Философские проблемы науки и техники. Макиенко Марина Алексеевна

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements


Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Методология научного творчества Макиенко Марина Алексеевна.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Наука и образование. История и логика возникновения науки Предпосылка и условие возникновения: Развитие материального производства. Запросы хозяйственной.
Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Устьянская СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 3 класс Школа России Масько Любовь Георгиевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Транксрипт:

Макиенко Марина Алексеевна 1 Философские проблемы науки и техники

Философия техники

3 Вопросы: 1. Предмет философии техники. 2. Предпосылки формирования философии техники в инженерной мысли. 3. Предпосылки развития философии техники в России XIX-н.XX вв. 4. Энгельмейер П.К. – родоначальник философии техники в России.

4 1. Предмет философии техники

5 Предмет философии техники Осмысление понятия «техника»; Осмысление понятия «техника»; Вопрос о природе техники; Вопрос о природе техники; Вопрос об истории техники и этапах ее развития; Вопрос об истории техники и этапах ее развития; Вопрос о соотношении техники с другими отраслями человеческой деятельности (техника и наука, техника и культура); Вопрос о соотношении техники с другими отраслями человеческой деятельности (техника и наука, техника и культура); Проблемы инженерного образования; Проблемы инженерного образования; Осмысление влияния техники на человека и будущее человечества. Осмысление влияния техники на человека и будущее человечества.

6 Древний мир - анимистическое понимание техники Техника = магия Орудия труда позднего палеолита (40 – 10 тыс.л.назад) Орудия труда позднего палеолита (40 – 10 тыс.л.назад) Орудия труда среднего палеолита ( тыс.л.назад) Орудия труда среднего палеолита ( тыс.л.назад) Орудия труда раннего палеолита (3 млн л.назад) Орудия труда раннего палеолита (3 млн л.назад)

7 «технэ» в Античности – искусство создания вещей

8 Новое время Техника - действие законов природы и собственно инженерное творчество ПароваяВодоподъемная машина Т.Сэвери для откачивания воды из угольных шахт 1 - котел, 2 - бак с водой, 3 - приемная емкость, 4 - источник воды; А, Б - клапаны

9 2. Предпосылки формирования философии техники в инженерной мысли.

10 Иоганн Бекманн (1739–1811) Технология - самостоятельная наука, область исследования которой – материально-техническая сторона процесса производства. Технология - самостоятельная наука, область исследования которой – материально-техническая сторона процесса производства.

11 Два источника теоретического изучения развития промышленности: 1. Труд ремесленника; 2. Книги. «Введение в технологию или о знании цехов, фабрик и мануфактур..» 1777г. Технология – наука о переработке естественных предметов «Набросок общей технологии» - Проблема терминологии

12 Эрнст Гартиг (1836–1900) Утверждает необходимость создания новой науки "технологики", направленную на логическую разработку технического материала

13 Франц Рело (1829–1905) 1854–56 г. –инженер 1854–56 г. –инженер на Кельнской фабрике машин на Кельнской фабрике машин 1856г. – профессор механико-технического отделения Цюрихского политехникума 1856г. – профессор механико-технического отделения Цюрихского политехникума гг. – директор Ремесленной академии гг. – директор Ремесленной академии

14 Труды Ф.Рело «Конструирование в машиностроении» 1854 г. «Конструирование в машиностроении» 1854 г. «Теоретическая кинематика» 1875 г. «Теоретическая кинематика» 1875 г. «Конструктор» 1861 г. «Конструктор» 1861 г. «Техника и культура» 1884 г. «Техника и культура» 1884 г.

15 Вопросы, сформулированные в «Технике и культуре» 1. «Какое собственно положение занимает техника наших дней в общей работе над задачей культуры». 2. Вопрос о главных чертах метода, которому следует техника для достижения своих целей. 3. Вопрос о техническом преподавании.

16 два метода техники, характеризующих культуру – манганизм и натуризм 1. Манганизм - manganon (греч.) – искуссное приспособление. Использование сил природы, когда знание законов природы позволяет управлять ее силами. 2. Натуризм – безотчетное использование некоторых сил природы, с целью защиты от природы.

