Экономическая теория, модуль 1 Лекция 5. 06/10/2014 Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры МБФ Ауд.1506,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая теория, модуль 1 Лекция 5. 3/10/2011 Теория спроса и предложения. Равновесие на рынке. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики.
Advertisements

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Тема 3 Основы экономики. Спрос один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Спрос характеризует потребности людей. Не всякая потребность может.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Рынки факторов производства область экономических факторов производства, таких как: земля, природные ископаемые и сырьевые ресурсы, ресурсы труда различных.
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Опора на понятия: закон спроса, закон предложения, цена, факторы производства, производитель, потребитель, товар Опора на понятия: закон спроса, закон.
1 Рыночные отношения: сущность, функции, структура Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения,
Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Спрос и предложение. Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание.
Транксрипт:

Экономическая теория, модуль 1 Лекция 5. 06/10/2014 Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры МБФ Ауд.1506, тел

План лекции Спрос и величина спроса. Закон спроса. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Сдвиг равновесия. Воздействие на рынок с помощью фиксированных цен. Излишек потребителя, излишек производителя. Косвенное государственное регулирование цен.

Характеристика основных моделей рынка Признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Количество фирм Множество МногоНесколько Одна фирма Тип продукции Однородная, стандартизиро- ванная Мнимая или действительная дифференциация Однородная или дифференцированная Уникальная продукция Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован Неценовая конкуренция Отсутствует Используются реклама, торговые марки и товарные знаки Используется в значительной степени Создание благоприятного имиджа фирмы Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.

Величина спроса и спрос Спрос (Demand) – желание покупателей приобрести товар или услугу. Платежеспособный спрос – потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами покупателя. Величина спроса – количество товара, которое потребители могут и хотят приобрести при данной цене в течение определенного времени. Q D = f (P,Pa,Pb…,I,T,W) Q D функция цены, цен других товаров, доходов, вкусов и предпочтений, накопленного имущества.

Закон спроса : при прочих равных снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение – к уменьшению величины спроса. Кривая спроса на конкретный товар Обратная зависимость между ценой и величиной спроса. P (Price) – цена, D (Demand ) – спрос, Q (Quantity) – количество (товара)

Причины изменения величины спроса 1. Закон убывающей предельной полезности - каждая дополнительная единица продукта по мере потребления приносит потребителю все меньшее удовлетворение. Готовность продолжать покупки товара возникает при снижении цены на него. 2. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приобретаемых других товаров. 3. Эффект замещения - готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.

Уравнение линейной функции спроса Величина спроса Q D = a – bP, где a – точка пересечения с осью абсцисс (Q D ), b – тангенс угла наклона кривой, Р - цена (price). Таблица и график для примера: P Q321 P QDQD

Индивидуальный и совокупный рыночный спрос Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя. Рыночный спрос – совокупный спрос всех покупателей на данный товар при данной цене. Величина (объем) спроса на товар – определенная точка на кривой спроса. Спрос на товар в целом характеризует вся кривая спроса (совокупность точек, отражающих зависимость Q и P при разных их значениях ).

Совокупный спрос

Изменение величины спроса Перемещение по кривой спроса вверх или вниз

Изменение спроса Смещение кривой спроса вправо или влево.

Факторы (детерминанты) смещения спроса Изменение денежных доходов потребителей. Изменение вкусов и предпочтений потребителей (мода, образ жизни, реклама). Количество потребителей (размер рынка). Ожидания потребителей (роста или снижения цен, повышения или понижения доходов). Цены на товары-заменители (субституты). Цены на связанные (сопряженные, дополняющие, комплиментарные) товары

Товары-заменители (субституты). Цена на один продукт (A) и спрос на другой (B) находятся в прямой зависимости. Если выросли цены на один, растет спрос на другой. Взаимодополняющие (комплиментарные) товары. Обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой. Рост цен на один сократит спрос на другой и снижение цены на один вызовет рост спроса на другой. PAPA QBQB PAPA QBQB Положительный угол наклона Отрицательный угол наклона

Изменение дохода и спрос на нормальные товары и товары низшей категории

Товары Гиффена (низшей категории) Tовар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода).

