Психологическое сопровождение ОЭР школы: методологические основы составления программ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Advertisements

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ,
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
Содержание и методика проведения аттестации профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учебного заведения Содержание и методика проведения.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Транксрипт:

Психологическое сопровождение ОЭР школы: методологические основы составления программ

Алгоритм планирования и анализа опытно-экспериментальной работы темацель задачи результат индикаторы методы

Тема города: «Стратегии развития школы на современном этапе и их влияние на становление личности учащихся» Тема ОЭР ГУ «Гимназия 12 им. А.Гумбольдта»: «Развитие способностей учащихся и педагогов как субъектов образовательного процесса в условиях современного менеджмента в Вальдорфской школе»

Итак: Поисковая тема гимназии: «Развитие способностей учащихся и педагогов как субъектов учебно - воспитательного процесса в условиях современного менеджмента в вальдорфской школе». Объект ОЭР: учебно - воспитательный процесс, построенный на принципах вальдорфской педагогики и современного педагогического менеджмента, направленный на развитие способностей педагогов и учащихся, как субъектов воспитания и развития. Предмет ОЭР: развитие способностей педагогов и учащихся как субъектов воспитания, организованного на концептуальных основах вальдорфской педагогики и принципах современного педагогического менеджмента.

Цель ОЭР: Создание условий для развития разносторонней личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума» Задачи ОЭР: - совершенствование профессионализма учителя; -разностороннее развитие личности учащегося; -создание благоприятного психологического климата в коллективе учителей и учащихся.

Гипотеза исследования: модернизация учебно-воспитательного процесса будет эффективной при развитии способностей учащихся и педагогов, в условиях современного менеджмента, и будет способствовать становлению их субъектности.

В соответствии с выбранной темой ОЭР школы, для психологической службы актуальным становиться изучение субъектности педагога, от профессионализма которого во многом зависят возможности развития ребёнка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого учителя и в личности его воспитанника.

Основные функции психологической службы в гимназии: Просветительская, включающая организацию лекций, бесед, семинаров, направленных на увеличение психологических знаний всех участников образовательного процесса. Консультативная, включающая в себя психопрофилактическую работу в соответствии с целями и задачами школы, а также работу по запросу инициированному администрацией школы, педагогами, школьниками и их родителями. Психодиагностическая, направленная на изучение школьников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей каждого. Научно-методическая, обеспечивающая качество психолого- педагогической деятельности.

Для реализации цели, психологической службе необходимо решить следующие задачи: Повышение психологической культуры педагогического коллектива в целом и каждого педагога и воспитателя в отдельности; Осуществление мониторинга психологического развития детей на каждом возрастном этапе с целью раскрытия способностей каждого ребенка; Психологическое консультирование всех субъектов образовательного процесса в индивидуальном или групповом режиме; Создание методической, информационной базы данных. Психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса по проблемам развития субъектности, теории и практики эффективного менеджмента и сотрудничества. Организация практических занятий, семинаров, тренингов по теме ОЭР.

Критерии (показатели) развития субъектности педагога и учащегося: 1. Когнитивный потенциал (интеллектуальные способности) 2. Мотивационный потенциал 3. Личностный потенциал 4. Коммуникативный потенциал: коммуникативные способности организаторские способности менеджерские 5. Творческий потенциал (творческие способности) 6. Рефлексивные способности

Тема ОЭР: Развитие способностей учащихся и педагогов как субъектов образовательного процесса в условиях современного менеджмента. Цель ОЭР: Создание условий для развития разносторонней личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума. ЗАДАЧА ОЭР 1ЗАДАЧА ОЭР 2ЗАДАЧА ОЭР 3 Совершенствование профессионализма учителя. Разносторонние развитие личности ученика Совершенствование условий, посредством внедрения современной системы менеджмента КО. РЕЗУЛЬТАТ 1. Профессиональный рост учителя (проф. знаний, общения, самосовершенствования). 2. Личностное развитие учителя. 3. Формирование адекватной самооценки. 4. Развитие уровня рефлексии. 1. Обученность. 2. Обучаемость (учебно-познавательный компонент). 3. Личностное развитие. 1. Благоприятный психологический климат в коллективе. 2. Здоровьесберегающая среда. 3. Снижение уровня конфликтности в коллективе. 4. Удовлетворенность всех участников процесса ИНДИКАТОРЫ 1. Качество знаний учителем психолого- педагогических особенностей учеников; - качество знаний своего предмета; - качество знаний методики; - уровень владения психолого-педагогическими, специальными знаниями, знаниями методики; - качество учебного процесса; - количество авторских и модифицированных программ; - количество побед в городских профессиональных конкурсах; - количество докладов и выступлений на научно- практических конференциях; - прохождение курсов ИПК; - квалификационная категория; - количество конфликтных ситуаций. 2. Уровень развития логического мышления; - уровень субъективного контроля; - профессиональная направленность личности учителя. 3. Способность (умение) учителя адекватно анализировать свою деятельность. 1. Результаты по ЕНТ; - качество знаний; - процент успеваемости; - количество призеров в городских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. 2. Уровень владения общеучебными умениями и навыками (учебно-познавательный компонент); - уровень развития логического; квалитативного мышления; - направленность ведущего мотива учения; - наличие мотивации достижения уровень самооценки; - уровень тревожности; - ценностные ориентации; - уровень субъективного контроля; - уровень воспитанности; - уровень социализированности. - Уровень конфликтности. - Уровень удовлетворенности работой, учебой. Система определения результативности поисковой деятельности ГУ «Гимназия 12 им. А Гумбольдта» на завершающем этапе ОЭР

Данные диагностики могут помочь в поиске способов самореализации учителей, которые не только повышали бы их профессиональный потенциал, но и способствовали изменению взаимоотношений с учениками в ходе развития способностей учеников.

О ОО Основные психолого-педагогические методы исследования результативности поисковой деятельности Методы математической статистики Методы исследования Анализ Синтез Сравнение Абстра- гировани е Наблюдение Интервью Беседа Тестиро- вание Методы экспертных оценок Анкетиро- вание

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДАМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ НАДЕЖНОСТЬВАЛИДНОСТЬ ОДНОЗНАЧНОСТЬТОЧНОСТЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫБОРУ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК: 1. Избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемких из тех, которые позволяют получить требуемый результат. 2. Избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого. 3. Инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. 4. Обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела.

ПАМЯТКА Использование педагогических методов исследования Наблюдение метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное систематическое изучение определенного педагогического явления). Виды наблюдения: Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуацию наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ним ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдения) в происходящих событиях. Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Лабораторные наблюдение характеризуется искусственными условиями, которое только моделируют естественные. Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. Объектом наблюдения являются: Отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия; Большие и малые группы, общности. Преимуществами наблюдения являются: Непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени; Оперативность получения информации; Объективность и конкретность данных; Более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения; Возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников); Снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты; Возможность целостной оценки социальной ситуации. Этапы процедуры наблюдения: Постановка цели наблюдения: Определение предмета и объекта наблюдения (отдельные индивиды или группа), ситуации; Выбор способа наблюдения и регистрации данных, Построение плана наблюдения (ситуация-объект-время); Выбор метода обработки и результатов; Обработка и интерпретация полученной информации.

