Нестеренко Алла Александровна, ТРИЗ-специалист, к.п.н., доцент кафедры развития образования АПКиППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика дистанционного дополнительного образования Дистанционная и электронная поддержка внеурочной деятельности и регионального компонента ГБОУ ДОД.
Advertisements

Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Метод проектов. История Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Г.Дзержинский учебный год. Регулярное применение ИКТ – путь к повышению качества знаний. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1»
Обучение школьников проектно- исследовательской деятельностью.
Выполнила работу: учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 39 Пьянова Марина Николаевна.
Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ.
Уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать,
Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
1 Метод проектов В образовательном процессе. 2 «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как смогу это применить»
Реализация проектных задач и использование их в практической деятельности. То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Исследовательская компетенция МО спортивного и эстетического развития.
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Транксрипт:

Нестеренко Алла Александровна, ТРИЗ-специалист, к.п.н., доцент кафедры развития образования АПКиППРО

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер) ОТСМ – общая теория сильного мышления (Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко) РТВ – развитие творческого воображения ТРТЛ – теория развития творческой личности ТРИЗ-педагогика ОТСМ-ТРИЗ-педагогика

Проекты и не проекты Исследования и не исследования Тема: звери Приведите примеры тем проектов и исследований

Project («брошенный вперед») Признаки проекта: проблема деятельность значимый результат

Producers projects – служат изготовлению чего-либо Consumers projects – «потребительские» проекты, в которых что-то расходуется или приобретается Problem projects – служат решению проблем Learning projects – служат приобретению знаний ПРИМЕРЫ?

ПО ОСНОВАНИЯМ 5. Количество участников проекта. 1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно- ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико- ориентированный, творческий); 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 6. Продолжительность проекта.

Типология творческих задач (Г.В. Терехова), творческих умений (И.Н.Мурашковска) ПОЗНАНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ LEARNING PROBLEM PRODUCERS CONSUMERS

СОЦИАЛЬНЫЙ (ПОЛЬЗА ЛЮДЯМ / ПРИРОДЕ …) ПРИОБРЕТЕНИЕ УМЕНИЙ / ЗНАНИЙ (проект, в котором мы чему-то научились, получили новую информацию) КОММУНИКАТИВНЫЙ (СОЗДАЛИ СРЕДУ, УСТАНОВИЛИ КОНТАКТЫ) «АРТИСТИЧЕСКИЙ» - проект, в котором создали творческий продукт. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ – проект, в котором самостоятельно нашли новую информацию РЕШАТЕЛЬНЫЙ – проект, который посвящен поиску и внедрению решения проблемы В каких из этих проектов может присутствовать исследование?

Проект (от лат. рг^е Сш, буквально -брошенный вперед) - это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -план, замысел; проектирование - процесс создания проекта. Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование - с поиском и пониманием реального. ПРОЕКТИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЮ ТОЧНО НЕ ЗНАЮ ТОЧНО Мнение А.И. Савенкова

Олимпийские проекты ОТСМ-ТРИЗ площадок

Выбери из копилки сумок значения признаков в морфотаблице, которые использовались для их создания. Оставшиеся значения примени для создания новой сумки.

Видпесецлисафенек Видзаяц- беляк Заяц- толай Заяц американский Найдите закономерность

МОРФОТАБЛИЦА ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

ПРОЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВА- НИЯ УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ К чему стремимся?

УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ цель информация / исследование проблема решение (модель) результат применение

ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗНАЧИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Цель – в игре сформировать установки на определенные виды деятельности, ориентированные на развитие способностей, освоение инструментов для исследования и преобразования окружающего мира, создание творческих продуктов.

Тренажерный зал Парк развлечений Музей изобретений + Выставочный зал Лаборатория изобретательства + Центр оценки изобретений Магазин изобретений Королевский дворец В перспективе: ЗООПАРК: ???

МОДЕЛЬ «ЭЛЕМЕНТ – ИМЕНА ПРИЗНАКОВ – ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКОВ»

Вопрос имя признака Ответ значение признака ПРИЗНАК ИМЯ ЗНАЧЕНИЕ

зрительно на слух обонянием на ощупь на вкус

Видеофрагмент из «Смешариков» Невидимка в зоопарке: как его изучать? Как вообще можно что-то обнаруживать? Практическая задача Учебная задача

Сколько здесь пар одинаковых предметов? Как проверить, одинаковые ли они на самом деле?

КАРТОЧКА ПРИЗНАКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКА Противоположные значения Имя (название) признака Органы чувств, которыми воспринимается признак Эмблема признака Спектр значений

Цвет Размер Форма Масса Материал Части Место Движения Звук Температура Запах Рельеф Связи, соединения Положение Гибкость Устойчивость Агрегатное состояние Твердость Прозрачность Время Вкус Влажность

Идеи: для чего нужно изучать ваши признаки? Как изучать? Изучению каких еще признаков вы бы посвятили время?

