Язык программирование Pascal ABC Цель: Познакомить с понятием язык программирования Pascal и основными конструкциями языка. Сформировать навыки использования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок 3 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Advertisements

Урок 6 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Познакомиться с основными понятиями языка Pascal 2.
turbo.exe основной файл среды Любой язык обладает алфавитом, синтаксисом и семантикой. В алфавит входит набор символов, использующихся в языке с помощью.
Язык программирования Паскаль Учитель информатики: Иванчикова Т.Ф.
Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Оператор присваивания. Арифметические выражения. Типы данных. Продолжаем изучать основы Turbo Pascal.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Арифметические выражения. Выражение - это формальное правило для вычисления некоторого значения. В зависимости от типа значения выражения можно разделить.
Язык программирования Turbo Pascal. Программирование Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования. 4 Автор языка Паскаль.
Тема 1. Введение 1.
Язык программирования высокого уровня TURBO PASCAL.
Тема урока Команда присваивания. Арифметические операции и выражения. Стандартные функции.
Программирование на языке Паскаль Введение. Алфавит языка Паскаль Алфавит это фиксированный набор основных символов, из которых состоит любой текст на.
Язык программирования Pascal. Основные понятия Программа Компиляция Оператор Идентификатор Набор команд на языке программирования Перевод программы (целой)
Ипеременные и константы имеют своё собственное уникальное имя – идентификатор. И переменные и константы имеют своё собственное уникальное имя – идентификатор.
Лекция 4 Программирование на Паскале. Элементы языка Турбо Паскаль 7.0. Типы данных. Управляющие конструкции.
10 класс Урок 55.. Выражения и операции Любое выражение имеет определенный тип и после вычисления возвращает некоторое значение. Простейшими.
1 Программирование на языке Паскаль Тема 1. Введение.
Транксрипт:

Язык программирование Pascal ABC Цель: Познакомить с понятием язык программирования Pascal и основными конструкциями языка. Сформировать навыки использования разных типов данных при решении задач. Показать комплексное использование компьютера (источник информации, исполнитель алгоритмов ) Учитель информатики гимназии 12 г. Тюмени Бугаева Елена Викторовна

Язык программирования Язык программирования – это совокупность набора символов системы (алфавит), правил образования(синтаксис) и истолкования конструкций из символов (семантика) для задания алгоритмов с использованием символов естественного языка. Pascal - процедурный язык, имеющий блочную структуру. Набор операторов языка отражает принципы структурного программирования.

Существует два "вида" переводчиков языков программирования, основная задача которых, перевести программу с языка программирования в машинные коды понятные компьютеру: Компилятор - Компилятор переводит всю программу сразу и только после этого, если в ней нет ошибок, запускает её на выполнение. Интерпретатор - Интерпретатор переводит текст программы построчно и сразу построчно её выполняет.

Запуск Pascal ABC C:\Program Files\PABC\PascalABC.exe

Управление средой Управление средой осуществляется с помощью меню, которое аналогично меню текстового редактора

Алфавит языка 1) 26 латинских букв 2) Цифры 3) Арифметические операции: +,-, /, *, MOD, DIV 4) Знаки отношений:, = =, , OR, AND, NOT 5) Специальные символы:

. отделяет целую часть от дробной, ; - отделяют данные в программе (апостроф) используют для комментариев в программе { }{ } используют для комментариев в программе которые не влияют на результат выполнения программы.. Разделитель в обозначении диапазона := знак присваивания () в арифметических выражениях

Структура программы Программа на языке Pascal состоит из двух основных частей: описания всех данных, с которыми производятся действия описания всех данных, с которыми производятся действия описания самих действий

ProgramLabelConstTypeVarBegin End. имя программы ; {заголовок программы} {раздел описания меток} {раздел описания констант} {раздел описания типов} {раздел описания переменных} {тело программы, представляет собой последовательность операторов, разделенных символом «;»} В разделе описания могут быть следующие объекты: В разделе действий программы

Описание данных Описание действий

Конструкции языка Из символов алфавита конструируются объекты называемые данными. Данные Данные – величины, которые обрабатываются командами и операторами языка. Данные Pascal : Модули; Константы; Переменные; Функции; Выражения; Массивы; Метки.

Типы Данных В любой задаче используются, обрабатываются какие-либо данные числа, целые или вещественные, массивы, символы, слова и т.д. Все они характеризуются своим типом Первичными в иерархии типов являются стандартные скалярные, представляющие традиционные типы в языках программирования:

целые типы типы Integer, (Integer, Диапазон допустимых значений , размер памяти 2 байта ); вещественные типы типы Real (Real, диапазон допустимых значений 2.9 Е Е 38, размер памяти 6 байт) символьный тип тип Сhar (Сhar, Значениями символьного типа являются символы из множества ASCII, размер памяти, занимаемый символом, - 1 байт. строковый строковый тип (String, (String, символы из множества ASCII, занимаемый несколько символом. логический тип тип Boolean (Boolean, основу математической логики составляют две константы: True (Истина, 1) и False (Ложь, 0). Логические данные широко используются при сравнении величин. Стандартные скалярные типы данных

Типы данныхb c integer – целые числа 1, 100, и т.д. real – действительные числа 1.5, 104, и т.д.

Д.З: Выучить лекцию

Переменные Переменные - величины значение которых меняется в ходе выполнения действий над ними Пример: (переменной F присвоено значение 56): F:= 56 Имя переменной (идентификатор) Значение переменной Знак присваивания

Недопустимые имена переменных Имя переменной состоит из одного или нескольких символов латинского алфавита. Недопустимые имена переменных: 21A Начинается не с буквы А С Содержит пробелы ANЯ Содержит русские буквы А&B Содержит специальные символы Char Содержит команду

var, Раздел описания переменных начинается со служебного слова var, само описание переменной содержит два элемента: имя переменной (идентификатор) ; ее тип Эти элементы разделяются двоеточием, после указания типа ставится разделитель - символ «;». Var Var имя переменной : тип переменной;

Var al: integer; b,c: real; x: char; y: string; a,b: boolean; al:=4; b:=3.5; c:=0.0034; x:=A; y:=алф ; а:=True; b:=False; al:=4; b:=3.5; c:=0.0034; x:=A; y:=алф ; а:=True; b:=False; Например: Описание переменных Действие над переменными в программе

Переменная в программе a 5

Константы Константы - постоянные величины изменение которых в программе не предусмотрено. Константы по внешнему виду похожи на переменные, однако в отличие от них не могут изменить своего значения. Описание констант начинается со служебного слова const

В языке имеются стандартные константы, которые можно использовать без предварительного объявления: Пример: pi True«истина» false«ложь» const max =1000; Pi = ; С = Pi*2; min = - max;const

Выражения Выражения используются для вычисления новых значений. Операнды Операнды - это некоторые «элементарные» значения: переменные, константы, вызовы функций. Примеры выражений: а+b-х; у -(2-у+с)*у; sin(x) ;

При составлении выражений необходимо знать следующие правила: всё выражение должно быть записано в строку. Например: ((a*x)-a2)/(x1-x2); в выражении в качестве разделителей можно использовать только круглые скобки; нельзя записывать подряд два знака. Например, форма записи а+b/-с неправильна, правильной является форма а + b /(-с).

Стандартные функции языка Pascal Математическое определение и результат работы SQR(X) функция возведения в квадрат, где х - переменная целого или вещественного типа. SQRT(X) - функция извлечения квадратного корня, где х - переменная целого или вещественного типа. ABS(X) |x| -функция определения модуля числа х, где х переменная целого или вещественного типа sin(x), cos (x), arctan(x) тригонометрические функции, аргументы и значения которых всегда вещественного типа round (х) операция округления вещественного числа х до ближайшего целого (round (5.67) =6; round (5. 47) =5). ехр (х) - экспонента в степени х, аргумент и значение всегда вещественного типа. trunc (х) - отбрасывание вещественной части х, х - вещественное значение (trunc(5.67)=5). In (х) - натуральный логарифм х, аргумент и значение всегда вещественного типа.

Арифметические операции +,-,*,/, div, mod Операцию « /» целых чисел использовать нельзя, так как результат при этом будет выходить за рамки целого типа. Вместо деления к целочисленным данным применяют две операции: операция «деление нацело» с отбрасыванием дробной части, обозначается служебным словом div (14 div 3 =4, 5 div 8=0); операция «взятие остатка от целочисленного деления», обозначается служебным словом mod (14 mod 3 =2, 5 mod 8 = 5).

11| div 2= = (-3)*2 + (-1) Пример с отрицательными числами -7 mod 2= div 5 11 mod 5

Функции Ln(х) и ехр(х) могут быть использованы для возведения в степень по правилу: Например, значение х 9 вычисляется по формуле ехр (9 ln (х)). х n = ехр ( n ln(x))

Д/з: выучить лекцию

Повторение 1. Какие типы определены в языке Pascal для работы с числами? (Integer,real) 2. Вычислите значения выражений: 20 div 6 =; 3 2 mod 5 =; 2 80 mod 6 =; div 10 = 50

3. Найдите значение выражения A mod (В div С + 5) -10: при А = 35, В = 6, С = 4. Ответ-5 при А = 100, В = 20, С = 3. Ответ -9 Отметьте выражения, которые относятся к целому типу: ; trunc(3.1415); 20/5; sqrt(4); sqr(5.0); 5 +round(12.7).

Запишите выражения на языке Pascal. 1

Д/з: записать на языке Паскаль выражения. 1) 2) У= B=B=

Выполните задание на компьютере: «Выражение в паскаль»

Тема: Операторы языка. Обработка числовых и символьных данных

2)Найдите ошибки в записи переменных: QЯN CLS 2A Л4 A2!b C$K 1) Определите какие типы данных представлены в примере. Где допущены ошибки: D:=нота SЯ=4/$ 2A=15 204,57 +89/ =:X1 C4:=5 75=A Задание

Программа- Программа- представляет собой последовательность операторов записанных друг за другом с новой строки. В программировании для решения какой- либо задачи составляют программу, которая состоит из команд и операторов языка.

Оператор- Оператор- это конструкция (предложение) для описания величин, оформленное в виде обозначения какого-то действия, для которого требуется выполнить целый ряд машинных операций.

Типы операторов Обычно состоят из открывающего оператора, тела, составного оператора, и закрывающегося оператора Пример: IF X>Y THEN Z=X-Y; Простые Составные Пример: присваивание у :=Sin (Pi/3)

Оператор присваивания Он не имеет ключевого слова и определяется знаком := Для изменения значения переменной используют оператор присваивания. Он не имеет ключевого слова и определяется знаком := 34 Min:=34 Min:= Min+4 Min:=> 38 Ячейки памяти min 38

Операторы присваивания Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения. Оператор обозначается символом «:=». Оператор считается синтаксически правильным, если тип выражения в правой части совпадает с типом переменной.

Примеры использования оператора присваивания: с переменными целого типа – х: = 200, вещественного - у :=Sin (Pi/3), символьного - с : = ' 6 '; булевского - test: =false

var a, b: integer;... a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := b + 1; var a, b: integer;... a := 5; b := a + 2; a := (a + 2)*(b – 3); b := b + 1; *4 28 b 8 Изменение значений переменной

Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране), существуют процедуры ввода и вывода. Процедуры ввода и вывода

Процедура вывода

Существует две формы процедуры вывода: 1) write (а, b ) ; 2) writeln (x, z) ; В результате выполнения данной процедуры значения переменных будут выведены на экран монитора.

Примеры вывода данных { вывод значения переменной a} { вывод значения переменной a и переход на новую строку} { вывод текста } {вывод текста и значения переменной c} write( a ); writeln( a ); writeln( 'Привет!' ); writeln( 'Ответ: ', c ); writeln ( a, '+', b, '=', c );

Запись на языке Паскаль результат работы программы X1:=4; X2:=8; X3:=x1+x2; write (x1, х 2, хЗ); х:=5; write(Значение х=, х); Значение x=5 х:=4; у:=3; Writeln (Знач. выражения =', x+sqr(y)); «Значение выражения = 13» Writeln ('Hello, World!); write ( 'a=', a, b=', b,'c=',c); Hello, World! a=17 b=34 c=80

В процедурах вывода write и writeln имеется возможность установить ширину поля вывода write(у :i: j) печатает значения у с отступом в позиции i и количество знаков после запятой- j. Пример: Количество знаков после запятой Ширина поля Y:= Write (у :4: 2) 6.20

Процедура ввода

Существует две формы процедуры ввода: read и readln: Примеры read(a); read(a, b,с); Readln (x,у);

Процедура read обеспечивает ввод данных разных типов с клавиатуры. В скобках указываются имена переменных, которым присвоятся введенные значения. При вводе нескольких значений с помощью одной процедуры, они разделяются символом «пробел». Для окончания ввода (завершения работы одной процедуры read) нажимается клавиша.

read ( a, b ); Ввод значений двух переменных (через пробел или Enter). a 25 b 30 a 25 b 30 через пробел: через Enter : 25 30

Создание программ

program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. Пример: программа нахождения суммы 2-х чисел

Как работает программа

Сложение чисел: простое решение 58 program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin read ( a, b ); c := a + b; writeln ( c ); end. Что плохо? ?

Сложение чисел: полное решение 59 program Sum; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); c := a + b; writeln ( a, '+', b, '=', c ); end. program Sum; var a, b, c: integer; begin writeln('Введите два целых числа'); read ( a, b ); c := a + b; writeln ( a, '+', b, '=', c ); end. Протокол: Введите два целых числа =55 компьютер пользователь

Составьте программу вычисляющие значение выражения, запишите ее в соответствии с правилами Pascal. Задание к уроку:

a, b, c, f- целые числа

Результат выполнения программы: Решаем пример: Введите значения переменных a, b, c, f: Ответ: 34, Примера должен быть записан по всем правилам записи выражений на языке программирования

программа Program Prim_1; Var a, b, c, f: Integer ; x: real; Begin Writeln( Решаем пример ); Writeln ( ( (a / b… ) ) ); Writeln ( 'Введите переменные a, b, f, c ' ); readln (a, b, f, c); X := ( a / ( b…) ); Writeln (Ответ:, x :3 :3); End. Выражение запишите самостоятельно, по всем правилам записи выражений на языке программирования

Вычислите выражения ) Вычислите выражения 1 вариант) 2 вариант)

Дополнительные возможности в паскаль

Модули Модули предназначены для разбиения текста программы на несколько файлов. В модулях описываются переменные, константы, типы, классы, процедуры и функции. Для того чтобы эти объекты можно было использовать в вызывающем модуле, следует указать имя файла модуля в разделе uses вызывающего модуля. Например: uses GraphABC;

Модуль описывается до раздела описания переменных. uses crt; Константы модуля CRT Clrscr; –очистка фона экрана; TextColor (n); - цвет букв; (0

Константы цвета Название константы (цвет) Зна- чен ие Название константы (цвет) Значение Black (черный)0DarkGray (темно-серый)8 Blue (синий)1LightBlue (ярко-синий)9 Green (зеленый)2LightGreen (ярко-зеленый)10 Cyan (голубой)3LightCyan (ярко-голубой)11 Red (красный)4LightRed (розовый)12 Magenta (фиолетовый)5LightMagenta (малиновый)13 Brown (коричневый)6Yellow (желтый)14 LightGray (светло-серый)7White (белый)15

Очистка экрана, цвет текста и фона program p1; uses crt; var c,a,b:integer; r:real; begin clrscr; TextColor (1); textbackground(7);

Программа «Диалог с компьютером»

Результат программы «Диалог» 1) Привет, меня зовут КОМПЬЮТЕР. Как тебя зовут? Ответ: 2) Очень приятно, Катя! Сколько тебе лет? Ответ: 3) Чудесный возраст! А у тебя есть хобби!? … Катя 15

Программа «Диалог с компьютером» Program Dialog; uses crt; var b1,b2,b3… : string; {переменные строкового типа} Begin clrscr; Writeln ( Привет, как тебя зовут? ); Write( Твой ответ: ); Readln (b1); Первый вопрос и ответ Количество вопросов = количество переменных

Writeln (Очень приятно!, b1,Сколько тебе лет? ); Write(Твой ответ:); Readln (b2); … End.