ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС С. Л. Орлова, доцент кафедры физико - математического образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Advertisements

Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Защита предметных программ «Основной образовательной программы»
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 14 Овсянникова Н.В. Технологическая карта урока информатики.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС С. Л. Орлова, доцент кафедры физико - математического образования БОУ ДПО « ИРООО » 1

Какие вопросы рассмотрены в 2012 году на обучающем семинаре ? Февраль Системно - деятельностный подход как методологическая основа современного образовательного процесса. 2. Анализ планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО. 3. Формирование УУД на основе реализации деятельностного подхода в обучении математике. Апрель Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП обучающимися основной школы. 2. Проектирование образовательного процесса по достижению предметных результатов. Июнь

Какие вопросы рассмотрены в 2012 году на проектировочном семинаре ? Апрель Разработка тематического планирования по математике на I- II четверти 5 класса Ноябрь Коррекция тематического планирования : конкретизация предметных результатов, коррекция личностных и метапредметных результатов. 2. Анализ комплексных работ на межпредметной основе для диагностики планируемых результатов. Декабрь Коррекция тематического планирования : конкретизация метапредметных результатов. 2. Разработка критериев оценки предметных результатов. 3. Постановка задачи о разработке критериев оценки метапредметных результатов, разработки тематического планирования на III четверть 5 класса. 3

Какие вопросы по проблеме проектирования образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС остаются актуальными для учителей математики в 2012/2013 и 2013/2014 учебных годах ? 1. Разработка тематического планирования по математике на IV четверть 5 класса и на курс 6 класса : конкретизация предметных, метапредметных и личностных результатов ; разработка критериев оценки ( самооценки ) планируемых результатов ; разработка системы обучающих и проверочных заданий 2. Проектирование урока математики в условиях реализации ФГОС : Целеполагание на уроке ; Контрольно - оценочная деятельность ; Конструирование учебных заданий ; Проектирование учебных ситуаций. 4

Конкретизация предметных, метапредметных и личностных результатов 5

Разработка тематического планирования по математике на IV четверть 5 класса и на курс 6 класса Модель тематического плана п/п Тема Планируемые результаты Деятельность обучающихся (в виде перечня конкретизированных учебных действий) Оценка предметные личностные метапредметные Самооценка Оценка учителя

Алгоритм применения модели тематического плана : ШАГ 1 п/п Тема Планируемые результаты Деятельность обучающихся Оценка предметныеличностные метапред метные Сам ооценка Оценка учителя §1. Натуральные числа и шкалы (15 ч) 1 ….. 15 § 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч) 16 …. 36 § 3. Умножение и деление натуральных чисел (??) 37 …

Разработка тематического планирования : ШАГ 2 Анализ примерной программы основного общего образования по математике Структура программы 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Примерное тематическое планирование 4. Рекомендации по оснащению учебного процесса. Структура программы 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Примерное тематическое планирование 4. Рекомендации по оснащению учебного процесса. 8

Алгоритм применения модели тематического плана : ШАГ 2 Выделение учебных действий ( тем. план примерной программы ) Математика 5-6 классы (350 ч ) Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий ) Натуральные числа (50 ч ) Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Анализировать и осмысливать текст задачи. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. 9

Алгоритм применения модели тематического плана Шаг 3: Заполнение столбцов 3, 5 п/п Тема Планируемые результаты предметные личностн ые метапредметные §1. Натуральные числа и шкалы (15 ч) 1 Обозначения натуральных чисел Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа Познавательные УУД : Анализировать и осмысливать текст задачи. Регулятивные УУД : критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию 2 Обозначения натуральных чисел 3 Сравнивать и упорядочивать натуральные числа. 10

Разработка тематического планирования : ШАГ 2 Анализ рабочей программы по математике Структура программы Пояснительная записка Содержание курса математики 5-6 классов Поурочное тематическое планирование Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение Структура программы Пояснительная записка Содержание курса математики 5-6 классов Поурочное тематическое планирование Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение 11

