Марина Ивановна Цветаева 1892 – 1941 гг.. Цветаева М.И. родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Марина Ивановна Цветаева ( ). Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября.
Advertisements

Подготовила уч- ца 11 «А» класса Шастун Евгения Учитель: Громова С.В.
Марина Ивановна Цветаева (8 октября августа 1941)
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти,
Цветаева Марина Ивановна 9 октября 1892, - 31 августа 1941.
Марина Цветаева Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье. Об уровне образования,
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Марина Ивановна Цветаева. Биография
Выполнил ученик 11 класса Долгов Роман Учитель Сивова М. Е.
Марина Цветаева Жизнь и творчество поэтессы.. «Мне плохо с людьми, потому что они мешают мне слушать мою душу или просто тишину»
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. Выполнил: Выполнил: Плотников Данила Плотников Данила 4 класса «А» 4 класса «А»
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой.
Дети это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.
День открытых дверей для родителей присутствовало: 5 родителей.
Дети это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.
Марина Ивановна Цветаева: Марина Ивановна Цветаева: жизнь, творчество, судьба.
3 Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в уютном особняке.
Поэтический мир Марины Цветаевой Урок –новелла Урок –новелла Карталинский район Карталинский район МОУ Полтавская СОШ МОУ Полтавская СОШ Учитель литературы.
Мари́на Ива́новна Цвета́ева. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892.
Транксрипт:

Марина Ивановна Цветаева 1892 – 1941 гг.

Цветаева М.И. родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович Цветаев, филолог-классик, профессор, возглавлявший кафедру истории и теорию искусств Московского университета. Огромное влияние на Марину Ивановну, на формирование ее характера оказывала мать, Мария Александровна. Она мечтала видеть дочь музыкантом. Несмотря на близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов. В 1903 году училась во французском интернате в Лозанне, осенью 1904 – весна 1905 года обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге, летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Марина Цветаева начала писать стихи с шести лет, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках, печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Зимой 1910 года Волошин пригласил М.Цветаеву и ее сестру Асю провести лето в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В Сергее Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Встречу с ним Марина восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: в январе 1912 года произошло венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. 5 сентября у них родилась дочь Ариадна.

Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года ей разрешили уехать за границу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Парижского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился долгожданный сын, названный Георгием. Цветаева его обожала. Стремление сделать все возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Георгием отчужденно и эгоистично; вольно или невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери. Во второй половине 1925 года Цветаева переезжает во Францию. Ее поступок объяснялся тяжелым материальным положением семьи; она полагала, что сможет лучше устроить себя и близких в Париже. Жизнь в эти годы у М.Цветаевой была эмигрантская, трудная, нищая.

Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Воспоминания М.Цветаевой: «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живем. Мой единственный доход – от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода». Сергей Эфрон, непрактичный и не приспособленный к тяготам жизни, зарабатывал немного. Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – «Поле России» (1928). Эмигрантской литературной среде были чужды эмоциональная экспрессия и гиперболизм Цветаевой, воспринимавшиеся как истеричность. Однако творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на, что не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве «геликон», вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский период – поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца».в 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии. Большинство созданного осталось не опубликовано: если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют ее полное одиночество.

Она не принимала участия ни в каких поэтических и политических направлениях. Ей «НЕКОМУ ПРОЧЕСТЬ, НЕКОГО СПРОСИТЬ, НЕ С КЕМ ПОРАДОВАТЬСЯ», «ОДНА ВСЮ ЖИЗНЬ, БЕЗ КНИГ, БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ, БЕЗ ДРУЗЕЙ…». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 году – «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 – 1925 годах. К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…». В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, Цветаева уехала с сыном на пароходе в эвакуацию в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

31 августа 1941 года измученная, безработная и одинокая поэтесса, после ссоры с сыном, который, по- видимому, упрекал ее в их тягостном положении, покончила жизнь самоубийством, оставив записку тем, кто будет ее хоронить: «Мурлыга (так она называла своего сына)! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.» Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в г. Елабуге

Лирика Марины Цветаевой

Гений Марины Цветаевой – в ее силе и самобытности. В ее творчестве многое выходило за рамки привычных устоев, широко признаваемых литературных вкусов. То же можно сказать и о личности поэтессы, еще в ранней юности поклявшийся себе сохранить верность своим чувствам, своему делу вне зависимости от времени и обстоятельств. Уже в первых цветаевских стихах была неизвестная ранее в русской женской поэзии жестокость, резкость поэтов мужчин. Таков был характер не только лирической героини ее стихов, но и самой Цветаевой. Традиционной женской слабости, изящности и легкости она противопоставила твердость духа и силу мастерства. Я знаю, что Венера – дело рук, Ремесленник – и знаю ремесло. Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Поэтому в ее лирике такая особенная доверительность, открытость. Валерий Брюсов писал, что от ее стихов бывает иногда неловко, будто подсмотрели в замочную скважину. И действительно, в стихах – вся ее жизнь. По тебе тоскует наша зала, - Ты в тени ее видал едва – По тебе тоскуют те слова, Что в тени тебе я не сказала.

Независимостью своего творчества и всего своего жизненного поведения Марина Цветаева отстаивала право женщины иметь сильный характер, отвергая устоявшийся образ женственности. Счастью быть любимой и любить: Как правая и левая рука – Твоя душа моей душе близка. Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает – и бездна пролегла От правого – до левого крыла! При всей своей гордыне, «вероломности» Цветаева может отдаваться короткому мгновению любви: Мой! – и о каких наградах. Рай – когда, у рта – Жизнь: распахнутая радость Поздороваться с утра! Но у Марины Цветаевой была своя заповедь: «Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!», которой поэтесса была верна всю жизнь. Может быть, поэтому разлука стала одним из основных мотивов лирики Цветаевой. «Я не знаю ни одного поэта в мире, который бы столько писал о разлуке, как марина. Она требовала достоинства в любви требовала достоинства при расставании, гордо забивая свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая», - пишет е ней Евгений Евтушенко

Никто, в наших письмах роясь, Не понял до глубины, Как мы вероломны, то есть – Как сами себе верны. М.Цветаева говорила, что «глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья». Этой глубины в ее жизни хватало сполна. Ее жизненный путь был очень не прост. Живя в сложное время, Марина Цветаева осталась поэтом, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, преследовавшее ее. Цветаева хорошо ощущала время, эпоху, в которую ей довелось жить. Поэтому в ее стихах такое внутреннее напряжение, надлом. Будто предчувствуя свою трагическую судьбу, она пишет строки: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.

Пророчество своей собственной судьбы было не единственным в творчестве Марины Цветаевой. Главным пророчеством поэтессы стало ее очень часто цитируемое стихотворение: Моим стихам, написанным так рано Что и не знала я, что я – поэт Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. Ворвавшимся как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти – Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.