УЧЕТ и АНАЛИЗ Составитель: доцент каф. МЕН ТПУ к.э.н. Жданова А.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Advertisements

ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции.
Резаева Г.С.Малышева В.В Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Резаева Галина Степановна,
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Статистика прибыли и рентабельности. Анализ эффективности производства предполагает сопоставление затрат и результатов производственной деятель- ности.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
Цели финансового анализа. Выявление изменений показателей финансового состояния; Выявление факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия; Оценка.
Тема 5. Доходы предприятия и финансовые результаты его деятельности.
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Понятие и виды расходов, затрат, издержек и себестоимости продукции.
Кулакова М.Н. 1 Кафедра: «Бухгалтерский учет и аудит» Дисциплина: «Бухгалтерский учет» Преподаватель: Кулакова Марина Николаевна ТЕМА: Учет.
Анализ движения денежных потоков Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия ДС в процессе хозяйственной.
Статистика финансов предприятий. Финансы предприятий (организаций) - хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной.
Тема 3. Расходы предприятия и управление ими.. Расходами предприятия признается снижение экономических выгод вследствие выбытия активов (денежных средств.
«Учет и анализ финансовых результатов (на материалах Комбината кооперативной промышленности Червенского РПО)» Студентка 5 курса, гр.60301с Курдун Наталья.
Транксрипт:

УЧЕТ и АНАЛИЗ Составитель: доцент каф. МЕН ТПУ к.э.н. Жданова А.Б.

Цели дисциплины ФГС ВПО по направлению подготовки Менеджмент степень бакалавр Способность применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК 38); Владение навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК 39); Способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК 40); Способность оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета. (ПК 41);

Структура курса 3 3 семестр, часов 4 семестр, часов Итого, часов ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИТОГО

МОДУЛЬ 1. Основы бухгалтерского учета 4 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основные стандарты и принципы финансового учета и подготовки финансовой отчетности регистрировать хозяйственные операции предприятия на основе первичного документа навыками составления первичных документов и их регистрации в регистрах бухгалтерского учета

МОДУЛЬ 2. Основы налогообложения в РФ 5 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основы налогообложения и налоговое законодательство РФ осуществлять налоговый учет в соответствии с требованиями законодательства РФ навыками расчета налогов и регистрации их на счетах бухгалтерского учета, составления налоговых деклараций

МОДУЛЬ 3. Основы управленческого учета 6 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основные системы управленческого учета калькулировать и анализировать себестоимость продукции принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения

МОДУЛЬ 4. Основы финансового учета 7 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности предприятия навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты

МОДУЛЬ 5. Основы финансового анализа 8 Основные разделы и результаты Знать УметьВладеть основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой активности, эффективности и рентабельности деятельности анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации методами анализа финансовой отчетности

Литература Каморджанова Н.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. СПб.: Питер, – 480 с. Вещуновва Н.Л. Основы бухгалтерского учета. Задачи и вопросы. – М.: Проспект, – 112 с. Васильева Л.С. Бухгалтерский управленческий учет. – М.:Эксмо, – 544 с. Аснин Бухгалтерский финансовый учет и экономический анализ. – Ростов н/Д: Феникс, – 255 с. Врублевский Н.Д. Сборник задач по управленческому учету издержек производства. - М.: Бухгалтерский учет, – 455 с. Воронова Е.Ю. Управленческий учет на предприятии. Учебик. – М.: изд-во Юрайт, – 551 с. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы

Литература Анализ финансовой отчетности Артеменко В.Г. Экономический анализ: учебное пособие. - М.: КНОРУС, – 288 с. Анущенкова К.А., Финансово-экономический анализ: Учебно- практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2009 – 404 с. Налогообложение Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Эксмо, – 496 с.

Основные нормативные документы, регламентирующие бух. учет Федеральный закон от N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ПБУ (всего 24) ПРИКАЗ Мин Фина РФ N 94 н от г. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (в ред. от )

ПБУ, рассматриваемые в дисциплине ПБУ 1/2008УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 4/99БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 5/01УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПБУ 6/01УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 9/99ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПБУ 10/99РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 14/2007УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ" ПБУ 15/2008УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ ПБУ 19/02УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПБУ 23/2011ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Функции финансового управления Анализ Планирование Организация Учет Контроль Финансовые ресурсы предприятия

Бухгалтерский учет (повторение) ? Зачем нужен бухучет руководителю? ? Что должен знать руководитель в отношении бухучета? ? Зачем нужны финансовые отчеты?

Основные финансовые цели управления Максимизация прибыли предприятия Обеспечение платежеспособности предприятия Обеспечение устойчивого развития и увеличение капитала собственников

Организация бухгалтерского учета на предприятии Ответственность за организацию бухгалтерского учета и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Руководитель предприятия может в зависимости от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать ведение бухгалтерского учета специализированной бухгалтерской службе или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично (субъекты малого предпринимательства)

Учетная система предприятия Бухгалтерский учет Другие виды информации Налоговый учет Финансовый учет Управленческий учет

Кому нужна финансовая информация о предприятии ? Пользователи Что хотят знать ? Основное требование к информации Вид учета Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, др. Финансовое состояние Стандартные формы, соответствие принятым нормам учета. Финансовый Налоговые органы Налоговые обязательства Соответствие требованиям налогового законодательства. Налоговый Менеджмент Информация для принятия решений Оперативность. Финансовое обоснование принимаемого решения. Управленческий

Определения Финансовый учет – это система учета по строго регламентированным правилам, предназначенная в первую очередь для предоставления информации внешним пользователям. Финансовый учет ведется в соответствии с требованиями ПБУ РФ. Налоговый учет - это система учета, направленная на определение налоговой базы и налоговых обязательств по соответствующему налогу. Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Определение Управленческий учет – это система внутреннего учета и обработки данных хозяйственной деятельности предприятия для руководителей различных уровней, на основе которой они принимают более обоснованные решения в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Управленческий учет предоставляет финансовую информацию по объектам управления (продукция, подразделения)

Сравнительная характеристика видов учета Финансовый учет Налоговый учет Управленческий учет Требования к ведению Ведение обязательно. Ведение необязательно. Основная цель Обеспечение информацией о финансовом состоянии предприятия: платежеспособности, финансовой устойчивости, способности получать прибыль. Определение налоговых обязательств предприятия, контроль за своевременностью и полнотой их исполнения. Обеспечение информацией менеджеров в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

Сравнительная характеристика видов учета (продолжение) Финансовый учет Налоговый учет Управленческий учет Правила ведения учета Осуществляется в соответствии с принятыми и узаконенными нормами (Россия – ПБУ). Осуществляется в соответствии с нормами налогового законодательства (Налоговый кодекс РФ). Осуществляется по внутренним правилам, установленным организацией в соответствии с целями и задачами управления.

Сравнительная характеристика видов учета (продолжение) Финансовый учет Налоговый учет Управленческий учет Объект учета Предприятие в целом. Подразделения предприятия, продукты, виды деятельности. Частота составления отчетом Основной отчет - ежегодный. Менее детализированные (промежуточные) отчеты - ежеквартальные. Составляются в сроки установленные для предоставления декларации по соответствующему налогу. Составляются в сроки установленные руководством (еженедельно, ежедневно, ежемесячно).

