Новая парадигма развития дополнительного образования детей в современной России Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник ФГНУ ИППД РАО, доктор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Advertisements

Изменяющийся контекст и вызовы, стоящие перед системой образования В.А.Болотов.
Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта.
Министерство образования и науки Пермского края Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.
Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО Семинар для учителей начальных классов.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Министерство образования Пермского края ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ.
Новая роль воспитательной работы в связи с введением ФГОС. Концепция духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Главный специалист.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Организационные модели реализации внеурочной деятельности Педагогические возможности модели дополнительного образования.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Транксрипт:

Новая парадигма развития дополнительного образования детей в современной России Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник ФГНУ ИППД РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель, Почетный работник сферы молодежной политики РФ

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Чарльз Дарвин

«Развитие личности – смысл и цель современного дополнительного образования детей» При смене одной образовательной парадигмы на другую акценты в организации дополительного образования детей должны существенно меняться Парадигма (от греч. paradeigma пример, образец) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; Педагогическая парадигма - устоявшаяся точка зрения, ставшая образцом в решении образовательных и исследовательских задач.

Новая парадигма, как ответ на вызов извне системы Лютеранство, промышленная революция – «Великая дидактика». Гражданство в демократическом обществе, состоящем из мигрантов – «Демократия и образование» Д.Дьюи. Новые дидактические подходы советского периода: Давыдов, Занков, Библер. А на какие вызовы отвечает образование сегодня?

Новая формирующаяся парадигма образования основана уже не на воспроизводстве готового знания, а на готовности индивида к действию в разнообразных ситуациях

Тенденции в мире детства Рождаемость падает, но растет ценность детства. На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?) спектр возможностей. Дети максимально погружены в будущее. Дети все больше чувствуют себя равными взрослым. Дети рано приобщаются ко взрослой жизни.

Мировые тенденции и вызовы, стоящие перед сегодняшней системой образования Депрофессионализация. Распространение краткосрочных форм подготовки (на рабочем месте). Десинхронизация времени вступления в жизнь и завершения школы. Массовое высшее образование – главная задача средней школы научить учиться, проектировать Родители хотят участвовать в образовательном процессе. Образование распространяется на всю жизнь. Информатизация – школа не монопольный транслятор знаний (при этом издержки – клиповое мышление – утрачена способность читать и осмысливать длинные тексты).

Вызовы Потеря школой монополии – рост экстернатов, семейного образования – меняется сама функция школы: организация и мониторинг процесса получения знаний. Глобализация и социальная раздробленность, неукорененность в малых группах – острая потребность в самоидентификации, сохранения индивидуальности, но и вхождения в социум, принадлежности миру. Быстро меняющийся, насыщенный информацией мир – быстрое устаревание знаний – нужны не знания, а способы их добывания. Компетентностный подход.

Что дальше? Образование становится и ощущается ресурсом развития страны, но тогда оно должно вновь стать центром образовательных дискуссий (ЕГЭ породило одну из них). Обсуждение образования как самоценности в режиме долженствования ни к чему не приводит. Чтобы общество вкладывало в образование, оно должно стать подотчетным обществу, а для этого необходима система оценки качества.

Система российского образования на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, структура и содержание образования, вводятся новые образовательные стандарты

В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становится главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.

Государством взят курс на расширение состава образовательных возможностей населения страны. Формирование рынка образовательных услуг есть объективная реальность. Сфера образовательных услуг будет расширяться, обусловливая прогрессивное развитие конкуренции.

