Технология разработки адаптированной образовательной программы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология разработки адаптированной образовательной программы.
Advertisements

Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Организация и специфика обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях массового общего образования Назарова Н.М. д.п.н., проф. ФГАУ.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Транксрипт:

Технология разработки адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа – разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

При определении адаптированной образовательной программы ключевым моментом является понятие «образовательная программа» - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации. Данный комплекс состоит из учебного плана, учебного плана, календарного учебного графика календарного учебного графика рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) оценочных и методических материалов оценочных и методических материалов иных компонентов иных компонентов

Структура адаптированной образовательной программы может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ или с инвалидностью). Структура адаптированной образовательной программы может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ или с инвалидностью). Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого обучающегося с ОВЗ. Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого обучающегося с ОВЗ.

Структура адаптированной образовательной программы может быть такой: Пояснительная записка, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключений и рекомендаций ПМПК; Пояснительная записка, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключений и рекомендаций ПМПК; Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения; Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения; Адаптированные программы изучаемых предметов, включающие компоненты коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями нарушений у ребенка, требования к формируемым компетенциям, а также критерии и условия определения результатов обучения; Адаптированные программы изучаемых предметов, включающие компоненты коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями нарушений у ребенка, требования к формируемым компетенциям, а также критерии и условия определения результатов обучения; Индивидуально ориентированные программы психолого- педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК (программа логопедической работы, программа коррекционной работы педагога-психолога, программы учителя-дефектолога - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями данного ребенка; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений). Индивидуально ориентированные программы психолого- педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК (программа логопедической работы, программа коррекционной работы педагога-психолога, программы учителя-дефектолога - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями данного ребенка; включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений).

Объекты адаптации и модификации. Программы учебных предметов Программы учебных предметов Учебники и рабочие тетради Учебники и рабочие тетради Формы организации обучения Формы организации обучения Способы учебной работы с учащимися (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др. ) Способы учебной работы с учащимися (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др. )

Модификация программ учебных предметов При составлении адаптированной образовательной программы по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями необходимо предусмотреть: При составлении адаптированной образовательной программы по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями необходимо предусмотреть: частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося, снизить объем и глубину изучаемого материала; пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика), требования к достижениям должны быть четко сформулированы; частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося, снизить объем и глубину изучаемого материала; пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика), требования к достижениям должны быть четко сформулированы; снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса; снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса; определить время, необходимое для изучения каждой темы; определить время, необходимое для изучения каждой темы; предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды. предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды.

Модификация учебных пособий Обеспечение двухуровневыми учебниками и /или рабочими тетрадями или дополнительной учебной тетрадью с упрощенным содержанием. Обеспечение двухуровневыми учебниками и /или рабочими тетрадями или дополнительной учебной тетрадью с упрощенным содержанием.

Методическая поддержка работы с учебником предоставление учащимся краткого содержания изучаемой главы учебника; предоставление учащимся краткого содержания изучаемой главы учебника; маркировка важной для учащихся с ОВЗ информации; маркировка важной для учащихся с ОВЗ информации; предоставление списка слов и оборотов речи, потенциально непонятных учащемуся с ОВЗ, с пояснениями, иллюстрациями, синонимическими заменами; предоставление списка слов и оборотов речи, потенциально непонятных учащемуся с ОВЗ, с пояснениями, иллюстрациями, синонимическими заменами; обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ОВЗ, значимый для изучения данного предмета; обеспечение дополнительными материалами, компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с ОВЗ, значимый для изучения данного предмета; разработка и использование вспомогательных учебных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника. разработка и использование вспомогательных учебных электронных ресурсов к отдельным темам и разделам учебника.

Модификация организации учебного пространства в классе расположение мебели, обеспечивающее учащимся работу индивидуально, парами, небольшими группами; обеспечение достаточного пространства для передвижения учащегося с ОВЗ; расположение мебели, обеспечивающее учащимся работу индивидуально, парами, небольшими группами; обеспечение достаточного пространства для передвижения учащегося с ОВЗ; наличие в классе «кабинета» для индивидуальной работы; наличие в классе «кабинета» для индивидуальной работы; наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ и уважительное отношение к этим правилам других учащихся класса; наличие индивидуальных правил работы для учащихся с ОВЗ и уважительное отношение к этим правилам других учащихся класса; поддержание тишины во время интенсивной работы, а также во время устных ответов учеников класса; поддержание тишины во время интенсивной работы, а также во время устных ответов учеников класса; близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю; близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю; предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости) для выполнения задания, упражнения. предоставление ученику с ОВЗ дополнительного времени (при необходимости) для выполнения задания, упражнения.

Модификация способов предъявления и выполнения заданий предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме; предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной форме; неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ; неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ; объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе; объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе; выявление понимания учащимся инструкции, задания; выявление понимания учащимся инструкции, задания; поэтапное разъяснение заданий; поэтапное разъяснение заданий; поэтапное (пооперационное) выполнение задания (возможно использование предметно-операционных карт); поэтапное (пооперационное) выполнение задания (возможно использование предметно-операционных карт); демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом процессе учащегося; демонстрация образца выполнения задания с одновременным участием в этом процессе учащегося; выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ; выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ; выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которое для него посильна; выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту часть общего задания, которое для него посильна; индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность. индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную направленность.

Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности: использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное); использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное); ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки; ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки; разрешение переделать задание, с которым ученик не справился; разрешение переделать задание, с которым ученик не справился; предоставление возможности выбора контрольного задания; предоставление возможности выбора контрольного задания; объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.); объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.); разрешение устных ответов по читаемым текстам; разрешение устных ответов по читаемым текстам; оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей; оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей; неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов; неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов; предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом; предоставление ученику возможности представить выполненное задание сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом; акцентирование внимания на достижениях ученика. акцентирование внимания на достижениях ученика.

Модификация межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса: модификация деятельности педагогического коллектива (кооперация и сотрудничество, работа в команде, взаимопомощь, единство требований и согласованность методических подходов); модификация деятельности педагогического коллектива (кооперация и сотрудничество, работа в команде, взаимопомощь, единство требований и согласованность методических подходов); модификация взаимоотношений и сотрудничество школы с родителями, участие родителей в учебном процессе в качестве ассистентов, подготовка ими специальных дидактических материалов, ежедневное индивидуальное личное и виртуальное общение; модификация взаимоотношений и сотрудничество школы с родителями, участие родителей в учебном процессе в качестве ассистентов, подготовка ими специальных дидактических материалов, ежедневное индивидуальное личное и виртуальное общение; составление и реализация индивидуального плана коррекции поведения учащегося с ОВЗ, а также (при необходимости) обычных учащихся; составление и реализация индивидуального плана коррекции поведения учащегося с ОВЗ, а также (при необходимости) обычных учащихся; воспитание социально приемлемого поведения в ситуациях индивидуальной и коллективной учебной деятельности как для учащихся с нормативным развитием, так и для учащихся с ОВЗ (самостоятельное принятие решения и ответственности за это решение; умение договариваться; уступать; соблюдать очередность); воспитание социально приемлемого поведения в ситуациях индивидуальной и коллективной учебной деятельности как для учащихся с нормативным развитием, так и для учащихся с ОВЗ (самостоятельное принятие решения и ответственности за это решение; умение договариваться; уступать; соблюдать очередность); педагогическому персоналу необходимо научиться избегать реакций, обусловленных чувством жалости к ребенку с ОВЗ; поощрение стремления обычных учащихся к общению, взаимодействию с интегрированным /включенным одноклассником, к оказанию ему помощи. педагогическому персоналу необходимо научиться избегать реакций, обусловленных чувством жалости к ребенку с ОВЗ; поощрение стремления обычных учащихся к общению, взаимодействию с интегрированным /включенным одноклассником, к оказанию ему помощи.

Этап Шаги разработки адаптированной образовательной программы Содержание деятельности.Результат Предвари тельный Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей Администрация школы определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.); заключается договор с родителями проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Понимание специфики семьи, предварительный план действий для облегчения адаптации ребенка в новой среде. Оценка требований ФГОС и ОП Изучение документации. Рекомендаций ПМПК

Диагностичес кий Изучение результатов комплексного психолого- педагогического обследования Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по возможности – комплексно); Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Понимание возможностей ребенка и основных проблем в сфере освоения образовательной программы и поведения Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов. Принятие решения о необходимости разработки АОП. Конкретизация и коррекция собственных представлений о возможностях и проблемах ребенка. Определение стратегии по выстраиванию сотрудничества и продуктивного взаимодействия

Разработка Определение необходимых структурных составляющих АОП Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк. Анализ содержания основной образовательной программы с точки зрения возможностей ребенка ее освоить. Адаптация содержания учебных материалов и пособий, подбор дидактических материалов, формирование, использование поддерживающих стратегий. Приказ об утверждении АОП При необходимости – привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. Определение временных границ реализации АОП Четкое формулирование цели АОП (совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках реализации АОП Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты) Планирование форм реализации разделов АОП Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Реализация Организация образовательного процесса, способствующего адаптации и формированию продуктивной учебной работы у ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; Организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; Организация мониторинга эффективности коррекционной работы Успешная адаптация ребенка с ОВЗ в среде сверстников, динамика его развития, продуктивность учебной деятельности ребенка, формирование основных компетенций

Анализ и коррекция Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, Динамики развития и учебных достижений ребенка Определение ведущих направлений дальнейшей работы с ребенком и его семьей, постановка задач на следующий период. Выявление наиболее эффективных стратегий включения ребенка в образовательную среду, внесение корректив в АОП

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!