Алгоритм применения модели тематического плана : ШАГ 2 Выделение учебных действий ( тем. план рабочей программы ) Поурочное тематическое планирование. УМК Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев и др. Математика 5 кл. Темы, входящие в разделы примерной программы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий ) Глава 1. Линии (9 уроков ) Десятичная система счисления Уроки 1-2. Разнообразный мир линий ( п. 1) Виды линий. Внутренняя и внешняя области. Ресурсы уроков. Учебник : с. 8, 9, упр. 1-13; тетрадь - тренажер : 1, 3, 8, 20, 21; исследование 28 Распознавать на предметах, изображениях в окружающем мире различные линии, плоские и пространственные. Распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся и без самопересечений. Описывать и характеризовать линии. Изображать различные линии. Конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге, строить по алгоритму. 12

Алгоритм применения модели тематического плана Шаг 3: Заполнение столбца 3 п/п Тема Планируемые результаты предметные Линии (9 ч) 1 Разнообразный мир линий Распознавать на предметах, изображениях в окружающем мире различные линии, плоские и пространственные. Распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся и без самопересечений. Описывать и характеризовать линии. Изображать различные линии. 2 Разнообразный мир линий Конструировать алгоритм построения линии, изображенной на клетчатой бумаге, строить по алгоритму. 13

Алгоритм применения модели тематического плана Заполнение столбца 3 Замечания п/п Тема Планируемые результаты предметные Линии (9 ч) 3 Прямая. Части прямой. Ломаная. Распознавать на чертежах, рисунках и моделях прямую, части прямой, ломаную. Изображать прямую, луч, отрезок, ломаную от руки и с использованием линейки. 4 Прямая. Части прямой. Ломаная. Распознавать на чертежах, рисунках и моделях прямую, части прямой, ломаную. Изображать прямую, луч, отрезок, ломаную от руки и с использованием линейки. 14

Как конкретизировать предметные результаты ? Технологический подход к постановке целей обучения Таксономия целей Б. Блума в когнитивной области Технологический подход к постановке целей обучения Таксономия целей Б. Блума в когнитивной области 15

Таксономия целей Б. Блума в когнитивной области Категории целей Примеры обобщенных типов учебных целей, выраженных через деятельность ученика Примеры используемых глаголов Знание Означает: запоминание и воспроизведение учебного материала – от конкретных фактов до целостных теорий воспроизводит употребляемые термины, понятия, правила, принципы; помнит конкретные факты, методы, процедуры - называет; - читает, записывает; - выделяет компоненты, - распознает, - правильно употребляет термины, - формулирует, - вычисляет, - воспроизводит Понимание Означает умение преобразовывать материал из одной формы в другую, кратко излагать в письменной или устной форме содержание материала. Высказывать предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. понимает факты, правила, принципы; интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных - приводит примеры; - объясняет смысл формулы, шаги решения; - составляет схемы понятий; - составляет план решения задачи, доказательства теоремы; - записывает символами предложения; 16

Таксономия целей Б. Блума в когнитивной области Категории целей Примеры обобщенных типов учебных целей, выраженных через деятельность ученика Примеры используемых глаголов Применение Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. демонстрирует правильное применение метода или процедуры; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях - решает типовую задачу; - выбирает метод, алгоритм для решения задачи; - решает задачу разными способами; - решает задачу любой сложности, используя опору (схемы поиска решения) и без нее; - доказывает 17

Таксономия целей Б. Блума в когнитивной области Категории целей Примеры обобщенных типов учебных целей, выраженных через деятельность ученика Примеры используемых глаголов Анализ Умение разбивать материал на составляющие, для наглядности структуры. Сюда относят вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения. выделяет неявные предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различия между фактами и следствиями; оценивает значимость данны; - заполняет недостающие фрагменты в информационной схеме (правило); -находит и исправляет ошибки; 18

Таксономия целей Б. Блума в когнитивной области Категории целей Примеры обобщенных типов учебных целей, выраженных через деятельность ученика Примеры используемых глаголов Синтез Умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение, план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. Пишет небольшое творческое сочинение предлагает план проведения эксперимента; использует знания из разных областей чтобы составить план решения той или иной проблемы - составляет схемы решения задач; - переформулирует, моделирует; - видоизменяет, конструирует; - предполагает, прогнозирует, проектирует; - доказывает; -интерпретирует 19

