Планирование как функция управления качеством дошкольного образования К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Advertisements

К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Вариативная часть образовательной программы ДОУ»
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Г.А.Одинцова, методист МКОУ ДПО «Информационно-методический центр»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Краснояружский ЦРР - детский сад» Составление рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО.
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( утвержденные приказом МИНОБРНАУКИ России.
Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кинельского образовательного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утверждены Приказом Министерства образования.
Разработка рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО Куц Елена Анатольевна Заведующая МКДОУ д/с «Ласточка»
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок» п. Родинский Сорочинский р/н Оренбургской обл. Воспитатель Смирнова.
ФГТ и ФГОС дошкольного образования. СОДЕРЖАНИЕ ФГТФГОС ДО (проект) Требования к структуре ООП дошкольного образования ; Требования к условиям реализации.
Рабочая программа педагога ДОО В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ являются.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Транксрипт:

Планирование как функция управления качеством дошкольного образования К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ

Планирование как функция управления качеством дошкольного образования План семинара: 1. Планово-прогнастическая функция в целостной системе управления дошкольным образовательным учреждением по результатам. 2. Общие подходы и требования к планированию работы ДОУ. 3. Система планов дошкольного образовательного учреждения: концепция и стратегия программы развития ДОУ; образовательная программа ДОУ; годовой план работы ДОУ; 4. Текущее планирование работы руководителя, старшего воспитателя, воспитателя ДОУ.

Планово-прогностическая функция в целостной системе управления ДОУ Планирование и прогнозирование – важнейшие стадии управленческого цикла на всех уровнях управления. Функция планирование самая технологичная, конструктивная и методически насыщенная. Планирование и прогнозирование работы ДОУ заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития учреждения в определенных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Планирование можно определить как деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством способов, средств и воздействий, направленных на перевод учреждения в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция в целостной системе управления ДОУ Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия: объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования; четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут; выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей и получить планируемый результат.

Планово-прогностическая функция в целостной системе управления ДОУ В деятельности каждого ДОУ существует ряд обязательных документов, которые составляют его нормативную базу: программа развития; образовательная программа; годовой план работы. Составление данных документов предполагает определенный алгоритм действий.

Алгоритм действий руководителя в рамках планово-прогностической функции, предложенный П.И. Третьяковым 1. Сформулировать концептуальные положения, составить прогноз. 2. Определить текущие задачи, сроки реализации, ресурсное обеспечение. 3. Составить перечень показателей ожидаемых результатов по критериям качества. 4. Разработать методику действий. 5. Выявить положительные и отрицательные факторы. 6. Предусмотреть возможные трудности и отклонения процесса, пути их преодоления..

Что такое ЦЕЛЬ? Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления цели всякого рода деятельности и отыскивания соответствующих средств, ведущих к конечной цели. (Аристотель) Наличие потребности и стремления в достижении будущего результата является одним из признаков понятия цель. Цель- это осознанный желаемый результат. (Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе М.: Изд. Скрипторий, 2004 г. с. 212)

Определение целей и задач Цель должна обладать пятью основными свойствами: полнотой содержания, т.е. определенностью всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности; операциональностью определения ожидаемого результата (контролируемостью); временной определенностью; реальностью (соответствием возможностям); побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности). Эти свойства цели как бы задают характеристику ожидаемому результату, которую можно будет проверить.

Определение целей и задач ДЖ.Л. Моррисей предложил алгоритм формулировки цели, подчеркнув, что она начинается с глагола неопределенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражает следующие требования: определить конечный результат; конкретизировать заданный срок достижения результатов; установить максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии; указать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работы, необходимую для подтверждения факта достижения целей; оговорить, что и когда должно быть сделано, не вдаваясь в детали.

Определение целей и задач Цели делятся на стратегические, тактические и оперативные. Стратегические цели и задачи формулируются на долгосрочный ожидаемый результат. Они представлены в концепции, в программе развития ДОУ. Тактические задачи определяют как промежуточные результаты. Эти задачи сформулированы в образовательной программа и годовом плане ДОУ. Оперативные задачи направлены на получение результата на текущий момент. В личном плане работы руководителя, воспитателя и плане работы творческой группы педагогов представлены оперативные задачи.

Связь целей и задач с анализом достигнутых результатов Любое планирование деятельности ДОУ начинается с анализа достигнутых раннее результатов работы коллектива. Такой анализ помогает определить цели и задачи, наметить систему мероприятий по продвижению учреждения к развитию и совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.

Документы, составляющие нормативную базу ДОУ В качестве основного, целевого решения для всего коллектива дошкольного образовательного учреждения выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий – программа развития ДОУ.

Программа развития ДОУ Программа развития направлена на решение актуальных проблем ДОУ в целом и затрагивает все стороны жизнедеятельности: нормативно-правовую, педагогическую, материально-техническую, хозяйственную и др. Она нацелена на развитие учреждения, поиск и включение коллектива в разнообразные инновационные проекты для достижения качественного результата по обозначенным проблемам.

Программа развития ДОУ В Программе развития ДОУ определена концепция и стратегия развития всего учреждения на перспективу, с учетом основных нормативно-правовых документов государства и региона. На основе глубокого анализа состояния дел в учреждении выделены направления и проблемы, над решением которых будет трудиться весь коллектив, намечен перспективный план действий.

Методика разработки программы развития ДОУ Программу развития ДОУ можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы: 1. Подготовка и оформление всесторонней информации о ДОУ. 2. Проблемный анализ состояния образовательного процесса по всем направлениям деятельности. 3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения. 4. Определение сроков и этапов реализации программы. 5. Разработка плана действий по реализации каждого из этапов программы развития.

Образовательная программа ДОУ В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации 655 от говорится, что: «основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований».

Образовательная программа ДОУ Образовательная программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, то есть педагогической составляющей деятельности ДОУ. Основная ее задача заключается в том, чтобы зафиксировать режим стабильного функционирования.

Образовательная программа ДОУ В «Основной образовательной программе ДОУ» можно проследить особенности организации режима в каждой возрастной группе, систему физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы. В «Основной образовательной программе ДОУ» обозначена примерная программа и технологии, которыми пользуются педагоги в организации образовательного процесса, сформулированы цели и задачи по каждой образовательной области, а также определена периодичность проведения промежуточных и итоговых результатов работы коллектива.

Образовательная программа ДОУ Образовательная программа ДОУ состоит из пояснительной записки и двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. В Обязательную часть основной общеобразовательной программы мы предлагаем включить 5 разделов: 1. Организация режима пребывания детей в ДОУ; 2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей; 3. Содержание коррекционной работы; 4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки); 5. Система мониторинга.

Образовательная программа ДОУ В части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, отражается: видовое разнообразие учреждений; наличие приоритетных направлений деятельности; специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Региональный компонент (проект) В содержание Московского регионального компонента может быть отражено: Специфика исторических, национальных, и демографических особенностей мегополиса – Москвы; Специфика научных, культурных, просветительских ценностей столицы России; Особенности экологических и климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс:

Образовательная программа ДОУ Например, ДОУ г. Москвы предложено включить разделы: особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста; особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста; особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (Лекотека, СРП, ЦИПР, СДС и др.); особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания. В каждом из этих разделов представляется: режим работы; перечень программ, технологий и пособий; формы образовательной деятельности; результаты освоения программы.

Образовательная программа ДОУ Заканчивается основная общеобразовательная программа ДОУ разделом Условия реализации образовательной программы ДОУ, где представлены материалы: управление реализацией программы; создание и обновление предметно-развивающих сред; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьями воспитанников; преемственность в работе со школой; взаимодействие с другими организациями.

Годовой план ДОУ План работы ДОУ на учебный год (годовой план) можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Он может быть написан в любой форме, но всегда первой его частью является «Анализ работы за прошедший учебный год».

Анализ работы за прошедший учебный год Мы предлагаем 6 разделов аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих 6 блокам представленного варианта годового плана: 1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: информацию о состоянии здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

Анализ работы за прошедший учебный год 1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально-личностное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое и физическое развитие детей Анализируется уровень развития интегративных качеств каждого выпускника ДОУ, готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы; успеваемость выпускников детского сада, окончивших 1–3 класс. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год; система методической работы в ДОУ. Анализируется научно- методическая обеспеченность образовательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета.

Анализ работы за прошедший учебный год 1.5. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников; выполнение планов совместной работы, ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ. Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел – анализ результатов коррекционной работы.

Варианты оформления годового плана ДОУ Направление и задачи Содержание основной деятельности Ответственные и сроки исполнения Контроль за ходом выполнения («Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам», авторы П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. М. ТЦ «СФЕРА»)

Варианты оформления годового плана ДОУ Месяц Работа с кадрами Организационно- педагогическая работа Взаимодействие с семьей, школой и другими организациями Административно- хозяйственная работа (Для начинающих руководителей в пособии: автор К.Ю. Белая «От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада».- М.: Школьная Пресса, 2007, 2010.)

Текущее планирование работы руководителя, старшего воспитателя ДОУ Белая К.Ю. Рабочий журнал заведующей ДОУ. М.: ТЦ Сфера, Белая К.Ю. Рабочий журнал старшего воспитателя ДОУ. М.: ТЦ Сфера, Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, В этом пособии представлена технологическая карта методической работы ДОУ на учебный год.

Рабочий журнал воспитателя ДОУ (Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. М.: ТЦ Сфера, 2012) План состоит из четырех разделов: I раздел. Общие сведения ( в таблицах) сведения о детях и родителях; взаимодействие с семьями детей; режим дня группы (холодный период года); режим дня группы (теплый период года); листок здоровья; система закаливания в группе; двигательный режим; гимнастика; результаты обследования речи детей; индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи.

Рабочий журнал воспитателя ДОУ II раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого- педагогической работы с детьми Это планирование на месяц и недели с выбором тем. Схема включает следующие 6 разделов: месяц разделен на недели; события, праздники, традиции; тема; организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; формы организации совместной деятельности педагогов с детьми; взаимодействие с семьей.

Рабочий журнал воспитателя ДОУ III раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности Представлено в таблицах на месяц. Каждая таблица имеет свою специфику, что является хорошей подсказкой воспитателю. двигательная; игровая; коммуникативная; трудовая; познавательно-исследовательская; продуктивная; музыкально-художественная; чтение.

Рабочий журнал воспитателя ДОУ IV раздел. Планирование непосредственно-образовательной деятельности (НОД) Первый лист – Расписание НОД на I и II полугодия. Последующие листы оформлены как еженедельный план работы, включающий два блока: содержание НОД и формы организации детей.

Литература по теме: Белая К.Ю. Рабочий журнал заведующей ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011 Белая К.Ю. Рабочий журнал старшего воспитателя ДОУ. М.: ТЦ Сфера, Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Рабочий журнал воспитателя ДОУ. М.: ТЦ Сфера, Белая К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной работы. М., Белая К.Ю. Как подготовить программу развития ДОУ. Журнал Управление ДОУ , с Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: ТЦ Сфера, 2009 и М.: УЦ Перспектива, Белая К.Ю. Модель образовательной программы ДОУ. Журнал Управление ДОУ , с. 8. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Спасибо за внимание ! Контактные телефоны: Белая К.Ю.