LOGO Готовимся к сочинению. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Advertisements

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД. Сайт ФИПИ.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
Итоговое сочинение (изложение) 2015 год Методические рекомендации.
Выпускное сочинение. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение.
О сочинении в учебном году Нормативные документы.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
Организация проведения итогового сочинения ( изложения )
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Транксрипт:

LOGO Готовимся к сочинению

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Новое в сочинении 2014/2015 уч. г.

Новое в сочинении г. Итоговая письменная работа должна проверять способность выпускника создавать развернутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной им из данного круга вопросов проблеме, что предполагает, помимо прочего, изложение им собственной точки зрения с опорой на литературные произведения и (или) на произведения иных видов искусств, знание исторических и культурных событий прошлого и настоящего, данные различных наук и отраслей человеческого знания. (Читать далее: oficialnoe-opredelenie-ekzamena.html) oficialnoe-opredelenie-ekzamena.html

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ » 1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений (прозы, поэзии, драматургии), специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200- летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы: прозу, поэзию, драматургию). 2. Вопросы, заданные человечеству войной

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы, воплощенными в прозе, поэзии, драматургии.

4. Спор поколений: вместе и врозь Читать далее: nenie11.ru/novosti /78-tematicheskie- napravleniya- itogovogo- sochineniya-v- vypusknyh-klassah- na-uchebnyy-god htmlhttp://sochi nenie11.ru/novosti /78-tematicheskie- napravleniya- itogovogo- sochineniya-v- vypusknyh-klassah- na-uchebnyy-god html 4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы: прозу, поэзию, драматургию).

5. Чем люди живы? 5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико- нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки.

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). В рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.

Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в учебном году). На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Почему люди пишут стихи? Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 (около 4 – 5 рукописных страниц). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). !!!

Требования к содержанию сочинения 1. Демонстрация понимания анализируемого текста – первоисточника на уровне темы (основного предмета речи) и микротем (дополнительных, частных тем частей текста, развивающих основную тему) 2. Демонстрация понимания основной мысли (идеи) текста (о чем хотел сказать своему читателю автор?)

3. Умение сформулировать собственную мысль по поводу анализируемого текста 4. Умение развить ее в суждениях – аргументах в защиту высказанной своей мысли и сделать вывод (подвести идейный итог рассуждения) Требования к сочинению

Специфика текста сочинения Комбинированный характер типа текста: рассуждение – аргументация как основной структурно-смысловой тип текста + описание (например, внешности героя) + повествование (например, в пересказе событий первоисточника) Комбинированный функциональный стиль речи: научный как основной, базовый, в котором используются лингвистические и литературоведческие термины + художественный (в цитатах) + разговорный и публицистический (в собственных рассуждениях ученика типа: « На какие размышления наводит меня этот поступок?...»)

Специфика текста сочинения Сочетание конструкций чужой речи (цитат, ссылок на научные работы, фраз - клише и пр.) и индивидуально-авторских (лексико- грамматических) конструкций ученика Отчетливо выраженная жанровая природа: –рецензии (состоящего из трех частей объективного научного анализа художественного текста писателя – современника ученика с указанием на достоинства и недостатки первоисточника; см. презентацию в тематической папке);

Специфика текста сочинения –эссе (субъективно-эмоционального рассуждения о проблеме первоисточника на основе ее соотнесения с личным опытом ученика, наблюдаемых им событий и судеб других людей); –письма (личного, официального); –дневниковой записи (как отражения свежих, личностных впечатлений от прочитанного)и др.

Характеристика типов текста Структурно-смысловая модель текста - описания включает две части: –О–О–О–Общую оценку предмета речи (общие впечатления) –Ч–Частные признаки (детали, подробности)

Схема-модель дедуктивного описания Общиевпечатления(оценка предмета речи) Частные признаки (детали, подробности) Частные признаки (детали, подробности) Частные признаки (детали, подробности)

Схема-модель индуктивного описания Частные признаки (детали, подробности Частные признаки (детали, подробности Общиевпечатления(оценкапредметаречи) Частные признаки (детали, подробности

Схема-модель повествования Развитие действия Р а з р я д к а д е й с т в и я

Схема-модель аргументативного текста Дедуктивная аргументация Тезис Доказательства Выводы

Индуктивная аргументация Схема-модель аргументативного текста Тезис ( выдвигаемое на основе фактов положение) Доказательства (факты) Выводы

Текст - завершенное по смыслу сообщение, созданное последовательно расположенными предложениями, объединенными общей темой и основной мыслью автора. Показателями завершенности является возможность озаглавить текст. Тема – основной предмет речи (о чем идет речь в тексте?) Ключевые термины для написания сочинения

Проблема – вопрос, задача, которая требует разрешения, размышления. Она может быть выражена вопросом, не допускающим однозначного ответа (Что такое патриотизм? Прав ли поэт, считавший, что «Времена не выбирают. В них живут и умирают.») Ключевые термины для написания сочинения

Комментарий – разъяснение проблемы текста, ее интерпретация. Комментарий включает характеристику проблемы : а) с точки зрения ее актуальности, злободневности (для общества, искусства, автора текста, читателя и пр.); б) с точки зрения того, как она представлена автором текста и толкуется им в событиях и ситуациях текста. Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста, умение видеть его важнейшие аспекты и понять ход мысли автора.