Таксономия целей Б. Блума в когнитивной области Категории целей Примеры обобщенных типов учебных целей, выраженных через деятельность ученика Примеры используемых глаголов Оценка Умение оценивать себя и одноклассника, значение того или иного материала для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на очерченных критериях оценивает: логику построения материала в виде письменного текста; соответствие вывода имеющимся данным; значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних или внешних критериев - делает проверку и оценивает свои результаты; - осуществляет взаимопроверку; - оценивает свою деятельность в соответствии: с критериями; с поставленными целями; - оценивают деятельность своих одноклассников; - разрабатывает критерии оценки результатов деятельности; - подводит итоги; - оценивает значимость учебного материала 20

Заполнение столбца 3 Корректировка п/п Тема Планируемые результаты предметные 1. Линии (9 ч) 3 Прямая. Части прямой. Ломаная Распознавать на чертежах, рисунках и моделях прямую, части прямой (луч, отрезок); Правильно употреблять термины: прямая, луч, отрезок, концы отрезка, начало луча; приводить примеры аналогов частей прямой (луча, отрезка) в окружающем мире; проводить различия между прямой, лучом и отрезком; моделировать прямую, отрезок; формулировать утверждение о том, что через две точки можно провести только одну прямую; объяснять, как провести прямую; проводить прямую по двум точкам, обозначать и читать прямую; проводить прямую через данную точку; отмечать точки на прямой и вне ее; определять принадлежность точек прямой, лучу, отрезку; читать и записывать луч, отрезок; указывать начало луча, концы отрезка; строить луч, отрезок; изображать прямую, луч, отрезок, от руки и с использованием линейки. 21

Заполнение столбца 3 Корректировка п/п Тема Планируемые результаты предметные Линии (9 ч) 4 Прямая. Части прямой. Ломаная. Распознавать на чертежах, рисунках и моделях ломаную; объяснять, что такое ломаная; указывать компоненты ломаной: вершины, звенья; правильно употреблять термины: ломаная, вершины, звенья ломаной; изображать, ломаную от руки и с использованием линейки; описывать построение ломаной; строить ломаную; решать задачу-исследование на применение изображений прямой под руководством учителя. 22

Алгоритм применения модели тематического плана Шаг 4: Планирование личностного результата ООП : Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия Конкретизация планируемого результата В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы : уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим ; потребность в самовыражении и самореализации. Уважение у личности, ее достоинству В рамках деятельностного ( поведенческого ) компонента будут сформированы : устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование устойчивого познавательного интереса 23

Алгоритма применения модели тематического плана Шаг 5: Заполнение столбца 4 п/п Тема Планируемые результаты предметныеличностныеметапредметные §1. Натуральные числа и шкалы (15 ч) 1 Обозначения натуральных чисел Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа Уважение у личности, ее достоинству Формирование устойчивого познавательного интереса Познавательные УУД: Анализировать и осмысливать текст задачи. Регулятивные УУД: критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию 2 Обозначения натуральных чисел 3 Сравнивать и упорядочивать натуральные числа. 24

Разработка тематического плана Корректировка : Планирование личностного результата на весь курс 5 класса ( ШАГ 4) Личностные УУД Будут сформированы : 1) Уважение к личности и ее достоинству, 2) доброжелательное отношение к окружающим 3) устойчивый познавательный интерес 4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия 5) потребность в самовыражении. Учащиеся получат возможность для формирования устойчивой учебно - познавательной мотивации к учению 25

Разработка тематического плана Корректировка : Планирование личностного результата на уроке в 5 классе Как планировать достижение личностного результата на уроке ? Как конкретизировать на уроке этап формирования личностного УУД ? Как планировать достижение личностного результата на уроке ? Как конкретизировать на уроке этап формирования личностного УУД ? 26

Как конкретизировать личностные результаты ? Технологический подход к постановке целей обучения Таксономия целей Б. Блума, Д. Кратволя и др. в аффективной области Технологический подход к постановке целей обучения Таксономия целей Б. Блума, Д. Кратволя и др. в аффективной области 27

