О Боге едином в существе 1. Истина бытия Божия 2. Учение о существе Божием 17.10.20141.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Боге едином в существе 1.Истина бытия Божия 2. Учение о существе Божием.
Advertisements

О Боге едином в существе 1.Истина бытия Божия 2. Учение о существе Божием
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
Эф.1:1-14 Кто я?. Какие первые 5 слов первыми приходят Вам в голову? Я, ___(Фамилия, Имя) ____ : 1. _______________________, 2. _______________________,
РИТОРИКА Риторическое слово в сакральном дискурсе.
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна 14:6)
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
Группа 3а03 Степанова М. Кияметдинова Н.. С одной стороны, из концепции добра и зла религиозные философы извлекали важнейшие для своих учений, для религии.
Образы И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и.
Тысячелетнее царство Воскресная школа церкви «Открытая дверь» 15 октября 2011 года.
Тема урока: «Значение Библии для русской культуры. Её содержание и стиль».
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку "Православное учение о человеке"
Слово жизни Слово жизни Апрель 2012 Апрель 2012 «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин 15,3) «Вы уже очищены через слово, которое.
Транксрипт:

О Боге едином в существе 1. Истина бытия Божия 2. Учение о существе Божием

О Боге едином в существе Структура раздела: О Боге едином в существе 1. Истина бытия Божия 1. Бог один 2. Бог един 2. Учение о существе Божием 1. Понятие свойства существа Божия 2. Свойства Бога как существа абсолютного 3. Свойства Бога как существа свободно-разумного 4. Антропоморфизмы Священного Писания 5. Отношение свойств Божиих к Его сущности и истинность наших представлений о Боге О Боге, троичном в Лицах

1. Истина бытия Божия 1. Бог один Иные боги, по учению Священного Писания, суть обманывающие людей бесы: «Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его; приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши (Втор 32:16–17). Вера в единого Бога пронизывает всё Священное Писание Ветхого Завета: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6:4). Эта вера носит богооткровенный характер: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис 44:6). Она закреплена в строгой форме Синайского законодательства: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх 20:2–3)

1. Бог один В Новом Завете Господь Иисус Христос на вопрос о большей заповеди отвечает словами Второзакония о вере в единого Бога (Мк 12:28–29). Первосвященнической молитве Он говорит, что только эта вера даёт вечную жизнь (Ин 17:3). Апостол Павел решительно осуждает любое уклонение от монотеизма: «...нет иного Бога, кроме Единого, ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор 8:4–6). Эта вера есть основание христианской Церкви: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4:5–6)

1. Бог один Учение о единобожии закреплено в древних крещальных символах веры. В Никео-Цареградском Символе веры, основном вероучительном тексте Церкви, это исповедание звучит уже в первой строке: «Верую во единого Бога…». В истории лишь очень немногие еретики отвергали учение о монотеизме. Таковыми были гностики (II в.), манихеи (с конца III в.), александрийские еретики- трибожники (конец VI в.), павликиане (конец VII XII вв.). Такие еретические сообщества всегда возникали вне пределов Церкви, хотя и претендовали на выражение истинного христианства. Чаще всего эти учения связаны с влиянием иных религиозных воззрений, либо философских взглядов

1. Истина бытия Божия 2. Бог един Бог не только один, но Он и един в Своём существе. Он есть существо абсолютно простое: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин 5:7). Ни в том, что мы знаем о Боге в Самом Себе (собственно богословие), ни в том, как Он проявляет Себя в мире (домостроительство), невозможно усмотреть никакой сложности

1. Истина бытия Божия 2. Бог един Бог открывает Себя людям как Троица Божественных Лиц. Но это ни в малейшей степени не является проявлением разделения в Боге. Мы веруем в «Троицу единосущную и нераздельную», поскольку категория материального числа к Божественным Ипостасям неприменима. Все Три Отец, Сын и Святой Дух Бог; не три Бога, а Бог единый, единая Сущность, единая субстанция или Природа в трёх Ипостасях, Лицах. Правильнее говорить о том, что христиане исповедуют Триединого Бога. Даже для удобства изложения учения невозможно допустить, что в Боге единство предшествует троичности или троичность единству: единство Бога всегда троично, а троичность не противоречит единству. Залогом единства Бога является не Его единая сущность, а монархия Отца