1)Используйте карточки признаков в одном из игровых тренингов, научите коллег играть в него 2)Составьте загадку, пользуясь карточками признаков 3)Придумайте новый объект, изменив значение одного признака По цвету… По форме… По движениям…

Можно ли определить и как: ЦВЕТ? ФОРМУ? РАЗМЕР? МАССУ? ЗВУЧАНИЕ? ЗАПАХ? КАК УВИДЕТЬ НЕВИДИМКУ? САМ – НЕВИДИМЫЙ, ВМЕСТЕ С ЧЕМ-ТО - ВИДИМЫЙ

5 способов обнаружить: Увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Образец в сейфе Пломба в зубе Куда течет вода в трубе? Поломка бура

Задача о том, как не потерять ребенка в парке Будильники на все способы обнаружения

1. Выполните задания самостоятельной работы 1 – й класс – 1.1 – – й класс Придумайте аналогичные задания по своему учебному курсу

Элемент Имена призна- ков Значения признаков Голубой королев ский хирург Место обитания моря,океаны, корал-ловый риф Формасжатая с боков Цветфиолетово-жёлтый Чешуяциклоидная питаниеводоросли Черных Т.В. Элемент Имена призна- ков Значения признаков Среда обитания Суша, иногда - вода Жизненные формы Однолетние и многолетние травянистые растения Предста- вители Кукушкин лен, сфагнум, риччия Наличие органов Стебли и листья Способы размноже- ния Половое и бесполое Кузнецова М.П.

Объект ПризнакиЗначение Состояние вещества Твердое Жидкое (магма) Толщина слоя Материковая кора – км (под горами – 70 км), океаническая – 3-7 км Верхняя часть мантии км Части Земная кора (материковая и океаническая) Верхняя часть мантии Состав Горные породы (минералы): магматические, осадочные, метаморфические Температура От – 60 0 до С Скорость движения От 1 см в год (литосферные плиты) до 2 м/с (лава) Мищенко А.В.

Название признака Традиционное общество Индустриальное общество Ведущая отрасль экономики Сельское хозяйство Промышленность Тип хозяйства НатуральноеТоварное производство Экономическая система Традиционная Рыночная Политический режим АвторитарныйДемократический Форма правления Абсолютная монархия Конституционная монархия или республика Общественные группы Сословия Классы Регулятор общественных отношений Обычное право (обычаи, традиции) Нормы права (законы) Уровень образования Очень низкий Высокий Афанасьева М.А.

Признаки ВладимирМаша Воспитание, образование До 8 лет дома, няня Кадетский корпус Дома, мамзель Мими Взаимоотношения в семье Отец и мать любили друг друга Отношения с отцом Отец не щадил ничего для приличного содержания…получал более, нежели должен был получать; Владимир привязан к отцу, уходит в отставку, получая известие о болезни отца Отец любил её до безумия, но обходился со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим прихотям, то пугая ее суровым обращением. Маша любит отца Увлечения, занятия Игра в карты Чтение французских романов Черты характера Расточителен, честолюбив, не заботился о будущем Мечтательная, скромная, мягкая Друзья Нет Мечты, целиО богатой невестеО любви испытания Потеря имения Выдают замуж не по любви Тимофеева Е.В.

Диагностика. Паспорт животного (2-й класс – 1.2) Обсуждение в группах: для чего нужны паспорта

Практикум. Диагностика: было – стало – изменилось. 1-й класс 1.6, 2-й класс Диагностика эффекта. 2-й класс 1.4.

«Преподобный Сол Луни сказал, что в назначенный день и час он пройдет по воде как по суху и выполнил свое обещание. Как ему это удалось?

Прокомментируйте! На что надо обращать внимание при постановке эксперимента?

Меняем ОДИН параметр!!!

Хочется перевести учебный процесс на проекты – мы плохо вмещаемся в рамки урока. Можно строить учебный процесс проектами, внутри которых лежат исследования Мы строим учебный процесс на базе инструментов. Из общих инструментов делаем конкретные инструменты для конкретных целей. В перспективе – учим этому детей. Признаки помогают исследовать объекты и изменять их, получая новые решения. Изучить объект – это понять, какие признаки нас интересуют, какие значения они могут иметь и как они связаны между собой. Все мы можем получать новые идеи, если нам дать инструмент

Гуманитарии (литература, русский язык, история, иностранный язык) Естественники и математики Начальная школа, кураторы, ДОУ.