Таксономия целей Б. Блума Д. Кратволя и др. в аффективной области Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей Восприятие. Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: а) осведомленность, осознание, регистрация чего- либо, без различения объективных особенностей предмета; б) желание воспринимать, отмечается желание скорее воспринимать стимул, терпимо к нему относится, чем избегать его или сторониться; в) направленное или избирательное внимание, происходит выделение, дифференциация стимулов. проявлять осознание важности учения, слушать высказывания окружающих в классе, в беседе и т.д., проявлять осознание эстетических факторов, проявлять восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни 28

Таксономия целей Б. Блума Д. Кратволя и др. в аффективной области Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей Реагирование. Этот уровень выходит за рамки пассивного восприятия, он характеризуется уже вовлеченностью, интересом к субъекту, явлению или деятельности. Эта категория обозначает активные проявления, исходящие из самого ученика. Субкатегории: а) покорность ответа, человек скорее уступает, соглашается, а не инициирует отклик, он выполняет определенную деятельность без сопротивления, подчиняясь установленным правилам; б) желание отвечать, это уровень добровольного поведения, уступчивость заменяется спонтанным желанием; в) удовлетворение ответом, ответная реакция сопровождается чувством удовлетворения, удовольствия, радости, хотя и не всегда внешне проявляема. выполнять заданную учителем домашнюю или самостоятельную работу, подчиняться внутришкольному распорядку и правилам поведения, участвовать в обсуждении вопросов в классе, самостоятельно знакомиться с освещением общественно- политических и международных проблем, добровольно вызывается выполнять задание, проявлять интерес к учебному предмету. 29

Таксономия целей Б. Блума Д. Кратволя и др. в аффективной области Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей Усвоение ценностной ориентации. Поведение выступает как проявление определенного мнения или отношения человека, явление получает для субъекта внутреннюю ценность, оценка ценности становится мотивационной силой личности. Субкатегории: а) принятие ценности, это уровень пробного, опытного принятие ценности или точки зрения; б) предпочтение ценности, человек желает или стремится к достижению ценности, она становится для него необходимой, предпочтение отдается определенным видам деятельности, что особенно проявляется в ситуациях, где возможен выбор. проявлять устойчивое желание в овладении навыками грамотной математической устной и письменной речи, целенаправленно изучать различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявлять убежденность, отстаивая тот или иной идеал. 30

Таксономия целей Б. Блума Д. Кратволя и др. в аффективной области Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей Организация ценностных ориентаций состоит в формировании оценочной системы, иерархизации ценностей. Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Субкатегории: а) это качественно новый теоретический уровень, характеризующийся абстрагированием, ценность приобретает символический характер; б) организация оценочной системы, ценности интегрируются в упорядоченную систему взаимоотношений, в идеале внутренне последовательную и гармоничную, в сущности, жизненную философию. пытаться определить основные черты своего любимого произведения искусства, принимать на себя ответственность за свое поведение, понимать свои возможности и ограничения, строить жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями. 31

Таксономия целей Б. Блума Д. Кратволя и др. в аффективной области Основные категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей Распространение ценностной ориентации на деятельность. Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют свое поведение индивида входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Субкатегории: а) обобщенная установка, на этом уровне существует основная ориентация, позволяющая человеку организовывать и уменьшить жизненные проблемы, действовать последовательно и эффективно; б) характеристика, поведение человека характеризуется стойкой жизненной философией, происходит интеграция всех убеждений, идей и точек зрения человека на окружающий мир. устойчиво проявлять самостоятельность в учебной работе, проявлять стремление к сотрудничеству в групповой деятельности, проявлять готовность к пересмотру своих суждений, изменению образа действий в свете убедительных аргументов, постоянно проявлять навыки личной гигиены и здорового образа жизни, формулировать устойчивое и последовательное жизненное кредо. 32

Разработка тематического плана Корректировка : Планирование личностного результата на весь курс 5 класса Личностные УУД Будут сформированы : 1) Уважение к личности и ее достоинству, 2) доброжелательное отношение к окружающим 3) устойчивый познавательный интерес 4) умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия 5) потребность в самовыражении. Учащиеся получат возможность для формирования устойчивой учебно - познавательной мотивации к учению 33