1. Истина бытия Божия 2. Бог един Все проявления Бога в мире (домостроительство) также отражают Божественное единство. Оно не нарушается «благоприличным» (в терминологии свт. Григория Паламы) различением сущности и Божественных энергий. Множественность названных в Священном Писании свойств Бога как существа свободно-разумного (так называемые катафатические свойства) также не есть проявление какого- либо разделения, а лишь свидетельствует о нашем образе познания единого, живого Бога, действующего в мире. В истории Церковь была вынуждена отстаивать веру в единство существа Божия как от нападок извне (язычники, а также не принявшие Христа иудеи), так и изнутри (различные ереси). И если борьба с первыми в основном закончилась в IV веке, то опасность второго рода не переставала преследовать Церковь значительно дольше. Так, ещё в XIV в. вопрос о христианском понимании единства Божия требовал своего богословского осмысления, о чём свидетельствует спор свт. Григория Паламы и Варлаама Калабрийского

2. Учение о существе Божием 1. Понятие свойства существа Божия 2. Свойства Бога как существа абсолютного 2.1. Самобытность 2.2. Неизменяемость 2.3. Вечность 2.4. Вездеприсутствие 3. Свойства Бога как существа свободно-разумного 3.1. Разум. Премудрость. Всеведение 3.2. Всемогущество 3.3. Всеблаженство 3.4. Благость. Любовь. Милость 3.5. Святость. Свет. Божественный мрак 3.6. Правда 4. Антропоморфизмы Священного Писания 5. Отношение свойств Божиих к Его сущности и истинность наших представлений о Боге

1. Понятие свойства существа Божия Митрополит Макарий (Булгаков) предлагает следующее определение свойств существа Божия: «Существенными свойствами в Боге называются такие, которые принадлежат самому Божественному существу и отличают его от всех прочих существ, и, следовательно, это суть свойства, равно приличные всем Лицам Пресвятой Троицы, составляющим едино по существу, - от чего и называются еще свойствами Божиими общими, в отличие от особенных или личных свойств, которые принадлежат каждому Лицу порознь и различают их между собою»

1. Понятие свойства существа Божия Подобно тому, как понятие «сущность» приложимо к Богу лишь с определенной долей условности, также и понятие «существенного свойства» применительно к Божеству оказывается весьма условным. Обычно под существенными свойствами понимаются положительные характеристики сущности, атрибуты, которые входят в родовое определение и «делают» каждую вещь, относящуюся к данному роду, тем, чем она является. Таким образом, существенные свойства отвечают на вопрос «что есть та или иная вещь?». Божественная сущность абсолютно непознаваема и человеческий язык не способен выразить полноту ее совершенства. Поэтому говорить о Божественной сущности можно только в отрицательных (апофатических) терминах. Свойства, выводимые путем отрицания за Божественной сущностью всех ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию, называются онтологическими (апофатическими). Таковые свойства лишены положительного содержания, они указывают нам лишь на то, «что не есть Бог», но не сообщают какого-либо положительного знания о совершенно непознаваемой Божественной сущности

Предметом богословствования может быть не только бытие Бога в Его неприступной сущности, но и Его само обнаружения в действованиях, благодаря которым мы имеем возможность нечто положительно утверждать о Боге. Свойства Божии, познаваемые нами через Божественные действия, называются духовными (катабатическими, положительными). В опыте духовной жизни Бог энергий но открывается нам не как сущность, но как свободно-разумное Существо, Личность (Ипостась), Которая благоволит явить Себя человеку. Они характеризуют не сущность Божию, но образ Божественного бытия, то есть говорят нам не о том, «что есть Бог», но о том, «каков есть Бог». Следовательно, так называемые «существенные свойства» Божии не являются, по аналогии с тварными вещами, атрибутами Божественной сущности. Само наименование «существенные свойства» употребляется в учении о Боге условно, для указания на то, что все эти свойства являются общими для Трех Божественных Лиц и тем самым отличаются от личных (ипостасных) свойств. 1. Понятие свойства существа Божия

