Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Advertisements

Кафедра криминологии. Криминология Тема 10. Организация и методика проведения криминологических исследований лекция (2 часа) Авторы: к.ю.н. Глухова А.А.,
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Методика социологического исследования.
Практикум 3. Разработка программы социологического / социального / маркетингового исследования Цель практикума – освоение студентами на индивидуальном.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Транксрипт:

курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования

теория Эмпирическая информация Эмпирические обобщения Гипотезы логическая дедукция операционализация понятий шкалирование, измерение логическая индукция МЕТОДЫ

Метод – сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенного вида деятельности, решения некоторых задач с помощью последовательности действий, сформированной на основе четко осознаваемого, артикулированного и контролируемого плана. Каждая наука применяет свой арсенал методов, направленных на исследование своего предмета и решения собственных задач. Наблюдение и эксперимент – общенаучные методы; опрос и анализ документов – междисциплинарные методы.

Метод в социологии – основной способ сбора, обработки и анализа данных. Социологический метод состоит из области приложения (круга объектов или исследовательских ситуаций), процедуры применения, инструментария (если таковой имеется) и критериев оценки правильности применения метода и достоверности полученных результатов.

При использовании любого социологического метода необходимо: во-первых, учитывать его познавательные возможности и адекватность исследовательским задачам; во-вторых, соблюдать правила его применения; в-третьих, не стремиться к оперативности и экономичности в ущерб качеству данных

В конкретных исследовательских ситуациях каждый метод может выступать и как основной (или единственный), и как дополнительный (контрольный или вспомогательный). Использование метода в рамках социологического исследования требует описания его технико- организационной структуры в методической части программы. Методы получения данных в социологическом исследовании можно разделить на две группы: опросные (анкетирование и интервью) и неопросные (наблюдение, анализ документов, эксперимент)

Методика – совокупность технических приемов, связанных с применением конкретного метода, включая последовательность и взаимосвязь его частных операций; средство реализации общих теоретических и методологических принципов социологического исследования на эмпирическом уровне в конкретной исследовательской ситуации. В методике содержатся нормативные предписания по поводу разработки инструментария, описываются условия и правила его использования, приводятся критерии оценки качества инструментария и границы его применения. В рамках одного метода сосуществует ряд методик, каждая из которых может модифицироваться и детализироваться в конкретной исследовательской ситуации. Техника – совокупность специальных приемов эффективного использования того или иного метода. Процедура – конкретный шаг/действие в реализации того или иного метода; последовательность некоторых операций, каждая из которых основана на определенной технике.

Задача: упорядочите понятия от наиболее общего (широкого) к наиболее конкретному (частному): ___ техника; ___ процедура; ___ методология; ___ методика; ___ метод. 1 методология; 1 методология; 2 метод; 2 метод; 3 методика; 3 методика; 4 техника; 4 техника; 5 процедура; 5 процедура;

Задача: Укажите, какие элементы в рамках проведения опроса общественного мнения выполняют функции его метода, техники, методики и процедуры: анкетирование; открытые и закрытые вопросы; анкетный лист; инструкция анкетеру; раздача анкет респондентам. метод; метод; техника; техника; методика; методика; процедура. процедура.

Социологическое исследование как метод Соц.исследование – это сложный процесс, состоящий из последовательных этапов и процедур: Подготовительный (методологический); Оперативный (полевой); Результирующий (итоговый, аналитический).

I. Подготовительный этап 1) Предварительное знакомство с объектом: поиск источников научной информации (науч.теории, стат.данные, результаты исследований, документы…); беседы, интервью, наблюдение… 2) Создание программы (базовая процедура СИ); 3) Составление рабочего плана и графика выполнения работ; 4) Экспертиза (согласование с заказчиком); 5) Разработка методики (инструментарий, пилотаж…); 6) Построение выборки; 7) Подготовка исследовательской группы (инструктаж, обучение, репетиции…)

II. Оперативный (полевой) этап - этап сбора первичной социологической информации, т.е. необобщенных данных, подлежащих дальнейшей обработке: Подготовка условий для проведения полевых работ: людей; помещений, технических средств; Сбор информации по разработанной методике; Контроль за ходом выполнения, выборочная проверка

III. Результирующий этап 1) Сбор и проверка материалов полевого этапа; 2) Кодировка и обработка данных; 3) Статистический анализ данных; 4) Логический анализ данных (интерпретация, доказательство- опровержение гипотез; формулировка выводов; выделение нерешенных задач); 5) Оценка результатов, выработка рекомендаций; 6) Составление итогового отчета; 7) Представление заказчику/научному сообществу

При проектировании социологического исследования необходимо решить следующие задачи (7): составить словарь переменных; определить единицы исследования и объект; построить пространство признаков; сформулировать гипотезы; перевести концептуальные определения в операциональные; разработать проект выборки; составить макеты таблиц и программу анализа данных. Это область «жесткой» методологии

Спасибо за внимание! Домашнее задание: Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. (Глава 1. Логика социологического исследования) – доклад. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. (Глава 1. п.3 Методология, п.4 Методы, техника, процедура). Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований». М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», (определения) Романовский Н.В. Еще раз о роли теоретической социологии // Социологические исследования. – – с (доклад)