УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. УРОК ЭТО ЛОГИЧЕСКИ ЗАКОНЧЕННЫЙ, ЦЕЛОСТНЫЙ, ОГРАНИЧЕННЫЙ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ РАМКАМИ ОТРЕЗОК УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный урок Чуева Светлана Юрьевна. МОУ "СОШ 2" г. Шелехова, 2009.
Advertisements

Конечный результат урока. Выполнила учитель МОУ Есинской сш Судакова О.В.
Математика учит преодолевать трудности и исправлять свои ошибки Рене Декарт.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Урок как педагогический феномен. Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Анализ современного урока В помощь учителю
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА КАК СИСТЕМЫ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Урок в соответствии с ФГОС.. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Транксрипт:

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

УРОК ЭТО ЛОГИЧЕСКИ ЗАКОНЧЕННЫЙ, ЦЕЛОСТНЫЙ, ОГРАНИЧЕННЫЙ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ РАМКАМИ ОТРЕЗОК УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, основная структурная единица учебного процесса школе. Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции (В.А. Сухомлинский).

Урок – это совместная деятельность учителя (форма обучения) и ученика (форма учения) по совместному проектированию, взаимодействию, осуществлению диалога, партнерства и т.д. Современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится интеллект каждого субъекта урочного общения, духовное обогащение (Н.Е. Щуркова).

Урок – процесс совместной деятельности педагога- субъекта с ребенком- субъектом по вхождению в культуру. Педагогу не приходится «тащить за собою объект сопротивляющийся, он лишь помогает субъекту, который хочет подняться к высотам культуры» (Н.Е. Щуркова).

ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого школа реально может достичь к четко определенному моменту времени. Цель это осознанный желаемый результат.

Триединая цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока. Цель урока включает в себя две составляющие: цель деятельности учителя и цель деятельности ученика.

Способы формулирования целей: через содержание; через деятельность учителя; через внутренние цели ученика; через деятельность ученика («Сегодня на уроке мы будем…»); через результат («Сегодня через 45 минут каждый из вас сумеет…»).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных образовательных задач; система оптимальных действий, направленных на решение педагогической задачи; способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию целей обучения; основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса. Каждый метод в конкретных обстоятельствах реализуется в своеобразных сочетаниях нескольких приемов. Прием определяется как составная часть или конкретная разновидность метода.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: Источник знаний; Этапы изучения; Способ педагогического руководства; Дидактические цели ; Характер (степень самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых; Степень центрирования на обучаемом.

КЛАССИФИКАЦИЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ: репродуктивный (восприятие информации, ее сознание и фиксация); конструктивный (усвоение способов применения знаний по образцу); творческий (творческое применение знаний).

Классификация УУЗ (по В.П. Симонову) Различение (формальное знакомство с данным объектом, явлением, действием); Запоминание (количественный показатель объема закрепленной в сознании информации); Понимание (способность понимать значение изученного, преобразовывать, интерпретировать, строить предположения и т.д., превосходит простое запоминание материала); Элементарные умения и навыки (применение теоретических знаний в простейших алгоритмизированных заданиях); Перенос (умение творчески применять теоретические знания на практике в новой нестандартной ситуации).

Классификация Б. Блума: Знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка. таблица

УРОВНИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (по Л.С. Выготскому) I уровень – зона актуального развития – характеризуется таким уровнем обученности ученика, который определяется степенью сложности заданий, посильных для вполне самостоятельного выполнения. II уровень – зона ближайшего развития – характеризуется более высоким уровнем подготовленности школьника, способного к выполнению более сложных заданий при незначительной помощи со стороны обучающего. Учителю следует помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он будет выполнять самостоятельно; то, что входит в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Индивидуальная (учитель – ученик); Фронтальная (учитель – класс); Коллективная, групповая (учитель – группа).

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (Н.Л. Терский) Интуитивно-визуальная (наблюдение за учащимися); Выборочно-содержательная (опрос некоторой части учащихся); Фронтально содержательная (опрос всех учащихся).

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Научная достоверность; Научная глубина; Практическая направленность; Трудность материала завышена; Трудность материала средняя; Трудность материала занижена

Результат работы учителя оценивается через следующие характеристики: целенаправленность его деятельности на уроке: характер отношений с учащимися; индивидуально-личностный подход к учащимся; дифференцированный подход к обучению; умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся; работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений; работа учителя по развитию познавательной активности; развитие общих способностей учащихся; объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки; эффективность усилий, развивающих и воспитывающих личность.

Эффективность работы учащихся Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке; Отношение учащихся к учебному труду; Отношение учащихся к предмету, учителю, друг другу; Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности; Наличие у учащихся познавательного интереса; Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока; Знание учащимися фактического материала и уровень его усвоения.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ (по В.В. Гузееву) Беседа Рассказ Лекция Семинар (классический семинар, проблемный семинар) Практикум Практическая работа Лабораторная работа Самостоятельная работа Консультация Экскурсия Семинар-практикум

Диагностика процесса и результатов обучения включает следующие действия и операции (В.И.Загвяздинский): Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения; Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами; Учет – фиксирование и привидение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых;

продолжение Оценка - суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучаемых. Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов; Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

ФУНКЦИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (В.И.Загвяздинский) Образовательная функция (задача не столько выявить уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении); Стимулирующая функция (контроль должен вдохновлять ученика, вселять уверенность в достижении новых целей, более высокого уровня обученности и развития);

ФУНКЦИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Аналитико-корректирующая функция (педагогическая рефлексия учителя, коррекция и самокоррекция учеником собственной учебно- познавательной деятельности); Воспитывающая и развивающая функция (формирование адекватной самооценки, ответственности, устремленности и других социальных ценностей, черт характера); Контрольная функция (фиксирование достижений, их соответствие нормам и стандартам).

СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко) Первый уровень – само - и взаимоконтроль учащихся. Второй уровень – контроль учителя. Третий уровень – экспертный контроль. Осуществляется, как правило, методическими объединениями (кафедрами). Четвертый уровень – контроль независимой комиссии. Пятый уровень – административный.

План конкретного урока - это личное дело учителя, он должен получить право самостоятельно отработать свою модель плана, именно для него удобную и полезную. Но пять моментов в плане должны быть отражены обязательно: Цели и задачи урока с конкретным указанием, что должны запомнить. Понять усвоить учащиеся, какие навыки выработать. Тема урока и план ее изложения. Эта часть плана составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, плана, тезисов, текста заданий, решения задач, формул, отдельных подробных раскрытий раздела и т.д.

Вопросы для опроса. Вопросы имеют исключительное значение – это опорные сигналы темы, главное, на что обращается внимание учеников. Нельзя рассчитывать на наитие, память. Вопросы (задачи, задание, карточки) готовятся заранее и тут же прилагаются решения, варианты. Задание для самостоятельной работы учащихся и закрепление (вопросы, параграфы учебника для чтения, упражнения, примеры). Задание на дом с указанием примерного времени для их выполнения. 1 класс – до 1 часа; 2 класс – до 1,5 час; 3-4 классы - до 2 час; 5-6 классы – до 2,5 час; 7 класс – до 3 час; 8-11 классы – до 4 час.