17 Эдуард фон Майер «Техника и культура», 1906 г. Эдуард фон Майер «Техника и культура», 1906 г. Ульрих Вендт «Техника как культурная сила в социальной и духовной связи», 1906 г. Ульрих Вендт «Техника как культурная сила в социальной и духовной связи», 1906 г. Николай Бердяев «Человек и машина», 1933 г. Николай Бердяев «Человек и машина», 1933 г. Журнал «Культура и техника» (Союз немецких дипломированных инженеров) Журнал «Культура и техника» (Союз немецких дипломированных инженеров)

18 Алоиз Ридлер (1850–1936) возглавлял лабораторию научного испытания автомобилей и Берлинский политехникум.Работы: 1. «Германские высшие технические заведения и запросы двадцатого столетия» 2. «Цели высших технических школ»

19 «Германские высшие технические заведения и запросы двадцатого столетия» Техника «является крупной частью истории человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки». Техника «является крупной частью истории человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки». В основе техники лежит "творческий разум". При этом «умственная деятельность инженеров расширяет и сами естественные науки». В основе техники лежит "творческий разум". При этом «умственная деятельность инженеров расширяет и сами естественные науки».

20 «Цели высших технических школ» Особенности инженерного подхода: 1. Необходимость брать весь комплекс условий таким, каким природа дает его, а не таким, каким он подходил бы для точного решения. 2. Потребность вступать на путь исследования ради результата там, где имеющихся знаний недостаточно. 3. Целостность и наглядность.

21 Эрнст Капп (1808–1896) «Основные направления философии техники» «Основные направления философии техники» Основа работы: Основа работы: принцип "органопроекции": человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

22 Человек – мера всех вещей – антропологический критерий Разграничение "естественного" и "искусственного"

23 Паровая машина – аналог человеческого организма Ж/Д– аналог кровеносной системы Телеграф – аналог нервной системы

24 Фред Бон «О долге и добре» 1898 г. ДОЛГ: ДОЛГ: 1. Категорический (нравственный) Что я должен делать? 2. Гипотетический (технический) Что я должен делать, чтобы?

25 Определение сути технического Структура научного высказывания: «Если a, то b» Структура научного высказывания: «Если a, то b» Структура технического выказывания: «Если хочешь получить b, то должен вызвать a» Структура технического выказывания: «Если хочешь получить b, то должен вызвать a»

26 Проблемы техники: 1. Поиск средства, если дана цель; 2. Как присоединить к данному процессу другой процесс, чтобы была достигнута данная цель, а также установить связь между средством и целью; 3. Как для данного средства найти цель (т.е. возбудить потребность), достижение которой само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей.

27 Техника в узком смысле – основанная на высказываниях физики и химии промышленная (инженерная) техника Техника в узком смысле – основанная на высказываниях физики и химии промышленная (инженерная) техника Техника в широком смысле – любая целенаправленная деятельность, обусловленная движением от техники естественных наук к технике наук о духе Техника в широком смысле – любая целенаправленная деятельность, обусловленная движением от техники естественных наук к технике наук о духе

28 Техника и практика Техника –это теоретическое руководство к осуществлению деятельности и вместе с наукой строят здание теории. Техника –это теоретическое руководство к осуществлению деятельности и вместе с наукой строят здание теории. Практика – это любая профессиональная деятельность Практика – это любая профессиональная деятельность

29 Итоговая техническая цель - достижение счастья, и все вопросы – "что я должен делать, чтобы...?" соединяются в едином вопросе: "что я должен делать, чтобы быть счастливым?» Итоговая техническая цель - достижение счастья, и все вопросы – "что я должен делать, чтобы...?" соединяются в едином вопросе: "что я должен делать, чтобы быть счастливым?»

30 3. Предпосылки развития философии техники в России XIX- н.XX вв.

