1 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ Средняя школа 65 Учитель географии Лоскутова Тамара Геннадьевна Город Минск, 2005 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Информационно – коммуникативные технологии в преподавании географии в рамках внедрения ФГОС в основной школе. Вильгельм Лариса Геннадьевна МАОУ «Гимназия.
Advertisements

1 Использование компьютерных информационных технологий на уроках географии МОУ Смышляевская СОШ 1 «Образовательный центр» муниципального района Волжский.
Образовательная: Образовательная: Обобщить и закрепить полученные знания о природе, населении и хозяйстве Южной Америки. Обобщить и закрепить полученные.
Учитель географии МОУ-Средняя общеобразовательная школа 1 г.Арамиля Пятыгина Светлана Петровна Использование интерактивной доски Interwrite Board на уроках.
Цель : 1. Обобщить знания о природе Южной Америки. 2. Расширить представления об особенностях природных условий этого материка.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
ГИА выпускников основной школы по географии в 2013 году Диагностика умений и навыков в решении задач повышенного уровня сложности учащимися 9-х классов.
Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, различающиеся по размерам, происхождению и возрасту. Горы Высота над уровнем моря Равнины
Волгина Е.А. Учитель географии МОУ «СОШ с.Дмитриевка»
Каким материкам принадлежат эти признаки? 1. экватор проходит почти посередине 2. самый сухой материк 3. самый малонаселенный материк 4. расположена самая.
Презентация к уроку по географии (7 класс) по теме: Презентация "Рельеф материка Африка"
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, различающиеся по размерам, происхождению и возрасту. Горы Высота над уровнем моря Равнины
Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности, различающиеся по размерам, происхождению и возрасту. Горы Высота над уровнем моря Равнины
Что и с какой целью изучают в курсе «География материков и океанов» Урок 1. География, 7 класс.
Тема : Политическая карта Южной Америки Класс : 7 Маркова Ольга Петровна, учитель географии МБОУ СОШ 16 г. Балаково, Саратовская область.
Карты материков и океанов Урок изучения нового материала МОУ Суйгинская СОШ Чеглова Л.М.,учитель географии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ново-Соболевская средняя общеобразовательная школа Челябинской области Аргаяшского района Автор: Гимадисламова.
Транксрипт:

1 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ Средняя школа 65 Учитель географии Лоскутова Тамара Геннадьевна Город Минск, 2005 год.

2

3 Содержание Раздел 1. КИТ в преподавании географии MS Power Point и КИТ в преподавании географии MS Power Point и КИТ в преподавании географии Презентации уроков связаны… Презентации уроков связаны… Компьютерные презентации – это электронные документы Компьютерные презентации – это электронные документы MS Power Point дает возможность … MS Power Point дает возможность … Тема, над которой работаю Тема, над которой работаю Краткое описание мультимедийных уроков Краткое описание мультимедийных уроков

4 Содержание Раздел 2. Технологии на географической карте «Географическая разминка» «Географическая разминка»«Географическая разминка»«Географическая разминка» «Живая карта» «Живая карта»«Живая карта»«Живая карта» «Карта - тест» «Карта - тест»«Карта - тест»«Карта - тест» «Выдели главное» «Выдели главное»«Выдели главное»«Выдели главное» «Дидактика задания: «Дидактика задания:«Дидактика задания:«Дидактика задания: Географическое положение Географическое положение объекта» объекта»

5 Содержание Раздел 3. Технологии по созданию тестов-таблиц «Найди соответствие» «Найди соответствие» «Найди соответствие» «Найди соответствие» «Географическое обоснование» «Географическое обоснование» «Географическое обоснование» «Географическое обоснование» «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт» «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт» «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт» «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт»

6 Содержание Раздел 4. Технологии комбинирования Многофункциональное комбинирование Многофункциональное комбинирование Многофункциональное комбинирование Многофункциональное комбинирование «Слайд – парад» «Слайд – парад» «Слайд – парад» «Слайд – парад»

7 Опрос по цепочке Опрос по цепочке Географическая игра-зачет Географическая игра-зачет «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» Содержание Раздел 5. Творческая мастерская учителя

8 Содержание Раздел 6. Заключение КИТ. Достоинства… КИТ. Достоинства… КИТ. Я убеждена… КИТ. Я убеждена… Мой опыт… Мой опыт… Кратко о себе Кратко о себе Тема, автор, дата создания презентации Тема, автор, дата создания презентации Использованная литература Использованная литература Заключительные слайды Заключительные слайды

9

10 КИТ в преподавании географии Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.

11 Мультимедийные уроки - презентации связаны: с учебным материалом каждого конкретного курса географии средней школы; с учебным материалом каждого конкретного курса географии средней школы; с возрастными особенностями учеников; с возрастными особенностями учеников; с возможностями персонального компьютера, как инструмента накопления, обработки и представления информации. с возможностями персонального компьютера, как инструмента накопления, обработки и представления информации.

12 Презентации уроков географии связаны: с учебным материалом каждого конкретного курса географии средней школы; с учебным материалом каждого конкретного курса географии средней школы; с возрастными особенностями учеников; с возрастными особенностями учеников; с возможностями персонального компьютера, как инструмента накопления, обработки и представления информации. с возможностями персонального компьютера, как инструмента накопления, обработки и представления информации.

13 Компьютерные презентации имеют: имеют: сложное мультимедийное содержание и сложное мультимедийное содержание и особые возможности в управлении во время ее демонстрации. особые возможности в управлении во время ее демонстрации. Компьютерную презентацию готовлю с помощью пакета презентационной графики MS Power Point Компьютерную презентацию готовлю с помощью пакета презентационной графики MS Power Point

14

15 Компьютерные презентации Мультимедийные презентации имеют сложное содержание и особые возможности в управлении во время их демонстрации. Мультимедийные презентации имеют сложное содержание и особые возможности в управлении во время их демонстрации. В учебном кабинете предполагается наличие ПК, мультимедийного проектора и экрана. В учебном кабинете предполагается наличие ПК, мультимедийного проектора и экрана.

