{ Знакомство со схемой анализа урока в рамках системно-деятельностного подхода Зам.директора по УВР ГБОУ СОШ 985 Почевалова Р.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход: Структура современного урока Ведущие: Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования.
Advertisements

«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Шелковникова И. Л. Куйбышев 2011 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа 10»
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Структурные изменения уроков русского языка и литературы на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования. Выступление.
Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
Урок открытия нового знания на основе технологии проблемно-диалогического обучения «Метод выделения полного квадрата» Разработал: учитель математики МБОУ.
Урок с позиций системно- деятельностного подхода Урок с позиций системно- деятельностного подхода.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ. Учитель начальных классов Родыгина Наталья Александровна.
С ТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МБОУ «Гимназия 3» Чистопольского муниципального района РТ.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Федеральный государственный образовательный стандарт Планирование и организация процесса формирования познавательных универсальных учебных действий Научный.
Транксрипт:

{ Знакомство со схемой анализа урока в рамках системно-деятельностного подхода Зам.директора по УВР ГБОУ СОШ 985 Почевалова Р.В.

Этапы урока с использованием системно-деятельностного подхода 1. Проблематизация 2. Актуализация 3. Целеполагание 4. Предполагаемый результата и критерии оценивания 5. Планирование 6. Содержание урока: реализация плана 7. Результат урока 8. Оценивание 9. Рефлексия 10. Перспектива Этапы урока с использованием системно-деятельностного подхода 1. Проблематизация 2. Актуализация 3. Целеполагание 4. Предполагаемый результата и критерии оценивания 5. Планирование 6. Содержание урока: реализация плана 7. Результат урока 8. Оценивание 9. Рефлексия 10. Перспектива

1. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ 1.1. Наличие этапа Этап присутствует Этап отсутствует 1.2. Формы постановки проблемы Разрыв в знаниях Отсутствие способа решения задачи Отсутствие аргументов в защиту своего мнения Практическая задача, которую нужно решить, применив теоретические знания другое 1.3. Из данной проблемы вытекает цель урока: Да Нет СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

1. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ (пример) Урок информатики Давайте выполним следующие арифметические действия: В десятичной системе счисления = = В двоичной системе счисления (новая тема) = = Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднения? Каких знаний нам недостает, чтобы выполнить задание? СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ Проводится до постановки проблемы, задания этого этапа четко выводят учащихся на проблему Проводится после проблематизации, задания помогают вспомнить все, чтобы решить данную проблему Этап отсутствует СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ 3.1. Формулирование цели Цель формулирует учитель Цель формулируют учащиеся Цель отсутствует 3.2. Цель сформулирована Через действие В виде проблемного вопроса 3.3. Формы целеполагания Тема-вопрос Опорные глаголы Работа над понятием Подводящий диалог Проблемная ситуация Группировка и установление закономерностей Решение практической задачи Решение фантастической задачи Обнаружение ошибок другое 3.4. Диагностичность цели Нельзя измерить, продиагностировать Диагностична, измеряема 3.5. Фиксация цели Цель зафиксирована учителем Цель не зафиксирована учителем СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

3. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Урок математики - Итак, какое задание надо было выполнить? - Сложить десятичные дроби. - Вам это удалось? - Нет. - В чем причина затруднения? - Нет учебного алгоритма сложения десятичных дробей. - Сформулируйте цель урока - Научиться быстро складывать десятичные дроби. - Чтобы достичь этой цели, какую задачу поставим перед собой? - Вывести алгоритм сложения десятичных дробей. Итак: Цель: Научиться быстро складывать десятичные дроби Задача: Вывести удобный алгоритм сложения десятичных дробей СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

4. ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА Присутствует С критериями Без критериев Отсутствует СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

4. ОПИСАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА Урок истории Как персам удалось создать могущественное государство? Урок русского языка Мы будем считать нашу работу выполненной, если… (узнаем условия выбора орфограммы, сможем составить алгоритм, отработаем правописание корня на примерах) СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

5. ПЛАНИРОВАНИЕ План составляет учитель План составляют учащиеся План отсутствует План урока = Задачи урока СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

5. ПЛАНИРОВАНИЕ Урок географии Итак наша цель: определить причины, по которым вода в оазисах может быть пригодна (или не пригодна) для питья. Чтобы ответить на этот вопрос мы разработали следующий план: 1. Дать определение «подземные воды» 2. Выяснить источники образования и пополнения подземных вод. 3. Узнать как образуются подземные воды. 4. Узнать виды подземных вод. 5. Сравнить виды подземных вод. СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

6. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА 6.1. Формирование УУД Запланированные УУД Личностные Коммуник-ные Познавательные Анализ Синтез Сравнение Подведение под понятие Установление ПС связей Выдвижение гипотез и обоснование Другие Реально наблюдаемые УУД Развитие УУД Обсуждение способа развития УУД с учащимися Отсутствие развития УУД СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

6. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА 6.2. Методические приемы по формированию УУД Карта понятий Построение кластера Создание семантической карты Создание спец.задания Моделирование Мозговой штурм Критериальное оценивание Работа в парах Чтение с остановками Создание авторского текста Создание творческих продуктов Групповая дискуссия Ролевая, позиционная игра Создание проблемной ситуации СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

6. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА 6.3. Использование ИКТ Оправдано Не оправдано Не использовалось 6.4. Использование методов, приемов Выбор не оправдан, методы/приемы – репродуктивные и продуктивные Выбор оправдан, соответствует целям урока, методы/приемы – репродуктивные и продуктивные Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

7. РЕЗУЛЬТАТ УРОКА 7.1. Фиксация результата урока Учитель вернулся к планируемому результату и зафиксировал его Учитель не вернулся к планируемому результату и не зафиксировал его 7.2. Достижение результата урока Результат не достигнут или достигнут учителем Результат достигнут отдельными учащимися Большая часть класса достигла результат Результат достигнут каждым учащимся СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

8. ОЦЕНИВАНИЕ Критерии оценивания были определены в начале урока Критерии были определены в конце урока Критерии оценивания отсутствовали СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

8. ОЦЕНИВАНИЕ Урок русского языка На доске по мере выполнения каждого задания даются правильные ответы и критерии оценивания: «5» - 0 ошибок «4» ошибки «3» ошибки СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

9. РЕФЛЕКСИЯ 9.1. Приемы организации Стоп-кадр урока Написание хоку (хайку) Написание синквейнов Использование таблиц, схем, значков, графиков Использование пиктограмм, образов, метафор, ассоциаций Присвоение знаний Другие 9.2. Предмет рефлексии Эмоции Процесс достижения результата Ценностное отношение детей к результату СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

9. РЕФЛЕКСИЯ Урок математики Можно предложить ответить на вопросы (оценить свою работу на уроке). Сегодня на уроке я узнал (Что?) Сегодня на уроке научился (Чему?) Сегодня на уроке лучше всего у меня получилось (Что?) Осталось непонятным (Что?) Что мне нужно сделать, чтобы улучшить свой результат? (Что?) СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

10. ПЕРСПЕКТИВА Присутствует Отсутствует Характер перспективы Связана: со следующей темой урока с темами предмета с другими предметами с жизнью другое Домашнее задание Вытекает из результата урока Не связано с результатом урока дифференцированное не дифференцированное не задано СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

10. ПЕРСПЕКТИВА Урок химии Мы сегодня выяснили, что такое простые и сложные вещества, эти знания являются фундаментом, на котором мы строим с вами дом под названием «Химия». Потому что химия – это наука о… А почему атомы химических элементов не разбегаются, а предпочитают жить группами, что заставляет их собираться в химические семьи… это уже совсем другая история… это история следующей нашей встречи! СХЕМА АНАЛИЗА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО УРОКА

Название УУД Алгоритм Подводящий диалог Анализ 1. Определение цели и объекта анализа 2. Выделение аспекта анализа 3. Выделение существенных признаков 4. Соотнесение результата с поставленной целью 1. Что изучаю? Зачем? 2. С какой точки зрения рассматриваю? 3. Какие части целого выделяю? 4. Что я узнал? Синтез 1. Определение цели синтеза. Обозначение (наименование) синтезируемого целого 2. Перечисление частей 3. Соединение частей в единое целое 4. Проверка образа синтезируемого целого. 1. В чем проблема? Какова цель? 2. Что должно получится? 3. Какие части будущего целого у нас есть? 4. Каким образом мы их соединяем? 4. Что у нас получилось? Сравнение 1. Цель сравнения 2. Объект сравнения 3. Аспект сравнения 4. Признаки сравнения 5. Установление сходства и различия 6. Вывод 1. Что нужно сделать? (Какую проблему мы решаем?) 2. Какие объекты для этого необходимо сравнить? 3. Какие признаки объектов нам важно сравнить для решения этой задачи? 4. Чем сходны и чем различны эти объекты по выделенным признакам? 5. К какому выводу в результате сравнения мы пришли? Мы достигли цели? Познавательные (логические) УУД

Название УУД Алгоритм Подводящий диалог Систематизаци я 1. Определить цель и результат. 2. Собрать части будущей системы: тела, факты, явления, обозначения, понятия, формулы. 3. Установить связи между частями системы. 4. Графически представить информацию. 5. Проверить созданную систему. 1. Какую задачу тебе нужно решить и для чего? Как должен выглядеть результат? 2. Перечисли все объекты (понятия), которые тебе нужно будет сложить в единое целое. Все ли тебе знакомы? 3. Что ты знаешь о том, как эти объекты (понятия) связаны между собой? 4. Как можно изобразить эти связи? 5. Можно ли при помощи этой схемы/карты решить поставленную задачу? Установление причинно- следственных связей 1. Определение цели деятельности 2. Определение событий или фактов, которые произошли раньше 3. Определение факта (события), которое произошло позже (то есть, следствия) 4. Определение на основе наблюдений или размышлений, что может быть причиной 5. Восстановление последовательности: причина- повод-следствие 1. Для чего нужно установить, что было в начале, а что потом? 2. В какой последовательности проходили события? Что было раньше? 3. Что случилось потом? 4.Из-за чего произошли эти события? 5. Что произошло и к чему это привело? Почему? Познавательные (логические) УУД