31 Возникновение инженерного образования Инженерная школа (1700 г.) Инженерная школа (1700 г.) Математико- навигатская школы (1701 г.) Математико- навигатская школы (1701 г.) Полковые школы Полковые школы Духовные семинарии Духовные семинарии

32 Соймонов Михаил Федорович ( ) Горное училище 1773 г. Построил при училище специальный горный рудник и лаборатории Горное училище 1773 г. Построил при училище специальный горный рудник и лаборатории

33 Институт корпуса инженеров путей сообщения 2 декабря 1809 г. Августин Августинович Бетанкур объединил в программе обучения в единое целое гуманитарные, естественнонаучные и технические знания; объединил в программе обучения в единое целое гуманитарные, естественнонаучные и технические знания; разработал проект, в соответствии с которым были учреждены училища для подготовки среднего технического персонала. разработал проект, в соответствии с которым были учреждены училища для подготовки среднего технического персонала.

34 Технические издания в России "Записки Императорского русского технического общества" (с 1867 г.); "Записки Императорского русского технического общества" (с 1867 г.); "Техническое образование" (с 1868 г.); "Техническое образование" (с 1868 г.); "Технический сборник и вестник промышленности̎; "Технический сборник и вестник промышленности̎; "Техник"; "Техник"; "Вестник инженеров" (с 1915 г.); "Вестник инженеров" (с 1915 г.);

35 «Горный журнал» 1825 г. Разделы: Минералогия Минералогия Химия Химия Горное дело Горное дело Заводское дело Заводское дело Монетное дело Монетное дело Соляное дело Соляное дело Всеобщая горная и соляная библиография Всеобщая горная и соляная библиография Горные и соляные законоположения Горные и соляные законоположения Биографические известия и некрология Биографические известия и некрология Смесь Смесь

36 Авторы «Горного журнала» по разделу «Химия» Я. Берцелиус Я. Берцелиус Ф. Велер Ф. Велер Р. Бунзен Р. Бунзен М. Бертло М. Бертло А.М. Бутлеров А.М. Бутлеров Г.В. Струве Г.В. Струве 1867г. – Первый съезд русских естествоиспытателей и врачей 2 научных сообщества: –Санкт –Петербургское общество естествоиспытателей –Русское химическое общество 1869г. - «Журнал Русского химического общества»

37 Общество содействия успехам опытных наук Профессор Императорского Московского технического училища Христофор Семенович Леденцов рублей с целью содействия «изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы принести возможно большую пользу для населения». Профессор Императорского Московского технического училища Христофор Семенович Леденцов рублей с целью содействия «изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы принести возможно большую пользу для населения».

38 Философия техники в России 1. П.К. Энгельмейер – родоначальник философии техники в России. 2. Г.С. Альтшуллер – создатель ТРИЗ (теория решения инструментальных задач). 3. Философские подходы к определению техники. 4. Философские концепции техники.

39 Энгельмейер П.К. – родоначальник философии техники в России. Энгельмейер П.К. – родоначальник философии техники в России.

40 Энгельмейер Петр Климентьевич ( гг.) Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка.-М.,1912 Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка.-М.,1912 Катехизис шофера.- М.,1916. Катехизис шофера.- М.,1916. Изобретения и привилегии.-М.,1897. Изобретения и привилегии.-М.,1897. Моторная лодка.- М.,1930 Моторная лодка.- М.,1930

41 Работы по философии техники Технический итог XIX в.. – М., 1898 Технический итог XIX в.. – М., 1898 Критика научных и художественных учений графа Л.Н.Толстого.- М.,1898 Критика научных и художественных учений графа Л.Н.Толстого.- М.,1898 Теория творчества. – М.,1910 Теория творчества. – М.,1910 Философия техники. М., 1912 Философия техники. М., 1912

42 Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера - этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойти по стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеального государства, то легко можно дойти до вывода, что... в современном государстве первенствующая роль неудержимо переходит к инженеру... Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера - этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойти по стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеального государства, то легко можно дойти до вывода, что... в современном государстве первенствующая роль неудержимо переходит к инженеру... Энгельмейер П.К. Энгельмейер П.К.