ПАМЯТКА Использование педагогических методов исследования Тестирование метод психологической диагностики, в котором используются стандартизированные вопросы, утверждения, задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значении. Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально- психологических различий. Виды тестов: Индивидуальные (тестирование проводится с одним испытуемым); Групповые (с несколькими испытуемыми). С помощью тестов проводят измерения: Отдельных параметров психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых, мотивационных); Уровня интеллектуального развития, знаний в определенных дисциплинах, осведомленности в определенной области; Степени развития навыков и умении (быстроты счета, скорости чтения). Этапы тестирования: Постановка цели тестирования; Определение предмета, объекта тестирования; Выбор способа тестирования и регистрации данных; Построение плана тестирования (ситуации - объект-время); Выбор метода обработки результатов; Обработка и интерпретация полученной информации. Метод экспертных оценок диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности явлений получают свое выражение в виде оценок. Метод экспертных оценок заключается в формализованной процедуре сбора, анализа и интерпретации независимых суждений нескольких экспертов о степени выраженности каждого оцениваемого социального или психологического качества человека со стороны хорошо знающих его людей, у которых была возможность общаться с ним в различных ситуациях. Основным преимуществом является возможность создания интегративного психологического «портрета» испытуемого, описания его личностных особенностей как системы взаимосвязанных, взаимозависимых и компенсирующих друг друга качеств. Математическая статистика математические методы систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. Математические приемы используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценивать результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Рефлексия процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. Как механизм взаимопонимания - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Позиции рефлексии: Сам субъект, каков он есть в действительности; Субъект, каким он видит самого себя; Субъект, каким он видится другому; Субъект, но со стороны другого субъекта. Рефлексия – процесс, удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

ПАМЯТКА Требования, предъявляемые к методам психодиагностики Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. Только наличие диплома о высшем специальном образовании дает юридическое право заниматься практической психодиагностикой. Организация и проведение психодиагностики: 1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту. 2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой. 3. Выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом психодиагностики. 4. Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области. Задачи психодиагностики: 1. Установления наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения. 2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражения в определенных количественных и качественных показателях. 3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей. Требование, которым должен соответствовать профессионал - психодиагност : 1. Умение располагать к себе людей, вызывая их доверие и добиваться искренности в ответах. 2. Доскональное знание самих психодиагностических методик и условий их правильного применения. Основные требования, предъявляемые к методам психодиагностики : 1. ВАЛИДНОСТЬ (буквально означает: «полноценный», «пригодный», «соответствующий»). Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена. Критерии валидности (основные признаки, по которым можно практически судить о том, является или не является данная методика валидной): поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях; достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других; данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий; данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достоверно установленной. 2. НАДЕЖНОСТЬ методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства). 3. ТОЧНОСТЬ методики отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. 4. ОДНОЗНАЧНОСТЬ методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется. Самыми важными из названных четырех критериев являются первые два: валидность и надежность, и если измерительный инструмент им не соответствует, то его вообще нельзя использовать как средство психодиагностики. Дополнительные требования, предъявляемые к выбору психодиагностических методик: 1. Избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемких из тех, которые позволяют получить требуемый результат. 2. Избираемая методика должна быть понятной и доступной не только для психолога, но и для испытуемого. 3. Инструкция к методике должна быть простой, короткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. 4. Обстановка и другие условия проведения психодиагностики не должны содержать в себе посторонних раздражителей, отвлекающих внимание испытуемого от дела.

ПАМЯТКА Использование педагогических методов исследования Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым. Опрос включает в себя анкетирования, беседу, интервью. – один из наиболее распространенных методов исследования, применяемых в социологических, социально-психологических, демографических и других исследованиях. Анкетирование – один из наиболее распространенных методов исследования, применяемых в социологических, социально-психологических, демографических и других исследованиях. : Типы анкет : Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявления осознаваемых качеств испытуемых. Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Анкеты шкалы, при ответе на вопросы которых испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность предложенных ответов. : Этапы анкетирования : Постановка цели анкетирования; Выбор предмета, объекта, ситуация; Определения способа анкетирования и регистрация данных; Построения плана анкетирования (ситуации-объект-время); Определение метода обработке полученных результатов; Обработка и интерпретация полученных данных. Беседа метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психодиагност получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого. Беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной: Основной задачей ознакомительной беседы с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.Основной задачей ознакомительной беседы с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Во время диагностической беседы оцениваются не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявляются глубоко личные переживания человека.Во время диагностической беседы оцениваются не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявляются глубоко личные переживания человека. Экспериментальная беседа может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, собрана и обобщена полученная другими методами информации, выработано несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждают одну из них.Экспериментальная беседа может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, собрана и обобщена полученная другими методами информации, выработано несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждают одну из них. Условия проведения беседы: Четкое определение основной цели, последовательности вопросов;Четкое определение основной цели, последовательности вопросов; Непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность;Непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность; Исключение каких-либо записей во время беседы;Исключение каких-либо записей во время беседы; Позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.Позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы. способ получения социально-психологической информации с помощью Интервью способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Виды интервью: Интервью свободные - не регламентированные темой и формой беседы;Интервью свободные - не регламентированные темой и формой беседы; Интервью стандартизованные - по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами.Интервью стандартизованные - по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Этапы интервью: Постановка цели интервью;Постановка цели интервью; Определение предмета, объекта;Определение предмета, объекта; Выбор методов интервьюирования;Выбор методов интервьюирования; Обработка полученной информациии.Обработка полученной информациии.

