Сопровождение детей и молодежи как компонент социально- педагогической деятельности Работу выполнила В.М. Анохина, 1 курс «Среднее образование»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально-педагогическое сопровождение саморазвития ребенка в условиях дополнительного образования Рожков Михаил Иосифович Главный научный сотрудник Института.
Advertisements

Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
М.И. РОЖКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «МЕТОДИЧЕСКИЙ.
Педагогическая поддержка детей в современном образовании.
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Поздеева С.Е. воспитатель коррекционной гр. ДОУ «Улыбка»
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
« Профессионально- педагогическая деятельность учителя: решение проблем взаимодействия с обучающимися» Семинар 1 февраля 2016 г.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
«Я среди других людей» программа по психологии для 7-8 классов.
О развитии психолого-дидактической компетентности педагога в условиях модернизации образования Н.В.Володько, д.пс.н., доцент зав.кафедрой психологии и.
Педагогическое сопровождение как явление Анохина В.М., 1 курс, «Среднее образование»
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Транксрипт:

Сопровождение детей и молодежи как компонент социально- педагогической деятельности Работу выполнила В.М. Анохина, 1 курс «Среднее образование»

Основные понятия Социально-педагогическая деятельность – продуктивное содействие человеку в социализации, то, что активизирует его Сопровождать – следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда- нибудь или идя за кем-то (Ожегов С.И.) Сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого

Компоненты социально- педагогической деятельности Задачи и пути реализации Социальное обучение Формирование социальной компетентности человека Социальное воспитание Воспитание комплекса качеств, которые необходимы человеку для взаимодействия с окружающей средой Социально- педагогическое сопровождение (СПС) Содействие в преодолении трудностей в социализации, которые возникают в отношениях с окружающей социальной средой

Социальная практика детей и молодежи Социальное обучение Социально-педагогическое сопровождение опирается регулирует

Понятие СПС Социально-педагогическое сопровождение человека – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. М.И. Рожков

Цели СПС Цель Содержание Идеальная Адекватная социализация и развитие индивидуальности человека Персонифицированная Достижение каждым человеком своего более высокого уровня социальности, который проявляется в его социальном самоопределении и развитии его индивидуальности Процессуальная Отражение в педагогических средствах актуальных потребностей развивающейся личности, на основании которых ребенок решает возникающую у него личную проблему

Субъекты СПС Профессионалы Школьный психолог Организатор работы с молодежью Социальный педагог Классный руководитель Воспитатель Родители. родственники Волонтеры

Функции СПС Целевые (отражают содержание педагогических задач, которые решают субъекты СПС) Развивающая Педагогическая поддержка Социально- педагогическая помощь Фасилитация Коррекционная Целевые (отражают содержание педагогических задач, которые решают субъекты СПС) Развивающая Педагогическая поддержка Социально- педагогическая помощь Фасилитация Коррекционная Инструментальные (отражают технологию СПС; не предполагается руководства педагогом детьми) Диагностическая Коммуникативная Прогностическая Организаторская Инструментальные (отражают технологию СПС; не предполагается руководства педагогом детьми) Диагностическая Коммуникативная Прогностическая Организаторская

Развивающая функция Оказывает целенаправленное воздействие на социальное развитие человека Как реализуется? Педагог создает ситуации развития => появляются новообразования в личностных качествах ребенка, раскрывается его индивидуальность ?

Функция педагогической поддержки Педагогический процесс – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем Опора на наличные силы и потенциальные возможности ребенка; вера педагога в эти возможности NB

Функция социально-педагогической помощи Социально-педагогическая помощь – реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей: Конфликтная ситуация с взрослыми Конфликтная ситуация со сверстниками Затруднения при выполнении обязанностей Трудности достижения цели

Формы помощи Совместная деятельность с ребенком Консультация Привлечение других людей

Функция фасилитации Фасилитация (облегчение) – помощь в адаптации ребенка к новым жизненным ситуациям (переезд, новый человек в семье, новое событие в жизни) Что делать? Анализ новой ситуации вместе с ребенком Определить отношение к ситуации Поиск способов поведения ?

Коррекционная функция Педагогические действия направлены на изменения в ценностях ребенка, которые существенно влияют на его поступки и поведение ? Кого это касается? Дети, которые склонны к девиантному и делинквентному поведению

? Что делать? Скорректировать отношение ребенка к окружающему миру Изменить стереотипы поведения ребенка Сделать его поступки более осмысленными

Диагностическая функция Цель Задачи диагностики Этапы функции Выявление причин возникновения проблем Выбор педагогических средств Создание условий для решения детьми проблем Контроль динамики социального развития детей Поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень Установление правильного направления развития детей Изучение практического запроса Формулировка проблемы Выдвижение гипотез о причинах проблем Выбор метода исследования Использование метода Формулировка социально- педагогического диагноза Поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми

Коммуникативная функция NB Время общения и его форма зависят от необходимости и достаточности для разрешения затруднений консультируемого Правило субъективности: ребенок, будучи активным, самостоятельно разрешает затруднения, но с помощью педагога

Прогностическая функция Обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными детьми в социуме На основе прогноза создается проект взаимодействия с ребенком

Организаторская функция Использование эмоционально значимых для ребенка ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем Реализуется через организацию групп: Дети Взрослые создают ситуации Координация деятельности социальных институтов

Основные этапы СПС I.Этап проблематизации Педагог вместе с учеником обнаружили проблему, трудность, обиду. Выявляются причины, суть проблемы, обнаруживаются противоречия II. Поисково-вариативный этап Поиск вариантов решения проблемы. Определяется степень участия взрослого и средства сопровождения III. Практически-действенный этап Взрослый с ребенком совершают действия (реальные/виртуальные), которые приводят к решению проблемы IV. Аналитический этап Взрослые с детьми анализируют происходящее, прогнозируют появление новых трудностей и пути их преодоления

Источник развития СПС Противоречие между Актуальным уровнем социального опыта Недостатком опыта для решения возникшей проблемы ? Что делать? Наладить взаимодействие между ребенком и субъектом СПС Движущая сила СПС

События в жизни ребенка События – обстоятельства или совокупность обстоятельств, которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему СПС необходимо в период событий СПС необходимо для оказания помощи и для конструирования событий в жизни ребенка СПС в период событий – это реализация комплекса целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в данное событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего

Задачи сопровождение ребенка в условиях социального выбора Способствует осознанию ребенком цели социального выбора Предоставляет определенный объем информации о социальной ситуации, в которую «погружается» ребенок Результат: ребенок (с помощью взрослых) САМ осуществляет свой выбор

? Когда необходимо СПС? Если есть:

Экзистенциальный подход – основа СПС Идеальной целью является формирование человека, который умеет прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора осознает смысл жизни реализует себя в соответствии с этим выбором

Принципы СПС Принцип Содержание Принцип личностного центрирования Личность ребенка уникальна, она способна сделать выбор. Для него СПС – средство осмысления своей жизненной ситуации Принцип персонификации сопровождения Выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого ребенка Принцип конвенциальности сопровождения Сопровождение основано на потребностях самого ребенка. СПС ограничено этим соглашением ребенка Принцип оптимистической стратегии Субъекты СПС исходят из того, какой позитивный социальный опыт есть у ребенка Принцип социального закаливания (= принцип воспитания) Ребенок должен уметь преодолевать негативное воздействие социума, использовать определенные способы, быть стрессовоустойчивым, уметь рефлексировать)

Вывод Суть социально- педагогического сопровождения усиление позитивных тенденций в развитии человека нейтрализация негативных тенденций в развитии человека

Источник Рожков, М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально- педагогической деятельности / М.И. Рожков // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и молодежи [Текст]: матер. международ. науч. конфер. – Ярославль, – С. 3.