Сеул, 2006 г. - создание стратегического альянса ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу Глазго, 2002 г. –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Advertisements

Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Читательская грамотность: оценка метапредметных результатов в рамках нового стандарта.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Транксрипт:

Сеул, 2006 г. - создание стратегического альянса ИФЛА и ЮНЕСКО для реализации решений Всемирного саммита по информационному обществу Глазго, 2002 г. – секция по информационной грамотности

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», гг. Секция библиотечной теории и исследований, гг. Секция информационной грамотности с 2008 г. Секция библиотечной теории и исследований, гг. Секция информационной грамотности с 2008 г.

Знания и умения по работе с информацией: - Получение информации - Оценка информации - Использование информации Информационная грамотность Информационная культура личности Культура личности

1. Оценить тесты как инструмент измерения обученности, их достоинства и недостатки 2. Выявить особенности содержания тестов по информационной культуре 3. Определить требования к тестам по информационной культуре

Теория тестирова- ния PIRLS, PISA, SITES, CIVIC, TIMSS, IAEP II Практика международного тестирования Наш опыт тестирования

Достоинства тестовНедостатки тестов Объективность, защищенность от предвзятости экзаменатора. Возможность компьютеризации обработки результатов. Оперативность. Возможность получения сопоставимой и количественно измеримой оценки уровня усвоения учебного материала. Бездушность, формализм. Потеря индивидуального подхода к учащемуся («стрессогенность», «репродуктивность», неадекватная сложность, невозможность оригинального ответа). Возможность угадывания правильных ответов. Опасность «слепых», механических (автоматических) ошибок при компьютерной обработке.

1. Задания закрытой формы 1.1. Задания с множественным выбором, 1.2. Задания на установление соответствия 1.3. Задание на установление правильной последовательности 2. Задания открытой формы 2.1. Задания открытой формы со свободно конструируемым ответом 2.2. Задания на дополнение

Форма тестовых заданий ДостоинстваНедостатки 1. Задания закрытой формы Объективность, возможность автоматизации обработки результатов, простота, оперативность, экономичность, дифференцированный характер количественный оценки Потеря индивидуального подхода, отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность Возможность непроизвольного запоминания неправильных ответов. Недостаточная активность мыслительных процессов из-за наличия готовых ответов 1.1.С множественным выбором 1.2.На соответствие УниверсальностьВозможность угадывание правильного ответа (Эффект угадывания) 1.3. на установление правильной последовательности Ориентация на развитие логического, системного мышления Неуниверсальность 2. Задания открытой формы Универсальность, исключение возможности угадывания Нетехнологичность, сложность, субъективность и трудоемкость оценки, затруднительность автоматизации обработки результатов, неэкономичность 2.1. Задания открытой формы со свободно конструируемым ответом Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся, возможность оригинального ответа Невозможность автоматизации обработки результатов тестирования 2.2. Задания на дополнение Простота, оперативностьРепродуктивность, снижение возможностей автоматизированной обработки результатов

Аббревиатура Полное наименование международных сравнительных исследований качества образования PISAProgramme for International Student Assessment – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PIRLSProgress in International Reading Literacy Study – Международный проект "Изучение качества чтения и понимания текста" CIVICCivic Education - Международное исследование по граждановедческому образованию SITESSecond Information Technology in Education Study – Второе сравнительное исследование применения информационных и коммуникационных технологий в образовании IAEP IIInternational Assessment of Educational Progress – Международное исследование достижений в области образования TIMSSTrends in Mathematics and Science Study – Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования

Наименование исследования Отражение аспектов, связанных с информационной грамотностью PIRLS Качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы PISA Анализ грамотности чтения: оценка умений, свидетельствующих о полном понимании текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка; анализ знаний и умений, связанных с использованием компьютера SITES Выявление умений в области информационно коммуникационных технологий (ИКТ), которые должны приобрести учащиеся в определенном классе CIVIC Выявление способностей учащихся ориентироваться в потоках информации, вырабатывать механизм защиты от манипулирования сознанием личности; наличия аналитических умений: сравнивать, обобщать, находить главное; выражать свое мнение и свое отношение по вопросам, больше связанным с окружающей жизнью, чем с конкретным школьным предметом TIMSS Выявление умений анализировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков), характерной для средств массовой информации; интерпретировать и обобщать информацию

Метод – тестирование Форма тестовых заданий – закрытые, на дополнение, на соответствие Количество тестируемых – 987 учащихся (45 классов)

Параметры, которые удалось измерить с помощью тестов Параметры, которые не удалось измерить с помощью тестов 1. Получение информации Определение и формулировка потребности в информации Нахождение информации. 2. Оценка информации Отбор, извлечение, анализ, синтез информации Организация информации: обобщение и интерпретация информации. 3. Использование информации Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, и этическими нормами.

Интегративный характер, синтез знаний из различных наук, связанных с поиском, анализом и критической оценкой информации.

Наличие метазнаний и метаумений (общеучебных, межпредметных, надпредметных), без которых невозможно овладение любыми другими учебными дисциплинами.

