Об эффективности образовательной политики МГПУ, октябрь 2014
Откуда берутся стратегии? Рефлексия заделов на сейчас Соответствие более общей стратегии Оценка, что сможем сделать, наличие инструментов реализации и мониторинга ННШ – рефлексия нацпроекта
3 Практический контекст: КПМО
5 пунктов президентской инициативы: ноябрь Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения 6. Расширение самостоятельности школ
5 Инициатива утверждена + 1 пункт
6 Школа будущего 1. будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем - 2. ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия -/+ 3. будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации +
7 4. будет по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени -/+ 5. будут учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет - Школа будущего
8 6. школы будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники будут местом семейного отдыха -/+ 7. школы станут современными зданиями - Школа будущего
9 Базовые показатели Показатель Доля школ с безбарьерной средой, % 1325 Доля школ/учащихся с тёплыми туалетами, % 76/8686/93 Доля школ/учащихся с интерактивными досками, % 56/7884/95 Доля школ/учащихся с наличием хотя бы 1 проектора, % 83/9595/99
10 Базовые показатели Показатель Доля школ/учащихся с кабинетами географии, % 44/5551/63 Доля школ/учащихся с кабинетами физики, % 79/9486/94 Доля школ/учащихся с кабинетами химии, % 79/9486/94 Доля школ/учащихся с интернетом более 2 Мб/с, % 13/1635/53
11 Переход на новые образовательные стандарты 8. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни «-/+»
12 9. Средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности +/- 10. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально- педагогических союзов и ассоциаций - Переход на новые образовательные стандарты
Россия будет участвовать в международных сравнительных исследованиях, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности +/- Переход на новые образовательные стандарты
14 Развитие системы поддержки талант. детей 13. Старшеклассникам предоставить возможность обучения в заочных, очно- заочных и дистанционных школах Отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы -/+ 15. Распространять имеющийся опыт деятельности физико- математических школ и интернатов при ряде университетов России +/-
15 Базовые показатели Показатель Доля школьников, обучающихся по программам углублённого/профильного обучения, % 4454 Доля учащихся 7-11 классов, участников ВСОШ, % 2532 Доля старшеклассников, участвующих в дистанционных олимпиадах, % 817
16 Совершенствование учительского корпуса 16. Система моральной поддержки будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации – «-» 17. Система материальной поддержки – создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы – «+/-» Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет
17 Совершенствование учительского корпуса 18. Аттестация педагогических и управленческих кадров – периодическое подтверждение квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим перед школой -/+ 19. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов +/-
Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения -/+ 21. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы -/+ 22. Привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования -/+ Совершенствование учительского корпуса
19 Базовые показатели Показатель Доля учителей, прошедших аттестацию на соответствие/на категорию, % -10/31 Доля учителей в штатном расписании школы, % 5250 Укомплектованность школ, % 8596 Доля учителей, прошедших ПК/по персонифицированной модели, % 29/339/23
20 Изменение школьной инфраструктуры 23. Будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий…нужно сконструировать «умное», современное здание Обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания -/+
21 Сохранение и укрепление здоровья школьников 25. Должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников – «-» 26. Новый норматив занятий физкультурой – не менее трех часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей – «+» 27. Изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников – «-»
22 Базовые показатели Показатель Доля школ со столовыми, удовлетворяющими требованиям, % 2851 Доля учащихся в школах со спортзалами, удовлетворяющими требованиям, % 3343 Доля учащихся в школах с медкабинетами, удовлетворяющими требованиям, % 4775 Доля школ, где есть курсы по формированию ЗОЖ, % 5267
23 Расширение самостоятельности школ 28. Самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта, и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчетность таких школ будет резко сокращена – в обмен на открытость информации о результатах работы +/- 29. Будет законодательно закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений +/- 30. Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования -/+
24 Базовые показатели Показатель Доля негос. школ, получающих бюджетное финансирование, % 3369 Доля школ с публичными докладами, % 7293 Доля школ, где есть школьные советы, % 7593 Доля школ, где есть электронные услуги/форумы c родителями, % 28/847/20
25 Общие формальные выводы Полностью реализовано «+» 5 Скорее реализовано «+/-» 6 Скорее не реализовано «-/+» 1 Не реализовано «-» 8
Общие выводы 1. Инновации как «пожертвование», а не конкуренция 2. Некоторые изменения, тем не менее, можно отнести к инновационным 3. Велика роль факторов, отвлекающих «реформаторов» от реформирования (всё новые и новые задачи) 4. Не сложились механизмы, как государство может добиваться изменения учителя: «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя»