Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Advertisements

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Концепция Образовательный политехнический комплекс «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Новосибирской области»
Концептуальные подходы к экспертизе Кейс 2. Модуль « Экспертная деятельность » Экспертиза : понятие, сущность, типология Методы экспертных оценок Концептуальные.
Проектирование развития республиканских ресурсных центров Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С РК «КРИРО»
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Анализ результатов и особенности экспертизы инновационной деятельности в столичном образовании Данилюк. А.Я. – зам. директора ГБНУ «Московский институт.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
Управление инновационной деятельностью в современных условиях 25 сентября 2014.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
LOGO Формирование экспертных сообществ для консультативно-проектного сопровождения развития образовательных учреждений в условиях реализации новых Федеральных.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Транксрипт:

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА Вологда 2014 год Никодимова Елена Александровна заведующая Областным методическим центром профориентации молодежи АОУ ВО ДПО ВИРО кандидат педагогических наук, доцент

2 Инновации в образовании – это проектирование его развития, которое предполагает акт рождения и культуру выращивания В.И.Слободчиков доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института педагогических инноваций РАО

3 ПРОЕКТ «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях частно-государственного партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений системы общего, профессионального и дополнительного образования с органами исполнительной власти и предприятиями бизнес- сферы» (Приказ ФГАУ «ФИРО» от г., 76) Федеральная сетевая экспериментальная площадка по направлению «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» Департамент образования Вологодской области Вологодский институт развития образования

Направление деятельности экспериментальной площадки Экспериментальная деятельность, направленная на разработку новых эффективных способов решения современных проблем образования 4

ШАГ 1 КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ Концепт – как совокупность взглядов на исходный замысел (проектную идею)– концентрирует в себе достаточно общий (культурный, социальный, образовательный) смысл проекта, цели его реализации, результаты комплексного анализа наличного положения дел («болевые точки»). 5

В результате документ -концепция инновационных преобразований, которая впоследствии стал нормативной базой для действий, реализующих данный проект. Определялись основные направления действий и принципы их координации; общие способы и условия достижения стратегических целей проекта. Заключительным моментом являлось обоснованное прогнозирование образовательных последствий (как точек роста, линий развития, потенциально возможных преобразований в данной общественной практике). 6

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ФГАУ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» 7

Новизна концепции Концепция предполагает постепенное восхождение от профориентационной работы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, ориентированного на формирование субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения. 8

ШАГ 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ Разработка Программы экспериментального проекта в региональных условиях в логике положений Концепции ФГАУ «ФИРО» В Программе представлены выявленные проблемы в условиях региональной практики, но уже в виде иерархии задач и возможных способов их решения; фиксируются категории участников разрабатываемого проекта и их профессиональный состав, здесь же намечаются способы кооперации и координации их деятельности; определена номенклатура существующих и необходимых ресурсов и их объемов. Конечная позиция программы – это фиксация заранее полагаемых результатов и их точный адресат (как относительно целостный образ ожидаемого положения дел в региональной практике). 9

Разработка нормативно-правового, организационно-управленческого, научно- методического и финансово-экономического обеспечения региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях частно - государственного партнерства и оценка эффективности ее функционирования в структуре образовательных сетей регионального и муниципального уровней 10 Цель экспериментальной работы

разработать пакет типовых документов регионального, муниципального и локального уровней, регламентирующих процесс сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социального партнерства; отработать организационно-управленческие и финансово- экономические механизмы социального партнерства образовательных учреждений системы общего, профессионального, дополнительного образования с органами исполнительной власти, с ведущими отраслевыми предприятиями и предприятиями бизнес- сферы на региональном и муниципальном уровнях в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; 11 Комплекс задач для решения в экспериментальной деятельности Комплекс задач для решения в экспериментальной деятельности

определить роль и функции ресурсного центра, функционирующего на базе профессиональных образовательных организаций, в региональной системе сопровождения профессионального самоопределения молодежи; создать единую информационно-образовательную среду для обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, объединения работодателей и учреждений системы образования в условиях частно - государственного партнерства и информирования потребителей образовательных услуг в области сопровождения профессионального самоопределения; развивать инфраструктуру профориентационной деятельности для обеспечения решения задач непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в сетевом объединении. 12 Комплекс задач для решения в экспериментальной деятельности Комплекс задач для решения в экспериментальной деятельности

ШАГ 3 ПЛАНИРОВАНИЕ Составление общего Плана реализации проекта, который имеет временной интервал. В плане отражены структурированная ресурсная база, конкретные Действия в логике экспериментальных задач, их исполнители, конечные продукты и их потребители. Результат- План мероприятий «дорожная карта» по апробации региональной модели организационно- педагогического сопровождения обучающихся (утверждена Приказом Департамента образования области от , 2155) 13