Корректировка Заполнение столбца 4 ( ШАГ 5) п/п Тема Планируемые результаты предметныеличностные и 2 четверти 38 Умножен ие натураль ных чисел и его свойства -составлять числовые выражения, по условиям текстовых задач на умножение натуральных чисел; -составлять текстовые задачи по буквенным и числовым выражениям, содержащим действие умножения; - решать текстовые задачи на умножение натуральных чисел арифметическим методом Подчиняться правилам поведения: -Разговаривать доброжелательным тоном; -- уважительно обращаться к одноклассникам, учителю; -- добровольно вызываться выполнять задание; -- проявлять убежденность в необходимости доброжелательных и уважительных отношений между людьми; -Проявлять убежденность в важности овладения умениями решать текстовые задачи на умножение натуральных чисел, учебными действиями. 34

Алгоритм применения модели тематического плана Шаг 6: Планирование метапредметного результата ООП : Формирование универсальных учебных действий Конкретизация планируемого результата Регулятивные УУД : Выпускник научится : целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную ; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации ; Осуществлять постановку целей учебной деятельности ; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации 35

Алгоритм применения модели тематического плана Шаг 6: Планирование метапредметного результата ООП : Формирование универсальных учебных действий Конкретизация планируемого результата Коммуникативные УУД. Выпускник научится : аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом ; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром ; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь ; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности ; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом ; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей 36

Алгоритм применения модели тематического плана Шаг 6: Планирование метапредметного результата ООП : Формирование универсальных учебных действий Конкретизация планируемого результата Познавательные УУД. Выпускник научится : структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализировать и осмысливать текст задачи ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; строить логическое рассуждение. 37

Корректировка тематического плана Планирование метапредметного результата на курс 5 класса ШАГ 7 Регулятивные УУД : 1) Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную ; 2) планировать пути достижения цели ; 3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия ; 4) самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации ; а также : прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 38

Корректировка тематического плана Планирование метапредметного результата на курс 5 класса ШАГ 7 Познавательные УУД : 1) анализировать и осмысливать текст задачи ; 2) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач ; 3) строить логические рассуждения ; 4) переформулировать условие, извлекать необходимую информацию ; 5) находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий ; 6) давать определение понятиям ; 7) структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи. 8) выполнять ознакомительное, изучающее, усваивающее виды чтения. 39

Корректировка тематического плана Планирование метапредметного результата на курс 5 класса ШАГ 7 Коммуникативные УУД : 1) Учитывать разные мнения в сотрудничестве ; 2) формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности ; 3) аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом ; 4) использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей ; 5) работать в группе, устанавливать рабочие отношения, 6) задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером. 40

Корректировка тематического плана Заполнение столбца 5 – Конкретно ? Оптимально ? п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов ). 38 Умножение натуральных чисел и его свойства. Регулятивные УУД : 1)Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную ; 3) осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия ; 4) Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Познавательные УУД : Коммуникативные УУД : 41

Корректировка тематического плана Недочет в заполнении столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел (27 часов). 37 Умножение натуральных чисел. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную; 38 Умножение натуральных чисел и его свойства. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную; 39 Умножение натуральных чисел и его свойства. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную; …….. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную; 62 Степень числа. Квадрат и куб числа. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную; 42

Освоение учебной деятельности Схема действий и операций ( состав приема ) может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания Схема действий и операций ( состав приема ) может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания 1. Диагностика сформированности приема УД учащихся ; 2. постановка целей ( усвоения способа деятельности ) и принятие их учащимися ; 3. введение приема ( инструктаж о способах УД ); 4. отработка приема УД, приводящая к формированию умения ; 5. оперативный контроль сформированности приема и коррекция ; 6. применение приема в стандартных ситуациях ; 7. обобщение приема и обучение переносу в нестандартные ситуации ; 8. закрепление обобщенных приемов УД ( в различных ситуациях ); 9. обучение нахождению новых приемов учебной деятельности. Состав приема учебной деятельности Этапы формирования приема учебной деятельности 43

Формирование УУД Как спланировать формирование или развитие конкретного регулятивного учебного действия в соответствии с этапами формирования приема учебной деятельности ? 44

Формирование регулятивных УУД ( на примере целеполагания ) Этапы формирования приемов учебной деятельности Планируемый результат формирования регулятивных УУД 1. Принятие цели усвоения приема. 2. Ознакомление с составом приема, его изучение и анализ. Постановка задачи об усвоении действия целеполагания. 1) Ознакомление с составом способа постановки цели : разграничения знания и незнания ; Формулирование ответа на вопрос о содержании незнания ; Формулирование цели по образцу ; 2) Ознакомление с образцом выполнения действия в сотрудничестве с учителем и с использованием опоры 45

Формирование регулятивных УУД ( на примере целеполагания ) Этапы формирования приемов учебной деятельности Планируемый результат формирования регулятивных УУД 3. Апробация приема на примерах, по образцу и т. п. Выполнение действий : разграничения знания и незнания ; формулирование ответа на вопрос о содержании незнания ; формулирование цели по образцу под руководством учителя в проблемной ситуации, при анализе учебной непроблемной ситуации с помощью выбранных средств ( листы достижений ) 46

Формирование регулятивных УУД ( на примере целеполагания ) Этапы формирования приемов учебной деятельности Планируемый результат формирования регулятивных УУД 4. Решение учебных задач на применение приема в стандартных ситуациях Выполнение действий : разграничения знания и незнания ; формулирование ответа на вопрос о содержании незнания ; формулирование цели по образцу : А. При анализе ( под руководством учителя ) условия практической задачи и соотнесении условия задачи со своими возможностями. Б. При анализе результатов контроля или др. учебной ситуации под руководством учителя. В. При заполнении листов учебных достижений 47

Формирование регулятивных УУД ( на примере целеполагания ) Этапы формирования приемов учебной деятельности Планируемый результат формирования регулятивных УУД 5. Текущий контроль и коррекция усвоения приема. Контроль и коррекция действий : разграничения знания и незнания ; формулирование ответа на вопрос о содержании незнания ; формулирование цели по образцу А. В стандартной ситуации постановки учебной задачи на основе использования критериев оценки действия целеполагания под руководством учителя. Б. …………. в сотрудничестве с одноклассниками В. ……. Самостоятельно. 6. Решение учебных задач на применение приема в стандартных ситуациях Самостоятельная постановка цели учебной деятельности в условиях анализа учебной ситуации и соотнесения ее со своими возможностями ( с использованием опоры и без нее ) 48

Корректировка тематического плана ШАГ 8 З аполнение столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 часов). 37 Умножение натуральных чисел. Ставить цель учебной деятельности : Постановка задачи об усвоении действия целеполагания. 1)называть состав способа постановки цели 2) Воспроизводить образец выполнения действий: разграничения знания и незнания; формулирование ответа на вопрос о содержании незнания; формулирование цели по образцу в сотрудничестве с учителем и с использованием опоры 49

Корректировка тематического плана ШАГ 8 З аполнение столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 часов). 38 Умножение натуральных чисел и его свойства. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную: Выполнять действия: разграничения знания и незнания; Формулирования ответа на вопрос о содержании незнания; формулирования цели по образцу под руководством учителя в проблемной ситуации. Фиксировать результаты действий с помощью выбранных средств (листы достижений) 50

Корректировка тематического плана ШАГ 8 З аполнение столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 часов). 39 Умножение натуральных чисел и его свойства. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную: Выполнение действий: разграничения знания и незнания; формулирование ответа на вопрос о содержании незнания; формулирование цели по образцу; Под руководством учителя при анализе учебной непроблемной ситуации с помощью выбранных средств (листы достижений) 51

Корректировка тематического плана ШАГ 8 З аполнение столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 часов). …….. Выполнять действия: разграничения знания и незнания; формулирование ответа на вопрос о содержании незнания; формулирование цели по образцу: А. При анализе (под руководством учителя) условия практической задачи и соотнесении условия задачи со своими возможностями. Б. При анализе результатов контроля или др. учебной ситуации под руководством учителя. В. При заполнении листов учебных достижений 52

Корректировка тематического плана ШАГ 8 З аполнение столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 часов). …….. Контроль и коррекция действий: разграничения знания и незнания; формулирование ответа на вопрос о содержании незнания; формулирование цели по образцу А. В стандартной ситуации постановки учебной задачи на основе использования критериев оценки действия целеполагания под руководством учителя. Б. …………. в сотрудничестве с одноклассниками В. …….Самостоятельно. 53

Корректировка тематического плана ШАГ 8 З аполнение столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 часов). …….. Самостоятельная постановка цели учебной деятельности в условиях анализа учебной ситуации и соотнесения ее со своими возможностями (с использованием опоры и без нее) 54

Корректировка тематического плана ШАГ 8 З аполнение столбца 5 п/п Тема Планируемые результаты метапредметные 12 5 §3. Умножение и деление натуральных чисел. (27 часов). …….. Самостоятельная постановка цели учебной деятельности в условиях анализа учебной ситуации и соотнесения ее со своими возможностями (с использованием опоры и без нее) 62 Степень числа. Квадрат и куб числа. Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в познавательную. 55

Уровни сформированности компонентов учебной деятельности 56 Уровни сформированности учебно - познавательного интереса Уровень Диагностические признаки I Отсутствие интереса Интерес почти не обнаруживается ( за исключением реакции на яркий и занимательный материал ), безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач. II Реакция на новизну Положительная реакция только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Участие в выполнении заданий, связанных с новым фактом, возникающие вопросы. Кратковременная и неустойчивая активность.

Уровни сформированности компонентов учебной деятельности 57 Уровни сформированности учебно - познавательного интереса Уровень Диагностические признаки III Любопытство Положительная реакция на новый теоретический материал, частные вопросы. Участие в выполнении заданий, интерес к ним кратковременный. IV Ситуативный учебный интерес Интерес к способу решения новой частной единичной задачи, участие в ее решении. Попытка самостоятельно найти способ решения задачи и довести ее до конца. Исчерпывание интереса после решения задачи.

Уровни сформированности компонентов учебной деятельности 58 Уровни сформированности учебно - познавательного интереса Уровень Диагностические признаки V Устойчивый учебно - познавательный интерес Интерес к способу решения целой системы задач в пределах изучаемого материала. Охотное включение в процесс решения учебных задач. Длительная и устойчивая учебная деятельность, участие в поиске новых применений найденного способа решения. VI Обобщенный учебно - познавательный интерес Ориентация на общие способы решения задач независимо от внешних требований, выходят за рамки изучаемого материала. Постоянное проявление интереса и творческого отношения к общему способу решения задач, стремление получить дополнительные сведения, мотивированная изобретательность интереса.

Сформированность регулятивных учебных действий 59 Уровни сформированности целеполагания Уровень Диагностические признаки I Отсутствие цели Частичное осознание предъявляемых требований, принятие простейших из них. Неумение выделить промежуточные цели, хаотичная работа II Принятие практической задачи Понимание и выполнение только практических задач, выделение промежуточных целей в процессе их решения. Неумение ориентироваться в теоретических задачах III Переопределение познавательной задачи в практическую Подмена познавательной задачи практической. Неустойчивость познавательной цели, ориентация только на практическую часть задачи и фактически недостижение познавательной цели.

Сформированность регулятивных учебных действий 60 Уровни сформированности целеполагания Уровень Диагностические признаки IV Принятие познавательной цели Сохранение принятой познавательной цели в процессе решения задачи, выполнение требований познавательной задачи, регулирование процесса решения и анализа своих действий после решения познавательной задачи. V Переопределени е практической задачи в познавательную После принятия практической задачи самостоятельная постановка познавательной цели и построение действий в соответствии с ней. Соотнесение способа решения практической задачи. С общими способами решения. Осознание цели и структуры общего способа решения. VI Самостоятельная постановка новых учебных целей Инициатива в постановке новых познавательных целей без стимуляции извне ( в том числе выходящих за пределы требований программы ). Самостоятельное выдвижение содержательных гипотез, активный и исследовательский характер учебной деятельности, направленность на содержание и применение способов деятельности.

Уровни сформированности компонентов учебной деятельности 61 Уровни сформированности учебных действий Уровень Диагностические признаки I Отсутствие учебных действий Выполнение отдельных операций учебных действий без их внутренней связи или копирование лишь внешней формы действий. Непонимание содержания учебных действий и неумение их выполнить, неустойчивые умения и навыки. II Выполнение учебных действий с помощью учителя Осознание содержания действий и их операционного состава, но выполнение и доведение до конца только с посторонней помощью и при пооперационном контроле извне. Отсутствие самостоятельных учебных действий.

Уровни сформированности компонентов учебной деятельности 62 Уровни сформированности учебных действий Уровень Диагностические признаки III Неадекватный перенос учебных действий Самостоятельное применение усвоенного способа действия к решению новой задачи, но при неизменности условий ; неспособность внести в него никаких изменений для использования в условиях конкретной задачи без помощи извне. IV Адекватный перенос учебных действий Умение соотнести условие новой задачи с известным способом решения и обнаружить их несоответствие, осознание причин своих затруднений, перестройка известного способа с помощью учителя, понимание особенностей нового способа действия.

Уровни сформированности компонентов учебной деятельности 63 Уровни сформированности учебных действий Уровень Диагностические признаки V Самостоятельное построение учебных действий Постепенное самостоятельное нахождение нового способа действия для решения новой задачи или модификация известного способа и правильное и самостоятельное решение новой задачи найденным способом. VI Обобщение учебных действий Осознание не только состава, но и принципов построения способа действий, сходства различных модификаций и их связи с условием задач. Опора на принципы построения способов действия и решение новых задач на основе этого принципа.

Сформированность регулятивных учебных действий 64 Уровни сформированности действий контроля Уровень Диагностические признаки I Отсутствие контроля Неумение соотнести учебные действия со схемой, обнаружить и исправить даже указанную ошибку в отношении неоднократно повторенных действий у себя и у других. Некритическое отношение к исправленным ошибкам. II Контроль на уровне непроизвольного внимания Неосознанное фиксирование факта расхождения многократно повторенных действий и непроизвольно запомненной схемы, неумение обосновать свои действия по исправлению замеченной ошибки. Частое повторение одних и тех же ошибок, неуверенность в правильности исправлений ошибок. III Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Затруднение в одновременном выполнении новых учебных действий и их соотнесении со схемой. Соотнесение действий со схемой после решения задачи, отыскание и обоснованное исправление ошибок.

Сформированность регулятивных учебных действий 65 Уровни сформированности контроля Уровень Диагностические признаки IV Актуальный контроль на уровне произвольного внимания Ориентация на усвоенную обобщенную схему непосредственно в процессе выполнения действий и безошибочное соотнесение со схемой процесса решения задачи. Самостоятельное обнаружение и исправление допущенных ошибок и объяснение своих действий. Но неумение скорректировать применяемую схему для решения новой задачи. V Потенциальный рефлексивный контроль Применение к решению новой задачи старой, неадекватной схемы, обнаружение несоответствия усвоенной схемы к новым условиям с помощью извне. Внесение корректив в действие с помощью извне. VI Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельное обнаружение ошибок, вызванных несоответствием схемы и условий новой задачи, самостоятельное и безошибочное внесение корректив в схему в ряде случаев до фактического выполнения действий.

Сформированность регулятивных учебных действий 66 Уровни сформированности действий оценки Уровень Диагностические признаки I Отсутствие оценки Отсутствие потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни извне, невосприятие аргументации оценки, неумение оценить свои возможности. II Неадекватная ретроспективная оценка Наличие потребности в получении внешней оценки своих действий. Неумение оценить свои действия, ориентировка не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи. Ориентация на внешнюю оценку. III Адекватная ретроспективная оценка Умение самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. Критическое отношение к оценке извне, неумение оценить свои возможности перед решением новой задачи.

Сформированность регулятивных учебных действий 67 Уровни сформированности оценки Уровень Диагностические признаки IV Неадекватная прогностическая оценка Свободная и аргументированная оценка уже решенных задач. Оценка своих возможностей перед решением новой задачи с точки зрения ее внешних признаков, а не структуры и возможности изменения известных способов действия для решения новой задачи. V Потенциально - адекватная прогностическая оценка Оценка с помощью извне своих возможностей в решении новой задачи, анализ и учет возможных изменений известных способов действия с помощью извне. VI Актуально - адекватная прогностическая оценка Самостоятельная оценка своих возможностей в решении новой задачи с учетом возможных изменений известных способов действий, осознанием специфики усвоенных способов, их вариаций и границ применения.