« Культурология » Тема 1. Культурология как система знания. Лекция-визуализация 1 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,
Advertisements

Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
ПОНИМАНИЕ РОЛИ УЧИТЕЛЯ В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ «Образование, не опирающееся на философски обоснованное учение о человеке, его месте в природе, истории.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Транксрипт:

« Культурология » Тема 1. Культурология как система знания. Лекция-визуализация 1 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1.Культурология: сущность, предмет, объект. 2. Определение культуры и ее функции. 3. Методы культурологических исследований. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.

Культурология: сущность, предмет, объект Культурология это наука о культуре, и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Культурология изучает: предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей; культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов. Важнейшая задача культурологов анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Одна из основных проблем культурологической науки вопросы теории и истории мировой культуры.

Объектом культурологии являются: культурные аспекты различных областей общественной жизни; выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов; анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде. Задача культурологии построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе управлять им. Выделяют следующие периоды становления культурологии: 1) этнографический ( ); 2) эволюционистский ( ); 3) исторический ( ). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования носили в основном академический характер. Со второй половины XX в. ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле.

Определение культуры и ее функции Термин «культура» восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование изменение ее в природе под воздействием человека, его употребляли в трактатах и письмах Древнего Рима. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность единство культуры, человека и его деятельности. В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отождествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества к полной христианизации человечества. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа ( ): он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Она понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам. По сей день в понятии «культура» сохранился этот смысл чего-то развитого и специально поддерживаемого. Рождение понятия «культура» не случайно совпало по времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе. Ныне понятие «культура» все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека. С. Пуфендорф.

В филосовском энциклопедическом словаре «культура» означает историческоопределенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материалах и духовных ценностях. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. Человек овладевает культурой в процессе своего обучения и воспитания, т.е. в процессе передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Овладение культурой осуществляется в форме межличностных отношений (в ДОУ, школе, вузе, предприятии, фирме, путешествии, семье); через самообразование (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.); через средства массовой информации радио, телевидение, печать. Процесс социализации это процесс непрерывный, процесс овладения культурой и вместе с тем процесс индивидуализации личности, т.к. ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент, менталитет.

Функции культуры Защитная: при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Креативная, т.е. преобразование и освоение мира (лат. creatio созидание). Исследуя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания; проявляется его любознательность, а не желание защищаться (овладение силами внешней природы идет параллельно с овладением внутренними силами психики). Коммуникативная функция включает передачу информации: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств и т.п. Сигнификативная (тесно связана с коммуникативной), от англ. sign знак, буквально функция приписывания значений и ценностей. Расширяя среду культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначенных предметов и этот предмет приобретает иное значение и смысл. Нормативная: создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы; из этого строится право, мораль, идеология. Релаксационная функция (от лат. relaxation ослабление) искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки индивидуальные смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь, а также есть стилизованные формы снятия напряжения, увеселения, праздники, фестивали, ритуалы. Посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе, приобщение человека к высокому искусству оказывают на личность созидающее влияние катарсис очищение (от греч. katharsis возвышение духа).

Методы культурологических исследований. Культурология использует все методы социогуманитарного познания. Прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента функционирования. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами, что делает необходимым использование компаративного метода сравнения культур по какому-либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов», то речь идет о типологическом методе.

Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры. Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для ее изучения используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным семиотический метод. Символически-знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод. Изучение культуры как характеристики человека, как меры человеческого в человеке предполагает опору на биографический метод. Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим (выявление законов движения этого целого с учетом логики самого исследователя). В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии описание, классификация, наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно-исторический анализ текстов, и т.п. Определенная трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена возможностью разделения в них объекта и субъекта анализа. Первым обратил внимание на эту специфику М. Вебер. С его точки зрения, науки об обществе и о культуре должны пользоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание метод, исходящий из особенностей культурологии как «науки о духе», в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований.

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы. 2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям. 3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания. 1. Назовите предмет изучения дисциплины «Культурология». 2. Укажите периоды становления культурологии 3. Какие функции определяет культура? 4. Выскажите свое мнение: культурный человек, кто он?

ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Грушевицкая Т. Г.Э, Садохин А. П. КУльтурология: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Кравченко. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Культурология. Учебник для ВУЗов (под ред. Драча).-М., Шкабура Е.А. Учебно-методический комплекс для студентов. Культурология. ИУИ. М Дополнительная: 1. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. – М.: Московская школа политических исследований, Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. – М.: НЛО, Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – М.: НЛО, 2008.

Занятие закончено. Успехов в учёбе!