ТЕМА 2.1 ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (продолжение темы 2) 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое «методология»? Чем она отличается от «науки» и «философии»?
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.
Тема: УСТРОЙСТВО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Гипотезы возникновения мышления.
ПЛАН 1.АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО». 2.ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА. ОБЩАЯ СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ КАЧЕСТВА. 3. СУЩНОСТЬ КАЧЕСТВА. ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА. 4. МОДЕЛЬ.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Концептуальные подходы к экспертизе Кейс 2. Модуль « Экспертная деятельность » Экспертиза : понятие, сущность, типология Методы экспертных оценок Концептуальные.
Структура гуманитарно ориентированного содержания математического образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИАГРАММНАЯ ТЕХНИКА В ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ Л И З У Н О В Владимир Васильевич, Л И З У Н О В Владимир Васильевич, к.ф.-м.н., директор.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Организация стажёрской практики на базе школы - инновационной площадки 18 марта года Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Транксрипт:

ТЕМА 2.1 ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (продолжение темы 2) 1

На прошлом занятии мы начали рассматривать ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мы рассмотрели: 1) Чем ДЕ отличается от ЖИЗНИ и от ПОВЕДЕНИЯ; 2) Простейшую структуру АКТА ДЕ; 3) Характеристики ЦЕЛИ. (пример целеполагания в компании SONY) 2 цельсредство объект Акт употребления результата

Функции места средств ДЕ определяются целью, ограничиваются объектом и привносятся извне (из культуры или методологии – способ работы; из другого акта ДЕ – орудийное наполнение места ) если средства достижения цели есть, то цель принимает форму задачи если средств достижения цели нет, то цель превращается в проблему если средства достижения цели есть, то цель принимает форму задачи если средств достижения цели нет, то цель превращается в проблему 3 средстваобъект цель Акт изготовления средств а) требованияб) ограничения в) материальное наполнение

Объект ДЕ не нужно путать с натуральными объектами (объекты «живут» в онтологии) Объект ДЕ нужно уметь выделить из ситуации ДЕ Ситуация - особая организованность ДЕ, с которой деятель (ДЕ-позиция) сталкивается Объект ДЕ не нужно путать с натуральными объектами (объекты «живут» в онтологии) Объект ДЕ нужно уметь выделить из ситуации ДЕ Ситуация - особая организованность ДЕ, с которой деятель (ДЕ-позиция) сталкивается 4

Ситуация (любая) имеет ряд сущностных характеристик: 1) это особая среда, фрагменты которой деятелем помечаются (мысленно) метками значимости относительно целей своих и чужих действий; 2) она всегда негативна (останавливает деятельность); 3) она всегда чья-то и, одновременно, она – объективна; 4) содержит в себе результаты столкновения цели ДЕ с внешними обстоятельствами или другими активностями. Курт Левин в 1917 в статье «Военный ландшафт» ввел понятие «ситуация» Ситуация (любая) имеет ряд сущностных характеристик: 1) это особая среда, фрагменты которой деятелем помечаются (мысленно) метками значимости относительно целей своих и чужих действий; 2) она всегда негативна (останавливает деятельность); 3) она всегда чья-то и, одновременно, она – объективна; 4) содержит в себе результаты столкновения цели ДЕ с внешними обстоятельствами или другими активностями. Курт Левин в 1917 в статье «Военный ландшафт» ввел понятие «ситуация» 5

Военный ландшафт-ситуация Линия фронта противник Человек в ситуации 6

Рисунок ситуации ребенка в неполной семье 7 мамая моя кукла приходящий папа * Размер фигур соответствует значимости в жизни ребенка 7

Ситуацию в ДЕ схематически обозначают как остановку (тупик и разрыв) в нормально функционирующем деятельностном процессе. Классическая наука (любая) с ситуациями не работает в принципе. Ситуацию в ДЕ схематически обозначают как остановку (тупик и разрыв) в нормально функционирующем деятельностном процессе. Классическая наука (любая) с ситуациями не работает в принципе. ситуация тупик 8