2. Свойства Бога как существа абсолютного Мы способны сформулировать, по сути, только то, чем Бог не является, последовательно отрицая за Ним любые привычные для нас пусть даже и самые возвышенные качества и характеристики, прилагаемые нами, помимо Бога, ко всем вещам и явлениям окружающей нас тварной реальности. Кроме того, через такие отрицания мы можем осознать и продемонстрировать, что Господь от этой тварной реальности абсолютно независим и с ней онтологически никак не связан. В предельном утверждении апофатичности Божества по отношению к тварному миру и к нашей временной, возникшей «из ничего» природе святоотеческая традиция даже решалась именовать Бога «Не-сущим», «Небытием»: настолько Он в Своей непостижимости отличен от всего тварного. Так, преп. Максим Исповедник пишет: Бог «по природе Своей вообще не соответствует какому-либо разряду сущего. И поэтому, вследствие сверх бытия Бога, Ему более подобает определение Небытие» (Максим Исповедник, преп. Мистагогия // Творения. Кн. 1. С. 156)

2.1. Самобытность Бог не имеет ни начала, ни причины Собственного бытия. Он не сотворен и не возник каким-либо иным способом. Он не зависит ни от чего тварного. Единственная причина бытия Бога Он Сам. Бог самодостаточен и потому не нуждается в бытии чего-либо вне Себя Самого. Бог не нуждается и в том, чтобы творить мир. Он есть полнота Бытия Сама-по-Себе, абсолютно совершенная, пребывающая в предельной внутренней гармонии и, строго говоря, единственно существующая в подлинном смысле этого слова, в отличие от всего тварного, постоянно поддерживаемого в бытии Божественной промыслительной деятельностью и способного обратиться в ничто в случае ее прекращения

2.2. Неизменяемость Бог, в отличие от Своего творения, неизменяем. Он не терпит каких-либо изменений уже хотя бы потому, что Он абсолютно совершенен и Ему нет необходимости стремиться к некоему лучшему состоянию, чем то, в котором Он пребывает от века. Могут изменяться лишь внешние отношения между Богом и Его творением. Такая внешняя изменяемость по-прежнему не допускает и не подразумевает каких-либо перемен во внутрибожественной жизни в Божественной сущности и во внутритроичных отношениях. Учению о Божественной неизменяемости никак не противоречит православное учение о Рождении Сына от Бога Отца и об Исхождении от Отца Святого Духа. Не меняется образ Божественного бытия и в связи с совершившимся творением мира. Мир творится Богом по предвечному замыслу. Бог принял решение создать мир в «предвечном совете»: «ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян 15:18). Не привносит изменения во внутрибожественную жизнь и Воплощение Сына. При Вочеловечении Сына Его Божество, точно так же как и Божество Отца и Духа, пребывает неизменным, не приобретая ничего нового и ничего не утрачивая. Почему мы говорим Бог разгневался? Изменяется ли воля Божия о человеке?

2.3. Вечность Бог не зависит от условий времени, Он не терпит перемен. Господь не зависит от тех законов тварного мира, которые Он Сам установил, в том числе и от временных процессов. Бог пребывает вечно, Он – «от века Живущий» (Пс 54:20), и Он всегда одинаков, всегда Один и Тот же в Своем абсолютном совершенстве. Бог знает, что будет со мной завтра? Значит уже все решено, от меня ничего не зависит, я не свободен?

2.4. Вездеприсутствие Бог не зависит от пространства, которое является одной из форм существования тварного и изменчивого бытия. Он не ограничен никаким пространством, не нуждается ни в каком месте для Своего обитания, но пребывает вне всякого времени и пространства в Своей неприступной для твари Божественной сущности. Но в то же время, Бог присутствует везде Своими действиями, энергиями. Таким образом, пользуясь принятой философской терминологией, можно утверждать, что Бог одновременно миру и имманентен, и трансцендентен. Бог проникает Своими энергиями все мироздание, Он «везде сый и вся исполняяй» (молитва «Царю небесный»). Происходит это не потому, что для Него естественно или необходимо наполнять Собой мироздание, а исключительно по Его свободной воле и любви к твари. При этом сам способ Божественного вездеприсутствия не может быть постигнут ограниченным человеческим разумом. Что такое святые места, ведь Бог везде одинаково присутствует? Почему лучше молиться в храме, а не в кинотеатре? Отличие ответа пастырского от догматического. Что такое «гиблые» или «проклятые» места?

