ФИГУРЫ РЕЧИ ТЕМА 4. ФИГУРЫ РЕЧИ : Антитеза Оксюморон Градация Риторические вопрос, обращение, восклицание Бессоюзие и многосоюзие ( или Асиндетон и полисиндетон.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Advertisements

Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Элективное занятие по русскому языку. Тема: Особенности употребления средств выразительности речи. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-
Выразительные средства художественного стиля речи Художественный стиль речи характеризуется применением следующих выразительных средств: ТРОПЫ – обороты,
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Стилистические фигуры Выполнила:Курбатова Е Группа 102фл.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Выполнила ученица 10 класса Иванова Екатерина. ГРАДАЦИЯ расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся.
К уроку русского языка в 10 классе Учитель: А.С.Мезина МОУ СОШ 1 г.Светлый.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Антитеза резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. резкое противопоставление.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Автор презентации: Галиевская Татьяна Алексеевна МКОУ «Ложкинская ООШ»
Урок русского языка 10 класс Тарасенко Н. А. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Транксрипт:

ФИГУРЫ РЕЧИ ТЕМА 4

ФИГУРЫ РЕЧИ : Антитеза Оксюморон Градация Риторические вопрос, обращение, восклицание Бессоюзие и многосоюзие ( или Асиндетон и полисиндетон ) Анафора и эпифора Инверсия

Антитеза АНТИТЕЗА ( греч. αντιθεσις противоположение ) один из приемов стилистики ( см. Фигуры ), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: « Кто был ничем, тот станет всем ». Фигуры

Антитеза Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, А. именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью ( за что эту фигуру так любили романтики ). Многие стилисты поэтому относились к А. отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как напр. у Гюго или в наши дни у Маяковского.

Антитеза Симметричность и аналитический характер А. делают ее весьма уместной в некоторых строгих формах, как напр. в александрийском стихе ( см.), с его ясным членением на две части. Резкая ясность А. делает ее также весьма пригодной для стиля произведений, к - рые стремятся к непосредственной убедительности, как напр. в произведениях декларативно - политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п.

Оксюморон ( оксиморон ) Оксюморон ( оксиморон ) - это стилистический прием, который заключается в сочетании слов, выражающих логически несовместимые понятия, резко противоречащие по смыслу и взаимно исключающие друг друга : Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались ( М. Ю. Лермонтов ).

Градация Градация - или усиление, стилистическая фигура, последовательное нагнетение или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи (« Не жалею, не зову, не плачу...», Есенин ). Ср. Амплификация. усиление фигура наоборот ослабление Амплификация

Риторический вопрос риторический вопрос - ( от греч. rhetor - оратор ) - стилистическая фигура : вопросительное предложение, содержащее утверждение ( или отрицание ), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа :.

риторический вопрос Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар ?… М. Ю. Лермонтов Р. в. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание читателя ( слушателя ) к тому или иному явлению. Р. в. используется в поэтической и ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а также в разговорной речи

Асиндетон Асиндетон ( греч. несвязный ) так называется в грамматике и риторике такой способ выражения, при котором предложения или слова, не связанные союзом, совершенно понятны и без союза. Всего чаще это бывает при перечислениях, напр.: Демосфен, Эсхин, Лизий были великие ораторы. Как риторическая фигура, А. встречается при быстрой, пылкой речи известный пример в изречении Цезаря "Veni, vidi, vici" ( пришел, увидел, победил ). Противоположное этому понятие называется Полисиндетон.

ПОЛИСИНДЕТОН - ( рус. многосоюзие ) фигура речи : многократное использование союзов ( как правило, сочинительных ) в предложении для достижения плавности речи, замедления ее темпа или для придания ей большей эмоциональной силы

Анафора Анафора ( от др.- греч. ναφορά « анафора », букв. « восхождение ») стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи ( полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков ). [1][2] Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, но она встречается иногда и в метрических стихах. др.- греч. стилистическая фигура [1][2] аллитерационного метрических

Эпифора В переводе с греческого эпифора – это « повторение, прибавление, напор ». Стилистический приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это – грамматическая эпифора. Примеры её часто встречаются в детских стихах :- Читайте подробнее на FB.ru: epifora-primeryi-upotrebleniyahttp://fb.ru/article/59296/chto-takoe- epifora-primeryi-upotrebleniya

Инверсия изменение обычного порядка с взаимной заменой частей чего - либо. лингв. изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого - либо слова или придания всей фразе особой стилистической окрашенности лингв.

Задание 1: Прочтите текст вслух, верно интонируя. Укажите фигуры речи, использованные автором

Окна Хабаровска И.Царёв Кто-то рос в Крыму, ел зимой хурму, Кто-то мог смотреть на столичный цирк, А меня все детство качал Амур, И кедровой далью поил Хекцир. Я, еще волчонком, покинув кров, Обижать себя не давал врагам, Ведь волной амурской кипела кровь, И дарила силу свою тайга.. Задание 1: Найдите в данном тексте базовые фигуры речи (стилистические фигуры), запишите их названия рядом со строкой/строфой текста

Задание 1: Найдите в данном тексте базовые фигуры речи ( стилистические фигуры ), запишите их названия рядом со строкой / строфой текста Пусть, с теченьем лет обретая лоск, Я не против плыл, но наискосок. У жены моей чудный цвет волос – Как амурских кос золотой песок. Я и сам теперь вхож в московский цирк, Не один свой отпуск провел в Крыму, Но все чаще снится седой Хекцир, И зовет, скучая по мне, Амур. На кукане сна – не сазана вес. Хоть и спит река, но волна резка. Не расшитый звездами занавес – Светят в сердце окна Хабаровска

Задание 3: найти фигуры речи. Записать, в каком предложении они имеются. Речь Фёдора Плевако Много бед, много испытаний пришлось пережить России за её более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары и поляки. Двунадесят языков обрушилось на неё, взяли Москву. Всё выдержала, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь … Старушка украла чайник, стоимостью 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.