43 Я бы сказал так: надо будущему инженеру сообщать: Я бы сказал так: надо будущему инженеру сообщать: 1) Фактические познания по технологии, экономике, законоведению, политике, психологии и этике; 1) Фактические познания по технологии, экономике, законоведению, политике, психологии и этике; 2) кроме этого материала для мышления, надо дать ему возможность правильно пользоваться этим материалом, другими словами, выработать в нем мышление правильное, логическое, философское 2) кроме этого материала для мышления, надо дать ему возможность правильно пользоваться этим материалом, другими словами, выработать в нем мышление правильное, логическое, философское Энгельмейер П.К. Энгельмейер П.К.

44 Предисловие к работе «Изобретения и привелегии» "Милостивый Государь Петр Климентич!... Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей. Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха. С совершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой".

45 Задачи философии техники: 1. В любой человеческой активности…мы должны пройти через некоторую специальную технику…Одна из задач философии техники состоит в том, чтобы выяснить, имеющееся в ней общее. 2. Соотношение техники со всей культурой. 3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом. 4. Разработка вопросов технического творчества.

46 «Технический итог XX века» technikus (лат.) чаще всего обозначало учителя искусств и наравне с этим практического дельца. technikus (лат.) чаще всего обозначало учителя искусств и наравне с этим практического дельца. Латинское слово ingenium (искуссно выполненный). Латинское слово ingenium (искуссно выполненный). Деятельность инженера – творческая Деятельность инженера – творческая Деятельность техника - исполнение Деятельность техника - исполнение

47 «Теория творчества» - эвриология – наука о творчестве Теория трехакта: желания, знания, умения. первый акт - изобретение предполагается, первый акт - изобретение предполагается, второй акт - доказывается, второй акт - доказывается, Третий акт - осуществляется. Третий акт - осуществляется.

48 Техника – искусство, направленное на пользу Художество - искусство, направленное на красоту

49 «Творческая личность и среда в области технических изобретений » "Счастье ли быть изобретателем?" При сочетании следующих условий: 1) творческий гений, 2) необходимые познания, 3) мастерство в обращении с материей, 4) коммерческая жилка и знание людей 5) удача

50 «Философия техники» Формула воли: Истина (И) - Ложь коэф. m Истина (И) - Ложь коэф. m Красота (К) - Уродство коэф. n Красота (К) - Уродство коэф. n Добро (Д) - Зло коэф. р Добро (Д) - Зло коэф. р Польза (П) - Вред - коэф. q Польза (П) - Вред - коэф. q

51 В=И+К+Д+П n=p=q=0, тогда В=И – формула чистой науки; n=p=q=0, тогда В=И – формула чистой науки; m=p=q=0, тогда В=К – формула чистого искусства; m=p=q=0, тогда В=К – формула чистого искусства; m=n=q=0, тогда В=Д – формула чистой этики и религии; m=n=q=0, тогда В=Д – формула чистой этики и религии; m=n=p=0, тогда В=П - формула чистой техники. m=n=p=0, тогда В=П - формула чистой техники.

52 Г.С. Альтшуллер – создатель ТРИЗ (теория решения инструментальных задач). Г.С. Альтшуллер – создатель ТРИЗ (теория решения инструментальных задач).

53 Альтшуллер Генрих Саулович ( )

