятельностного метода

Этапы урока Организующая роль учителя Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Рефлексия учебной деятельности.Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Критерии Баллы 1. Определение темы урока, его место в изучаемом в разделе и его роль в общей логике изучения предмета. 2. Выявление предметных понятий и общего способа действия, осваиваемого учащимися на данном уроке. 3. Определение типа урока (урок постановки и решения учебной задачи, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки). 4. Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока. 5. Анализ уроков различного типа 5.1. Урок постановки и решения учебной задачи Определение базовых предметных понятий и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового Способы постановки учебной задачи.

Принятие учебной задачи учащимися Влияние этапа постановки учебной задачи на ход ее решения Выявление и использование общего способа действия в ходе решения учебной задачи Создание условий для моделирования и преобразования модели. 5.2 Урок решения частных задач с применением открытого способа действия Разнообразие форм, используемых учителем для решения частных задач Уровень задач с точки зрения предметного содержания Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической) Создание условий для моделирования и преобразования модели Урок контроля и оценки Создание условий для освоения действий контроля и оценки (ретроспективной и прогностической).

Создание условий для освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. 6. Уровень организации коллективно-распределенной деятельности. 7. Общая подготовленность класса к осуществлению коллективно- распределенной деятельности: умение детей работа в парах; умение детей работать в группах; умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать. 8. Общая характеристика общения. 9. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 10. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с использованием ИКТ. 11. Создание условий для формирования личностных УУД. Общий балл

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд

1. Информацию об основных задачах современного образования при переходе на новые образовательные стандарты принять к сведению. 2. Теоретические положения и практические рекомендации по реализации системно- деятельностного подхода взять на вооружение и систематически использовать в образовательной деятельности. 3. Отметить положительный опыт педагогов, реализующих на практике системно- деятельностный подход.