Связь показателей диагностики с характеристиками субъектности Актив ность Способ ность к рефлек сии Выбор и ответст венность Уникаль ность Приня тие другого Само Разви тие Интеллект потенциал Культурно- свободный тест интеллекта (Кеттел); Когнитивно- деятельностный стиль (Л.Ребекка) +++ Коммуникатив ный потенциал САМОАЛ (А.В.Лазукин)КДС (Л.Ребекка)Тест Томаса ++++ Мотивацион ный потенциал Мотивационная структура личности (В.Э. Мильман) ++++ Творческий потенциал САМОАЛ (А.В.Лазукин)КДС (Л.Ребекка) Личностный потенциал САМОАЛ (А.В.Лазукин)КДС (Л.Ребекка) ++++

Показатели развития субъектности учащихся Критерий (показатели) Индикатор Методики 1 Личностный потенциал; творческий потенциал Индивидуально - личностный рост школьников «Самоактуализационный тест», Терехина Т.В., Разина Н.В.,Лукьянова М.И. 2 Интеллектуальный потенциал Уровень интеллектуального развития «Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)» (Р. Кэттел) – субтест 4, часть 1 3 Мотивационный потенциал Ведущий тип мотивации школьников Методика исследования мотивации учения старшеклассников (Дубовицкой Т.Д.) 4 Ценностные ориентации школьников Значимые ценностные ориентации Методика «Ценностные ориентации старших школьников»

ЗАДАЧА ОЭР 1ЗАДАЧА ОЭР 2ЗАДАЧА ОЭР 3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Педагогические Психологические Педагогичес- кие Психологические Психологические 1. Беседа. 2. Наблюдение. 3. Экспертная оценка. 4. Анализ документов (планирование, авторские программы и т.д.). 5. Посещение открытых уроков. 1. Анкетирование: - «Оценка профессионализма учителей» (Багаева И.Д.); - «Оценка работы учителя как предметника и классного руководителя»; -«Индивидуальный стиль пед. деятельности»; - «Психологический портрет учителя» (Резапкина) 2. Методы экспертных оценок. 3. Самоанализ, рефлексия собственной деятельности. 1. Беседа. 2. Наблюдение. 3. Анкетиро- вание «Определение уровня обучаемости». 4. Экспертная оценка. 1. Методики, направленные на изучение мотивационной сферы учащихся.. 2. Методики изучения интеллектуальной сферы учащихся разных возрастных групп. 3. Методики изучение личностной сферы учащихся. 1. Беседа. 2. Наблюдение 3. Анкета «Межличнос т-ные отношения с коллегами и администра- цией школы». 4. Анализ документов. -тест Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»; -«Изучение удовлетворенности подростка жизнью учебного заведения» (методика А.А.Андреева); - «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (Е.Н.Степанова; - «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» (Е.Н.Степанова); - методика социометрии в классных коллективах; - Экспертная оценка качества работы руководителя (В.И.Андреев)

Только системный подход к теоретическим и практическим исследованиям позволяет глубоко осмыслить протекающие педагогические явления (Н.В. Кузьмина)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