54 Основные работы: Альтшуллер Г.С. КАК HАУЧИТЬСЯ ИЗОБРЕТАТЬ ; Альтшуллер Г.С. КАК HАУЧИТЬСЯ ИЗОБРЕТАТЬ ; Альтшуллеp Г.С. ОСHОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ; Альтшуллеp Г.С. ОСHОВЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ; Альтшуллеp Г.С. АЛГОРИТМ ИЗОБРЕТЕHИЯ (2-е изд.); Альтшуллеp Г.С. АЛГОРИТМ ИЗОБРЕТЕHИЯ (2-е изд.); Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА ; Альтшуллеp Г.С. ТВОРЧЕСТВО КАК ТОЧHАЯ HАУКА ; Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. КРЫЛЬЯ ДЛЯ ИКАРА ; Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. КРЫЛЬЯ ДЛЯ ИКАРА ; Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л. и др. - ПРОФЕССИЯ - ПОИСК HОВОГО ; Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л. и др. - ПРОФЕССИЯ - ПОИСК HОВОГО ; Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ – 1986; Альтшуллеp Г.С. HАЙТИ ИДЕЮ – 1986; Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. - ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ (теория и практика решения изобретательских задач) ; Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. - ПОИСК HОВЫХ ИДЕЙ: ОТ ОЗАРЕHИЯ К ТЕХHОЛОГИИ (теория и практика решения изобретательских задач) ; Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности

55 ТРИЗ (теории решения инструментальных задач) технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач

56 Техническое (системное) противоречие - ситуация, когда попытка улучшить одну характеристику технической системы вызывает ухудшение другой. Например, при увеличении прочности конструкции самолета или ракеты увеличивается ее вес.

57 40 приемов, дающих эффективные решения противоречий: 1. Принцип дробления: а) разделить объект на независимые части; б) выполнить объект разборным; в) увеличить степень дробления объекта. 1. Принцип дробления: а) разделить объект на независимые части; б) выполнить объект разборным; в) увеличить степень дробления объекта.Принцип дробления:Принцип дробления: 2. Принцип вынесения: отделить от объекта мешающую часть (мешающее свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). 2. Принцип вынесения: отделить от объекта мешающую часть (мешающее свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). Принцип вынесения: Принцип вынесения: 3. Принцип местного качества: а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной; б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции; в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы. 3. Принцип местного качества: а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной; б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции; в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.Принцип местного качества:Принцип местного качества:

58 В море на глубине 500 м обнаружен большой (6 м3) и очень прочный деревянный сундук с драгоценностями и золотом сокровищами Флинта. Сундук на две трети высоты погружен в песок. Для его подъема нужна сила в 100 т. В вашем распоряжении понтон, соответствующей грузоподъемности, подводная телекамера. Как прикрепить понтон к сундуку? Водолазы на такой глубине работать не могут. Подводных аппаратов с манипуляторами нет.

59 Предположим, вы назначены послом на Марс. Будем считать, что условия на этой планете - почти как на Земле. Люди и техника тоже почти такие же. А управляет Марсом Аэлита, та самая Аэлита - из повести Алексея Толстого. Или, если хотите, её правнучка, очень похожая на толстовскую Аэлиту. Посольство отправляется впервые, от успеха вашей миссии зависит установление дружеских отношений между двумя планетами. Так вот, вы - посол, и по древним марсианским обычаям должны, прежде всего, преподнести Аэлите подарок - какое-нибудь новое украшение. Заметьте, золота на Марсе - как у нас железа. Алмазов и других драгоценных камней - как у нас булыжников. Поэтому дело вовсе не пышности и стоимости подарка. Нужно придумать что-то необычное, свидетельствующее о тонком вкусе землян… и достойное Аэлиты.

60 Официальный фонд Г.С.Альтшуллера

61 Влияние техники на будущее человечества Философские работы по теме футурологии: Элвин Тоффлер «Шок будущего»1970г., «Третья волна» 1980г. Элвин Тоффлер «Шок будущего»1970г., «Третья волна» 1980г. Маршалл Маклюэн «Война и мир в глобальной деревне», «Наш бизнес - культура» гг. Маршалл Маклюэн «Война и мир в глобальной деревне», «Наш бизнес - культура» гг. Фрэнсис Фукуяма «Конец истории и последний человек» 1992г. Фрэнсис Фукуяма «Конец истории и последний человек» 1992г.

62 Философские подходы к определению техники.

63 Основные подходы к пониманию техники: 1. Линейная модель. 2. Эволюционная модель.

64 Линейная модель Техника – прикладная по отношению к фундаментальной науке дисциплина.

