Курс «Методология и методы социологического исследования», 2014 © Пузанова Ж.В. Виды социологических исследований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Advertisements

Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Методика социологического исследования.
Тема 1. Парадигмы, теории, понятийный аппарат в социальном исследовании 1. Парадигма и теория 2. Исследование в социальной сфере, его уровни и виды 3.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований 1.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Транксрипт:

курс «Методология и методы социологического исследования», 2014 © Пузанова Ж.В. Виды социологических исследований

Социологическое и социальное исследование Социологическое исследование – внутридисциплинарно, нормировано идеалом научного метода, определено предметом и тематикой социологии, предполагает проведение профессионалами, которые понимают его социологическую теоретико-методологическую основу; Социальное исследование – более широкое понятие, которое не отражает стоящую за ним конкретную науку и потому является междисциплинарным методом познания, направленным на изучение любых социальных проблем общества.

Теоретические и эмпирические исследования По форме проведения («существования») Эмпирическое социологическое исследование – система логически взаимосвязанных методологических, методических и организационно-технических процедур, нацеленных на получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе.

Фундаментальное и прикладное исследование Критерий – цель исследования: Фундаментальное – СИ, цель которого приращение нового знания Прикладное – СИ, цель которого практический результат

Фундаментальное исследование В ФИ осуществляется эмпирическая проверка теоретической гипотезы, выдвинутой на первом этапе. Особенности ФИ: Всегда четко осознается проблема, предмет и объект исследования; Большое внимание уделяется методологии подхода к изучаемому явлению, методам и методикам сбора и анализа информации; Программа как самостоятельный продукт творчества; Результат – научный отчет, научная статья

Прикладное исследование ПИ – нацелено на практическую полезность. Его цель – в выработке конкретных способов преобразования социальной ситуации. Особенности: Всегда есть конкретный заказчик; Всегда известен объект (предмет, проблема…расплывчаты); Довольно часто не разрабатывается собственный инструментарий; Аналитический отчет по итогам, где акцент на рекомендации и управленческие решения; В программе – все элементы нацелены на практический результат; Логика исследовательского поиска через «нормативную» модель

Разведывательное, описательное и аналитическое исследования Критерий – задачи исследования: Разведывательное (пробное) – наиболее простой вид СИ, решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие совокупности, основывается на упрощенной программе… Выделяют: поисковое – цель: получить первоначальные сведения об объекте изучения…; пилотажное – цель: отработка технических процедур и приемов, чаще всего – апробация вопросника

Разведывательное, описательное и аналитическое исследования Описательное – более сложный вид СИ, предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Отличается: сложностью, длительностью проведения, серьезной проработкой программы и инструментария исследования, использованием репрезентативных, надежных данных; предоставляет исследователю целостную картину явления в его структурном и динамическом измерениях. Например: «Социальный портрет предпринимателя», «Структура свободного времени студента», «Социальные функции «телефона доверия»»

Разведывательное, описательное и аналитическое исследования Аналитическое исследование – самый углубленный и наименее распространенный вид социологического анализа, который направлен на установление каузальных связей. Разновидность – социальный эксперимент

Монографические и сравнительные исследования Критерий – объект исследования. Монографические – посвящены углубленному изучению социального исследования на отдельном характерном объекте (типичном или эксклюзивном). Применяется совокупность методов… Сравнительные – базируются на процедуре сопоставления, которая может выступать в различных формах: на двух разных объектах (напр. кросскультурные); на одном объекте в разное время (повторные); на одном объекте разными исследователями

Разовое/точечное и повторное исследования Критерий – периодичность (в зависимости от потребности в получении информации в статике или динамике): Разовое – знание о состоянии соц.явлений и процессах на текущий момент; Повторное – в динамике, изменении, развитии… Могут быть: панельными, лонгитюдными, когортными, трендовыми, мониторинговыми…

Повторные исследования лонгитюдное исследование (лонгитюд) – длительное изучение одной совокупности лиц на основе многократной регистрации определенных показателей через строго установленные промежутки времени; Пример: исследование образа жизни, использования времени, деятельности сельского населения Сибири (бисезонные обследования были проведены в , , , 1999 гг.) когортное исследование – изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени (объект исследования меняется, единицы изучаемой совокупности сохраняются); Пример: изучение жизненных путей поколения, родившихся в гг. (2 этапа – Начало пути. Поколение со средним образованием. М., Жизненные пути одного поколения. М., трендовое исследование – анализ одной и той же генеральной совокупности по относительно одинаковой методике через определенные временные интервалы на аналогичных/эквивалентных выборках для выявления тенденций/трендов социальных изменений; Пример: жизненные планы выпускников школ…

Панельное исследование Панельное исследование – изучение одной и той же выборочной совокупности по единой программе и методике (опрашиваются одни и те же респонденты в базовом и повторном исследовании); Псевдопанель – совокупность респондентов, которая в повторном опросе по основным параметрам напоминает базовую выборку, но это не одни и те же люди.

Мониторинг Мониторинг – лонгитюдное наблюдение за состоянием/развитием объекта изучения в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. Мониторинг – оптимальный метод отслеживания и прогнозирования социальных изменений в условиях трансформационных процессов. Требования к мониторингу: система показателей должна адекватно отражать сущностные характеристики объекта и его функционирования; должен использоваться универсальный блок индикаторов, что позволяет проводить сравнительный анализ и строить динамические ряды; необходимо сохранять методологическую и методическую преемственность информации, чтобы снизить вероятность субъективной интерпретации полученных данных.

Материалы мониторинга на сайте Gallup

Материалы мониторинга на сайте ФОМ

Сплошные и выборочные исследования Критерий - объем охвата объекта изучения. Выборочное исследование предполагает систематический сбор данных посредством опроса специально сформированной группы респондентов, отобранной из большой совокупности единиц исследования; Сплошное – охватывает все единицы изучаемой совокупности (например, перепись населения). В социологии сплошные опросы проводятся, если объем генеральной совокупности не превышает человек.

Виды социологических исследований КРИТЕРИИ Виды исследований Цель фундаментальное прикладное Задачи разведывательное пилотажное описательное аналитическое (в т.ч. экспериментальное) Объект монографическое сравнительное Периодичность разовое панельное панельное трендовое трендовое повторное лонгитюдное мониторинговое мониторинговое когортное когортное

Виды социологических исследований (продолж.) КРИТЕРИИ Виды исследований Сроки проведения долгосрочное среднесрочное (от 2 мес. до года) краткосрочное (1-2 мес.) экспресс Масштаб международное общенациональные региональные отраслевые локальные Основной способ получения информации опрос наблюдение эксперимент комплексное

Домашнее задание: 1. Выучить определения. 2. Придумать (или найти) примеры на каждый вид СИ. 3. Читать: Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, или Основы прикладной социологии под ред.Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. Глава 1.1. Виды социологического исследования Спасибо за внимание!