Реализация компетентностного подхода - практическая направленность, использование информационных знаний и умений в ситуациях не только учебной, но и повседневной жизни. Учебная ситуация Реальная ситуация

Необходимость включения заданий, отражающих личную позицию, аргументы и суждения учащихся относительно проблемных ситуаций в сфере информационной грамотности.

Необходимость использования разнообразных форм тестовых заданий, обеспечивающих проверку различных уровней усвоения учебного материала: репродуктивного, стандартного, творческого.

«Этажи» или уровни усвоения учебного материала: репродуктивный, алгоритмический или стандартный, творческий или продуктивный Составные элементы конструкции тестов по информационной культуре Основные компоненты информационной культуры: Рефлексивный: Каковы убеждения учащегося, как он рассуждает (думает, оценивает)? Операциональный: Что учащийся умеет делать? Когнитивный: что учащийся знает?

Состав когнитивного компонента Пример Тезаурус терминовБазы данных Библиотечные каталоги Документы Информационные ресурсы Перечень понятийИнтернет Информационный взрыв Информационный кризис ИКТ Перечень фактовВсемирный информационный саммит проходил (включал) в 2 этапа: Женева, 2003 г.; Тунис, 2005 г. Перечень законов, закономерностей Закон Брэдфорда Закон Ципфа

Состав операционального компонента Пример Перечень конкретных действий по работе с информацией и ИКТ находить информацию по теме, пользоваться электронной почтой, осуществлять критический анализ текста и т.п. Перечень информационных продуктов, который учащийся может сделать самостоятельно Рефераты, доклады, списки литературы, мультимедийые презентации и т.п.

Состав рефлексивного компонента Пример Список ключевых проблем по работе с информацией и ИКТ, по решению которых отсутствуют однозначные решения, и по отношению к которым учащиеся должны высказать свою личную оценку. Проблема, отражающая противоречие между правом личности на информацию и необходимость ее оплачивать. Проблема, отражающая противоречие между правом личности на свободный доступ к информации и необходимостью ограничения этой свободы применительно к сайтам пропагандирующим насилие, расизм и т.д.

Уровень усвоенияФорма тестов Репродуктивный: воспроизведение знаний Закрытые тесты Стандартный или алгоритмический: действия по образцу, понимание и применение знаний в знакомой (стандартной) ситуации Сочетание закрытых и открытых тестов Продуктивный или творческий: действия и применение знаний в измененной или незнакомой (нестандартной) ситуации Открытые тесты

Когнитивный компонент Операциональный компонент Рефлексивный компонент Дайте определение… Установите соответствие между… Кто … ? Где … ? Когда …? Подготовьте (дайджест, презентацию, список литературы …) Найдите в Интернет… Отправьте по электронной почте… Докажите Объясните Сформулируйте свою точку зрения о…

Когнитивный компонент Операциональный компонент Рефлексивный компонент Уровни усвоения учебного материала Репродуктивный уровень Стандартный или алгоритмический уровень Продуктивный или творческий уровень Формы тестовых заданий ОткрытыеЗакрытые Образцы заданий Содержание тестовых заданий

1. Определение состава компонентов и целей тестирования 2. Определение уровня усвоения материала 3. Определение формы тестовых заданий 4. Отбор элементов содержания тестовых заданий в составе когнитивного, операционального и рефлексивного компонентов 5. Формулирование тестовых заданий 6. Проверка качества тестовых заданий

Содержание тестовых заданий по информационной культуре существенно зависит как от специфики данной предметной области («Информационная культура»), так и от ведущих тенденций современной системы образования: «обучение в течение всей жизни», «обучение для жизни», идеи компетентностного подхода.

Использование многообразных форм тестовых заданий позволяет оценить все компоненты информационной культуры на различных уровнях усвоения учебного материала, но ведет к возрастанию затрат и усложнению обработки результатов. Закрытые тесты, открытые тесты на дополнение Тесты на установление последовательн ости действий Открытые тесты Рост временных, интеллектуальных, финансовых затрат, сложность компьютерной обработки Репродуктивный уровень Стандартный уровень Творческий уровень Когнитивный компонент Операциональ- ный компонент Рефлексивный компонент

Содержание тестовых заданий должно быть неразрывно связано с учебной программой курса по информационной культуре. Разработке тестов должно предшествовать выявление всех «строительных» блоков и деталей, составляющих когнитивный, операциональный и рефлексивный компоненты информационной культуры, которые определяются учебной программой обучения. Учебная программа как план Тест как отражение учебной программы

Разработка тестов по информационной культуре неразрывно связана не только с содержанием учебных программ, но и используемыми при обучении видами занятий, методиками обучения, применением активных и проблемных методов обучения. Тестовые задания Когнитивный компонент Рефлексивный компонент Операциональный компонент Практические, лабораторные занятия Теоретические занятия Методы активного и проблемного обучения Дискуссия, круглый стол, брейншторминг Учебная программа

Тесты не являются единственным и универсальным средством диагностики информационной культуры. Измерение информационной культуры требует сочетания различных инструментов (способов): наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, анализ портфолио информационных продуктов и др.

Разработка тестов по информационной культуре - сложная проблема, требующая проведения дальнейших исследований с участием специалистов разных профилей.

Почтовый адрес: Россия, , Кемерово, ул. Ворошилова, 17 Тел., факс: (384-2)