Финансовый учет Цель учета – составление финансовых отчетов по общепринятым правилам, представление информации о финансовом положении предприятия. Результат учета - финансовые отчеты. Финансовые отчеты – это информация для финансового анализа.

Налоговый учет Цель учета – информация о налоговых обязательствах предприятия. Результат учета – налоговые декларации, составленные и сданные в налоговую инспекцию в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Управленческий учет Цель учета – информация об эффективности продуктов деятельности предприятия (товаров, работ, услуг). Результат учета – управленческие финансовые отчеты для руководителей предприятия, представляющие информацию о доходах, затратах по объектам управления (продуктам деятельности предприятия)

Бухгалтерский учет – основа учетных процедур Двойная проводка План счетов Правила регистрации операции на активных и пассивных счетах Регистрация операций на основании первичного документа Составление финансовой отчетности

Бухгалтерский учет. Повторение Дисциплина «Учет и анализ» Курс 2

Бухгалтерский учет. Определения. Бухгалтерский учет - упорядоченная систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятия и их изменениях путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектом бухгалтерского учета является предприятие как хозяйственная единица, его имущество, капитал, обязательства, доходы, расходы. Бухгалтерский учет ведется на счетах бухгалтерского учета, в которых записывается вся информация о состоянии объектов учета и их изменении в результате осуществления хозяйственных операций в процессе функционирования предприятия.

Бухгалтерский учет. Определения. Счет бухгалтерского учета – способ системного отражения влияния хозяйственных операций на состояние объекта учета. Счета бухгалтерского учета представляют собой таблицу, в левой стороне которой отражается сумма по дебету счета, а в правой по кредиту. Счет открываются по каждому учетному элементу имущества, капитала и обязательств предприятия, для полного отражения информации о финансовом состоянии предприятия. Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету называется сальдо (остаток). Сумма по дебету и кредиту счета за период называется оборотом счета, соответственно дебетовый оборот сумма операций по дебету, а кредитовый оборот – сумма операций по кредиту.

Счет бухгалтерского учета Активные счета – счета, предназначенные для учета имущества предприятия и других активов. Эти счета увеличиваются по дебету и уменьшаются по кредиту счета. Сальдо может быть только дебетовым или нулевым и отражается в активе баланса. Пассивные счета – счета, предназначенные для учета капитала и обязательств предприятия. Эти счета увеличиваются по кредиту и уменьшаются по дебету счета. Сальдо может быть только кредитовым или нулевым и отражается в пассиве баланса.

Счет бухгалтерского учета В российской практике бухгалтерского учета используются так же активно-пассивные счета или счета расчетов. Эти счета могут иметь как дебетовое так и кредитовое сальдо. В бухгалтерском балансе дебетовое сальдо такого счета отражается в активе, а кредитовое сальдо в пассиве.

Счет бухгалтерского учета счет 10 «Материалы» Основание ДебетКредит Сальдо на начало периода Поступление материалов Товарная накладная Поступление материалов Товарная накладная Списание в производство Требование накладная Поступление материалов Товарная накладная Поступление материалов Товарная накладная Обороты Сальдо на конец периода Сумма по всем операциям за период Разница между оборотами по дебету и кредиту с учетом начального сальдо Сумма остатка на начало периода только по дебету Счет активный увеличение по дебету

Счет бухгалтерского учета счет 80 «Уставный капитал» Основание ДебетКредит Сальдо на начало периода Дополнительная эмиссия акций Изменение устава Обороты Сальдо на конец периода Сумма по всем операциям за период Разница между оборотами по дебету и кредиту с учетом начального сальдо Сумма остатка на начало периода только по кредиту Счет пассивный увеличение по кредиту

Счет бухгалтерского учета Синтетические счета дают обобщающую характеристику объекту учета и определены утвержденным Мин Фином РФ Планом счетов. Информация на этих счетах отражается только в денежном измерении. Аналитические счета раскрывают и детализируют содержание синтетического счета. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральных измерениях, т.е. объект учета учитывается по количеству и по стоимости. Предприятие может устанавливать дополнительные аналитические счета к синтетическим и включать их в рабочий план счетов. Рабочий план бухгалтерского учета, содержит счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, разрабатывается и утверждается для определенного предприятия на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Мин Фином РФ.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности осуществляется способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Корреспонденция счетов – связь между счетами при регистрации на них хозяйственных операций. Выраженная в письменной форме эта связь по конкретной хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерский учет. Определения.

Двойная запись. Корреспонденция счетов. Принцип двойной записи (double entry) - регистрации хозяйственной операции сумма отражается по дебету одного счета и кредиту другого, общая сумма по дебету проводки должна всегда быть равна общей сумме по кредиту. Применение двойной проводки позволяет всегда составить баланс между имуществом предприятия и источниками финансирования этого имущества, соответственно между активом и пассивом бухгалтерского баланса.

Двойная запись. Корреспонденция счетов. Хозяйственная операция: с расчетного счета произведена оплата поставщику за материалы на сумму руб. Бухгалтерская проводка: ДКСумма Корреспонденция счетов

Этапы процесса бухгалтерского учета. Первичный документ Контроль правильности и полноты заполнения первичного документа Регистрация документа на счетах бухгалтерского учета Аккумулирование информации на счетах по однотипным операциям Хранение первичных документов в регистрах бухгалтерского учета Составление финансовой отчетности предприятия в определенные сроки

Бухгалтерский учет. Определения. Первичный бухгалтерский документ – содержащие обязательные реквизиты письменное свидетельство о совершении определенной хозяйственной операции, повлекшей за собой изменение в имуществе, капитале или обязательствах предприятия. Хозяйственная операция, не оформленная надлежащим образом, не может быть отражена в бухгалтерском учете, т.к. нет основания для бухгалтерской проводки. Согласно ФЗ 402 « О бухгалтерском учете », допускается применение первичных документов двух видов: составленных по форме, соответствующей альбомам унифицированных форм первичной учетной документации; имеющих форму, не предусмотренную в альбомах, но содержащих обязательные реквизиты.

Примеры первичных документов, регистрируемых в бухгалтерском учете Счет Первичный документ 01 « Основные средства » Акт приемки-передачи основного средства Д « Материалы » Товарная накладная поставщика Д 10 Требование накладная К « Касса » Приходный кассовый ордер Д 50 Расходный кассовый ордер К « Расчетный счет » Платежное поручение Выписка с расчетного счета 70 « Расчеты с персоналом » Расчетная ведомость, Д 70 Платежная ведомость К « Продажи » Товарная накладная, акт выполненных работ К 90.1

Учетная политика предприятия Учетная политика - принятая на предприятии совокупность способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика имеет статус внутреннего регламентирующего документа и определяет учетные процедуры, обязательные для исполнения на данном предприятии. Учетную политику формирует главный бухгалтер, а приказ по учетной политике утверждает руководитель предприятия. Избранные и закрепленные приказом (распоряжением) способы ведения бухгалтерского учета применяются с 1 января в течение как минимум года.

Учетная политика предприятия В составе учетной политике утверждаются: рабочий план бухгалтерских счетов, содержащий синтетические и аналитические счета; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия; способы оценки активов и обязательств предприятия; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля над регистрацией хозяйственных операций; другие решения в области бухгалтерского учета.

Учетная политика предприятия Кроме того учетная политика должна отражать основные методы учета хозяйственных операций по соответствующим учетным категориям принципы составления сводной отчетности; учетная политика в отношении совместной деятельности; учет основных средств; учет нематериальных активов; учет затрат на исследования и разработки; учет затрат по заемным средствам; учет финансовых инструментов; учет операций в иностранной валюте;

Учетная политика предприятия. Продолжение. учет инвестиций; учет по договорам аренды; учет товарно-материальных запасов; создание резервов; учет налогов; учет и признание выручки; учет инфляции; учет договоров подряда; определение денежных средств и их эквивалентов; другие существенные положения учетной политики.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Дисциплина «Учет и анализ» Курс 2

Эволюция управленческого учета Калькуляционный учет Производственный учет Управленческий учет Учет и регистрация расходов предприятия с целью расчета себестоимости товара и определения прибыли. Возник вместе с хозяйственным учетом Учет затрат и калькулирование производственной себестоимости с целью оптимизации затрат и повышения эффективности производства. (конец 19 в в.) Оптимизация затрат, цены, объемов по видам продукции, подразделениям, видам деятельности с целью максимизации эффективности деятель- ности предприятия. (с 70 гг. 20 в.)

Направления (виды) управленческого учета Маржинальный учет направлен на расчет производственной себестоимости, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции (является основой управленческого учета) Производственный учет направлен на оптимизацию объема реализации продукции, цены и затрат в целях максимизации операционной прибыли предприятия направлен на повышение эффективности деятельности подразделений через формирование системы бюджетирования и персонифицированной ответственности за финансовые результаты. направлен на создание системы ресурсного и финансового обеспечения стратегии развития предприятия Бюджетирование Стратегический учет

Производственный учет Цель учета – определение себестоимости продуктов предприятия (товаров, работ, услуг) и оценка их вклада в общую прибыль предприятия. Результат учета – управленческие отчеты о затратах предприятия по продуктам (объектам управления), о их вкладе в общую прибыль предприятия.

Производственный учет Построение системы управления затратами 1. Классификация затрат – определение структуры себестоимости в зависимости от видов затрат. 2. Выбор метода калькулирования себестоимости. 3. Методика распределения затрат по подразделениям, видам деятельности и видам продукции: базы распределения и методы распределения затрат; формы отчетных документов для отнесения затрат на объекты учета; методика заполнения отчетных документов, позволяющая распределить затраты между видами продуктов, объектами учета и видами деятельности; форматы управленческих отчетов о затратах по продуктам предприятия. 4. Анализ возможности снижения затрат.

Определения Затраты – стоимость ресурсов, использованных в процессе функционирования предприятия. Затраты всегда соотносятся с конкретными задачами, к которым относятся: производство определенного продукта, оказание услуг, выполнение работ, деятельность подразделения. Расходы – это уменьшение активов или увеличение обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанное с расчетами с акционерами. Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе непосредственного сопоставления с доходами соответствующего периода. Доходы и расходы это категории для определения прибыли.

Затраты и расходы предприятия Затраты ЗапасыРасходы Прямые материальные Прямые трудовые Производственные накладные Незавершенное производство Готовая продукция Коммерческие затраты Административные затраты Расходы на производство продукции Расходы на производство и реализацию продукции Расходы периода Производственные затраты Непроизводственные затраты

Классификация затрат Классификационный признак Виды затрат Расчет себестоимости Роль в процессе производства Производственные и непроизводственные Способ отнесения на себестоимость Прямые и косвенные Отношение к технологическому процессу Основные и накладные Принцип списания затрат (отражение в запасах) Себестоимость и расходы периода Периодичность возникновения Текущие и единовременные

Классификация затрат (продолжение) Классификационный признак Виды затрат Планирование и принятие решений Зависимость от объемов производства Постоянные и переменные Управление затратами Нормативные и фактические Затраты классифицируются с определенной целью. Направления использования информации о затратах определяют способ их расчета. Менеджер использует затраты для принятия решений и контроля за процессом, которым он управляет.

Классификация затрат Производственные затраты возникают в процессе производства продукции, формируют производственную себестоимость продукции, включают: прямые материальные, прямые трудовые затраты, накладные производственные затраты. Непроизводственные затраты непосредственно несвязанные с производством продукции не учитываются при определении себестоимости единицы продукции, включают: коммерческие, управленческие.

Классификация затрат Прямые затраты могут быть точно и экономично отнесены на объект учета (товар, услугу, подразделение). На себестоимость готового продукта такие затраты относятся полностью, исходя из физического объема затраченного ресурса. Косвенные затраты не могут определенным образом быть отнесены на объект учета (товар, услугу, подразделение). Общая сумма таких затрат подлежит распределению между несколькими объектами учета.

Классификация затрат Основные затраты - затраты непосредственно формирующие готовый продукт: сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата основных рабочих. Накладные затраты - затраты, связанные с обслуживанием процесса производства. Это в основном общепроизводственные затраты.

Классификация затрат Затраты, относимые на себестоимость формируют себестоимость готового продукта, учитываются как запасы предприятия и списываются на расходы только после реализации готовой продукции. Это производственные затраты. Расходы периода - затраты не участвующие в формировании запасов, признаются расходами в момент возникновения и сразу списываются на уменьшение доходов предприятия при определении финансового результата (прибыли). Это непроизводственные затраты.

Классификация затрат Текущие затраты – затраты, осуществляемые постоянно, не реже одного раза в месяц. Рассматривается не сроки оплаты, а сроки списания на себестоимость. Единовременные затраты (разовые или периодические) - затраты, осуществляемые реже, чем раз в месяц. Эти затраты включаются в себестоимость продукции каждого периода в размерах, предусмотренных планом. Для учета используются счет «расходы будущих периодов» или создаются соответствующие фонды.

Классификация затрат Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объёма производства или продаж продукции, а рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину. Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности (объёма производства или продаж продукции) в определенных пределах, а рассчитанные на единицу уменьшаются при увеличении объёма производства или продаж.

Классификация затрат Нормативные затраты - затраты, рассчитанные исходя из норм (прошлого опыта), они учитываются при составлении бюджетов, смет, расчета себестоимости и установлении цены готовой продукции. Фактические - затраты, реально понесенные для изготовления продукции (работ, услуг). Эти затраты регистрирует бухгалтерия и учитывает при определении финансового результата.

Калькулирование затрат Калькулирование – это расчет стоимости продукции (работ, услуг) предприятия. Объект калькулирования – виды продукции (работ, услуг) предприятия, результаты деятельности предназначенные для продажи клиентам. Процесс калькулирования состоит из следующих этапов: 1. учет по видам затрат; 2. учет по местам возникновения затрат; 3. учет по носителям затрат (объектам учета).

Процесс калькулирования Какие затраты возникли? Где затраты возникли? Для чего возникли затраты? Виды затрат - элементы затрат Носители затрат - продукты деятельности предприятия косвенные прямые Места возникновения затрат – структурные подразделения, технологические процессы

Учет по видам затрат Экономические элементы затрат – это первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия не возможно разложить на составные части. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» элементы затрат следующие: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

Учет по местам возникновения затрат Места возникновения затрат определяются в соответствии с организационной структурой предприятия с учетом задач центров ответственности в общей системе управленческого учета. Задачи учета по местам возникновения затрат: контроль экономичности деятельности подразделения, контроль соблюдения бюджета затрат, выявление затрат отдельных видов деятельности, представление результатов деятельности подразделений в сопоставлении с понесенными затратами, оценка эффективности деятельности подразделения.

Учет по местам возникновения затрат По отношению к процессу распределения затрат места возникновения затрат классифицируются на: предварительные места возникновения затрат; конечные места возникновения затрат. Сумма затрат, собранная в предварительных местах возникновения затрат подлежит распределению на конечные места возникновения затрат.

Учет по местам возникновения затрат Предварительные места возникновения затрат - обслуживающие, вспомогательные и управленческие службы, которые не участвуют непосредственно в производстве и реализации продукции (работ, услуг), это подразделения деятельность которых представляет собой вспомогательные процессы предприятия. Конечные места возникновения затрат - подразделения предприятия, непосредственно участвующие в производстве продукции (работ, услуг) это подразделения деятельность которых представляет собой основные процессы предприятия.

Учет по носителям затрат Носитель затрат - это продукт деятельности предприятия, который приобретает потребитель. Основная задача учета по носителям издержек состоит в стоимостном определении результата каждого вида деятельности. Ответ на вопрос: сколько стоит данный носитель затрат, дает основание для оценки эффективности каждого продукта (работы, услуги) и деятельности предприятия в целом. В управленческих отчетах информация предоставляется о доходах и расходах в разрезе носителя затрат (объекта учета и управления).

Учет по носителям затрат В целях определения себестоимости продукта предприятия необходимо обеспечить учет прямых и косвенных затрат. Прямые затраты непосредственно связаны с данным продуктом (носителем затрат), которые можно отнести на готовый продукт на основе первичных документов. Регистрация суммы осуществляется непосредственно на Д 20 (аналитический счет Код объекта учета) с корреспонденцией счетов учета запасов или задолженностей.

Учет по носителям затрат В целях определения себестоимости продукта предприятия необходимо обеспечить учет прямых и косвенных затрат. Косвенные затраты сложно связать с конкретным носителем затрат, поэтому распределение их осуществляется через места возникновения затрат на основании принятой базы распределения. Учет ведется с использованием счета 25 «Общепроизводственные расходы» на котором предварительно собираются затраты, в конце месяца сумма собранных затрат распределяется по объектам учета в Д 20 (код объекта учета)

Распределение затрат Распределение затрат – это процесс отнесения части понесенных затрат на объект учета, в случае когда прямые измерения не позволяют определить количество и стоимость потребовавшихся ресурсов. Распределение затрат происходит по определенному закону (формуле), в основе которого лежит база распределения затрат.

Распределение затрат База распределения – это объемный показатель ресурса, пропорционально которому распределяют косвенный затраты. Фактор распределения (ставка накладных) – сумма косвенных затрат приходящаяся на единицу материального показателя, выбранного за базу распределения.

Процесс распределения затрат Накладные затраты (по элементам затрат) Обслуживающие и вспомога -тельные подразделения (предварительные места возникновения затрат ) Производственные подразделения (конечные места возникновения затрат) 1 этап 2 этап Себестоимость продукции 1 Себестоимость продукции 2.. Себестоимость продукции n Прямые затраты Прямые затраты Прямые затраты Стоимость материальных, трудовых ресурсов относимых прямо на продукцию

Распределение затрат В зависимости от точности распределения косвенных затрат по объектам учета выделяют два типа систем распределения: Традиционные системы (с начала 20 века) используют условное распределение затрат. Это наиболее простые системы распределения, когда используется одна или небольшое количество общезаводских баз распределения. Функциональные системы (конец 80-х г.) предусматривают использование причинно-следственных связей при распределении затрат, при этом база распределения функционально связана с произведенными затратами через потребленные ресурсы. Функциональные системы используют большее количество баз распределения.

Классификация методов калькулирования себестоимости продукции Методы калькулирования По объектам учета По полноте учета затрат По способу планирования позаказный попроцессный попередельный по переменным затратам с полным распределением затрат учет фактических затрат учет нормативных затрат

Методы калькулирования Позаказный метод Позаказный метод калькулирования используется при изготовлении партий продукции по заказу покупателей или при выполнении работ (услуг) для заказчика. Применяется в тех отраслях, где единица продукции хорошо идентифицируется. Это индивидуальные, мелкосерийные производства, а так же предоставление услуг и выполнение работ. Объектом учета затрат (калькулирования) при позаказном методе калькулирования себестоимости выступает отдельный заказ, работа, единица готовой продукции, контракт.

Методы калькулирования Позаказный метод При позаказном методе калькулирования на каждый заказ заводится калькуляционная карточка, где учитываются: материалы, отгруженные со склада для выполнения этого заказа; заработная плата производственных рабочих; прочие прямые затраты; распределенные на данный заказ накладные затраты. По выполнении заказа в калькуляционной карточке (карточке учета затрат) выводится общая сумма прямых затрат, после чего на основании одного из принятых методов распределяются накладные затраты. Если в конце отчетного периода заказ не завершен, то сумма, означенная в карточке, учитывается на счете незавершенное производство (счет 20 «Основное производство»).

Методы калькулирования Попроцессный метод Попроцессный метод используют предприятия, выпускающие массовую продукцию, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности все этапы производства (процессы). Применяется на предприятиях, где выпускают продукцию ограниченной номенклатуры. Объектом учета затрат является отдельный процесс как составная часть всего процесса производства. Учет ведется на счете 20 «Основное производство». Субсчета открываются по видам процесса, по подразделениям, по видам продукции.

Методы калькулирования Попроцессный метод Особенности метода: производственные затраты группируются по отдельным подразделениям или участкам; затраты списываются за отчетный период (месяц), а не за время, необходимое для завершения заказа; косвенные издержки при позаказной калькуляции могут быть прямыми при попроцессной калькуляции (например: затраты на контроль процесса, амортизационные отчисления и др.); среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех производственных затрат за месяц на количество готовой продукции за тот же период.

Методы калькулирования Попередельный метод Попередельный метод применяется в тех областях промышленности, где обрабатываемое сырье и материалы проходят несколько стадий обработки, причем на каждой стадии получается продукт готовый к продаже. Объектом учета затрат является стадия обработки продукции (передел). Затраты учитываются не только по видам продукции и статьям кулькулирования, но и по переделам. Полуготовая продукция после прохождения переработки на каждой стадии является полуфабрикатом и ее стоимость учитывается на счете 21(полуфабрикаты собственного производства).