Материалы: Аналитика по правилу Аллена Проект «листья» Сборник «Задачи синтеза» Синтез скороговорок

ПРИМЕНЕНИЕ?

ГУМАНИТАРИИ Проектируем исследование «Синтез закличек» ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧА ПРО КАЧЕЛИ

Портос и Миледи на качелях, им нужно расположиться так (с первой попытки), чтобы катание удалось (массы известны). При неудачной попытке возможны травмы. Модель: палка(линейка) с опорой, несколько грузиков. Цель исследования: выяснить, при каком расположении Миледи и Портос будут на качелях в равновесии.

Промежуточные задачи. 1) У нас нет весов – а нам нужно как-то получить нужные варианты масс Портоса и Миледи. Как? 2) С какими признаками мы будем работать? 3) Что будет для нас копилкой и как мы ее будем собирать? Расскажите план исследования и объясните, к чему вы пришли

Как мы изучали объекты? 1-й шаг – изучали все признаки, нам все интересно 2-й шаг – разбираемся, для чего нужен объект и какие признаки нам важны. О функции применительно к живым объектам Инструмент Изделие Действует на меняя его признаки

Копилка сумок Определите функцию Рассмотрите способы переселения: А) Передача функции другому объекту Б) Передача функции одной части объекта (объект сворачивается в часть) В) Объект сохраняет функцию и берет дополнительно функцию другого объекта

вред польза эффективность новизна начало существенный несущественный безвредный мне всем никому затратно оптимально эффективно известно улучшение новое авторское совпавшее заимствованное Приемлемое оригинальность

надсистема Система подсистема система подсистема прошлоенастоящеебудущее Самые простые вопросы для системного видения: Из чего состоит? Что его окружает? С чем взаимодействует, связан? Работа с СО начинается тогда, когда мы меняем один экран и смотрим, как изменятся другие. Может быть, нам стоит сделать технологию проекта на эту тему? (Что было бы, если…). Идеи???

Объясните в группах, что такое системный оператор и для чего он нужен. Фрагменты видео по работе с системным оператором

Круговорот воды в природе или другие явления Какие признаки удобно моделировать методом маленьких человечков? Постройте модели.

1) Покажите сайт jlproj.org тем, кто его не видел 2) Выйдите на сайт Те, кто знает свой почтовый ящик и может в него выйти, регистрируются 3) Знакомимся с сайтом 4) Работаем в проектах «зверики» VDQPThY09Ss и / или «омонимы коварные и смешные» i_omonimy_kovarnye_i_smeshnye.ru.html#.VDQPmxY09 Ss. Можно найти интересующий вас проект. VDQPThY09Ss i_omonimy_kovarnye_i_smeshnye.ru.html#.VDQPmxY09 Ss

Проект «Способы изменений» 1. Паспорт – антипаспорт – изменение 2. Способы изменений. 3. Проверка способов (а) меняем другие признаки; б) меняем те же признаки у других объектов; в) результаты?.

Проект «Из противоположного - новое» 1. Копилка объектов с совмещенными противоположностями 2. Способы совмещения противоположностей в одном объекте. 3. Использования способов совмещения противоположностей для получения идей.

Почему учебных проблем недостаточно, чтобы научиться решать проблемы? 1) В рамках учебных проблем трудно научить работать с ресурсами 2) Трудно поставить правильную мотивацию (нужна реальная обратная связь)

ХОЧУ УЛУЧШИТЬ – И МОГУ! ИГРА «УЛУЧШАТЕЛИ»

Игра хорошо - плохо Оцени свое решение: найди «плюсы» и «минусы» - Для себя Для других Дети решили не убирать игрушки. Все равно завтра снова играть

Игра хорошо - плохо Оцени свое решение: найди «плюсы» и «минусы» - Для себя Для других

ЕСЛИ (я сделаю это...) ТО (+) НО (-) !

Хочу.... нельзя Хочу.... не могу

Хочу.... нельзя Хочу.... не могу ЧТОБЫ ПОТОМУ ЧТО +- ЧТОБЫ ПОТОМУ ЧТО +- ЧТОБЫ ПОТОМУ ЧТО +- ОПАСНО ДЛЯ МЕНЯ ПЛОХО ДЛЯ ДРУГИХ

ЧТО ЕСТЬ? ЧТО НАДО? ЧТО МЕШАЕТ? ПОЧЕМУ НЕ МОГУ? Потребность в получении нового знания

Чья проблема?_____________Чего он хочет?_____________ ЕСТЬ (нарисуй или опиши ситуацию) Объект /система Мешающий признак Требуемый признак Ресурсы: Совмести противоположности: Решение НАДО (нарисуй или опиши нужный тебе результат)

Идеи?

Выводы?