Фаунистические ресурсы экологического туризма Лектор заведующий кафедрой охотоведения, доцент кандидат сельскохозяйственных наук Ровкач Андрей Иванович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Презентация урока окружающего мира 4 класс на тему" Особо охраняемые территории"
Advertisements

Лекция 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ по специальности География (Профиль Рекреационная география и туризм).
Признаки экотуризма любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду; путешествие, в котором природа является главной ценностью;
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Охраняемые природные территории Заповедник, Национальный парк, Заказник, Памятник природы; Ботанические сады и дендрологические парки, Памятники Всемирного.
Охрана и рациональное использование животного мира.
Урок географии 9 класс Учитель: Катайцева О.В. План урока Ключевые понятия Виды районирования Природно-хозяйственные (комплексные) регионы России.
Тема урока Биологические ресурсы России Подготовил: учитель географии МОУ СОШ п.Южный Молдованова Наталья Ивановна.
Формы эволюции. Артамонникова Любовь Николаевна, учитель биологии, МБОУ СОШ 12 г.Новый Уренгой.
Тема урока Биологические ресурсы России Подготовила: РУСЬКИНА Н.А. учитель географии МБОУ «Ударная СОШ»
Мордовский государственный заповедник имени П.Г.Смидовича.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Тема: «Введение» урок 1 Цель: познакомить с новым направлением в мире – глобальная география; формировать глобальное мышление; развивать познавательный.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Экологическое право как отрасль права тема I. 1. Понятие и предмет экологического права как отрасли права.
7 класс Развитие зоологии краткая история. Наука зоология Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела.
Вид: критерии и структура. Аристотель Вид – совокупность сходных особей. Аристотель.
Национальные парки и заповедники Беларуси Подготовила Тулейко Анастасия.
Выполнили : студент 1- го курса ИРБиС СГТУ Шитиков Дмитрий, Студент 3- го курса Катайкин Валерий, Студентка 3 курса Батаева Эльмира Руководитель : доцент.
Транксрипт:

Фаунистические ресурсы экологического туризма Лектор заведующий кафедрой охотоведения, доцент кандидат сельскохозяйственных наук Ровкач Андрей Иванович

Тема 1. Цели, задачи, предмет изучения дисциплины 1. Введение в дисциплину. 2. Система животного царства. 3. Понятие фаунистических ресурсов. Классификация фаунистических ресурсов. 4. Научный, образовательный, познавательный и коллекционный элемент фаунистических ресурсов.

1. Введение в дисциплину Туризм – отрасль хозяйства страны, экотуризм – вид туризма, основанный на туристском спросе, связанный с туристскими потребностями в познании природы и внесении вклада в сохранение экосистем при уважении интересов местного населения.

Фаунистическое разнообразие оценивается как своеобразный рекреационный ресурс, притягивающий в парк туристов-орнитологов, энтомологов, зоологов, путешествующих с научными и познавательными целями.

Объем дисциплины составляет 72 часа аудиторных занятий, в том числе: лекций – 36, лабораторных – 36. Предусмотрен экзамен - 3 семестр Учебная практика 36 часов – 4 семестр При оценке знаний, аттестациях предлагается метод рейтинговой оценки знаний.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов будущих специалистов по туризму и природопользованию представления о биологических закономерностях распространения и видовом разнообразии животных на Земле и в Беларуси в связи с условиями существования.

Задачи курса включают ознакомление студентов с основными ареалами видов и других систематических единиц; изучение причин, определяющих характер географического распространения животных организмов и закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов.

выпускник специальности «Туризм и природопользование» должен Знать – классификацию фаунистических ресурсов; – эволюцию фауны; – фауну лесов; – фауну аграрных ландшафтов; – фауну болот и водоемов.

Уметь – определять представителей фауны; – обнаруживать, следить, регистрировать и учитывать объекты фаунистического туризма; – представить легенду о видах, входящих в перечень ресурсов экологического туризма; – подвести и показать в природе местонахождение объектов экологического туризма клиенту.

Дисциплина включает следующие темы: Происхождение современной фауны Ареал и его изменение Расселение животных Районирование материковой фауны Зоогеографическое районирование Беларуси Основы систематики фауны Характеристика класса Земноводные или Амфибии (Amphibia). Характеристика класса Пресмыкающиеся или Рептилии (Reptilia). Характеристика класса Птицы (Aves). Характеристика класса Млекопитающие или Звери (Mammalia). Фауна смешанных и широколиственных лесов, аграрных ландшафтов, болот и водоемов Утрата видов, изменение фаун под воздействием человека Фауна Красной Книги Республики Беларусь Обнаружение, слежение, регистрация и способы учета фауны как объектов экологического туризма Методы изучения фауны Обеспечение безопасных условий при демонстрации фаунистических ресурсов

2. Система животного царства Система животного царства или деление животного царства на группы, составленные в свою очередь из соподчиненных групп сообразно господствующим воззрениям на родственные отношения этих групп.

Создание Системы началось с Аристотеля. Аристотель делил животных на «имеющих кровь» и «бескровных». - к имеющим кровь Аристотель относит четвероногих живородящих, т. е. современных млекопитающих, за исключением китов; - затем птиц; - потом четвероногих яйцеродных и дышащих легкими, т. е. современных амфибий и рептилий; - рыб, покрытых чешуями и дышащих жабрами.

Следующую система принадлежит Дж. Рэю (Ray) XVII ст., Система Рэя построена на анатомических признаках. Позвоночные делятся на легочных и жаберных, к жаберным относятся рыбы, отделенные от китов. Легочные делятся на 2 группы: - одна имеет один желудочек в сердце ( лягушки, ящерицы и змеи), - другая два желудочка в сердце.

Часть этой последней группы является яйцеродной – это птицы, а другая часть живородящей – это все волосатые животные, в том числе и киты

Наиболее важная из заслуг Линнея – создание Системы, изложенной им в его Systema naturae. С 10-го издания (1762) он делит животных на след. классы: млекопитающие характеризуются двумя предсердиями и двумя желудочками в сердце, теплой и красной кровью и живородностью, птицы – теми же признаками, но только являются яйцеродными; амфибии и рыбы – имеют один желудочек и одно предсердие, а кровь хотя и красную, но холодную. Первые дышат легкими, вторые жабрами. Насекомые и черви имеют сердце без предсердий и кровяную жидкость (sanies) белую и холодную.

В 1796 г. Ламарк дает свою Систему, которую последовательно совершенствует до 1815 г. - отделяет позвоночных и дает им это наименование; - беспозвоночных он делит на классы; - позвоночные составили особую группу, характеризующуюся присутствием позвоночного столба, головного и спинного мозга; - главная заслуга Ламарка в этом деле сводится к разработке Системы беспозвоночных и противопоставлению их позвоночным.

Кювье с 1795 по 1812 г. постепенно видоизменяет Линнеевскую классификацию и приходит также сначала к тому заключению, что животное царство может быть разделено на две группы: позвоночных с красной кровью и беспозвоночных с белой кровью, но потом последних разделяет на 3 типа, равнозначащих позвоночным: моллюски, членистые, зоофиты, или лучистые. В основу деления Кювье кладет строение нервной системы, которую считает и наиболее важным, и наиболее постоянным в своем строении органом.

Учение о типах, поддержанное эмбриологией в лице знаменитого Бэра, составило громадный шаг вперед и временно восторжествовало над идеей «единства плана» строения всего животного царства, защищавшейся Е. Ж. Сент-Илером. Прежде чем свести животное царство к одному, хотя и постепенно осложняющемуся плану, следовало свести его сначала к определенным немногим типам. Классификация Кювье удержалась до нашего времени, но с некоторыми изменениями.

3. Понятие фаунистических ресурсов. Классификация фаунистических ресурсов Фаунистические ресурсы являются частью рекреационных ресурсов. Классификация рекреационных ресурсов – по происхождению; – по видам рекреационного использования; – по скорости исчерпания; – по возможности экономического восполнения; – по возможности замены одних ресурсов другими; – по возможности самовосстановления и культивирования.

Вовлечение рекреационных ресурсов в процесс рекреационной деятельности может быть различным по характеру: 1) восприниматься зрительно - пейзажи, экскурсионные объекты; 2) использование без прямого расходования; 3) непосредственно расходоваться в процессе рекреации.

По происхождению природные рекреационные ресурсы подразделяются на физические, биологические, энергоинформационные. Физическими рекреационными ресурсами являются все компоненты неживой природы, отнесённые к физико- географическим ресурсам геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические, термальные. Энергоинформационные рекреационные ресурсы представляют собой поля ноосферной природы, служащие факторами аттрактивности местности или ландшафта и положительно влияющие на психофизическое (эмоциональное и духовное) состояние человека. Этот тип ресурсов является основой для развития культурного и религиозного туризма. Под биологическими рекреационными ресурсами понимаются все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические, флористические.

Под туристическими ресурсами понимаются сочетания компонентов природы, социально - экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения туристических потребностей человека. Туристические ресурсы можно разделить на следующие группы: – природные: климат, водные ресурсы, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, национальные парки, живописные пейзажи; – культурно-исторические: культурные, исторические, археологические, этнографические объекты; – социально-экономические условия и ресурсы : экономико-географическое положение территории, ее транспортная доступность, уровень экономического развития, трудовые ресурсы и т.д.

Фаунистические рекреационные ресурсы - это природные ресурсы, объединяющие всё разнообразие животного мира, обладающего научной, научно- познавательной, природно-эстетической и медико- биологической ценностью и используются в процессе восстановления духовных и физических сил человека, его трудоспособности. Фаунистические рекреационные ресурсы относятся к возобновимым, так как они обладают способностью к самовосстановлению, незаменимы и экономически восполнимы. Они выступают одновременно и технологически обязательными ресурсами, непосредственно участвуя в процессе восстановления духовных и физических сил человека, и способствующими рекреационному процессу, формируя почвенные и комплексные рекреационные ресурсы. Все вместе они создают высокую степень аттрактивности любого ландшафта.

Вовлечение ресурсов животного мира в процесс рекреационной деятельности может быть различным по характеру: – как элемент аттрактивности воспринимается зрительно; – непосредственно расходуются в качестве объектов любительской охоты или рыболовства. Последнее приводит к прямому их расходованию и, следовательно, требует рационального использования, восстановления и даже полного воспроизводства этих ресурсов.

Таким образом, фауна выступающая как объект восприятия органами чувств человека в ходе рекреационной деятельности, является фаунистическим ресурсом экологического туризма. Одинаково интересно наблюдать жизнь в природе слона, льва, лося, волка, ежа, белки, беркута, синицы, сойки, крокодила, ужа, лягушки и других представителей животного мира. Спрос на такой вид рекреационной деятельности растет.

Классификация фаунистических ресурсов Виды фаунистического ресурса Формы восприятия ресурса Потребители фаунистического ресурса Звери: – хищные – растительноядные – редкие виды – эндемики – совокупность видов на определенной территории – морфология отдельного вида или особи – поведенческие явления животных – размножение – условия обитания 1. группа – специалисты: териологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, 2. группа – не специалисты неподготовленные к восприятию фаунистического ресурса: учащиеся, отдыхающие, 3. группа – не специалисты подготовленные к восприятию фаунистического ресурса: учащиеся, отдыхающие, Птицы: – растительноядные – редкие виды – эндемики – совокупность видов на определенной территории Рыбы Пресмыкающиеся Амфибии Насекомые Фауна конкретного пространства

Конкурентоспособный туристический продукт для территории Беларуси на европейском рынке должен быть основан на подготовке наблюдений следующих основных групп видов птиц: - отряд дятлов - типичных обитателей лесных биотопов - с приоритетом трехпалого дятла как представителя темнохвойных лесов; - отряд курообразных - глухарь, рябчик, тетерев, белая куропатка; ( - лесные виды сов - длиннохвостая неясыть, воробьиный сычик, мохноногий сыч, отчасти бородатая неясыть; - дневные хищные птицы - скопа, орлан-белохвост, беркут, малый подорлик; - кулики верховых болот - средний кроншнеп, золотистая ржанка, большой улит и другие; - целый ряд мелких воробьиных птиц - садовая камышевка, зеленая пеночка, малая мухоловка, хохлатая синица, ястребиная славка, дрозд-белобровик, желтоголовая трясогузка и другие. Следует учесть, что для отечественных начинающих экотуристов Беларусь может предоставить еще много интересных объектов для наблюдений.

Вертлявая камышовка.

4. Научный, образовательный, познавательный и коллекционный элемент фаунистических ресурсов. Научный элемент фаунистических ресурсов экологического туризма – это явление, имеющее международное значение и заключается в том, что специалисты в области исследований фауны вне рамок научных программ изъявляют желание в индивидуальном порядке или небольшими группами (2–3 чел) провести наблюдения за тем или иным объектом фаунистических ресурсов в конкретных природных условиях. Такими объектами могут выступать виды животного мира, имеющие ограниченное распространение на территориях их государств. Организация и обслуживание таких групп туристов требует высокой квалификации гидов.

Образовательный элемент фаунистических ресурсов – это явление имеющее местное значение. В ходе каникул для учащихся организуются экологические туры для знакомства с фауной территории их проживания и других районов страны. Это позволяет перейти от формального знакомства с фауной в ходе изучения биологии в школе к восприятию и закрепления образов фауны в сознани учащихся. Познавательный элемент фаунистических ресурсов – это явление основанное на стремлении людей в свободное от работы время (в выходные дни или в период отпуска) знакомится самим, демонстрировать для своих детей животный мир пространства в котором проживают. Коллекционный элемент фаунистических ресурсов – это явление приобретения экологическими туристами вещественных доказательств своего восприятия объектов фауны (видео- и фото снимки).

Процесс потребления элементов фаунистических ресурсов реализуется через проведение экологических туров. Виды экологических туров Несмотря на множество вариантов туров, можно выделить две основные группы, которые целесообразно развивать в условиях Беларуси: -туры, направленные нa наблюдение возможно большего количества диких видов животных в природе, с акцентом на приоритетные (наиболее интересные) виды; при этом «трофеем» является качественное наблюдение вида в природе. - специализированные фототуры, задачей которых является фотосъемка уникальных объектов в естественных условиях; «трофеем» является качественный снимок заранее заявленного вида.

Экологический туризм – это вид познавательного туризма, при котором большинство участников являются заранее подготовленными к восприятию той или иной информации (зрительной, звуковой, описательной) и способны квалифицированно оценить уровень уникальности наблюдаемых объектов, их соответствие заявленным в программе, привлекательность этой программы в масштабах развитого рынка предложении, а также интеллектуальную подготовку местных гидов, степень естественности ландшафтов и соответствие хозяйственной деятельности на предлагаемой территории целям и задачам экологического туризма и сохранения природы. Каждый «настоящий» экологический турист четко знает, что он хочет увидеть в ходе тура. Прежде всего, это виды птиц, зверей, насекомых и растений. Работая с экологическими туристами, гид должен владеть информацией (распознавать в полевых условиях) как минимум о наиболее важных видах, количество которых измеряется не единицами, как при организации охоты, а десятками и сотнями.

Кто же такие экологические туристы? Несмотря на объективное разнообразие, для западных экологических туристов в целом характерны несколько общих черт: – в основном это люди в возрасте, на пенсии и предпенсионного возраста, редко моложе (соответственно их физические возможности, как правило, значительно ниже, чем человека среднего возраста); причина проста - больше свободного времени для путешествий, больше свободных средств для таких путешествий; – это люди среднего достатка, обычные служащие, работники интеллектуального труда и т.п.; людей большого бизнеса среди них практически нет.

Всех экотуристов можно разделить на две группы - «охотники за видами» и «натуралисты». Цель первых - пополнить свой персональный трофейный лист наблюдений тех видов, которых они не наблюдали до приезда в новую страну. Здесь возникает такое понятие, как интенсивность экологического тура, которая для «охотников за видами» является максимальной. Эта часть экотуристов стремится провести на природе максимальное количество времени тура, зачастую пренебрегая сном и отдыхом.

В фототурах участвуют, как правило, профессионалы или любители высокого класса. Многие туристы, приезжающие в Беларусь за редким кадром, тесно связаны с каким-либо издательством у себя на родине. Организация фототура требует специальной предварительной подготовки. Такие туры всегда более индивидуальны, чем обычные экологические туры по наблюдению за видами. Как правило, фотоохотник, покупая путевку, рассчитывает получить кадры достаточно ограниченного количества объектов. Но на эти кадры он готов потратить значительное количество времени и усилий. Съемка дикой природы в корне отличается от съемки, например, людей. Фотоохотник может несколько дней просидеть в укрытии, чтобы сделать лишь несколько заветных кадров