Методы калькулирования Попередельный метод Особенности метода: для каждого производственного цеха открывается субсчет на счете 20 «Основное производство»; продукция, вышедшая из первого цеха является полуфабрикатом и передается во второй цех, где она подвергается дальнейшей обработке и так далее в зависимости от количества процессов (переделов); законченные обработкой единицы продукции становятся готовой продукцией; затраты каждого последующего цеха состоят из материалов, труда и накладных затрат, отнесенных прямо на счет этого цеха, плюс стоимость полуфабрикатов, поступивших из предыдущего цеха.

Методы калькулирования Нормативный метод (стандарт-костинг) Нормативный метод калькулирования (стандарт- костинг) предполагает деление затрат на нормируемые и ненормируемые. В качестве нормируемых затрат, как правило, выступают прямые затраты. Создание и применение системы учета стандарт – костинг привело к тому, что себестоимость продукции стала объектом управления. Возник новый метод регулирования процесса формирования себестоимости - управление по отклонениям.

Нормативный метод (стандарт-костинг) Особенности метода: предварительное составление калькуляций нормативной себестоимости по каждому изделию на основе действующих норм и смет; учет готовой продукции осуществляется по нормативной себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск готовой продукции»; ведение учета фактических затрат в течение месяца и определение фактической себестоимости готовой продукции; установление и анализ причин отклонений от норм; изменение действующих норм для корректировки нормативной себестоимости.

Нормативный метод (стандарт-костинг) Нормативные затраты при фактическом выпуске продукции Фактические затраты при фактическом выпуске продукции Сопоставление нормативных и фактических затрат, анализ отклонений, составление отчетов Исследование причин появления отклонений и осуществление корректирующих действий Принятие решений об изменении нормативов

Нормативный метод (стандарт-костинг) Нормативные затраты на единицу продукции состоят из 6 элементов: нормативная цена материалов; нормативное количество основных материалов; нормативное рабочее время; нормативная ставка прямой оплаты труда; нормативный коэффициент (ставка переменных накладных) переменных общепроизводственных затрат; нормативный коэффициент постоянных ( ставка постоянных накладных) общепроизводственных затрат.

Нормативный метод (стандарт-костинг) Нормативные затраты Фактические затраты Продукция Товарно-материальные запасы Непроданная продукция Отклонения счет прибыли и убытков Стоимость реализованной продукции Отклонения Реализованная продукция Затраты за отчетный период

Методы калькулирования Калькулирование по полным затратам Калькулирование по полным затратам (аbsorption- costing) предполагает распределение постоянных общепроизводственных затрат по видам продукции. Себестоимость готовой продукции учитывает все затраты, связанные с производством продукции, включая общепроизводственные накладные затраты. Базовым финансовым результатом является валовая прибыль как разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции.

Методы калькулирования Директ-костинг Директ - костинг (direct-costing) – метод калькулирования себестоимости продукции по переменным затратам. В себестоимость продукции включаются только переменные затраты, постоянные затраты не включаются в расчет себестоимости, а как расходы периода списываются на финансовый результат того периода, в котором они были произведены. Базовым финансовым результатом является маржинальная прибыль как разница между выручкой и переменной частью себестоимостью реализованной продукции.

Методы калькулирования Сравнение методов калькулирования Директ-костинг Калькулирование по полным затратам В себестоимости готовой продукции учитываются только переменные затраты Постоянные производственные затраты распределяются по видам продукции и учитываются в себестоимости Затраты классифицируются на переменные, постоянные Затраты классифицируются на прямые, косвенные Запасы продукции оцениваются только по переменным затратам Запасы продукции оцениваются по полным производственным затратам Применяется для управления объемами производства, ценообразованием Применяется для составления финансовой отчетности предприятия

Учет и анализ часть 2 доцент каф. МЕН к.э.н. Жданова А.Б.

Основные финансовые цели управления Максимизация прибыли предприятия Обеспечение платежеспособности предприятия Обеспечение устойчивого развития и увеличение капитала собственников

Финансовое положение предприятия Финансовое положение предприятия отражается в виде баланса между активами и пассивами. Активы – это имущество предприятия (или имущественные права), которое имеет стоимость и при использовании может принести доход. Пассивы – это источники финансовых ресурсов, за счет которых были приобретены активы.

ПБУ, определяющие правила учета элементов финансовых отчетов ПБУНаименование ПБУ 6/01Учет основных средств ПБУ 14/07Учет нематериальных активов ПБУ 17/02Учет расходов на научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы ПБУ 5/01Учет материально-производственных запасов ПБУ 19/02Учет финансовых вложений ПБУ 15/08Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию ПБУ 9/99Доходы организации ПБУ 10/99Расходы организации ПБУ 4/99Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 23/11Отчет о движении денежных средств.

Структура баланса предприятия Активы = Что мы имеем?Пассивы = Где взяли финансовые ресурсы? 2. Оборотные Активы (ОА) Долгосрочные обязательства (ДО) 1. Внеоборотные активы (ВОА) 5. Краткосрочные обязательства (КО) Валюта баланса 3. Собственный капитал (СК) Валюта баланса

Основные финансовые отчеты Баланс. Отчет о прибылях и убытках. Отчет об изменениях капитала. Отчет о движении денежных средств.

Финансовые отчеты предприятия Баланс (отчет о финансовом положении) предприятия характеризует финансовое положение предприятия на конкретную дату. Отчет о прибылях и убытках (о финансовых результатах) характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Он предоставляет информацию об эффективности деятельности предприятия за период. Отчет о движении денежных средств характеризует изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Представляет информацию о поступлении и выбытии денежных средств за период. Отчет об изменениях капитала характеризует изменения собственного капитала за период за счет всех операций с капиталом (не только за счет получения чистой прибыли)

Основные финансовые отчеты Информация о финансовом состоянии предприятия представляется в виде баланса между имуществом (актив) и источниками финансирования этого имущества (пассив). ИМУЩЕСТВО (АКТИВ) ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ (ПАССИВ)

Разделы баланса Актив Пассив 1. Внеоборотные активы (ВОА): Нематериальные активы (НМА) Основные средства (ОС) Долгосрочные финансовые вложения (ДФВ) 3. Собственный капитал (СК) Уставной капитал (УК) Добавочный капитал (ДК) Резервный капитал (РК) Нераспределенная прибыль (НПр) 4. Долгосрочные обязательства (ДО) Долгосрочные займы и кредиты (ДЗК) 2. Оборотные активы (ОА): Запасы (З) Дебиторская задолженность (ДЗ) Краткосрочные финансовые вложения (КФВ) Денежные средства (ДС) 5. Краткосрочные обязательства (КО): Краткосрочные займы и кредиты (КЗК) Кредиторская задолженность (КЗ)

Основные финансовые отчеты. Баланс Активы – это имущество предприятия (и имущественные права), которое имеет стоимость и при использовании может принести доход. Активы предприятия подразделяются в зависимости от срока обращения на внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы – имущество предприятия, используемое для получения экономических выгод более 1 года. Оборотные активы используется в течение одного года. Пассивы – это источники денежных средств, финансовых ресурсов. Пассив баланса состоит из собственных и заемных источников. Заемные, в свою очередь, подразделяются на долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства.

