Железногорская специальная коррекционная школа – интернат VIII вида Учитель технологии Исупова Е.С. Железногорск 2013 г.
Показатели Диагностические методики Отношение детей к проектной деятельности Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности. Уровни сформированности готовности к экспериментальной деятельностью Наблюдения учителя, воспитателя; индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.). Уровень развития любознательности, познавательной активности Анкета для педагога «Изучение познавательной инициативы». Уровень экологических знаний предметов и объектов неживой природы Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой Методики для диагностики Опытно - экспериментальное исследование возможности использования проектной деятельности в обучении школьников с умственной отсталостью
Из таблицы видно, что после осуществления проектной деятельности у ребят появился интерес к экспериментированию. Если на констатирующем этапе он составлял 15%, то на контрольном этапе он составил 45% от общей количества детей. Для наглядности отразим сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов в диаграмме 1. Рис. 1 Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Результаты анкеты « Изучение познавательных интересов » на контрольном этапе выглядят следующим образом Рис. 2 Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов
Целью организованной деятельности по проектам является получение интересного для самого школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности.
Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIIIвида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной на коллективную деятельность. Ребенку с нарушением интеллекта важно научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности.
Специфические особенности, которые необходимо учитывать при реализации проектов в школе VIII вида: - он должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся; - деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль; - задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
Работа с применением метода проекта должна строится по принципу усложнения, поэтому в основу закдадываем следующие положения: - постепенное увеличение объема знаний и навыков; - выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых ( школа, места отдыха, родной край и др.); - постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
Мои функции здесь - помочь школьникам: - получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д. - обсудить способы преодоления трудностей; - контролировать различные фазы рабочей процедуры; - научить кратко записывать результаты деятельности; - дать краткий анализ проекта.
Наиважнейшим компонентом проектного метода для наших школьников с УО является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания
Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Проекты, реализуемые мной с ребятами в нашей школе, характеризуются: разноуровневостью сроками реализации общественно-полезной,социальной значимостью комлексностью методов и учебно- воспитательных задач.
Проекты носят преимущественно пролонгированный характер, реализуются с ноября 2011 г. и по настоящее время: «Создание фитозон психологического комфорты для детей с ОВЗ в Железногорской коррекционной школе- интернате 8 вида» «Мой прекрасный школьный двор» «Эдем для детей» «Дворам -чистота - людям-здоровье» «Семена для цветущего города» «Свет радуги». (Этот проект начат командой педагогов школы в 2010 г.. Мы далее развиваем его поэтапно.)
В качестве иллюстрации доклада привожу фрагменты отчётов по краевому проекту "Социальное партнёрство во имя развития-2012" в номинации "Защищённое детство» и «Ландшафтный дизайн территории школы-интерната» Учимся проектировать и моделировать, создавая мини дизайн-проекты. Готовимся к конкурсу рисунков и эскизов оформляемых фитозон
Работа проектных групп. Подготовка к преобразованию заросшего бурьяном внутреннего двора(патио) началась ещё в сентябре 2011 года.
Теоретические, практические и лабораторные занятия. На фото внизу справа – Слава Максимов и группа ребят 7-8 кл. проводят анализ почвы на кислотность.
Практические работы и тренинги по созданию фитозон с использованием технологий ландшафтного дизайна
Занятия и практические работы по созданию фитозон в интерьере школы и Зимнего сада с водоёмом и фонтанами 3-х видов и локальных фитогрупп.