Актуализируется роль дополнительного образования детей на современном этапе, требуется его разноуровневая проработка с учётом современных тенденций развития образовательной системы Российской Федерации

Дополнительное образование детей в настоящее время переживает непростой период. Непосредственное влияние на дополнительное образование оказывают принятые ФГОС подходы. Возникает немало проблем на пути реализации новых подходов. Дополнительному образованию детей необходимо сформировать теоретическую модель образовательной деятельности как социальной технологии использования «ресурса детства», опираясь на государственный заказ или задание. 14

Дополнительное образование сегодня СФЕРА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Цель Решение проблем УДОД Создание развивающей образовательной среды Выявление и развитие тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни. РЕФЛЕКCИЯ Целей в обучении воспитанников Развитие самого себя Целей в развитии обучающегося

16 Новые цели дополнительного образования детей : создание условий для персонифицированного, индивидуально-личностного развития воспитанников педагогическая поддержка детской индивидуальности.

Главная задача современного дополнительного образования детей создать ребенку условия для саморазвития, самореализации, самоорганизации, творчества, помочь в жизненном (личностном, социальном и профессиональном) самоопределении.

«Идя навстречу детскому интересу …мы оказываемся на путях новой педагогики» (А.С. Макаренко)

Главным достоинством дополнительного образования детей является то, что оно инновационно, оперативно откликается на постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные запросы общества. Здесь предоставляется широкий спектр вариативных программ для практически любой образовательной области, ориентированных на глубокую исследовательскую и творческую работу с детьми и готовых к коррекционной работе с теми, кто в этом нуждается.

Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы ? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой ? Конкретизировать цель воспитания как развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. ? Возникает следующий вопрос: Что именно надо развивать ?

Эволюция современной сферы дополнительного образования детей связана с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности, что на практике предусматривает необходимость организации условий для наиболее полной реализации инновационного потенциала педагогики дополнительного образования детей.

Какие изменения должны произойти в дополнительном образовании детей как педагогической системе в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)? 23

Внедрение ФГОС в образование может помочь разбить стереотип восприятия дополнительного образования детей как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. 24

Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС становится возможным: при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь духовной культуры и фольклора народов России истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи жизненного опыта родителей общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик других источников информации и научного знания 25

Внеурочная деятельность учащихся Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования ФГОС. 26

Внеурочная деятельность – это координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на «оси» вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Пространства взаимодействия в рамках вариативной части основной образовательной программы: пространства взаимодействия общего и дополнительного образования детей– интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятельность; и др.; пространства взаимодействия общего образования и внеурочной работы: предметные кружки; факультативы; школьные научные общества; и др.: пространства взаимодействия дополнительного образования детей и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия 27

Важно ответить на вопросы: В чем основной замысел внеурочной деятельности? Какие ее цели, кто их ставит и реализует? Какое подбирается содержание, как оно структурируется? Какие средства выбираем? На какие результаты ориентируемся? Какой ценой они будут достигаться? Через ответы на эти вопросы проявляется позиция школы по отношению к дополнительному образованию детей и его программам (она может быть потребительской, меркантильной, формальной, инертной, но и деловой, или тонизирующей партнерские отношения во всех начинаниях). 28

Болевая точка (по Логиновой Л.Г.): Деятельность учреждений дополнительного образования детей попадет в зависимость от образовательных учреждений общего образования (решений администрации школы или только ее директора), что таит в себе опасность приравнивания их к сервисной сфере, а также усиления непродуктивного соперничества. 30

Основные проблемы и ошибки взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования при переходе на ФГОС общего образования: не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составлении вариативной части базисного учебного плана школы; нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части базисного учебного плана школы и внеурочной деятельности; отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в учреждениях дополнительного образования детей (ОУДОД) или учреждениях культуры, спорта и т.д.; имеют место перегрузки детей; реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях; «местнические» интересы руководителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия ОУДОД; организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования; не определены условия финансирования внеурочной деятельности. 31

Организационные модели внеурочной деятельности Организационные модели внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Модель «Школа полного дня» Оптимизационная модель Инновационно- образовательная модель

Модель дополнительного образования детей. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. 33

Модель «школы полного дня». Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня. 34

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 35

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. 36

Внеурочная деятельность не только тесно связана с дополнительным образованием детей, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для : построения образовательной среды как целостной качественной характеристики внутренней жизни школы; создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого- биологическую, спортивную и другую деятельность. 37

Группы продленного дня Учебный план образовательного учреждения ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Инновационная пилотная, экспериментальная площадка Иные педагогические работники Дополнительное образование образовательного учреждения Дополнительное образование учреждений культуры, УДОД Классное руководство Часть, формируемая участниками образовательно го процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования) Организация кружков спортивно- оздоровительн ых секций, поисковых научных исследований Организация деятельности как на базе образовательных учреждений, так и на базе учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках модели «Школа полного дня» Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно- полезные практики)

Дополнительное образование детей может много дать школе для реализации новых ФГОС возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты; специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.); материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности; открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС; изучение и формирование социального заказа на образование,; методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования, уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.; образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.; возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья); возможности работы в социуме, социального творчества детей; организацию каникулярного времени детей; возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др. 39

ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ УДОД УДОД Сохранность. Развитие. Востребованност ь в обществе предоставляемых услуг. Уметь руководить. Обеспечить целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса. Своевременно проводить мероприятия по модернизации учреждения. Выработка стратегических изменений. Создание гибких организационных структур и многообразующих образовательных и развивающих программ.

Современные исследователи характеризуют дополнительное образование как: Особое образовательное пространство. Целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных профессиональных качеств человека. Специфически органическая часть системы общего и профессионального образования. Образование, предоставляющее возможность свободного выбора форм и видов деятельности. Потенциал дополнительного образования в воспитании социально активной личности

ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ: Наиболее значимая функция Выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности Ведущей является образовательная функция, которая становится многоаспектной: Образование по дополнительным образовательным программам. Пропедевтика профессионального образования. Профессиональное самоопределение. Обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка. Социализирующая. Все большую роль играют: Социальная функция. Психологическая функция.

Тенденции обновления Изменился взгляд на личность человека. Усилились позиции культурно- исторической педагогики развития. Возросло значение неформального образования. Определились приоритеты дополнительного образования детей. Складываются условия, способствующие усилению стартовых возможностей каждой личности на рынке труда и профессионального образования.

УДОД ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и времени ее освоения. СОВРЕМЕННАЯ РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: Поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования детей. Созданием новой образовательной парадигмы развивающего образования.

Факторами развития дополнительного образования детей на современном этапе являются: Совершенствование содержания дополнительного образования детей. Инновационная деятельность в системе дополнительного образования детей. Комплексный подход к дополнительному образованию детей. Информационное обеспечение. Программно-методическое обеспечение. Интеграция базового, профессионального и дополнительного образования детей. Научно-педагогическое творчество. Повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования. Совершенствование управления дополнительным образованием детей.

Педагог дополнительного образования должен быть в постоянном развитии: пополнять знания и повышать свою профессиональную компетентность.

Политика модернизации дополнительного образования детей Цель политики модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий для активного включения детей и молодёжи в социально-экономическую, политическую, научно-техническую, культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности человеческих ресурсов. Изменения в системе дополнительного образования детей должны базироваться на системных научно-методических ориентирах с чёткой направленностью на повышение качества образовательной деятельности.

Создание гуманистически ориентированной среды в сфере педагогически целесообразной занятости детей в их свободное время и становления детской культуры Проектирование и прогнозирование развития содержания деятельности и инфраструктуры дополнительного образования детей на основе социально-педагогической диагностики Разработка концептуальных основ стратегии развития современного дополнительного образования детей в России Выход на новый уровень качества. Перевод проблем развития дополнительного образования детей в плоскость научного исследования и педагогического эксперимента

Образовательные стандарты ДОД Стандарт – результат обучения, набор требований, обязательный минимум знаний и умений. Содержание РезультатЦель 1. Овладение информационным полем направленности 2. Приобретение опыта осуществления деятельности 3. Овладение навыком рефлексии деятельности 4. Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций Результат Авторство цели ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОД