FokinaLida.75@mail.ru Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах. «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КСО коллективные способы обучения.. Технология КСО имеет различные названия : организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве.
Advertisements

Отчёт по самообразованию Коллективные формы работы на уроках Учитель начальных классов Герун И. И. МОУ Шацкая СОШ.
Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
31 января 2013 год. Формы работы Работа в группах Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах.
Учитель начальных классов Чепурина Юлия Сергеевна Тема : « Коллективная форма работы младших школьников ».
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС Составила: Ялакова М.Г. учитель математик МБОУ «СОШ с. Ивановка Базарно- Карабулакского.
«Проектная деятельность учащихся при обучении их английскому языку в начальной школе» Работу выполнила учитель английского языка МБОУ «СОШ 13» Абрамова.
МКОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Яковлева Коллективный способ обучения (КСО) Подготовила: учитель технологии 1 категории Румянцева.
Организация групповой работы на уроках При работе в группах: Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая.
ProPowerPoint.Ru Эффективные формы проверки домашних заданий.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
Педагогика в поддержке ребёнка в процессе его развития. Презентация Максимовой М.В.
Групповая работа на уроках в начальных классах Составила : учитель начальных классов МОУ СОШ 20 г. Пласта Сапунова Н. В.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Образовательная программа Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В. МАОУ «СОШ 4»
Групповая форма работы - это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности –
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Как выполнять домашнее задание.. «Садимся за уроки». Садись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату до начала занятий. Выключи радио, телевизор.
Использование компьютерных технологий на уроках математики. МКОУ Надеждинская СОШ Учитель математики Амбарникова Г. Н Семинар учителей Семинар учителей.
Транксрипт:

Организация коллективного способа обучения на уроках в начальных классах. «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку. Единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим» Уэбстер Д.

На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество,взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.

Актуальность коллективного способа обучения определяется еще и тем, что он предлагает путь разрешения назревших проблем и противоречий современного образования. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения:

1. Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и непосильность учебы. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве.

2. Между пассивно - созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок.

3. Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс.

4. Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пересекается учителем («Не разговаривайте!»), («Не подсказывайте!»). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.

5. Между субъект - субъектными и субъект - объектными отношениями. На классическом уроке всегда действует принцип взаимоотношений (субъект- объект). Если же учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект». Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Таким образом, коллективный способ обучения способствует формированию умения учиться, которое даст возможность учащемуся совершенствовать себя на протяжении всей жизни.

Проблема педагогической технологии КСО в исторической ретроспективе Коллективные способы обучения появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин провел под Киевом на хуторе Корнин необычный педагогический эксперимент. В течение года он один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали и реферировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания занятий в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3- 4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Недоразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности..

Впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах. Была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы. Впервые был создан разновозрастной самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это – при лидирующей роли учителя К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты современниками и должным образом оценены. Вскоре в школах на многие годы стали насаждать методический и методологический догматизм. Так где же «золотая середина» приемлемая для современной педагогической технологии « Коллективный способ обучения» ?

Задачи подготовительного этапа в работе по организации коллективной формы обучения (1 класс): 1 задача. Выработка умения слушать другого. 1) ИГРА «Соберем добрые слова в корзинку». Помните ли вы героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случилась беда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тот осмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезни от того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну, погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в 1 класс, может, ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами. Дальше предлагаю собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детей играет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово, другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет два предыдущих слова и придумывает свое и т. д., т. е. каждый должен повторить только два предыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает из игры. А вежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждого ученика. Корзинка в руках учителя, и мы вместе с Волком проходим между рядами, собирая фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку с пожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»

2) Игры и на уроках математики при проведении устного счета. Надо, к примеру, помочь Незнайке, который запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, а круговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий: 0+1;5-3;1+4;9-5;2+7;4+3;6-6;7-1. Конечно, ребята должны быть предельно внимательными, чтобы справиться с решением такого рода задания. Часто в ходе устного счета идет игра в математический футбол. На доске примеры в футбольных воротах для двух команд. Диктуется условие игры; - Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противном случае он забивает гол в свои же ворота. -) Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений. В такие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитию внимания, а также умения слушать другого.

2 задача. Развить у детей положительное отношение к совместной деятельности на уроке. С этой целью в 1 классе можно использовать такие задания, которые позволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»). Класс делю на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику, работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды: кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу, берется за руки и образует домик. Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающие индивидуально. После завершения работы спрашиваю у детей: -Ребята, как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах? Мнения у ребят могут быть разные, но я стараюсь показать, обобщая мнения ребят, что эта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу.

3 задача. Организация работы в различных формах Формы КСО: -в парах постоянного состава ; -в малых группах ( по 4 человека ); -в парах сменного состава (научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах сменного состава).

Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужно учить детей придерживаться следующих правил: 1. Работайте дружно - не спорьте зря, а доказывайте и объясняйте. 2. Уважайте соседа - старайтесь понять друг друга («Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»…). 3. Помогайте друг другу. 4. Не кричите и не шумите, говорите спокойно, внятно. 5. Перед работой нужно договориться: -кто будет командиром группы?, -кто будет отвечать за всю группу?, -а если потребуется ответ каждого члена группы, то договориться о порядке выступлений, -кто что будет делать?; 6. Всем смотреть на говорящею (учителя или ученика); 7. Реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен(+), не согласен(-), не понял(?)).

Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов: 1. взаимообучение; 2.взаимоконтроль; 3.взаимоуправление. В ученическом коллективе все учат каждого, каждый учит всех, каждый учит каждого.

При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания: 1. недопустима пара из двух «слабых» учеников; 2. детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить вновь работать вместе); 3. если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках; 4. нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. В классе полезен сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

Организационные задачи отсутствует говорят все все общаются рабочий шум смена рабочего места Дидактические задачи обучают ученики разные темпы работы полная самостоятельность сотрудничество – основа обучения усвоение и применение максимально приближены Развивающие задачи Ученик - «субъект + объект» Работа в соответствии с индивидуальными особенностями учатся выступать, рассуждают, доказывают развитие педагогических способностей Воспитательные задачи Работает на себя и на других

Применение коллективного способа обучения на уроках литературного чтения и русского языка 1. Сочинить веселую историю. 2. Изучение текстового учебного материала. 3. Озаглавить части текста(При этом обычно возникает легкий спор по поводу заглавия, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания). 4. Чтение друг другу. 5. Задают по содержанию прочитанного вопросы и отвечают на них. 6. Взаимные диктанты учащихся (на полях самооценка и взаимооценка). 7. Учащиеся работают каждый со своей карточкой, а потом вместе объясняют орфограммы. 8. Работа в паре и четверке со словарными словами. 9. Разучивание стихотворений в сменных парах. 10. Выполнение упражнений в парах. 11. Работа по вопросникам 12. Работа над ошибками.

Применение коллективного способа обучения на уроках математики 1. Изучение текстового материала по предмету. 2. Взаимообмен знаниями. 3. Решение задач и примеров по учебнику. 4. Взаимные диктанты. 5. Работа по вопросникам. 6. Устный счет. 7. Решение задач и примеров по карточкам(1 класс-состав числа, 2 класс- табличное умножение и деление, …). 8. Проверка домашнего задания.

Коллективные способы обучения делают: -высоким уровень активности детей на уроке, -развивает мыслительную деятельность учащихся, -дает возможность многократно повторять материал, -помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, -делает урок более интересным, живым, заставляет учителя и учеников быть в постоянном творческом поиске: развиваешься сам – развиваются ученики.

Благодаря коллективной работе ученики умеют: 1. формулировать свою точку зрения; 2. выяснять точки зрения своих партнеров; 3. обнаруживать разницу точек зрения; 4. пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Во время урока учитель не должен вмешиваться без нужды в самостоятельную работу учащихся, не подсказывать и не давать готовых решений, а сконцентрировать внимание детей на опорах и памятках, которые помогут в выполнении работы. Сотрудничая друг с другом, дети осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая со взрослым В процессе наблюдений можно сделать вывод, что КСО можно использовать для отработки нового материала, а также при закреплении и повторении и отводить ему в зависимости от темы и целей урока от 15 до 25 минут. Перед началом таких уроков очень важно создать эмоциональный настрой на успех: стимулировать учащихся словами, улыбкой.

Привычка к коллективному труду возникает не спонтанно, не приходит сама собою с возрастом учащихся. Формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. При этом очень важно, чтобы коллективная деятельность с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей работе на уроке.

Урок, благодаря старанию учителя, богатому содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности.

«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.» Жан-Жак Руссо