Основные финансовые отчеты. Баланс В международной практике принято представлять баланс в виде трех составляющих: Активы = Собственный капитал + Обязательства или Собственный капитал = Активы - Обязательства Второй вариант более соответствует управленческому подходу

Форма баланса. Основные статьи. Активтыс. руб. I Внеоборотные активы 6982 Нематериальные активы Основные средства 6982 Долгосрочные финансовые вложения II Оборотные активы 3682 Запасы, в т.ч.1140 сырье и материалы 830 незавершенное производство 82 готовая продукция 228 Дебиторская задолженность 1960 Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства 582 Баланс 10664

Форма баланса. Основные статья. Пассивтыс. руб. III Капитал и резервы 1925 Уставный капитал 300 Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль 1625 IV Долгосрочные обязательства V Краткосрочные обязательства 8739 Займы и кредиты 569 Кредиторская задолженность, в т.ч. поставщикам и подрядчикам 7147 задолженность перед персоналом 537 задолженность по налогам и сборам 486 задолженность участникам по дивидендам Баланс 10664

Форма баланса за 2011 г. Активы. Наименование показателя На 20_г На 31 декабря 20__г. 4 На 31 декабря 20__г. I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы Результаты исследований и разработок Основные средства Доходные вложения в материальные ценности Финансовые вложения Отложенные налоговые активы Прочие внеоборотные активы Итого по разделу I II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям Дебиторская задолженность Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) Денежные средства и денежные эквиваленты Прочие оборотные активы Итого по разделу II БАЛАНС

Форма баланса за 2011 г. Пассивы. На 20 ____ г. На 31 декабря 20___ г. На 31 декабря 20___г. Наименование показателя III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6 Уставный капитал Собственные акции, выкупленные у акционеров()( ) Переоценка внеоборотных активов Добавочный капитал (без переоценки) Резервный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Итого по разделу III IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства Отложенные налоговые обязательства Оценочные обязательства Прочие обязательства Итого по разделу IV V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Оценочные обязательства Прочие обязательства Итого по разделу V БАЛАНС

Назначение финансовой отчетности Баланс компании представляет информацию о финансовом положении предприятия. Необходим для: оценки финансового положения предприятия; оценки структуры активов и источников финансовых ресурсов предприятия; оценки ликвидности активов предприятия и платежеспособности.

Задачи финансового менеджмента в приложении к балансу предприятия Управление активами (вертикальный разрез по активу) – разделы 1,2. Задачи финансового менеджмента: определение общего объема финансовых ресурсов, оптимизация структуры активов, управление инвестициями, управление производственными запасами, управление дебиторской задолженностью, денежными средствами.

Задачи финансового менеджмента в приложении к балансу предприятия Управление источниками финансирования (вертикальный разрез по пассиву)–разделы 3,4,5. Задачи финансового менеджмента: управление собственным капиталом, управление заемным капиталом, оптимизация структуры источников, управление текущими обязательствами с целью сохранения платежеспособности, дивидендная политика.

Задачи финансового менеджмента в приложении к балансу предприятия Финансовые решения долгосрочного характера – разделы 1, 3, 4. Задачи финансового менеджмента: управление инвестиционными программами, оценка инвестиционных проектов и решения относительно источников финансирования проектов, управление структурой долгосрочного капитала компании, определение соотношения собственного капитала и заемного капитала в структуре источников.

Задачи финансового менеджмента в приложении к балансу предприятия Финансовые решения краткосрочного характера – разделы 2, 5. Задачи финансового менеджмента: управление текущей финансовой деятельностью, ликвидностью и платежеспособностью, управление оборотным капиталом и финансирование его за счет текущих обязательств, регулирование денежных потоков, построение сбалансированных бюджетов денежных средств.

Отчет о прибылях и убытках. Форма Наименование статей Сумма, тыс. руб. Выручка (без НДС) Себестоимость продаж(50 300) Валовая прибыль Коммерческие расходы Административные расходы Прибыль от продаж (операционная прибыль) Доходы от участия в других организациях 0 Проценты к получению 0 Проценты к уплате Прочие доходы 850 Прочие расходы Прибыль до налогообложения Налог на прибыль Чистая прибыль 5 736

Назначение финансовой отчетности Отчет о прибылях и убытках компании представляет информацию о результатах деятельности предприятия за определенный период (год). Необходим для: оценки рентабельности и эффективности использования ресурсов предприятия; оценки деловой активности предприятия и оборачиваемости активов.

Формирование и распределение прибыли на предприятии Прибыль – разность между доходами и расходами предприятия. Прибыль определяется методом начисления.

Формирование прибыли. Метод начисления Метод начислений предусматривает отражение в финансовой отчетности результата деятельности, как факта совершения операции – возникновения обязательств, перехода права собственности, а не получения оплаты за совершенную операцию. Метод начисления включает две составляющие: Принцип регистрации дохода – доход признается в момент исполнения обязательств по сделке (перехода права собственности), а не в момент выплаты денег. Принцип соответствия – расходы признаются в том периоде, когда признается связанный с ними доход, не зависимо от времени реального получения денег и оплаты расходов.

Доходы. Метод начисления Доходы Полученным денежным средствам

Признание дохода. Метод начисления. Доходы (выручка без НДС) – сумма проданных товаров, оказанных услуг, выполненных работ по которым перешло право собственности к покупателю (заказчику) и по которым он признал обязательства к оплате. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (ПБУ 9) Доходы определяются в соответствие с ПБУ 9.

Признание дохода. Метод начисления. В учете доход признается одновременно с признанием обязательств оплатить Покупателями и Заказчиками. Основанием для признания дохода является товарная накладная, акт выполненных работ – документы которые подтверждают исполнение условий договора Исполнителем, и обязательство оплатить Заказчиком, с другой стороны. Признание дохода осуществляется следующими проводками: Д 62 (Расчеты с покупателями и заказчиками) К 90.1 (Выручка) Увеличение активов (дебиторская задолженность) Признание выручки с НДС Д 90.3 (НДС)К 68 (НДС) Уменьшение выручки на сумму НДСПризнание долга по НДС

Расходы. Метод начисления. Расходы Оплаченным денежным средствам

Признание расхода. Метод начисления. Расходы – себестоимость реализованных товаров, работ и услуг. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (ПБУ 10) При определении прибыли расходы обязательно должны соответствовать доходам

Признание расхода. Метод начисления. В соответствие с принципом соответствия расходы признаются одновременно с доходами. Признание расходов: Производственная себестоимость продукции признается расходом в момент реализации продукции (оказания услуг, выполнения работ); Коммерческие и административные расходы при знаются в том периоде (месяце), в котором возникли.

