«Найди пару» таскатьпрокачуськормитьготовлюсьездить тащитготовитьсямрачныйосмотретькормлю извещатьосматриватьблестетьезжумрак вестьпрокатилсяблистать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Найди пару таскать прокачус ь кормить готовлю сь ездить тащит готовить ся мрачный осмотрет ь кормлю извещат ь осматрив ать блестетьезжумрак весть прокатил.
Advertisements

Автор – Дмитриева Марина Владимировна, учитель МОШИ « Лицей - интернат города Балашова » Церковнославянские слова в русском языке.
Фонетические старославянизмы Занятие 7 элективного курса «История языка» в 8 классе.
Чередование звуков 5 класс. 2 Чередование ВОДА - [ВАДА], ВНИЗ - [ВНИС] – позиционное ДРУГ-ДРУЖОК-ДРУЗЬЯ, ЛЮБЛЮ-ЛЮБИТЬ – чередования, отражающиеся на письме.
Полногласие одна из особых фонетических черт, отделяющая современные восточнославянские языки от южно- и западнославянских. Термин ввёл М. А. Максимович.
В русской литературе. 1. Это лексические и другие заимствования из старославянского языка. В современном русском языке очень много лексических заимствований.
Экспресс-тест Тема: старославянизмы. Укажи старославянизмы Сторож, врата, город, ворота, град, берег, короткий, стража, здравие, краткий, древесина, молодой,
Употребление старославянизмов в русской литературе.
Тема урока : Тема урока : Правописание парных согласных в корне слова.
Полногласия и неполногласия как признак старославянизмов. Презентацию подготовила ученица 6 класса Б Сущенко Мария.
Зачем приходят иноязычные слова Материалы к урокам русского языка в 5-6 классах Учитель: Чевдарь Л.К.
Этимология как раздел лингвистики. Поэтическая минутка Отчего, обжигая горло, Разбираю часами подряд Сочетания «оло» и « оро»- « Вран « и « ворон», «
Чередования звуков. Языковая разминка П…катился в огород д…катился до ворот п…дкатился п…д ворота д…бежал до поворота.
Это город, где нечем дышать, это город – убийца ….
определить идейное и художественное своеобразие поэмы ; выявить особенности композиции ; охарактеризовать образ Петербурга ; проанализировать образы героев.
«Русский язык» 3 класс УМК «Планета знаний» Подготовила: учитель начальных классов Гафурова Альфия Салиховна.
Двенадцатое октября. Классная работа. Какой это художник На стекло нанёс Волшебные узоры Из серебристых роз?
Определяю, есть ли какое-либо чередование в корне или суффиксе полногласные и неполногласные с суффиксом -а- связанные с ударением Связанные со значением.
Петербургская повесть.. Расскажите об истории создания памятника. Открытие памят- ника Петру 1 на Сенатской площади состоялось 7 августа 1782 г. Скульптор.
Тема: «Общее понятие об однокоренных (родственных) словах»
Транксрипт:

«Найди пару» таскатьпрокачуськормитьготовлюсьездить тащитготовитьсямрачныйосмотретькормлю извещатьосматриватьблестетьезжумрак вестьпрокатилсяблистать

Проверка пары слов с чередованием Таскать - тащит Прокачусь - прокатился Кормить - кормлю Готовлюсь - готовиться Ездить - езжу Мрачный - мрак Осмотреть - осматривать Извещать - весть Блестеть - блистать

Чем отличаются слова? волочить Влачить горожанин Гражданин город Град золотой Златой берег Брег

«Чередование полногласных и неполногласных сочетаний» Из истории языка: Старославянский язык со временем распался на три группы: восточно-славянский, южно-славянский и западно-славянский языки. Эти языки родственные, но есть и различия: у южных славян говорят глава (неполногласие), у восточных – голова (полногласие). Восточные славяне под действием закона открытого слога для благозвучия после каждой согласной добавили гласную букву, все слоги в словах стали открытыми.

Модель фрейма «Исторические изменения в языке» Старославянский язык (здравие) Восточно- славянский (здоровье) Южно- славянский (здравие) Западно- славянский (здро́вие)

Слова по происхождению Заимствованные (старославянизмы) Здравие ДревоГлава Плен Исконно русские Здоровье ДеревоГолова Полон Назовите слова с полногласием

Слова по происхождению Заимствованные (старославянизмы) Здравие ДревоГлава Плен Исконно русские Здоровье ДеревоГолова Полон Составьте модель фрейма «Полногласие - неполногласие»

Обозначьте морфемы в словах и выделите чередующиеся сочетания звуков: Сторона – страна сторож – страж заголовок – заглавие питать молоком – млекопитающее привередливый – вредный поворот – возврат бережливый – небрежный Различаются ли эти слова по значению и употреблению?

Какие из орфограмм можно объяснить чередованием полногласных и неполногласных сочетаний? Замените вышедшие из употребления исконно русские слова заимствованиями из старославянского языка, привычными для употребления: веремя веред ворог хоробрый солодкий сором

Вставьте пропущенные буквы: Охл_ждать, х_л_дильник, г_р_да, огр_ждать, гр_жданин, зд_р_вье, др_весина, поздр_вление, заг_р_дить, др_гоценный, д_р_гой, огл_вление Сформулируйте правило правописания гласных а, о, е в данных словах

Придумайте и запишите предложения с данными фразеологическими оборотами кладезь мудрости, глас вопиющего в пустыне, на страже границ, прохладительный напиток, драгоценный дар, врата в рай, кратчайший путь. Подберите к этим словам соответствия с полногласием.

Найдите соответствия Я Лилу слушал у клавира Ее прелестный томный глас Волшебной грустью нежит нас… И я сказал певице милой: «Волшебный голос твой унылый» («Слово милой») Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво… («Медный всадник»)

Найдите соответствия На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн… Поутру над её брегами Теснился кучами народ. («Медный всадник») У Лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том… («Руслан и Людмила») Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Отгадайте загадку Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. Назовите слова с полногласными сочетаниями в корне, подберите к ним соответствия с неполногласием.

Домашнее задание (на выбор) 1.Карточки-задания 2. Придумать историю о сказочной стране, используя слова с полногласием или неполногласием.

Подведем итоги урока «Старославянский язык» Отчего, обжигая горло, Разбирая часами подряд Сочетания «оло»и «оро» - «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? «Человек некий име два сына…» Я прислушиваюсь к словам. Открывается в них Россия, Легендарная быль славян… Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твёрдо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык! Сергей Крыжановский: Закончите фразы: «Я понял, что…» «Было трудно…» «Было интересно…» «У меня получилось…» «Мне захотелось…»