65 Эволюционная модель наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот - бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот - бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических

66 Стефан Тулмин Новая идея в технике, как и в науке, часто ведет к появлению совершенно новой технической дисциплины. Новая идея в технике, как и в науке, часто ведет к появлению совершенно новой технической дисциплины. В технике для оценки новаций важны не только собственно технические критерии (например, эффективность или простота изготовления), но и - оригинальность, конструктивность и отсутствие негативных последствий. В технике для оценки новаций важны не только собственно технические критерии (например, эффективность или простота изготовления), но и - оригинальность, конструктивность и отсутствие негативных последствий.

67 Профессиональные ориентации инженеров и техников различны в географическом отношении: в одних странах инженеры более ориентированы на науку, в других - на коммерческие цели. Профессиональные ориентации инженеров и техников различны в географическом отношении: в одних странах инженеры более ориентированы на науку, в других - на коммерческие цели. Важную роль скорости нововведений в технической сфере играют социально- экономические факторы. Важную роль скорости нововведений в технической сфере играют социально- экономические факторы.

68 Наличие перекрестных связей между наукой и техникой. Наличие перекрестных связей между наукой и техникой. Соотношение науки и техники в разных культурах различно (Античность – «чистая математика и физика»; Китай – ремесленная техника) Соотношение науки и техники в разных культурах различно (Античность – «чистая математика и физика»; Китай – ремесленная техника)

69 Освальд Шпенглер ( ) «Закат Европы» «Закат Европы» 1922 г. Проблема культуры и цивилизации «Человек и техника» «Человек и техника»

70 Концепция локальных культур 8 типов культур: 1. Египетская. 2. Индийская. 3. Вавилонская. 4. Китайская. 5. Греко-римская Византийско-арабская 6. Западноевропейская 7. Культура майя в Америке. 8. Ожидается рождение девятой русско- сибирской культуры.

71 Цивилизация – гибель культуры «Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей». О.Шпенглер «Закат Европы»

72 Бердяев Николай Александрович ( ) «Дух и машина» 1915 г. «Дух и машина» 1915 г. «Смысл истории» 1922 г. «Смысл истории» 1922 г. «Человек и машина» 1933 г. «Человек и машина» 1933 г.

73 С конца «XIX века единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви».

74 ОРГАНИЗМ Признак организма – рождение; Признак организма – рождение; Присутствие внутренней, врожденной целесообразности; Присутствие внутренней, врожденной целесообразности;ОРГАНИЗАЦИЯ Создается творческой активностью человека; Создается творческой активностью человека; Целесообразность вкладывется извне; Целесообразность вкладывется извне;

75 « изобретательность человека в орудиях разрушения очень превышает изобретательность в технике медицинской, целительной. Легче оказалось изобрести удушливые газы, которыми можно истребить миллионы жизней, чем способ лечения рака или туберкулеза». Н. Бердяев «Человек и машина» Н. Бердяев «Человек и машина»

76 Техника – реальность, которую создает человек. Посредством неё он подчиняет себе пространство и время, создавая т.о. коллективную, массовую культуру. Техника – реальность, которую создает человек. Посредством неё он подчиняет себе пространство и время, создавая т.о. коллективную, массовую культуру.

77 Мартин Хайдеггер ( ) Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и Бытие: статьи и выступления. М.: Республика, Хайдеггер М. Вещь //Там же. Хайдеггер М. Вещь //Там же. Хайдеггер М. Европейский нигилизм //Там же. Хайдеггер М. Европейский нигилизм //Там же. Хайдеггер М. Поворот Хайдеггер М. Поворот

78 Основной вопрос философии М.Хайдеггера: Что такое бытие?

79 Техника Негативный аспект: Техника подчиняет себе всё бытие; Техника подчиняет себе всё бытие; Последствия вторжения техники в бытие; непредсказуемы; Последствия вторжения техники в бытие; непредсказуемы; Техника задает модель мышления, поведения, сознания Техника задает модель мышления, поведения, сознания Позитивный аспект: Техника = Истина; Техника = Истина; Средство раскрытия бытия; Средство раскрытия бытия;