Ситуация - не всегда очевидна Она требует своего выделения из внешних обстоятельств, целей и препятствий для их достижения Для этого служит анализ ситуации; он предполагает ряд этапов : 1) выход в рефлексивную позицию Ситуация - не всегда очевидна Она требует своего выделения из внешних обстоятельств, целей и препятствий для их достижения Для этого служит анализ ситуации; он предполагает ряд этапов : 1) выход в рефлексивную позицию * что мешает ДЕ? 9

2) отделение значимых моментов ситуации от незначимых * значимые незначимые 4) нахождение средств преодоления ситуации (и соответствующего способа действия) 3) построение идеального объекта ДЕ под стоящую цель (абстрагирование от незначимых характеристик, их структурирование и изоляция от внешних связей) 10 * Объект ДЕ цель средство Ситуация: через 1 минуту должна взорваться бомба около двери аудитории, полной людей, сидящих за учебными столами. Вы в – аудитории. Отделите значимое от незначимого.

Акт деятельности – двухслойный: в одном слое функциональные места, в другом – их материальное наполнение Акт деятельности – двухслойный: в одном слое функциональные места, в другом – их материальное наполнение 11 место для средств место для цели место для объекта Р Р ДЕ-процесс им

Материальное наполнение функционального места (любого) всегда в большей или меньшей степени не соответствует функции места функциональное место материальное наполнение связь с другим местом Примеры с занятием вакантных должностей и материальным наполнением учебных аудиторий 12

Деятельность отпечатывается на материале, в т.ч. человеческом, и может долго сохраняться ( даже после смены функциональной структуры деятельности ). Анекдот: К последнему вагону поезда, остановившегося на полустанке, подходит группа грязных, небритых мужиков с автоматами и говорят проводнице: «Дочка, укрой нас». Она с удивлением: «А вы кто такие?» «Мы – партизаны». «Так война давно закончилась». «Да? А мы всё воюем и воюем». Деятельность отпечатывается на материале, в т.ч. человеческом, и может долго сохраняться ( даже после смены функциональной структуры деятельности ). Анекдот: К последнему вагону поезда, остановившегося на полустанке, подходит группа грязных, небритых мужиков с автоматами и говорят проводнице: «Дочка, укрой нас». Она с удивлением: «А вы кто такие?» «Мы – партизаны». «Так война давно закончилась». «Да? А мы всё воюем и воюем». В России почти все деятельности – как у этих партизан: материальные организованности не соответствуют функциональным. Примеры людей, «ушибленных» войной, или ушедшим в историю социалистическим способом производства. Не человек красит место, а место красит человека 13

Функциональная определённость деятельностного места задаётся не его наполнением, а его (места) функциональными связями с другими местами (целостной структурой акта деятельности). Функция – это бытие в другом: назначение не в вещи, а в способе её употребления людьми (в отличие от природных сущностей). Каждый способ фиксируется своей структурой действий и функциональных мест Функциональная определённость деятельностного места задаётся не его наполнением, а его (места) функциональными связями с другими местами (целостной структурой акта деятельности). Функция – это бытие в другом: назначение не в вещи, а в способе её употребления людьми (в отличие от природных сущностей). Каждый способ фиксируется своей структурой действий и функциональных мест 14

Перефункционализация вещи СР процесс производства продукт производство Д продавец покупатель товар торговля груз транспортировка стол ресторан официант клиенты преступление убийца жертва орудие убийства музей экспонат посетители 15 То же самое относится и человеческому наполнению мест

Функциональная структура мест и связей (с другими местами и деятельностными позициями) должна обеспечивать процесс достижения цели деятельности. 16 ДЕ-позиция 1 способ 1 ДЕ-позиция 2 способ 2 ДЕ-позиция 3 способ 3 ДЕ-позиция n способ n … цель Р ** профессиональная действительность Re-удержание * * * * В современном учебнике «Финансы» написано: «У финансов две функции – распределительная и контрольная». Полный бред!