16 MS Power Point Помогает создать качественную презентацию. Помогает создать качественную презентацию. Включает в нее показ слайдов, аудио и видеоматериалов. Включает в нее показ слайдов, аудио и видеоматериалов. Проект (урок) выполняется в едином стиле. Проект (урок) выполняется в едином стиле. На отдельных слайдах записываются основные положения, термины, определения. На отдельных слайдах записываются основные положения, термины, определения. Слайды дополняются таблицами, схемами, графиками, рисунками, диаграммами, анимацией, видеосюжетами, звуковыми заставками. Слайды дополняются таблицами, схемами, графиками, рисунками, диаграммами, анимацией, видеосюжетами, звуковыми заставками.

17 MS Power Point дает возможность … выделить опорные точки (сигналы) темы; выделить опорные точки (сигналы) темы; усилить эффект концентрации на главных моментах изучаемого объекта или явления природы; усилить эффект концентрации на главных моментах изучаемого объекта или явления природы; использовать соответствующее оформление, анимацию, комментарий и заметки по ходу изложения темы; использовать соответствующее оформление, анимацию, комментарий и заметки по ходу изложения темы; слайды можно распечатать на принтере, сделать раздаточный материал. слайды можно распечатать на принтере, сделать раздаточный материал.

18 Тема, над которой работаю.. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии. Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии. Современный урок – новые приемы педагогической техники и методики ведения урока. Современный урок – новые приемы педагогической техники и методики ведения урока. Мультимедийные уроки. Компьютерные информационные технологии (КИТ) в преподавании географии. Мультимедийные уроки. Компьютерные информационные технологии (КИТ) в преподавании географии.

19 Разработаны мультимедийные уроки-презентации по темам курса «География материков и стран» 7-8 класс: Южная Америка. Население и политическая карта. Южная Америка. Население и политическая карта. Общие закономерности природы Земли. Глобальные черты рельефа. Общие закономерности природы Земли. Глобальные черты рельефа. Япония. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны. Япония. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны. Великобритания. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны. Великобритания. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны.

20

21 Мультимедийный урок «Глобальные черты рельефа Земли». 7 класс Урок – учебная лекция с элементами эвристической беседы. Урок – учебная лекция с элементами эвристической беседы. КИТ: КИТ: - формулирование проблемы «Каким образом идет формирование рельефа Земли?», - методика решения проблемы - «Мозговой штурм», - итог работы - составление таблицы (Технологическая карта) - «Геологические платформы и формы современного рельефа суши». «Геологические платформы и формы современного рельефа суши».

22

23 Мультимедийный урок «Южная Америка. Население. Политическая карта». 7 класс Классический урок с традиционной структурой. Классический урок с традиционной структурой. КИТ: КИТ: -Опрос по географической карте «Географическая разминка» составлен в виде действующей модели, -тест «Географическое обоснование», -опережающее задание «История в лицах» (сообщения о первооткрывателях Америки), -слайд-парад заочное путешествие «Природные зоны Южной Америки», -тест-игра «Знаешь ли ты политическую карту Южной Америки?»

24

25 Мультимедийный урок «Япония». 8 класс Урок – заочное путешествие. Урок – заочное путешествие. КИТ: КИТ: -тест «Географическое положение страны», -движущаяся схема-модель «Муссоны Юго- Восточной Азии», -опережающее задание по теме: «Традиции и культура Японии» (сообщения учащихся), -театрализованное действие. Рассказ о японцах от первого лица.

26

27 Мультимедийный урок «Великобритания». 8 класс Форма урока – научный поиск и научное обоснование. Форма урока – научный поиск и научное обоснование. Бригадная (групповая) форма работы учащихся. Бригадная (групповая) форма работы учащихся. КИТ: КИТ: - «Географическая разминка» (опрос по карте), - таблица тест «Географическое обоснование», - слад-парад, - технология комбинирования, - картосхема «Выдели главное», Межпредметные связи с уроками английского языка. Межпредметные связи с уроками английского языка.

28

30 Технологии тестов с использованием географической карты 1. Технология теста «Географическая разминка»

31 «Географическая разминка» Тест хорошо проводить как в начале урока, так и в его заключительной части. Тест хорошо проводить как в начале урока, так и в его заключительной части. Знание карты учениками определяется быстро, так как опрос требует минимум времени. Знание карты учениками определяется быстро, так как опрос требует минимум времени. При этом идет активизация внимания у учеников, развивается зрительная память. При этом идет активизация внимания у учеников, развивается зрительная память.

32 «Географическая разминка» Ученикам предлагается вспомнить географическую карту материка или отдельного региона. Ученикам предлагается вспомнить географическую карту материка или отдельного региона. Цветными стрелками, пунсонами, звездочками, цифрами выделяются географические объекты. Цветными стрелками, пунсонами, звездочками, цифрами выделяются географические объекты. Ученикам необходимо назвать географические объекты. Ученикам необходимо назвать географические объекты.

Назовите острова и полуострова. Западная Европа

Западная Европа. Политическая карта Назовите страны и их столицы 7

35

36 Технологии тестов с использованием географической карты 2. Технология теста «Живая карта» «Живая карта»

37 «Живая карта» Данный прием выполняется на любых картосхемах. Данный прием выполняется на любых картосхемах. Условными знаками, автофигурами показываются признаки, которые необходимо выделить, классифицировать и, конечно же, запомнить. Условными знаками, автофигурами показываются признаки, которые необходимо выделить, классифицировать и, конечно же, запомнить.

38 «Живая карта» «Оживить карту» помогают движущиеся стрелки, нацеленные на географический объект. Рядом высвечивается его обозначение (море, остров, полуостров, страна и т.д.) «Оживить карту» помогают движущиеся стрелки, нацеленные на географический объект. Рядом высвечивается его обозначение (море, остров, полуостров, страна и т.д.) Поочередно появляются все рассматриваемые объекты. Поочередно появляются все рассматриваемые объекты.

39 «Живая карта» Используя данный прием, добиваюсь правильного понимания учащимися особенностей появления комплексных географических названий, в зависимости от их расположения на крупных формах рельефа материка. Используя данный прием, добиваюсь правильного понимания учащимися особенностей появления комплексных географических названий, в зависимости от их расположения на крупных формах рельефа материка.

40 Пример использования… Примером использования технологии «Живая карта» может служить модель политической карты Южной Америки в теме « Население. Политическая карта». Примером использования технологии «Живая карта» может служить модель политической карты Южной Америки в теме « Население. Политическая карта». (7 класс) (7 класс)

41 «Живая карта» На слайдах «Андские страны» и На слайдах «Андские страны» и «Ла - Платские страны» Южной Америки показаны приемы работы, когда ученикам необходимо на уроке запомнить большой объем географических названий по определенным признакам. В данном случае таким признаком является географическое положение государств: в горной области Анд или на равнинно-плоскогорной части материка. В данном случае таким признаком является географическое положение государств: в горной области Анд или на равнинно-плоскогорной части материка.

Бразилия Парагвай Уругвай Аргентина

Боливия Венесуэла Колумбия Чили Эквадор Перу

44 Технологии тестов с использованием географической карты 3. Технологический прием «Выдели главное» «Выдели главное»

45 «Выдели главное» Технология картографического теста позволяет сконцентрировать внимание учеников на главных признаках объекта, явлении природы и т.д. Технология картографического теста позволяет сконцентрировать внимание учеников на главных признаках объекта, явлении природы и т.д. Используются автофигуры, их увеличение на входе слайда или выходе. Используются автофигуры, их увеличение на входе слайда или выходе. Использовать тест можно на любых этапах урока. Использовать тест можно на любых этапах урока.

46 Пример использования… Картографический тест-слайд «Крупные города Южной Америки» используется при изучении темы «Население и политическая карта» (7 класс). Картографический тест-слайд «Крупные города Южной Америки» используется при изучении темы «Население и политическая карта» (7 класс). Автофигурами и шрифтом выделяются крупные города на Атлантическом побережье материка. Автофигурами и шрифтом выделяются крупные города на Атлантическом побережье материка. Формируется представление о сильно урбанизированных районах мира – мегаполисах. Формируется представление о сильно урбанизированных районах мира – мегаполисах.

Буэнос-Айрес Сан-Паулу Рио-де-Жанейро Мегаполисы

48 Технологии тестов с использованием географической карты 4. Технологический прием «Карта – тест» «Карта – тест»

49 «Карта –тест» Карта –тест помогает работать с объемной информацией, объединенной одним или несколькими признаками (страны, столицы, природные зоны). Карта –тест помогает работать с объемной информацией, объединенной одним или несколькими признаками (страны, столицы, природные зоны). Ученикам предлагаются варианты ответов. Ученикам предлагаются варианты ответов. Правильный ответ выделяется цветной яркой полосой, которая появляется только после того, как учитель «зарегистрирует» его. Правильный ответ выделяется цветной яркой полосой, которая появляется только после того, как учитель «зарегистрирует» его.

50 «Карта –тест» Карту – тест можно использовать на различных этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении пройденного на уроке. Карту – тест можно использовать на различных этапах урока: при изучении нового материала, при закреплении пройденного на уроке. Особенно эффективен этот прием, если его провести в виде игры, соревнования между командами знатоков. Особенно эффективен этот прием, если его провести в виде игры, соревнования между командами знатоков.

51 Пример использования… Карта-тест используется на уроке «Население. Политическая карта Южной Америки», 7 класс. Карта-тест используется на уроке «Население. Политическая карта Южной Америки», 7 класс. На слайдах – карточках нанесены контуры всех государств Южной Америки. На слайдах – карточках нанесены контуры всех государств Южной Америки. В тесте даны названия трех государств. В тесте даны названия трех государств. Ученикам необходимо дать правильное название страны, которая на карте выделена красным цветом. Ученикам необходимо дать правильное название страны, которая на карте выделена красным цветом.

Выбери правильный ответ Гайяна Гайяна Перу Перу Чили Чили Чили

Выбери правильный ответ Колумбия Колумбия Бразилия Бразилия Перу Перу Бразилия

Выбери правильный ответ Колумбия Колумбия Боливия Боливия Французская Гвиана Французская Гвиана Колумбия

Выбери правильный ответ Венесуэла Венесуэла Боливия Боливия Аргентина Аргентина Аргентина

56 Пример использования… По аналогии, на контурах государств Южной Америки, выделяются столицы. По аналогии, на контурах государств Южной Америки, выделяются столицы. В тесте даны три названия. В тесте даны три названия. Ученикам необходимо дать правильное название столицы, которая на карте выделена красным пунсоном. Ученикам необходимо дать правильное название столицы, которая на карте выделена красным пунсоном.

Назови столицу Буэнос-Айрес Буэнос-Айрес Монтевидео Монтевидео Богота Богота Богота

Выбери правильный ответ Чили Чили Боливия Боливия Уругвай Уругвай Уругвай

Назови столицу Бразилиа Бразилиа Асунсьон Асунсьон Буэнос-Айрес Буэнос-Айрес Буэнос- Айрес

Назови столицу Джорджтаун Джорджтаун Кито Кито Монтевидео Монтевидео Монтевидео

61 5. Дидактика задания «Географическое положение объекта» «Географическое положение объекта» Технологии тестов с использованием географической карты

62 «Технологическая карта» Методика работы на слайдах, связанных с географическим положением объекта, использует широко известный дидактический прием «От простого к сложному, от известного к неизвестному». Методика работы на слайдах, связанных с географическим положением объекта, использует широко известный дидактический прием «От простого к сложному, от известного к неизвестному». План характеристика ГП, его логическое построение, идет при помощи «подсказок»: автофигур, увеличения текста и др. План характеристика ГП, его логическое построение, идет при помощи «подсказок»: автофигур, увеличения текста и др.

63 Пример использования… Примером использования технологической карты «Географическое положение» является урок по теме «Япония», 8 класс. Примером использования технологической карты «Географическое положение» является урок по теме «Япония», 8 класс.

64 «Географическое положение объекта» Ученики, рассматривая карту материка Евразии, поэтапно выделяют особенности географического положения изучаемого объекта. Ученики, рассматривая карту материка Евразии, поэтапно выделяют особенности географического положения изучаемого объекта. Движущаяся картосхема подчеркивает важные особенности расположения Японских островов, их состав. Движущаяся картосхема подчеркивает важные особенности расположения Японских островов, их состав.

Давайте рассмотрим карту Японии…

Японские острова Географическое положение Японии Назовите географические объекты

о. Хоккайдо о.Хонсю о.Сикоку о.Кюсю Японское море Тихий океан Японские острова

69

70 Технологии тестов с использованием таблиц 1. Тест – таблица «Найди соответствие» «Найди соответствие»

71 « Найди соответствие» Тест-таблица Тест-таблица «Найди соответствие» выполняется в виде таблички, состоящей из двух столбцов. «Найди соответствие» выполняется в виде таблички, состоящей из двух столбцов.

72 Шаблон к тесту «Найди соответствие» Левый столбец Левый столбец Дается перечень названий природных зон, типов почв, Дается перечень названий природных зон, типов почв, видов растений, животных и др. видов растений, животных и др. Правый столбец Правый столбец Дается перечень климатических поясов материка, Дается перечень климатических поясов материка, географические географические названия и другая информация, объединенная сходными признаками названия и другая информация, объединенная сходными признаками

73 « Найди соответствие» Ученикам предлагается найти соответствие между признаками, которые могут объединить или сгруппировать понятия. Ученикам предлагается найти соответствие между признаками, которые могут объединить или сгруппировать понятия. Фактор, который объединяет обсуждаемый признак между левой и правой частями столбцов, можно показать одним цветом или стрелками. Фактор, который объединяет обсуждаемый признак между левой и правой частями столбцов, можно показать одним цветом или стрелками.

74 Пример использования … Тест – таблица «Найди соответствие» использовался на уроке «Природные зоны Южной Америки», 8 класс. Тест – таблица «Найди соответствие» использовался на уроке «Природные зоны Южной Америки», 8 класс. Этап урока - закрепление знаний. Этап урока - закрепление знаний.

75 «Найди соответствие» Левый столбец. Перечисляются природные зоны материка Южной Америки. Левый столбец. Перечисляются природные зоны материка Южной Америки. Правый столбец. Перечисляются климатические пояса Южной Америки. Правый столбец. Перечисляются климатические пояса Южной Америки. Ученикам необходимо найти соответствие между природной зоной и климатическим поясом, в котором она сформировалась. Ученикам необходимо найти соответствие между природной зоной и климатическим поясом, в котором она сформировалась.

Субэкваториальный пояс. Тропический пояс Субтропический и умеренный пояса. Области субтропического континентального климата. Субтропический пояс. Область средиземноморского климата Субтропический климат Умеренный пояс Области высокогорного климата Экваториальный пояс Климатический пояс Влажные экваториальные леса Переменно-влажные леса Саванны и редколесья Полупустыни и пустыни Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники Степи Смешанные леса Области высотной поясности Природная зона Субтропический климат Субтропический пояс. Область средиземноморского климата Субэкваториальный пояс. Тропический пояс Субтропический и умеренный пояса. Области субтропического континентального климата. Умеренный пояс Области высокогорного климата Экваториальный пояс Установите соответствие

77 « Найди соответствие» Ученики работают с картами атласа «Климатические пояса» и «Природные зоны Южной Америки», используя известный метод наложения карт. Ученики работают с картами атласа «Климатические пояса» и «Природные зоны Южной Америки», используя известный метод наложения карт. Правильный ответ ученика подтверждается цветовым фоном таблицы. Природная зона и климатический пояс имеют один цвет в таблице. Правильный ответ ученика подтверждается цветовым фоном таблицы. Природная зона и климатический пояс имеют один цвет в таблице. Учитель добивается правильного ответа от ученика и только потом на экран выводит действительную информацию. Учитель добивается правильного ответа от ученика и только потом на экран выводит действительную информацию.

Субэкваториальный пояс. Тропический пояс Субтропический и умеренный пояса. Области субтропического континентального климата. Субтропический пояс. Область средиземноморского климата Субтропический климат Умеренный пояс Области высокогорного климата Экваториальный пояс Климатический пояс Влажные экваториальные леса Переменно-влажные леса Саванны и редколесья Полупустыни и пустыни Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники Степи Смешанные леса Области высотной поясности Природная зона Субтропический климат Субтропический пояс. Область средиземноморского климата Субэкваториальный пояс. Тропический пояс Субтропический и умеренный пояса. Области субтропического континентального климата. Умеренный пояс Области высокогорного климата Экваториальный пояс Установите соответствие

79 Технологии тестов с использованием таблиц 2. Т ест-таблица «Географическое обоснование»

80 «Географическое обоснование» Данный слайд состоит из двух частей. Данный слайд состоит из двух частей. Левая часть. Дается перечень информационных сведений, которые необходимо проверить у учащихся. Левая часть. Дается перечень информационных сведений, которые необходимо проверить у учащихся. Правая часть. Расшифровка понятий. Заполняется постепенно, сверху вниз, после ответа учеников. Правая часть. Расшифровка понятий. Заполняется постепенно, сверху вниз, после ответа учеников. Примечание. Правая часть, правильные ответы, вносятся в таблицу учителем заблаговременно. Примечание. Правая часть, правильные ответы, вносятся в таблицу учителем заблаговременно. Учитель добивается четкого ответа от учеников и только затем показывает правильную информацию. Учитель добивается четкого ответа от учеников и только затем показывает правильную информацию.

81 «Географическое обоснование» Тест «Географическое обоснование» можно использовать на разных этапах урока: Тест «Географическое обоснование» можно использовать на разных этапах урока: При изучении нового материала, когда идет активизация мыслительной деятельности учащихся. При изучении нового материала, когда идет активизация мыслительной деятельности учащихся. При закреплении пройденного на конкретном уроке. При закреплении пройденного на конкретном уроке. А также при повторении целой темы, когда идет фронтальный опрос всего класса. А также при повторении целой темы, когда идет фронтальный опрос всего класса.

82 Пример использования… Примеры использования Теста - таблицы «Географическое обоснование» при изучении темы «Природные зоны Южной Америки», 7 класс. Примеры использования Теста - таблицы «Географическое обоснование» при изучении темы «Природные зоны Южной Америки», 7 класс.

Понятие Географическое обоснование Понятие Географическое обоснование Анхель Анхель Сельва Сельва Кебрачо Кебрачо Лама Лама Водопад на реке Чурун (система р.Ориноко), высота 1504 метра. Водопад на реке Чурун (система р.Ориноко), высота 1504 метра. Влажные экваториальные леса. Бассейн реки Амазонка. Влажные экваториальные леса. Бассейн реки Амазонка. Заросли низкорослых деревьев и кустов на Бразильском плоскогорье, природная зона саванн. Заросли низкорослых деревьев и кустов на Бразильском плоскогорье, природная зона саванн. Животное-эндемик, обитающее в высокогорных районах Южных Анд. Животное-эндемик, обитающее в высокогорных районах Южных Анд.

Географическое обоснование Титикака Титикака Колибри Колибри Галерейные леса Галерейные леса Шоколадное дерево Шоколадное дерево Высокогорное озеро в Андах, находится на высоте 3812 метров, тектоническое происхождение котловины. Высокогорное озеро в Андах, находится на высоте 3812 метров, тектоническое происхождение котловины. Самая маленькая птичка на земле, летает хвостом вперед. Обитает в бассейне Амазонки. Самая маленькая птичка на земле, летает хвостом вперед. Обитает в бассейне Амазонки. В саваннах по течению крупных рек располагаются узкие полосы лесов (река Парана и ее притоки). В саваннах по течению крупных рек располагаются узкие полосы лесов (река Парана и ее притоки). Дерево, произрастающее в природной зоне влажных экваториальных лесов. Дерево, произрастающее в природной зоне влажных экваториальных лесов. Понятие

Географическое обоснование Маракайбо Маракайбо Пампа Пампа Бразильская гевея Бразильская гевея Броненосец Броненосец Крупнейшее озеро. В р-не озера добывается 4/5 всей нефти Венесуэлы. Крупнейшее озеро. В р-не озера добывается 4/5 всей нефти Венесуэлы. Природная зона степей, субтропический пояс. Природная зона степей, субтропический пояс. Дерево-каучуконос, произрастает в бассейне Амазонки. Дерево-каучуконос, произрастает в бассейне Амазонки. Животное - эндемик саванн и полупустынь Южной Америки. Животное - эндемик саванн и полупустынь Южной Америки. Понятие

Географическое обоснование Место впадения реки Амазонки в Атлантический океан, самая большая дельта в мире по площади. Место впадения реки Амазонки в Атлантический океан, самая большая дельта в мире по площади. Субэкваториальный климатический пояс. Большие безлесые пространства. Субэкваториальный климатический пояс. Большие безлесые пространства. Высокогорная пустыня. Высокогорная пустыня. Животное - эндемик. Хищник, семейство кошачьих. Обитает в саваннах. Животное - эндемик. Хищник, семейство кошачьих. Обитает в саваннах. Дельта Амазонки Саванны Атакама Пума Понятие

87 Пример использования… Примеры использования Примеры использования Теста «Географическое обоснование» Теста «Географическое обоснование» при изучении темы «Великобритания». при изучении темы «Великобритания». Этап урока – изучение нового материала. Этап урока – изучение нового материала. 8 класс. 8 класс.

88 ПРОДОЛЖИМ ЗНАКОМСТВО… Площадь Площадь Население Население Государственный язык Государственный язык Государственное устройство Государственное устройство Монарх Монарх Премьер-министр Премьер-министр Исполнительная власть Исполнительная власть 244,0 тыс.км. кв. 244,0 тыс.км. кв тыс.чел тыс.чел Английский Английский Конституционная монархия Конституционная монархия Королева – Елизавета II Королева – Елизавета II Тони Блэйер Тони Блэйер Парламент Парламент

89 Историко-географические области страны: Англия Англия Уэльс Уэльс Шотландия Шотландия Северная Ирландия Северная Ирландия Лондон Лондон Кардиф Кардиф Глазго Глазго Белфаст Белфаст

90 Технологии тестов с использованием таблиц 3. Тест – таблица «Сопоставление «Сопоставление географических карт. географических карт. Метод наложения карт» Метод наложения карт»

91 Сопоставление географических карт. Метод наложения карт Таблица имеет вертикальные и горизонтальные колонки, которые заполняются учениками. Таблица имеет вертикальные и горизонтальные колонки, которые заполняются учениками. Вертикальные колонки – обычно содержат исходные данные географического объекта (географические названия): Вертикальные колонки – обычно содержат исходные данные географического объекта (географические названия): Горизонтальные колонки – природные компоненты, которые присущи изучаемым географическим объектам, понятиям, явлениям. Горизонтальные колонки – природные компоненты, которые присущи изучаемым географическим объектам, понятиям, явлениям. Первоначально информация проговаривается устно, а затем таблица дублируется в тетради. Первоначально информация проговаривается устно, а затем таблица дублируется в тетради.

92 Сопоставление географических карт. Метод наложения карт Выполнение таблицы органично идет на заключительном этапе урока - закреплении пройденного материала. Выполнение таблицы органично идет на заключительном этапе урока - закреплении пройденного материала. Работу рекомендую проверить у всех учащихся класса, так как она дает возможность отследить практические умения и навыки каждого конкретного ученика и степень овладения ими географическим методом наложения карт. Работу рекомендую проверить у всех учащихся класса, так как она дает возможность отследить практические умения и навыки каждого конкретного ученика и степень овладения ими географическим методом наложения карт.

93 Пример использования…. Тест-таблица «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт» был применен на уроке «Глобальные черты рельефа Земли», 7 класс. Тест-таблица «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт» был применен на уроке «Глобальные черты рельефа Земли», 7 класс.

Тема урока: «Глобальные черты рельефа Земли». 7 класс Задание Сопоставляя карты «Строение земной коры» и «Физическая карта мира», заполнить таблицу «Связь современного рельефа со строением земной коры». (см. стр. учебника 93). Размышляй, Размышляй, Сопоставляй Сопоставляй Записывай… Записывай…

Связь современного рельефа со строением земной коры Древние Древние Платформы Земли Основные Формы рельефа Полезные ископаемые Евразийская Североамериканская Южноамериканская Африканская Индоавстралийская Тихоокеанская

Связь земной коры и современного рельефа Древние Древние платформы Земли Основные формы рельефа Основные формы рельефа Полезные ископаемые Евразийская Равнины, низм. Североамериканская Южноамериканская Нагорья, низм. АфриканскаяПлоскогорья ИндоавстралийскаяПлоскогорья АнтарктическаяПлоскогорья Тихоокеанская Ложе океана

99 Технологии комбинирования 1. Многофункциональное комбинирование комбинирование

100 « Многофункциональное комбинирование» В этой технологии используются: картосхемы, картосхемы, движущиеся автофигуры, движущиеся автофигуры, текстовые разъяснения, текстовые разъяснения, красивые иллюстрации, красивые иллюстрации, схемы, схемы, диаграммы, диаграммы, видео видео и др. и др.

101 «Многофункциональное комбинирование» Применяю этот технологический метод на определенных этапах уроков. Применяю этот технологический метод на определенных этапах уроков. Особенно удачно его можно использовать при изучении нового материала, когда необходимо проследить логическую цепочку, активизировать мыслительную деятельность учеников. Особенно удачно его можно использовать при изучении нового материала, когда необходимо проследить логическую цепочку, активизировать мыслительную деятельность учеников.

102 Пример использования… Технология многофункционального комбинирования применялась на уроке по теме «Япония», 8 класс. Технология многофункционального комбинирования применялась на уроке по теме «Япония», 8 класс. Этап урока – изучение нового материала. Этап урока – изучение нового материала.

103 «Многофункциональное комбинирование» Этот метод органично вошел в урок, на этапе изучения природы Японских островов и, в том числе, климата. Этот метод органично вошел в урок, на этапе изучения природы Японских островов и, в том числе, климата. Использовались фотографии океана, заснеженного пейзажа о.Хоккайдо. Использовались фотографии океана, заснеженного пейзажа о.Хоккайдо. Классическая схема образования летних и зимних муссонов в Юго-Восточной Азии. Классическая схема образования летних и зимних муссонов в Юго-Восточной Азии. Цветная графическая модель «Климатообразующие факторы». Цветная графическая модель «Климатообразующие факторы».

104 Обсуждаем климат Японии…

Климато- образующие факторы Японских островов Тихий океан, моря и система течений Вытянутость С - Ю Рядом находится Евразия Горный рельеф островов

Схема действия зимнего муссона Японское море Тихий океан

Схема действия летнего муссона Японское море Тихий океан

108

Объясните причину … В некоторых местах о. Хоккайдо снег лежит до 100 дней в году, а толщина его достигает 1,5-2 метра. В некоторых местах о. Хоккайдо снег лежит до 100 дней в году, а толщина его достигает 1,5-2 метра. Почему западное побережье этого острова максимум осадков получает зимой и, притом, в виде снега? Почему западное побережье этого острова максимум осадков получает зимой и, притом, в виде снега? Муссоны, проходя над Японским морем, насыщаются влагой. Муссоны, проходя над Японским морем, насыщаются влагой. Северо-восточные муссоны несут с собой обильные снегопады. Северо-восточные муссоны несут с собой обильные снегопады.

Муссонный климат Климатические пояса : Климатические пояса : Умеренный Умеренный Субтропический Субтропический Тропический Тропический Во время осенней смены муссонов Япония подвергается действию тайфунов, которые приносят ощутимый экономический ущерб стране. Во время осенней смены муссонов Япония подвергается действию тайфунов, которые приносят ощутимый экономический ущерб стране.

111 Технологии комбинирования 2. Слайд-парад

112 Технологический прием «Слайд – парад» Использование технологического приема «Слайд – парад» является особой частью каждого урока географии. Использование технологического приема «Слайд – парад» является особой частью каждого урока географии. КИТ дает возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка земного шара, механизм образования и действия любого природного явления. КИТ дает возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка земного шара, механизм образования и действия любого природного явления. Совершать увлекательные путешествия по странам и городам мира, знакомиться с культурой и обычаями людей. Совершать увлекательные путешествия по странам и городам мира, знакомиться с культурой и обычаями людей.

113 Пример Слайд - парада о природе, населении и хозяйстве Японии, использованный для иллюстрации урока «Япония», 8 класс. Пример Слайд - парада о природе, населении и хозяйстве Японии, использованный для иллюстрации урока «Япония», 8 класс. Примечание: В действительности, данный Слайд-парад содержит 30 кадров. В презентации демонстрируются только 5 из них. Примечание: В действительности, данный Слайд-парад содержит 30 кадров. В презентации демонстрируются только 5 из них. Пример использования…

114

115

117

119

120

123 КИТ. Творческая мастерская КИТ позволили скорректировать и многие другие методических приемы, которыми всегда пользовалась на своих уроках, для активизации мыслительной деятельности учеников: КИТ позволили скорректировать и многие другие методических приемы, которыми всегда пользовалась на своих уроках, для активизации мыслительной деятельности учеников: Географическая игра-зачет, Географическая игра-зачет, Опрос по цепочке, Опрос по цепочке, «Мозговой штурм» и др. «Мозговой штурм» и др.

124 Опрос по цепочке Этот методический прием часто использую на обобщающих уроках, когда пройдена тема и наработан материал. Этот методический прием часто использую на обобщающих уроках, когда пройдена тема и наработан материал. Смысл в том, что на уроке работают все: и сильные, и слабые ученики. Один ученик начинает, а другой продолжает его рассказ. Не пропускаем никого. Каждый имеет возможность на уроке ответить 2-4 раза. Смысл в том, что на уроке работают все: и сильные, и слабые ученики. Один ученик начинает, а другой продолжает его рассказ. Не пропускаем никого. Каждый имеет возможность на уроке ответить 2-4 раза. Идет развернутый комментарий по теме. Идет развернутый комментарий по теме. Творческая мастерская учителя географии

125 Географическая игра – зачет Разработаны дидактические игры по курсу « Географии материков и стран» (7-8 классы). Разработаны дидактические игры по курсу « Географии материков и стран» (7-8 классы). Учащимся предлагается ответить на программные, а также, занимательные вопросы (20-30), которые даны на специальной схеме-путеводителе изучаемого материка. Учащимся предлагается ответить на программные, а также, занимательные вопросы (20-30), которые даны на специальной схеме-путеводителе изучаемого материка. Творческая мастерская учителя географии

126 Творческая мастерская учителя географии «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» Методический прием помогает развивать у учеников творческое мышление по обсуждаемой теме, проблеме. Методический прием помогает развивать у учеников творческое мышление по обсуждаемой теме, проблеме. Это достаточно активная форма работы, где учащиеся учатся четко и кратко излагать свои мысли, слушать своих товарищей, делать правильные выводы, использовать дополнительный материал. Это достаточно активная форма работы, где учащиеся учатся четко и кратко излагать свои мысли, слушать своих товарищей, делать правильные выводы, использовать дополнительный материал.

127 «Мозговой штурм» Благодаря компьютерным информационным технологиям, метод-прием «Мозгового штурма» идет доказательно, аргументировано, в научном развитии. Благодаря компьютерным информационным технологиям, метод-прием «Мозгового штурма» идет доказательно, аргументировано, в научном развитии. Ученики отрабатывают приемы логического мышления, показывают умение работать с различными источниками географических знаний. Ученики отрабатывают приемы логического мышления, показывают умение работать с различными источниками географических знаний.

128 Пример использования… Приведу пример поэтапного использования, применения и развития метода-приема «Мозговой штурм» на уроке географии в 7 классе по теме «Глобальные черты рельефа Земли». Приведу пример поэтапного использования, применения и развития метода-приема «Мозговой штурм» на уроке географии в 7 классе по теме «Глобальные черты рельефа Земли».

129 «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» Одна из задач урока связана с формированием научного представления у учащихся об образовании различных форм рельефа Земли. Одна из задач урока связана с формированием научного представления у учащихся об образовании различных форм рельефа Земли. Осмысление научных терминов: «платформа», «геосинклиналь», «геосинклинальный пояс» и т.д. Осмысление научных терминов: «платформа», «геосинклиналь», «геосинклинальный пояс» и т.д. Установление взаимосвязей между геологической историей и современным рельефом суши. Установление взаимосвязей между геологической историей и современным рельефом суши.

130 «Мозговой штурм» Ученики «прокладывают путь» в данной теме, отталкиваясь от известных понятий и величин. Ученики «прокладывают путь» в данной теме, отталкиваясь от известных понятий и величин. Им предлагается выполнить следующую цепочку действий… Им предлагается выполнить следующую цепочку действий…

Давайте вспомним … Совокупность неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом Что означает понятие Рельеф земной поверхности? (Лат. Relevo –поднимаю)

Давайте вспомним… Какие формы рельефа суши Вы знаете? Низменности Низменности Равнины Равнины Возвышенности Возвышенности Нагорья Нагорья Плоскогорья Плоскогорья Низкие горы Низкие горы Средние горы Средние горы Высокие горы Высокие горы

Что же образуется при движении материковой и океанической плит? Материковая плита, сближаясь с океанической, заставляет последнюю «изгибаться», как бы «нырять», «подтекать» под континент… Материковая плита, сближаясь с океанической, заставляет последнюю «изгибаться», как бы «нырять», «подтекать» под континент… Образуются: Образуются: Глубоководные желоба; Глубоководные желоба; Островные дуги; Островные дуги; Прибрежные горные хребты. Прибрежные горные хребты.

Складки горных пород овлдлодвлодв

Запомни ! Когда происходит сближение двух плит с материковой корой, то их края, вместе с накопленными на них осадочными породами, сжимаются в складки. Когда происходит сближение двух плит с материковой корой, то их края, вместе с накопленными на них осадочными породами, сжимаются в складки. Так возникли горы Так возникли горы Складчатые горы Складчатые горы Складчато- глыбовые горы Складчато- глыбовые горы Горные хребты Горные хребты Горные узлы Горные узлы Горные страны Горные страны Горные пики Горные пики Вулканы Вулканы

136 Технологический прием - метод «Мозговой штурм» Результатом «Мозгового штурма» Результатом «Мозгового штурма» являются являются «ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА». «ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛЬЕФА». «Правило» – концентрат мысли. Четкое изложение научного материала, сформулированное учениками, ведомыми учителем. «Правило» – концентрат мысли. Четкое изложение научного материала, сформулированное учениками, ведомыми учителем. В «Правилах» научная информация преподносится ученикам с учетом их возрастных особенностей и, конечно же, в рамках учебного курса. В «Правилах» научная информация преподносится ученикам с учетом их возрастных особенностей и, конечно же, в рамках учебного курса.

137 Запомни !

Правило 1 На суше и дне океана различают две основные формы рельефа: Равнины ( низменности, возвышенности, плоскогорья); Равнины ( низменности, возвышенности, плоскогорья); Горы (низкие, средние, высокие). Горы (низкие, средние, высокие).

Правило 2 Устойчивые участки земной коры – называются платформами. Устойчивые участки земной коры – называются платформами. Платформы составляют основу всех материков и ложа океанов. Платформы составляют основу всех материков и ложа океанов. В современном рельефе Земли платформам соответствуют равнины. В современном рельефе Земли платформам соответствуют равнины.

140 Строение платформы

Правило 3 Подвижные участки земной коры называются геосинклиналями. Подвижные участки земной коры называются геосинклиналями. Геосинклиналь – это протягивающийся на несколько десятков или сотен километров, относительно узкий и глубокий прогиб земной коры. Геосинклиналь – это протягивающийся на несколько десятков или сотен километров, относительно узкий и глубокий прогиб земной коры.

Правило 4 Геосинклинальные пояса располагаются между платформами материков и между платформой материка и ложем океана. Геосинклинальные пояса располагаются между платформами материков и между платформой материка и ложем океана. Районы сочленения материков и океанов, срединных хребтов – это наиболее подвижные участки. Районы сочленения материков и океанов, срединных хребтов – это наиболее подвижные участки.

144 КИТ. Достоинства мультимедийных уроков- презентаций в том, что… Качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Качественно изменяется отношение ученика к географии, как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

145 КИТ, мультимедийные уроки, презентации в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения. в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения. Эти уроки развивают педагогику сотрудничества. Эти уроки развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука ГЕОГРАФИЯ удивительно молодеет… и приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников. Древняя наука ГЕОГРАФИЯ удивительно молодеет… и приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников. КИТ. Я твердо убеждена, что…

146 Мой опыт… В презентации описан опыт работы по созданию и внедрению в учебный процесс по созданию и внедрению в учебный процесс компьютерных информационных технологий. компьютерных информационных технологий.

147 Разработаны- Мультимедийные уроки - презентации по темам курса «География материков и стран» 7-8 класс: Южная Америка. Население и политическая карта. Южная Америка. Население и политическая карта. Общие закономерности природы Земли. Глобальные черты рельефа. Общие закономерности природы Земли. Глобальные черты рельефа. Япония. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны. Япония. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны. Великобритания. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны. Великобритания. ЭГП. Природные ресурсы. Население. Хозяйство страны.

148 Разработаны 1. Технологии на географической карте « Географическая разминка» « Географическая разминка» «Живая карта» «Живая карта» «Выдели главное» «Выдели главное» «Карта-тест» «Карта-тест» «Дидактика задания: Географическое положение объекта» «Дидактика задания: Географическое положение объекта»

149 Разработаны 2. Технологии по созданию тестов-таблиц тестов-таблиц «Найди соответствие» «Найди соответствие» «Географическое обоснование» «Географическое обоснование» «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт» «Сопоставление географических карт. Метод наложения карт»

150 Разработаны 3. Технологии комбинирования «Многофункциональные комбинации» «Многофункциональные комбинации» «Слайд – парад» «Слайд – парад»

151 Мой опыт… 4. Творческая мастерская учителя учителя «Опрос по цепочке» «Опрос по цепочке» Географическая игра – зачет Географическая игра – зачет Метод «Мозговой штурм» Метод «Мозговой штурм»

152

153

154 Содержание диска: КИТ в преподавании географии. Мультимедийная презентация. КИТ в преподавании географии. Мультимедийная презентация. КИТ в преподавании географии. Печатная версия доклада из опыта работы. КИТ в преподавании географии. Печатная версия доклада из опыта работы. Статьи из опыта работы. Статьи из опыта работы. Дидактический материал по курсу физической географии 7-8 классов (номенклатура географических названий, контрольные работы, поурочные планы уроков, тематическое планирование и др.) Дидактический материал по курсу физической географии 7-8 классов (номенклатура географических названий, контрольные работы, поурочные планы уроков, тематическое планирование и др.) Мультимедийные уроки-презентации по отдельным темам курса «География материков и стран», 7-8 классы. Мультимедийные уроки-презентации по отдельным темам курса «География материков и стран», 7-8 классы.

155 Кратко о себе Учитель географии Учитель географии Педагогический стаж Педагогический стаж работы - 32 года работы - 32 года Категория - высшая Категория - высшая

156 Использованная литература: -В.И.Басалыга, О.А.Левкович, Т.Н.Шелкоплясова. Основы компьютерной грамотности. Минск, НТЦ «ЛПИ», В.И.Басалыга, О.А.Левкович, Т.Н.Шелкоплясова. Основы компьютерной грамотности. Минск, НТЦ «ЛПИ», Под редакцией С.В.Симоновича. Информатика для юристов и экономистов. Учебник для ВУЗов. Санкт-Петербург, «Питтер», Под редакцией С.В.Симоновича. Информатика для юристов и экономистов. Учебник для ВУЗов. Санкт-Петербург, «Питтер», И.В.Брезгунова, А.В.Гринчук, С.В.Гринчук, И.П.Шибут, В.М.Шульганова. Основы компьютерных технологий в образовании. Минск РИВШ И.В.Брезгунова, А.В.Гринчук, С.В.Гринчук, И.П.Шибут, В.М.Шульганова. Основы компьютерных технологий в образовании. Минск РИВШ Анатолий Гин. Приемы педагогической техники. Гомель «Сож», Анатолий Гин. Приемы педагогической техники. Гомель «Сож», Г.К.Селявко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации. Москва. «Народное образование», Г.К.Селявко. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышения квалификации. Москва. «Народное образование», 1998.

157 Компьютерные информационные технологии в преподавании географии Компьютерные информационные технологии в преподавании географии Автор - учитель географии СШ 65 города Минска Лоскутова Тамара Геннадьевна Январь, 2005 год