Затраты и расходы предприятия Затраты ЗапасыРасходы Прямые материальные Прямые трудовые Производственные накладные Незавершенное производство Готовая продукция Коммерческие затраты Административные затраты Расходы на производство реализованной продукции Расходы на производство и реализацию продукции Расходы периода Производственные затраты Непроизводственные затраты

Признание расходов. Метод начисления Основанием для признания расхода на производство реализованной продукции (работ и услуг) являются те же первичные документы что и для признания дохода - товарная накладная, акт выполненных работ (принцип соответствия) Признание расходов периода в конце месяца. Д 90.2 (Себестоимость продаж) К 43 (Готовая продукция) или К 20 (Основное производство) Признание расхода на производство реализованной продукции Уменьшение активов (запасов) Д 90К 44 (Расходы на продажу) К 26 (Общехозяйственные расходы) Признание расхода периода Списание непроизводственных затрат

Формирование и распределение прибыли на предприятии Функции прибыли фирмы. Отражает эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Служит источником финансирования инвестиций предприятия. Служит источником финансирования текущей деятельности предприятия. Служит источником выплаты доходов собственникам предприятия. Является одним из источников формирования бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Выручка без НДС - - НДС Финансовые доходы (проценты к получению). Прочие доходы Финансовые расходы (проценты к уплате). Прочие расход Налог на прибыль Резервный капитал Выручка (задолженность покупателей) Валовая прибыль Прибыль от продаж (операционная прибыль) Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) Чистая прибыль Дивиденды Себестоимость реализованной продукции Управленческие расходы за текущий период Коммерческие расходы за текущий период - - Нераспределенная прибыль

Виды прибыли Валовая прибыль – это показатель финансового результата производственной деятельности предприятия. Валовая прибыль определяется как разность между выручкой без НДС и акцизов и себестоимостью реализованной продукции. Себестоимость реализованной продукции включает прямые и косвенные затраты на производство реализованной продукции. Себестоимость реализованной продукции, отраженная в отчете о прибылях и убытках определяется согласно ПБУ – 10/99.

Виды прибыли Операционная прибыль (прибыль от продаж (реализации)) - это финансовый результат от основной деятельности предприятия. Операционная прибыль определяется как разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами предприятия.

Виды прибыли Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения) – итоговый финансовый результат деятельности предприятия, учитывающий затраты по финансированию деятельности предприятия, а также доходы и расходы не связанные с основной деятельностью. Это прибыль предприятия до налогообложения налогом на прибыль.

Виды прибыли При определении балансовой прибыли учитываются (см. ПБУ 9/99, ПБУ 10/99): Проценты к получению, Проценты к уплате, Доходы от участия в других организациях, Прочие доходы, Прочие расходы.

Виды прибыли Проценты к получению - проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; Проценты к уплате - проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов). Доходы от участия в других организациях – поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

Виды прибыли К прочим доходам относятся: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; и др.;

Виды прибыли К прочим расходам относятся: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма уценки активов; перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью и др.

Виды прибыли Налогооблагаемая прибыль – это база для начисления налога на прибыль, определяется в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (глава 25 НКРФ). Для получения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль необходимо скорректировать. Для этого расходы предприятия надо уменьшить на те суммы, которые не уменьшают налогооблагаемую базу согласно ст. 270 гл. 25 НК РФ, тем самым увеличить налогооблагаемую прибыль. Ставка налога на прибыль c 1 января 2009 г. – 20%.

Виды прибыли Прибыль до налогообложения в целях налогообложения, необходимо уменьшить на следующие доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую базу: сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, дивидендов, процентов по ценным бумагам, для предотвращения двойного налогообложения, т.к. эти доходы облагаются налогами у источника выплат; на величину прибыли, полученной фирмой от специфических видов деятельности: игорный бизнес, деятельности попадающей под уплату налога на вмененный доход, сельскохозяйственная деятельность, которые попадают под другой порядок налогообложения.

Виды прибыли Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в предприятии после налогообложения. Она представляет собой разницу между прибылью до налогообложения (балансовой прибылью) и, начисленным в соответствие с требованиями налогового законодательства, налогом на прибыль. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров, проводимого до 1 июня следующего года по итогам работы предприятия за год. Общее собрание акционеров по представлению совета директоров решает: какую часть прибыли распределить в виде дивидендов, а какую реинвестировать в предприятие.

Распределение чистой прибыли Дивиденды часть чистой прибыль акционерных обществ, подлежащая выплате акционерам по итогам работы за год. Дивиденды не начисляются: до полной оплаты акционерного капитала и выкупа всех акций; если стоимость чистых активов меньше УК и резервного капитала, либо станет меньше в результате выплаты; если общество отвечает признакам банкротства. Из начисленной суммы дивидендов удерживается налог на дивиденды. Налог на дивиденды – 9% от суммы начисленных дивидендов – удерживаются у источника выплат, т.е. налог уплачивают в бюджет те предприятия, которые выпустили акции и начисляют дивиденды.

Распределение чистой прибыли Нераспределенная прибыль – прибыль остающаяся в распоряжении предприятия - отражается в балансе предприятия, как часть собственного капитала. Нераспределенная прибыль может быть представлена общей суммой или быть распределенной по фондам создаваемым предприятием.

Распределение чистой прибыли В зависимости от целей формирования фондов различают: Фонд социальной сферы – средства, за счет которых осуществляется финансирование объектов социально-бытовой и культурной сферы (принадлежащие предприятию жилье, детские сады, дворцы культуры и т.д.). Фонд потребления – средства, за счет которых осуществляется дополнительное стимулирование работников предприятия (премии, не включающиеся в себестоимость продукции, пособия, сверх норм, обозначенных законодательством, ссуды, субсидии работникам и т.д.). Фонд накопления – средства, за счет которых осуществляется расширенное воспроизводство основных средств предприятия. В отличие от первых двух фондов фонд накопления не уменьшается на суммы, реально потраченные на приобретение новых основных средств за счет этого фонда.

Назначение финансовой отчетности Отчет об изменении капитала показывает общее изменение собственного капитала предприятия за счет чистой прибыли и других поступлений и изъятий, несвязанных с результатами деятельности предприятия. Необходим для: оценки изменения акционерного капитала; оценки дивидендной политики предприятия; оценки политики предприятия в распределении прибыли ( создание фондов, резервов, начисление дивидендов).

Назначение финансовой отчетности Отчет о движении денежных средств представляет информацию об денежных потоках предприятия за период (год) по операционной, инвестиционной и финансовой видам деятельности предприятия Необходим для: оценки изменений в финансовом положении предприятия.; оценки способности предприятия создавать денежные средства и их эквиваленты; оценки потребности предприятия в денежных средствах.

Отчет о движении денежных средств. Наименование статей Сумма, тыс. руб. Денежные потоки от текущих операций Поступления от продажи продукции, товаров, работ и услуг арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей от перепродажи финансовых вложений Платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги в связи с оплатой труда работников процентов по долговым обязательствам налога на прибыль арендных платежей, лицензионны х платежей, роялти, комиссионны х и иных аналогичных платежей от перепродажи финансовых вложений

Отчет о движении денежных средств. Наименование статей Сумма, Денежные потоки от инвестиционных операций Поступления от продажи внеоборотных активов (кроме финансовых вложений) от продажи акций других организаций (долей участия) от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам)дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях Платежи в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов в связи с приобретением акций других организаций (долей участия) в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива

Отчет о движении денежных средств (прямой способ) продолжение Наименование статей Сумма, Денежные потоки от финансовых операций Поступления получение кредитов и займов денежных вкладов собственников (участников)от выпуска акций, увеличения долей участия от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг и др. Платежи собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников) в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов Остаток денежных средств на конец отчетного периода получение кредитов и займов денежных вкладов собственнико в (участников) от выпуска акций, увеличения долей участия от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг и др. получение кредитов и займов денежных вкладов собственнико в (участников) от выпуска акций, увеличения долей участия от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг и др.

Финансовый анализ ТПУ, каф. МЕН к.э.н. Жданова А.Б.

Финансовый анализ. Цели. Сравнение результатов деятельности предприятия по периодам – оценка результатов. Выявление причин изменения результатов – обоснование управленческих решений. Определение ответственности функциональных менеджеров за финансовые показатели – делегирование полномочий

Финансовый анализ. Виды. Вертикальный (структурный) Горизонтальный (временной) Трендовый Коэффициентный Факторный

Финансовый анализ. Виды. Горизонтальный (временной) анализ - это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Показывает абсолютное и относительное изменения статей отчетов. Отвечает на вопросы как изменились за период активы, обязательства, капитал предприятия (баланс) как изменились объем продаж, валовая прибыль, расходы, чистая прибыль и т.д. (отчет о прибылях и убытках), как изменился объем денежной наличности за периоды (отчет о движении денежных средств).

Финансовый анализ. Виды. Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Согласно правилу структурного анализа каждая статья финансового документа рассчитывается в процентах к самой крупной величине этого документа.

Финансовый анализ. Виды. Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции изменения показателя. В ходе анализа выбирается базовый год и все сравнения производятся в процентах к этому году. С помощью тренда определяются значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Финансовый анализ. Виды. Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Факторный анализ может быть: прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составляющие части, обратным (синтез), когда отдельные его элементы соединяют в общий результативный показатель.

Финансовый анализ. Виды. Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Как правило финансовый анализ является комплексным и сочетает все виды анализа.

Финансовый анализ. Коэффициенты. Базой для сравнения коэффициентов может выступать: Нормативный уровень (стандарт), Среднеотраслевой уровень, Данные аналогичного предприятия, Значение этого же коэффициента за прошлые годы.

Коэффициентный анализ Четыре группы финансовых коэффициентов составляют целостную систему: Коэффициенты платежеспособности или ликвидности. Коэффициенты доходности, рентабельности, Коэффициенты деловой активности или оборачиваемости активов, Коэффициенты финансовой устойчивости или структуры капитала,

Коэффициенты ликвидности или платежеспособности Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств для регулярного и своевременного погашения краткосрочных долгов.

Коэффициенты ликвидности или платежеспособности Коэффициент абсолютной ликвидности ДС+КФВ К АЛ = КО Коэффициент срочной ликвидности ДС+КФВ+ДЗ К СЛ = КО Коэффициент текущей ликвидности ДС+КФВ+ДЗ+З К ТЛ = КО ДС – денежные средства КФВ – краткосрочные финансовые вложения КО - краткосрочные обязательства ДЗ – дебиторская задолженность З – запасы, включая материальные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и товары.

Коэффициенты доходности, рентабельности Показатели оценки результатов деятельности фирмы Валовая рентабельность продаж Валовая прибыль R = Выручка от продаж Операционная рентабельность продаж Прибыль от продаж R пр = Выручка от продаж

Коэффициенты доходности, рентабельности Показатели рентабельности капитала Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль (ЧП) ROE = Собственный капитал (СК) Чистая рентабельность активов Чистая прибыль (ЧП) ROА = Совокупные активы (СА) Рентабельность инвестированного капитала Прибыль от продаж ROIС = Инвестированный капитал (СК+ДО)

Коэффициенты деловой активности или оборачиваемости активов Коэффициенты оборачиваемости активов измеряют эффективность менеджмента и деловую активность. От скорости оборота средств зависит размер годового дохода, От скорости оборота зависит удельная величина условно- постоянных расходов, что влияет на прибыль, Ускорение оборота на одной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях Финансовое положение предприятия, его платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.

Коэффициенты деловой активности или оборачиваемости активов Оборачиваемость средств, вложенных в активы организации, определяется: Скоростью оборота - количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие. Периодом оборота - время, за которое возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в производственно- коммерческие операции.

Коэффициенты деловой активности или оборачиваемости активов Коэффициент оборачиваемости запасов Себестоимость реализованной продукции Коб.З. = Средняя величина Запасов за год Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Выручка от реализации. Коб.ДЗ = Средняя Дебиторская задолженность за год Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности Выручка от реализации Коб.КЗ = Средняя Кредиторская задолженность

Коэффициенты деловой активности или оборачиваемости активов Фондоотдача Выручка от реализации Фос = Средняя стоимость Основных средств Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Выручка от реализации. Коб.ОА = Средние Оборотные активы за год

Коэффициенты деловой активности или оборачиваемости активов Т об – период оборота средств в днях Д – количество дней в анализируемом периоде (год) К об – коэффициент оборачиваемости (количество оборотов за анализируемый период (год)) Период оборота Д Тоб = Коб

Производственно-коммерческий цикл Производственно-коммерческий цикл характеризует время полного оборота оборотного капитала при прохождении им всех стадий изменений формы от денежной до денежной. ДС 0 МЗ НЗП ГПДС На деньги приобретаются сырье материалы, формируются производственные запасы Материалы поступают в производство, начинается процесс их преобразования. Полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию и отправляются на склад Предприятие реализует ГП и Об капитал из товарной формы превращается в денежную 1

Производственно-коммерческий цикл 1. T об. Запасов. (20 дней) 4. T об. ДЗ (30 дней) 5. T об. КЗ (40 дней) Финансовый Цикл ( – 40= 40 дней) Выплата кредиторам денег за сырье и материалы Поступле- ние сырья и мат-лов Реализа- ция ГП Получе- ние денег от Покупате лей за ГП Мат- лы в пр-во 3. T об. ГП (20 дней) 2. T об. НЗП. (10 дней) ГП на склад Производственный Цикл ( = 50 дней) Производственно-коммерческий Цикл ( = 80 дней)

Коэффициенты финансовой устойчивости или структуры капитала Финансово устойчивым является предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы, не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Коэффициенты финансовой устойчивости определяют способность предприятия выполнять обязательства долгосрочного характера перед кредиторами и собственниками.

Коэффициенты финансовой устойчивости или структуры капитала Коэффициент долга Заемные средства (ДО+КО) Кд = Совокупные активы (СА) Коэффициент автономии (финансовой независимости) Собственный капитал (СК) Кав = Совокупные активы (СА) Коэффициент (левериджа) финансового рычага Совокупные активы (СА) Кл = Собственный капитал (СК).

Коэффициенты финансовой устойчивости или структуры капитала Коэффициент покрытия процентов Прибыль от продаж Кпп = Сумма проценты за кредит Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования Собственный капитал (СК)- Внеоборотные активы (ВОА) Ксос = Оборотные активы (ОА)