РЕАЛИЗАЦИЯ: ШАГИ Первый шаг реализации связан с проектированием совместности реализаторов (участников) проекта. Совместность – это «все-в-одном-месте»: в едином смысловом пространстве, границы которого очерчивает и задает исходная проектная идея (замысел). Построение совместности – особая работа с профессиональным сознанием каждого участника, входящего в проект, работа по выявлению их целей, ценностей, профессиональных позиций. Суть этой работы связана прежде всего с выявлением участников, заинтересованных в решении насущных проблем в данной области; предмета и способа их профессиональной деятельности; возможностей программирования своей деятельности в рамках проекта. 14

Областной координационный совет по подготовке кадров Работодатели, предприятия, фирмы Образовательные организации общего образования (школы) Обучающиеся региональной системы образования Родители (законные представители) Управляющие, попечительские, наблюдательные советы ОУ Департамент труда и занятости, Департамент образования, отраслевые департаменты, отраслевые и муниципальные советы по подготовке кадров Профессиональные сообщества Образовательные организации СПО Ресурсные центры СПО Образовательные организации ВПО Дополнительное образование

Союз строителей Вологодской области Вологодский государственный технический университет Обучающиеся, родители (законные представители), советы ОУ Центр профориентации ВИРОЦентр профориентацииВИРО Областной совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов Центр профориентации ВИРОЦентр профориентацииВИРО Ресурсный центр СПО Вологодский строительный колледж Муниципальные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов Отраслевой совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов строительного комплекса Профсоюз работников строительства и промышленности стройматериалов Департамент труда и занятости населения Департамент строительства и ЖКХ Департамент образования Управления образования Ресурсный центр СПО Сокольский лесопромышленный политехнический техникум Школы г. Вологды Школы г. Сокола СКДМ Вологда- агрострой Ассоциация деревянного домостроения

Центр профориентации ВИРОЦентр профориентацииВИРО Комитет по туризму Вологодской области Центр профориентации ВИРОЦентр профориентацииВИРО Администрация г. Вологды Администрация Великоустюгского муниципального района Департамент труда и занятости населения Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия ВО Департамент образования Управления образования Предприятия и компании туристической индустрии Ассоциация народно- художественных промыслов и легкой промышленности Предприятия и компании сферы народно- художественных промыслов Школы г. Вологды Школы г. Великий Устюг Обучающиеся, родители (законные представители), советы ОУ Представители музейного сообщества МОУ ДОД Дом детского творчества г. Великий Устюг Ресурсный центр СПО Губернаторский колледж народных промыслов Образовательные организации ВПО

Государственно-частное партнерство Привлечение, интеграция и кооперация частных и государственных ресурсов для повышения качества реализуемых образовательных программ профориентационной направленности в условиях непрерывности образования взаимовыгодный и добровольный характер отношений; договорной объем ресурсов для достижения результатов совместной деятельности; полномочность представителей сторон в структурах управления;. взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе; взаимодействие сторон имеет равноправный характер; чётко выраженная публичная, общественная направленность; финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях 18

РЕАЛИЗАЦИЯ: ШАГИ Второй шаг реализации связан с созданием жизнеспособной общности участников (реализаторов) проекта, где каждый является собственником своей профессиональной деятельности, «прозрачной» по своим целям и устройству для каждого другого. Только в этом случае возможна деятельностная кооперация, возможно формирование особого ресурса – организационно-управленческого- – гаранта практической реализации инновационного проекта. 19

20 Межведомственная рабочая группа с участием представителей органов исполнительной власти, объединений отраслевых работодателей, образовательных организаций и представителей бизнес-сообщества (Приказ департамента образования области от г.,2154) Рабочие совещания по обсуждению проекта региональной модели организационно- педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и комплекса мероприятий, необходимых для ее апробации

РЕАЛИЗАЦИЯ: ШАГИ Третий шаг – это рефлексивное оформление и экспертиза последствий воплощения проекта и соотнесение их с исходным замыслом и всеми промежуточными шагами его реализации. И если рефлексия в данном случае есть уяснение самому себе своих собственных действий (как это делалось? за счет чего? к чему это привело?), то экспертиза – это соотнесение результатов, последствий действия либо с уже существующими нормативами деятельности, либо с системой специально выработанных критериев. Третий шаг является скрепляющим нацело деятельность проектирования как в плане разработки проекта, так и в плане его реализации. 21

– Общие критерии – позволяют оценить значимость предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации. 1. актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы; 2. новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.; 3. масштабность проекта: локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный. 22

Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта. 4. системность проекта фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.); 5. эффективность проекта улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации; 6. транслируемость проектной идеи экстраординарность условий реализации идеи иди возможность ее тиражирования. 23

Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагается инновационные преобразования. 1. полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации; 2. степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.; 3. согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации – описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.). Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям. 24

Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций и их соответствия реальной образовательной ситуации, на которую ориентирован данный проект. 1. реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов; 2. реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно- деятельностного ресурса); 3. инструментальность (управляемость) проекта: наличие научно- организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов. Конкретные практические критерии – позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности. 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 26