Предложение и его закон Величина предложения - количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене в определенный период времени. Q S = f(Р, P r, K, T, N, B ), где Р – цена блага, Pr - цены ресурсов, K – характер применяемой технологии, T - налоги и субсидии, N - количество продавцов, В - прочие факторы. Закон предложения – прямая зависимость между изменением цены и величины предложения. Высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше.

Q S и затраты ресурсов Функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Принимая решение о производстве предприниматель сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства.

Кривая предложения Изменение величины предложения - перемещение по кривой предложения при изменении цены. S (Supply)

Изменение предложения Смещение кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов.

Факторы (детерминанты) предложения Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение цен на ресурсы повышает издержки производства, что уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево). Снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо). Применение современных технологий позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растет. Налоги и субсидии. Рост налогов увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии уменьшают издержки и увеличивают предложение. Количество продавцов. Увеличение числа фирм, производящих данный продукт, приведет к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (если объемы производства каждого предприятия при этом не сократятся). Цены на другие товары. Фирма может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной. Ожидания. Ожидание повышения цен может увеличить предложение или сократить текущее предложение в ожидании будущего роста цен.

Функция предложения и фактор времени Кратчайший рыночный период – все факторы производства постоянны. Величина S m не меняется при росте спроса. Короткий рыночный период – некоторые факторы (сырье, рабочая сила) переменны. Увеличивается объем производства при росте спроса. Длительный рыночный период - все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм). Значительный рост предложения даже при постоянных ценах. P0P0 PmPm SmSm Q0Q0 D2D2 D1D1 Q P 0 SsSs D2D2 0 Q0Q0 QsQs Q PsPs P0P0 P D2D2 D1D1 0 SLSL SL1SL1 Q0Q0 Q1Q1 Q2Q2 P P1P1 P0P0 Q

Мгновенное равновесие - возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение (оно совершенно неэластично). Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной. Краткосрочное равновесие - при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.

Долгосрочное равновесие – в ответ на рост спроса производственные мощности расширяются, растет число предприятий отрасли, перераспределяются ресурсы. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие Равновесие на рынке конкретного товара возникает в точке пересечения кривых спроса и предложения. Q D = Q S Равновесная цена (equilibrium price) – по которой покупатели желают и могут приобрести, а продавцы готовы продать определенное количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой. Равновесное количество соответствует равновесной цене.

Pe, Qe – равновесная цена и равновесное количество товара (equilibrium – равновесие) SsSs D Q 0 QeQe Pe Pe P

Сдвиг равновесия. Простые случаи.

Рыночное равновесие Равновесие возможно, если имеется одна или более неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. Специальные случаи: - объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены; - существует более чем одно сочетание цена- объем, при котором достигается равновесие на рынке.

а) Объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене (бесплатное благо - атмосферный воздух). Равновесие существует при нулевой цене (P = 0), если при этой цене объем предложения превышает объем спроса. б) Цена спроса меньше цены предложения. Равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q = 0), если цена предложения при этом объеме больше цены спроса (мусорный бак из золота). Специальные случаи равновесия

Неединственность равновесия а) Линии спроса и предложения имеют две общие точки. Рынок труда.

Неединственность равновесия б) Линии спроса и предложения совпадают на отрезке NM. Здесь изменение цены недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей - изменение объема предложения.

Неединственность равновесия в) Линии спроса и предложения имеют общий отрезок: равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q 1 до Q 2 и равновесной цене Р Е. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения.

Воздействие на рынок с помощью фиксированных цен Нарушения в действии рыночного механизма. Установление приказным, волевым порядком цены выше или ниже Pe (государство, монополия). Потолки цен - для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем (доступность каких-либо продуктов для бедных): очереди, "черный" рынок, карточки, талоны. Цены пола (низшие пределы цен) - поддержка нац. производителя (в с/х), решения социальных вопросов (мин. заработная плата). Ограничение предложения (картели), новые области применения продукта (для увеличения спроса). Государственные закупки излишек продукции.

Отклонение от равновесия. Максимальная цена (цена потолка) Ниже Ре - выше потолка не прыгнуть е Неденежные затраты Денежные затраты

Отклонение от равновесия. Минимальная цена (цена пола) е выше Ре - ниже пола не упасть

Излишек потребителя, излишек производителя Жюль Дюпюи (1804–1866) – статья «Об измерении полезности общественных работ», Излишек потребителя – дополнительная выгода покупателя, разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Излишек производителя – дополнительные доходы продавца, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Излишек потребителя (consumers surplus), излишек производителя (producers surplus)

Концепция формирования равновесной цены В случае избытка предложения (при цене Р 2 ) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и способствует достижению равновесной цены. Подход А.Маршалла (длительный период) Q 1 Q E Q 2 P2PEP1P2PEP1 Подход Л.Вальраса (короткий период) P2PEP1P2PEP1 Q 1 Q E Q 2 Если существует избыток спроса Q 2 – Q 1 при цене Р 1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток.

Устойчивость равновесия Локальная устойчивость равновесия: равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены. Глобальная устойчивость равновесия: равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены Р Т РЕРЕ Р2Р2 Р1Р1 Р Т РЕРЕ Абсолютно-устойчивое равновесие (устанавливается единая равновесная цена). Относительное (условное) равновесие (небольшие отклонения от равновесной цены)

Установление равновесия D и S: паутинообразная модель (cobweb model) Устойчивое Регулярные Неустойчивое равновесие(а) колебания (б) равновесие (в) Колебания: затухающие (а), равномерные (б), взрывные (в) Равновесие зависит от углов накло­на кривой спроса и кривой предложения.

Косвенное регулирование рыночного равновесия (спроса, предложения, цен) Регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них (макроэкономическое воздействие). Методы: учетная ставка процента; субсидирование и дотации из бюджета; установление налогов и налоговых ставок, пошлин; проведение государственных закупок; регулирование денежного обращения и кредита; политика государственных инвестиций; установление норм амортизации; регулирование валютного курса.

Основные инструменты государственного регулирования экономики

Примеры тестовых вопросов Функция спроса: Q D =1000 – P, функция предложения; Q S = P – 200, где Q D, Q S – величины спроса и предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед – P = P – 200 => Р = 1200 / 2 = 600 ден. ед. 1. Государство установило ценовой барьер в размере 400 ден. ед. Q D = 1000 – 400 = 600; Q S = 400 – 200 = 200; Q D – Q S = 400 тыс. шт. В результате рынок будет характеризоваться как дефицитный; дефицит составит 400 тыс. шт. 2. Государство установило ценовой барьер в размере 800 ден. ед. В результате рынок будет характеризоваться как избыточный; избыток товара составит 400 тыс. шт. Q D = 1000 – 800 = 200; Q S = 800 – 200 = 600; Q D – Q S = тыс. шт.

Примеры тестовых вопросов Исходное равновесие соответствует точке А. Население ожидает значительного замедления роста цен, одновременно государство увеличивает налоги. Вследствие этого в краткосрочном периоде равновесный объем продаж установится на уровне … Ожидание замедления роста цен - неценовой фактор уменьшения спроса: в краткосрочный период кривая спроса переместится из положения D 0 в положение D 2. Повышение налогов - неценовой фактор уменьшения предложения, кривая предложения сместится из положения S 0 в положение S 2. Новое равновесие установится при пересечении линий D 2 и S 2. Равновесный объем продаж в 20 единиц и равновесная цена в 42 ден. ед.

На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на рынке продуктов детского питания. Первоначально рыночное равновесие установилось в точке Д. Примеры тестовых вопросов 1. Предоставление дотаций товаропроизводителям при прочих равных условиях может привести к установлению нового равновесия в точке З. 2. Рост среднедушевых доходов населения при прочих равных условиях может привести к установлению нового равновесия в точке Е.

Графики функций спроса и предложения на рынке представлены на рисунке: 1. Излишек (выигрыш) продавцов составит 1500 ден. ед.: (350 – 200)*20 / 2 2. Излишек (выигрыш) покупателей составит 6500 ден. ед. ( )*20 / 2 Примеры тестовых вопросов