Один раз найденную удачную функциональную структуру мест конкретной деятельности закрепляют нормативно: на внешних культурных носителях – в законах, регламентах, учебниках, методиках, технологиях и транслируют в поколениях. Пример А.Е. Левинтова: регламент развозчика пиццы в США – 2 CD по 10 ГВ Пример С.Б. Чернышева: регламент командира танковой роты в Бундесвере (ФРГ) – книга в 500 стр. Один раз найденную удачную функциональную структуру мест конкретной деятельности закрепляют нормативно: на внешних культурных носителях – в законах, регламентах, учебниках, методиках, технологиях и транслируют в поколениях. Пример А.Е. Левинтова: регламент развозчика пиццы в США – 2 CD по 10 ГВ Пример С.Б. Чернышева: регламент командира танковой роты в Бундесвере (ФРГ) – книга в 500 стр. N N Sit 1Sit 2Sit 3 Культура Социальные ситуации ДЕ N 17

Культура задаёт средствиальное бытие деятельности Можно сказать: деятельность всецело исчерпывается нормами культуры!!! Там, где деятельность выходит за рамки культуры, возможны две ситуации: либо она деградирует (превращается в поведение), либо развивается (становясь практикой методологии). Развитие ДЕ возможно только через развитие средств ДЕ (денежные средства тут ни причем) и закрепление их нормами культуры (примеры развития средств деятельности на Западе: лазер вместо фрезы, 3D- роботы, цех с нечеткой границей, самопроектирующее оборудование,компьютерное управление контекстореагирующими системами и др.) (см. доклад В.Н. Княгинина на V МЕ-школе) Культура задаёт средствиальное бытие деятельности Можно сказать: деятельность всецело исчерпывается нормами культуры!!! Там, где деятельность выходит за рамки культуры, возможны две ситуации: либо она деградирует (превращается в поведение), либо развивается (становясь практикой методологии). Развитие ДЕ возможно только через развитие средств ДЕ (денежные средства тут ни причем) и закрепление их нормами культуры (примеры развития средств деятельности на Западе: лазер вместо фрезы, 3D- роботы, цех с нечеткой границей, самопроектирующее оборудование,компьютерное управление контекстореагирующими системами и др.) (см. доклад В.Н. Княгинина на V МЕ-школе) 18

Различают следующие типы средств ДЕ: а) инструментально-орудийные; б) субъективно-интериоризированные; в) знаниевые. Различают следующие типы средств ДЕ: а) инструментально-орудийные; б) субъективно-интериоризированные; в) знаниевые. технические практико-методические знания Е-превращение цель орудия (ИН) способноститабло сознания Р ИМ ДЕ-преобразование операции * Е/Н знания 19

«Знание» – такое функциональное место акта ДЕ, в котором рефлексивно отражаются все другие организованности данного акта ДЕ Знаниевые средства необходимы для отделения (объективирования) субъективного опыта деятеля, фиксации его в нормах культуры для обеспечения массового освоения данной ДЕ другими людьми Без знаний культура деятельности невозможна, а без культуры становится невозможной сама деятельность 20

Знаниевые средства подразделяются на: -- естественно-научные: получаются из внешней, рефлексивной, позиции – при использовании средств Е/Н описания процессов превращения материала. Это описание того, что может происходить само собой, без участия деятеля, по Е-законам; -- технические: при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её исходном материале. Это описание того, что позволяет сопротивляющийся материал. -- практико-методические: при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её результатах. Принцип: делай А – получишь Б ; Знаниевые средства подразделяются на: -- естественно-научные: получаются из внешней, рефлексивной, позиции – при использовании средств Е/Н описания процессов превращения материала. Это описание того, что может происходить само собой, без участия деятеля, по Е-законам; -- технические: при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её исходном материале. Это описание того, что позволяет сопротивляющийся материал. -- практико-методические: при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её результатах. Принцип: делай А – получишь Б ; 21

Естественно-научные знания носят формально-теоретический характер Технические знания – операционально-технологический характер Практико-методические знания – схематический характер Нас будет интересовать, прежде всего, последний тип знаниевых средств 22

Схема акта ДЕ позволяет различить 2 типа работы в образовательной деятельности: подготовку (нижний овал) и собственно образование (верхний овал) Схема П.Г. Щедровицкого 23