Регионы России экономика и бюджеты до и после Крыма Н. Зубаревич МГУ-НИСП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационное развитие регионов возможности и барьеры Н. Зубаревич МГУ-НИСП.
Advertisements

Министерство регионального развития Российской Федерации О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2014 года Департамент.
Регионы России выход из кризиса и перспективы развития Н. Зубаревич МГУ-НИСП.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-октябре 2009 года.
Лекция 11. Демографические проблемы Курс «Современные проблемы регионального развития» Зубаревич Н.В.
Развитие регионов: вызовы кризиса и модернизации. Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
ИНТЕРНЕТ-проект «Социальный атлас российских регионов» Региональная программа НИСП.
Региональное развитие и региональная политика 20 лет врозь Зубаревич Н. МГУ-НИСП.
4 октября 2011 ГОДА Стратегия 2020: вызовы развития и сценарии реализации для Дальнего Востока V ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ «круглый.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- июле 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа в январе 2012 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- феврале 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
100% 83 региона млрд. руб. 99% 70 регионов Респ. Хакасия; Чеченская Респ.; Чукотский АО; Магаданская обл.; Кабардино-Балкарская Респ.; Респ. Северная Осетия-Алания;
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в январе-сентябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе 2012 года.
Москва: экономические преимущества и проблемы Ресурсы для реализации проекта Большой Москвы Н. Зубаревич МГУ-НИСП "Тьмы низкихъ истинъ мн ѣ дороже Насъ.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-Кавказского федерального округа в январе- марте 2010 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Уральского федерального округа в январе 2012 года.
Транксрипт:

Регионы России экономика и бюджеты до и после Крыма Н. Зубаревич МГУ-НИСП

Что изменилось в гг.? Естеств. прирост – слаборазвитые республики, север и восток К естественного прироста на 1000 населения Центр Сев-Запад ЮгС.Кавк Приволжск Урал СибирьД.Восток

Прогноз половозрастной структуры: рост численности населения в пенсионных возрастах, численность молодежи будет меньше на треть

Люди едут туда, где лучше. Миграционный прирост в 2013 г.: Москва (108 тыс. чел.) Моск. обл (98), С.-Петербург (100), Ленинградская (22) Краснодарский кр. (72), Тюменская (17), Калининградская (9), Новосибирская обл. (20) К миграционного прироста на 1000 населения в 2012 и 2013 гг. Центр Сев-Запад ЮгС.Кавк Приволжск Урал СибирьД.Восток

Новые тенденции: стагнация промышленности с 2013 г. Динамика промышленного производства – 0% (2013 к 2012), в 1-м полугодии рост на 1,5% за счет обрабатывающих отраслей Динамика промышленного производства в 1 полугодии, % Центр Сев-Запад ЮгС.Кавк Приволжск Урал СибирьД.Восток

Спад инвестиций Динамика инвестиций в РФ: -0,2% (2013 к 2012), 1-е полугодие 2014 – спад на 2,8% Хуже всего - Дальний Восток, Сев.-Запад и Сибирь Динамика инвестиций за 1 полугодие, % Центр Сев-ЗапД.Восток Урал СибирьС.Кав ПриволжЮг

Куда идут инвестиции? Доля федеральных округов и отдельных регионов в общем объеме инвестиций, %

География инвестиций: ТЭК + столицы Душевые инвестиции с корректировкой на цены в регионах, в среднем за год (с 1999 по 2012 гг.), тыс. руб.на чел. Лидеры Аутсайдеры Ненецкий АО 1194 Кировская обл. 25 Ямало-Ненецкий АО 680 Респ. Марий Эл 24 Ханты-Мансийск.АО 293 Каб.-Балкарская Респ. 24 Сахалинская обл. 260 Респ. Дагестан 23 Респ. Саха (Якутия) 125 Курганская обл. 23 Респ. Коми 111 Ивановская обл. 21 Ленинградская обл. 104 Брянская обл. 21 г.Москва 75 Респ. Сев.Осетия-Алания 20 Краснодарский край 75 Кар.-Черкесская Респ. 20 Респ. Татарстан 73 Алтайский край 19 г.Санкт-Петербург 59 Респ. Ингушетия 13 РФ54 Респ. Тыва 13

Инвестиции из федерального бюджета - приоритетны "большие проекты" и в федеральные города Структура инвестиций из федерального бюджета по регионам, % 2011 г г.

ПИИ идут в регионы с конкурентными преимуществами Доля региона во всех прямых иностранных инвестициях, % РФ100 Центральный ФО Москва Московская обл Калужская обл Сев-Западный ФО Ленинградская обл С.-Петербург Ненецкий АО Дальневост. ФО Сахалинская обл Приморский кр Приволжский ФО Самарская обл Татарстан Уральский ФО ЯНАО ХМАО Сибирский ФО Южный ФО

Риски санкций: Внешняя торговли России 2013 Экспорт$ млн%импорт$ млн% Всего Всего Европа ,2Европа ,0 Нидерланды ,3 ФРГ ,9 Италия ,5 Италия ,6 ФРГ370287,0 Франция ,1 Польша ,7 Польша 83342,6 Великобритания ,1 Великобритания 81062,6 Финляндия ,5 Нидерланды 58461,8 Франция 92031,7 Финляндия 54091,7 Швейцария 88781,7 Чехия 53181,7 Бельгия 77271,5 Испания 49151,5 Китай ,8Китай ,7 Турция ,8США165375,2 Япония ,7Япония ,3 США111962,1Турция 72562,3 СНГ ,0СНГ ,0 Украина ,5 Украина ,0 Беларусь ,8 Беларусь ,3 Казахстан ,3 Казахстан 90112,8

Реален ли сдвиг внешней торговли на восток? Внешняя торговля России с основными странами Экспорт / Импорт, $ млрд Экспорт в Китай в 7,5 раз ниже чем в Европу

Сокращение прямых иностранных инвестиций в Россию. Китай нам поможет? Прямые иностранные инвестиции в России, млрд $ Продажа ТНК-ВР через офшоры Доля Китая – 1,3% Доля Кипра и Нидерландов – 54,3%

ПРОИЗВОДСТВО СКОТА И ПТИЦЫ НА УБОЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ в убойном весе, тыс. тонн. Годы Крупный рогатый скот Свиньи ,231, ,515, ,613, , ,717, , ,117, , ,519,2 сокраще- ние, 2013 к 1992, раз 2,71,6 Поголовье во всех категориях хозяйств, млн.

Зависимость России от импорта МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ (млн. тонн) Производство 8,34,45.06,36,77,27,58,18,5 Импорт 1,42,13,13,22,92,82,7 2,5 Доля импорта с учетом запасов, % МОЛОКО И МОЛОКОПРОДУКТЫ (млн. тонн) Производство 47,232,330,832,432,631,831,731,830,7 Импорт 3,24,77,17,378,27,98,59,4 Доля импорта с учетом запасов, %

Рынок труда Позитивный тренд: уровень безработицы в регионах – минимальный за постсоветский период Проблемы локализуются в индустриальных городах Уровень безработицы по методологии МОТ, % Центр Сев-ЗапД.Восток Урал СибирьС.Кав ПриволжЮг

Социальный контракт: "Политическая стабильность в обмен на рост доходов" - уже не действует. Рост доходов населения прекратился. Динамика реальных денежных доходов населения, в % к предыдущему году е полуг

Неравенство населения по доходам: доходы 40% населения РФ ниже, чем в советский период Источник: Л. Овчарова (НИСП) кризис

Доходы населения: структурные изменения (перераспределение нефтяной ренты)

Состояние бюджетов. Федеральный бюджет - зависимость от нефтегазовых доходов выросла до 50% Структура доходов федерального бюджета в 2013 г., %

Кто "кормильцы" федерального бюджета? В федеральный бюджет идут НДПИ и НДС Доля в поступлениях налогов в федеральный бюджет, % Возможности налоговой децентрализации ограничены

Поможет ли децентрализация? Ресурсов для налоговой децентрализации немного Доля налогов, поступающих в бюджет региона, от всех собранных в регионе налогов в 2012 г., %

Бюджеты регионов: проблемы доходов Динамика доходов конс. бюджетов регионов, %

Перераспределение нефтегазовой ренты и политика Минфина: трансферты сокращались Доходы конс.бюджетов регионов и трансферты

Трансферты: развитым и среднеразвитым регионам помогают меньше, помощь слабым стабильна Доля трансфертов в доходах бюджетов регионов, %

Институциональная проблема - "ручное" распределение федеральной помощи Структура трансфертов регионам в 2013 г.

Выполнение указов президента: эффективны ли инвестиции бюджетов регионов в человеческий капитал? Динамика расходов бюджетов регионов в 1 полугодии, %

Растущий груз социальных обязательств + попытки инвестировать в развитие Структура расходов консолид. бюджетов регионов, %

Бюджеты регионов перегружены социальными обязательствами. Доля социальных расходов - 61% в 2013 г. (65% в 1-м полугодии 2014 г.). В 2/3 регионов доля соц. расходов выше 65%. Структура расходов бюджетов регионов в 1-м полугодии 2014 г, %

Дефицит бюджета (642 млрд руб.) – 90% регионов В 38 регионах дефицит превысил 10% доходов бюджетов за 2013 г. Сокращение дефицита в 2014 г. в три раза - за счет роста трансфертов и бюджетных кредитов из федерального бюджета

Долг – более 2 трлн руб. или 31% собственных (налоговых и неналоговых) доходов конс. бюджетов регионов, 41% долга – кредиты банков. Долг к собственным доходам консолид.бюджета региона, %

Стоимость Крыма для федерального бюджета некритична, но эти расходы ускорят дестабилизацию Трансферты Крыму из фед. бюджета в 2014 г. 34 млрд руб (апр.-июнь), за год млрд руб Это 7-8% от всех федеральных трансфертов регионам (1560 млрд руб. в 2013) Федеральная программа Минрегиона на 6 лет ( ) - три варианта: 320 млрд руб 1100 млрд руб 1200 млрд руб 200 млрд руб в год - это 2,5% всех расходов бюджетов регионов или 1,5% расходов федерального бюджета Цена Крыма сопоставима с Олимпиадой в Сочи.

Региональная политика: баланс трех приоритетов Рыночный – стимулирование развития конкурентоспособных регионов, чтобы ускорить экономический рост всей страны. Часть возросших налоговых доходов перераспределяется на поддержку отстающих территорий, в них также стимулируется развитие региональных центров и других мест с локальными конкурентными преимуществами. Функция поддержки населения слаборазвитых и депрессивных периферий перекладывается на социальную политику. Риски - усиление неравенства и развал страны. Выравнивание пространственного развития - обеспечение более равного доступа населения к общественным благам на территориях с разным уровнем развития. Доминирует в развитых странах континентальной Европы, а среди стран догоняющего развития – только в России. Геополитический - важнее всего контролировать рубежи, инвестируя в их развитие (особая экономическая зона в Калининградской области, долгосрочные программы развития Дальнего Востока и, Курильских островов, расселение мигрантов- соотечественников на востоке страны). Низкая эффективность. Выравнивающий и геополитический приоритеты наиболее затратны, именно они и реализуются

Задачи на послезавтра Снижение барьеров для распространения разнообразных инноваций (потребление, образ жизни и др.) от крупнейших городов к менее крупным и на периферию – инфраструктура Рост мобильности населения – рост доходов, инфраструктура, институты Стимулирование конкуренции регионов и городов за инвестиции и человеческий капитал и, одновременно, горизонтального взаимодействия для решения общих проблем – институты: децентрализация управления и дерегулирование

Векторы децентрализации Перераспределение нефтяной ренты – надолго, нужны институциональные изменения в распределении федеральных трансфертов (прозрачность, формульные дотации, резкое сокращение числа субсидий) Дерегулирование Передача части полномочий регионам с ресурсным обеспечением, но не с целью экономии федеральных денег Стимулирование горизонтальных взаимодействий Контроль властей не только сверху, но и снизу (выборы губернаторов и мэров) Реальное политическое представительство регионов и их участие в принятии решений: интересы "части" не могут совпадать с интересами "целого", нужен поиск компромисса