Средства описания текста – типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции: « автор текста ставить проблему… полагает… считает… думает…заставляет читателя задуматься… разоблачает… отстаивает точку зрения… призывает… убеждает… выражает уверенность…»

Точка зрения автора (главная мысль текста) – авторская позиция, мнение, отношение к теме и проблеме текста. В научных и публицистических текстах такая позиция выражается прямо, открыто, в художественных – скрыто, часто через подтекст. Идея текста – ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая позицию автора; как правило, синоним выше приведенным понятиям.

Тезис – положение, высказанная мысль, которые доказываются, обосновываются или опровергаются; композиционная часть сочинения, самостоятельно сформулированная учеником. Аргумент – логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса (пример из произведения художественной литературы, из жизни, личного или чужого опыта, утверждающий или опровергающий тезис)

Связность текста – его признак, основанный на цепной и параллельной связи предложений между собой и темой текста (см. средства связи предложений в тексте). Цельность текста – наличие в тексте единой коммуникативной цели (мысли), объединяющей весь текст и связывающий все его части в единую логическую структуру. В сочинении не должно быть материалов, не относящихся к его теме. Введение и заключение должны относиться друг к другу по принципу «вопрос – ответ» и не превышать в сумме объем основной части.

До написания сочинения необходимо продумать и сформулировать пункты плана (в том числе последовательность аргументов). Текст в соответствии с планом должен быть разделен на абзацы, которые располагаются логично, «вытекая» из содержания как основного тезиса, так и предыдущего. Последовательность работы над сочинениям

1. В соответствии с выбранной темой сочинения правильно выделить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором в художественном тексте или цитате (о чем в ней идет речь?), не пересказывая безосновательно содержания и не допуская фактических ошибок. (Основная проблема текста - … Основной вопрос, на который отвечает…/ который задает автор… точка зрения автора заключается в том, что…связан… относится к …требует от читателя …) Эта часть текста должна завершиться тезисом, в котором излагается позиция автора по рассматриваемой проблеме (Следовательно, автор…считает… приходит к выводу, что… ) Примерная схема работы над сочинением

2. Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора /литературоведа (если ученик ссылается на его мнение), объяснить причины своей позиции (изложить доводы – аргументы в защиту высказанной своей точки зрения по поводу проблемы текста, используя, как минимум, два аргумента на основе имеющихся знаний: жизненного или читательского опыта). За дополнительные аргументы (2 – 3) из произведений художественной литературы, как правило, снова добавляют балл. Примерная схема сочинения

В этой части рекомендуется : а) согласиться с автором и объяснить свою позицию или корректно возразить, используя выражения типа «На наш / мой взгляд… как показывают наблюдения за…по нашему/ моему мнению…»; б) обосновать двумя аргументами из читательского или жизненного опыта («Как пишет в …ФИО…Подтверждением может служить…)

Заключение должно подводить итог, быть небольшим (кратким), еще раз подчеркивать основную мысль сочинения, созвучную его общей теме.. Во время самопроверки и редактирования сочинения необходимо убрать лексические и синтаксические повторы, заменить их местоимениями, синонимами, в том числе грамматическими, добиться разнообразия синтаксических конструкций (использования простых неосложненных, осложненных, сложных предложений) Требования к сочинению

Исправить: 1. Дублирование подлежащего – существительного местоимением («Автор он думает…Герои они размышляют) 2. Сочетание «художественное произведение» на «художественный текст», «произведение художественной литературы», «рассказ» и пр. 3. Сочетание «писатели и поэты» на «писатели» или «прозаики, поэты, драматурги»

Главная мысль текста состоит в том. что… Автор считает, что… Мысль автора состоит в том, что… Идея текста состоит в том, что… Автор утверждает, что… По мысли автора, … Клише для формулировки основной мысли

Клише для оформления перехода к аргументации своей позиции Я полностью согласен с высказанной автором точкой зрения о… Нельзя не согласиться с автором, который утверждает… считает Думается. что автор, безусловно, прав, полагая, что… Уважая авторский взгляд на…, я все-таки полагаю, что…

По содержанию : 1. Факты - действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. 2. Мнение суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психологическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надежными аргументами. К мнениям же необходимо относиться критически, учитывая исторические и социальные условия, которые оказали влияние на их формирование. Типы аргументов

Типы аргументов По отношению к позиции оппонента: 1. Аргументы «за». Такие аргументы должны убедить, что они: – правдивы, опираются на авторитетные источники; – доступны, просты и понятны; – максимально близки установившимся в аудитории мнениям; – отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.

Типы аргументов 2. Аргументы «против». Такие аргументы должны убедить, что критикуемые позиции оппонента не обладают этими качествами

По характеру воздействия на оппонента: 1. Сильные (бесспорные) аргументы: – факты; - научные аксиомы; – законы и официальные документы; – законы природы; – выводы, подтвержденные экспериментально; – заключения экспертов; – ссылки на признанные авторитеты; – цитаты из известных авторов; – проверенные показания очевидцев; – обоснованные статистические данные.

Типы аргументов 2. Слабые (не бесспорные): -с-ссылки на жизненный (чужой или свой) опыт; -с-ссылки на произведения искусства, в том числе пословицы и поговорки; -с-ссылки на чужое (не авторитетное) мнение, слухи, сплетни, домыслы.

Ссылки на авторитеты Выстраивая ряд аргументов, часто выгодно обратиться к «третьей стороне» сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т. п. Например: Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр I говорил, что...; Любой историк скажет, что...; Большинство врачей считает, что...; Как установлено отечественными учеными....

Типы аргументов Ссылки на конкретное лицо. Цитаты. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Мы повторяем чеховский афоризм, не заду­ мываясь о связи рамочных звеньев в ряду: лица и мыслей. Какие у человека мысли такое и лицо. Какое лицо такие и мысли. (В. Харченко)

Ссылки на конкретное лицо. Косвенная речь. «Любопытную мысль высказал Д. Гранин в одной из своих книг (название!!!). Время, писал он, и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо...» (В. Сомов) Ссылки на обобщенное лицо.

Ссылки Ссылки на обобщенное лицо «У Юрия Олеши где-то есть замечание о том, что все писатели мира, нынешние и древние, это как бы один писатель. Речь не только о писателях, разумеется, о художниках вообще. О самоощущении художника. Оно всегда полно, тотально. Поэтому мне кажется, начинающих художников не существует. В течение долгих лет мы приобретаем лишь сумму приемов и опыт жизни, но самоощущение какое в начале, такое до конца дней. (Ю. Трифонов)

«Существует мнение, будто хорошая детская книжка обязательно должна быть хороша и для взрослых. На самом деле бывает по-разному. Есть книги, которыми восхищаются в детстве, но взрослому их прочитать невозможно. Есть книги, которые навсегда остаются только детскими, но мы читаем их с удовольствием. И есть книги, которые перестают быть для нас детскими, когда мы сами взрослеем, они живут, и возраст их меняется, как у всякого живого су­щества. (С. Соловейчик) К ссылкам на обобщенное лицо относят высказывания, авторы которых пишущим неизвестны.

Пословицы и поговорки усиливают выразительность речи, углубляют содержание сочинения. Обобщающий характер этих высказываний позволяет выразить мысль кратко и образно. Однако сами по себе пословицы и поговорки вряд ли могут быть убедительными аргументами. Особую роль здесь играет демонстрация, то есть объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой текста.

Например: В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый опыт народа, и иногда поразительно: одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо- фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира. (А. Солженицын)

И все-таки боль есть боль, и старинные истины не лукавят, говоря с человеком: «Пришла беда раскрывай ворота». А вот еще риторическое, безответное: «Кому повем печаль мою?» Некому поведать печаль в ее полноте, стой один на один со своим горем. Так вызревает достоинство перед бедой. (В. Харченко) «Терпя и горшок надсядется», «Терпя и камень треснет» едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся взрывами народных восстаний, но и терпение холопское притерпелость. (Е. Евтушенко)

Типы аргументов По направлению мысли аргумента довод к чувству собственного достоинства («Я не могу смириться с тем, что…» «Я как уважающий себя… других человек…»); довод от сочувствия («У меня …вызывает сочувствие… сопереживание тот факт, что…»; довод от обещания («Существует пословица: «Давши слово…»); довод от осуждения; довод от недоверия; довод от сомнения и т.п.

Типы аргументов По соотношению с действительностью: Естественные - показания свидетелей, документы, то есть все то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Искусственные связаны с необходимостью рассуждать, комментировать

Типы аргументов Логический (обращен к разуму, самый действенный для дискуссии, на основе дедукции или индукции) Этический (обращен к традициям, нормам поведения в обществе) Чувственный (обращен к чувствам, эмоциям: страху, ненависти и пр.) Запрещённый (направлен на унижение оппонента, запугивание; использует брань, мат /инвективы; подменяет тезис)