3. Свойства Бога как Существа свободно- разумного Бог открывает Себя миру в промыслительной деятельности, в Своих энергиях. Как учит преп. Максим Исповедник, «Божество и божественное в некотором отношении познаваемо, а в некотором непознаваемо. Оно познаваемо в том, что созерцается окрест Него, и непознаваемо в том, что Оно [есть] Само в Себе»[1].[1] Бог является нам как Существо свободно-разумное, желающее спасения и обожения для всей твари. Бог предлагает нам, наравне с апофатическим путем богопознания, восходить к Нему путем катафатическим. Мы призваны и сами, как существа богообразные, приобрести по благодати те свойства, которыми обладает Божество от века по Своей совершенной природе. [1][1] Максим Исповедник, преп. Главы о любви 4, 7 // Творения. Кн. 1. С

3. Свойства Бога как Существа свободно- разумного Бог открывает Себя в Собственной деятельности самым различным образом. В соответствии с этим, человек по-разному Его именует, отражая в этих именах опыт собственного богообщения. Принято различать две основные группы такого рода имен. –К первой группе относятся имена, которые даются Богу в соответствии с Его различными вечными, не зависящими от бытия мира силами и действованиями: «Любовь», «Благость», «Свет» и др.; –ко второй группе все имена, определяющие отношения между Богом и человеком, мирозданием: «Творец», «Спаситель», «Промыслитель» и др

3.1. Разум. Премудрость. Всеведение. Божественные свойства разум и премудрость являются очень близкими по смыслу и, зачастую, даже взаимозаменяемыми. Так происходит в Священном Писании: «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?» (Притч 8:1); «Я, премудрость, обитаю с разумом…» (Притч 8:12). Что такое Божественный Разум, мы постичь не можем. Мы способны мыслить его лишь по аналогии с разумом человеческим. Конечно, эта аналогия примитивна и несовершенна. Мы можем лишь утверждать, что Божественный разум бесконечно превосходит разум людской. Как говорит пророк Исаия, «как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:9)

3.1. Разум. Премудрость. Всеведение. Одним из открытых человеку совершенств Божественного разума является Божественная способность знать творение во всей его целостности и полноте. Богу нет необходимости в познании как в процессе. Он знает все творение изначально не в его становлении и изменчивости, но в его универсальности и завершенности, таким каким Сам Бог его замыслил от века, и каким оно должно осуществиться. С этой Божественной способностью связано такое Его свойство, как всеведение. Бог знает абсолютно все: Себя Самого, Свои дела, прошлое, настоящее и будущее нашего мира. Премудрость Божия означает абсолютное знание Богом целей и путей Божественного Промысла, это всеведение Божие, обращенное к миру и людям. Зачастую премудрость в Священном Писании имеет ярко выраженный энергийный характер: «Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее» (Прем 7:24–25)

3.2. Всемогущество Бог осуществляет все, что Ему угодно. При этом для Него не может быть никаких препятствий или трудностей: ничто из сущего не способно Ему помешать. Человек при осуществлении всякого дела для воплощения собственного замысла должен приложить определенные, протяженные во времени усилия. В Боге же подобного расстояния между пожеланием совершить какое-либо дело и его осуществлением нет. Бог творит все Собственной мыслью, являя единство Своего разума и воли. «Он сказал и сделалось; Он повелел и явилось» (Пс 32:9). Противники христианства издавна пытались опровергнуть православное учение о Божественном Всемогуществе, предлагая различные софизмы, вроде: Может ли Он создать такой камень, который Сам не сможет поднять? Всемогущество и произвол не одно и то же. Бог совершает лишь то, чего Он Сам свободно и разумно желает. Для Него нет никакой необходимости творить произвол или совершать бессмысленные поступки. Однако в чем-то Бог действительно Себя добровольно ограничивает. Он действительно создал камень, который не способен поднять. Камень этот человек с его свободной волей и способностью грешить

3.3. Всеблаженство Жизнь Божества есть абсолютная и постоянная гармония. Его силы всегда пребывают в согласии, находясь в строгом единстве. Ни одна из них не превосходит какую-либо другую потому, что все они равно бесконечны и неизмеримы. Бог любит всякое благо, предельное же благо реализовано и заключено в Нем Самом. Таким образом, в Боге любовь к благу полностью совпадает с обладанием им. Поэтому Богу в Его внутреннем бытии уже не нужно стремиться к чему-то лучшему, к совершенствованию, к чему-то большему, чем Он Сам. Следствием этого является подлинное Божественное всеблаженство. Для человека возможность ощутить блаженство связана с процессом, ростом. В современной культуре стабильность всегда ассоциируется с застоем. Христианский рай – это коммунистический застой?

3.4. Благость. Любовь. Милость Эти три свойства очень тесно взаимосвязаны.Обладая всеблаженством, Бог, по преизбытку Собственной благости, подает Свои дары всей твари в той мере, в какой это необходимо для ее спасения и обожения, и в той степени, в которой она способна эту благость вместить. Благость проявила себя в деле творения мира, по благости же Бог продолжает о мире заботиться и промышлять. Любовь есть благость, проявляемая по отношению к личностным и разумным существам. Такими существами являются Лица Пресвятой Троицы, вечно пребывающие в круговороте Божественной Любви, а также ангелы и люди. Еще одна сторона Божественных благости и всеблаженства милость. Она есть проявление благости и любви по отношению к падшему людскому роду. Пусть люди ее и не заслуживают: Бог все равно, по Своему милосердию, нисходит к ним и промышляет о них, желая для всех спасения. Если Бог есть абсолютная любовь, как Он может наказывать человека? Как возможен ад рядом с раем? Что такое ад?

3.5. Святость. Свет. Божественный мрак Божественное свойство «святость» определяет Его постоянную укорененность в добре. Бог не может согрешить, Он свободен от любых нравственных слабостей. В Своем творении Бог любит и насаждает добро, ненавидит и искореняет зло. В мире свято все то, что причастно Богу, что приобщается Его святости. Человек призван к святости. Этого требует от него Сам Бог: «Я Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев 11:44). Наравне с указаниями на свойство святости в Священном Писании употребляется образ Света, как одно из имен Божиих. Как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин 1:5). Свет, Божественная Слава есть проявления Божественной святости в нашем тварном мире. Наравне с образом Божественного Света, в Священном Писании говорится, что на Синае «Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх 20:21). Эти указания послужили основанием для святоотеческой традиции, которая усматривает проявление Божественной святости под образом Божественного Мрака. Кто такие святые люди? Это те, кто не грешат? Что тогда различает святого или не святого, где граница?

3.6. Правда Поскольку Бог свят и желает спасения твари, то Он и от нее требует святости и совершенства. Для достижения святости и спасения Бог дает разумному творению нравственный закон, ведущий исполняющего его к этой цели. За исполнением закона следует соединение с Богом по благодати, за нарушением Божественное наказание. В догматической науке принято различать два действия Божественной правды: правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Бог и Законодатель, и Судия одновременно. Как пишет апостол Иаков, «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак 4:12). Бог ограничен Своими Законами? А как же чудеса? Значит Бог не может помиловать грешника, ведь есть Закон?

4. Антропоморфизмы Священного Писания По разъяснению преп. Иоанна Дамаскина, о духовных свойствах и действиях Божиих нам, в силу непостижимости Божества и ограниченности нашего языка возможно говорить только «с помощью символов, соответствующих нашей природе»[1].[1] Например, «очи», «вежды» и «зрение» Бога, по слову преп. Иоанна, должно понимать как указание на Его всеведение и всесозерцательную силу, «уши» и «слух» на принятие нашего моления и на благоволение к нам, «лицо» на Его откровение и самообнаружение в делах, «руки» на деятельную силу и т. д.[2].[2] [1][1] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры I, 11. [2][2] Там же

5. Отношение свойств Божиих к Его сущности и истинность наших представлений о Боге Поскольку сущность Божия непознаваема, наше знание о Боге ограничено знанием свойств Божеского существа. Таким образом, вопрос о характере нашего знания о Боге неразрывно связан с вопросом об онтологическом статусе Божественных свойств, то есть об их отношении к Божественной сущности и об их взаимном отношении между собою. По учению Святых Отцов, «Бог прост, несложен, равночленен, всегда Себе равен и подобен»[1].[1] Но наш разум и религиозный опыт требуют признать, что Божественная простота не есть безразличное и бессодержательное целое. По словам свт. Василия Великого, «Бог вмещает в Себя всю полноту всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде»[2]. Каким же образом простота Божественной природы сочетается с нашими представлениями о множественности свойств в Боге?[2] [1][1] Ириней Лионский, сщмч. Обличение лжеименного знания II, 13, 3. [2][2] Василий Великий, свт. Против Евномия // Творения. М., 1846, 4.3, с

5. Отношение свойств Божиих к Его сущности и истинность наших представлений о Боге Очевидно, что если бы Божественные свойства действительно были отличны и отделены от Его сущности и одно от другого, то в таком случае Бог был бы существом не простым, а сложным, то есть слагался бы, подобно тварным вещам, из Своей сущности и Своих отдельных между собой свойств. Но «Божество просто и несложно. То же, что состоит из многого и различного, сложно. Итак, если несозданность и безначальность, и бестелесность, и бессмертие, и вечность, и благость, и творческую силу, и подобное мы назовем существенными различиями в Боге, то состоящее из столь многого не будет просто, но сложно; что [говорить о Божестве] дело крайнего нечестия» [3].[3] [3] Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры I, 9. Любое действие Божие есть проявление всех свойств, а не какого-то одного

Задание 3 Вступление. Различные работы Владимира Николаевича Лосского неоднократно издавались и переиздавались в России после перестройки и падения большевистского режима. Существует несколько изданий статьи «Предание и предания» в переводе Веры Александровны Рещиковой. Одно из них в сборнике статей: Лосский В.Н. Богословие и боговидение / Общ. Ред. В. Пислякова. М.,

Задание 3 Вера Александровна Рещикова. Родилась 5 мая 1902 г. в семье профессора-агронома Александра Ивановича Угримова ( ). Окончила Фишеровскую классическую гимназию, затем - Музыкальный ритмический институт (ок. 1920). В сентябре 1922 года была выслана с семьей на Философском пароходе. До 1930 г. жила в Берлине (где была активным членом Русского студенческого христианского движения (РСХД)), затем в Париже. В 1947 г. вернулась в СССР вместе с двумя дочерьми, здесь преподавала иностранные языки в сельских школах Калужской области. Подвергалась преследованиям со стороны советских властей. После реабилитации проживала в Москве. В е гг. занималась переводами на русский язык трудов религиозного философа и богослова В. Н. Лосского. В 1982 г. митрополит Сурожский Антоний совершил в Москве тайный постриг. Последние годы жила в деревне Дубцы Красногорского района Московской обл. Скончалась 11 сентября 2002 г. в дер. Дубцы. Похоронена на сельском кладбище в дер. Дубцы

Задание 3 Задание. Найти статью В.Н. Лосского «Предание и предания» и соотнести со следующими вопросами: Понятие о Священном Предании Отношение Священного Писания к Священному Преданию Формы Священного Предания Божественное Откровение и Церковь –Церковь – верное хранилище Священного Предания –Церковь – единственная верная истолковательница Священного Писания –Что значит изучать Предание? Текст статьи есть в интернет

Задание 3 Требования 1. Прислать ответ на мой адрес до 8-00 утра в день перед лекцией. (1 балл, но при несоблюдении работа проверяться не будет) 2. Письмо должно иметь тему Фамилия- группы-задание 3, к нему должен быть прикреплен Файл ворд, Файл должен называться Фамилия- группы-задание 3, в тексте в начале должны быть указаны ФИО, группы, Задания, формулировка задания. (1 балл, но при несоблюдении работа проверяться не будет) 3. Объем не более 4000 знаков. (1 балл) 4. В ответе должна быть четко выделенная структура. (1 балл) 5. Грамотно оформленные цитаты. (1 балл) 6. Четкость и ясность ответа, соответствие мысли автора, выделение главных идей текста. (5 баллов)

Выполнение заданий Формальные требования 5 баллов! Структура – требует более четкого и содержательного выделения Оформление цитат: –«Предание и предания» в переводе Веры Александровны Рещиковой. Одно из них в сборнике статей: Лосский В.Н. Предание и предания // Он же. Богословие и боговидение / Общ. Ред. В. Пислякова. М., С. ХХ. –Карташев А.В. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет [ ]

Выполнение заданий В.H.Лосский Предание и предания «Предание» (parádosis, traditio) – один из терминов, у которого так много значений, что он рискует вовсе утерять свой первоначальный смысл. И это не только по причине некоторого «обмирщения», которое обесценило столько слов богословского словаря, как «духовность», «мистический», «приобщение», вырвав их из присущего им христианского контекста и превратив тем самым в выражения обыденной речи. Слово «Предание» подверглось той же участи еще и потому, что на самом богословском языке термин этот несколько расплывчат (если иметь в виду употребление его в значении «традиция».) Предание – сложный термин с расплывчатым значением

Выполнение заданий Действительно, чтобы не ограничивать самого понятия Предания, устраняя некоторые аспекты, которые оно могло приобрести, чтобы все эти аспекты за ним сохранить, нам приходится прибегать к понятиям, охватывающим сразу слишком многое, отчего и ускользает подлинный смысл собственно Предания. При уточнении его приходится дробить содержание слишком многозначащее и создавать ряд суженных понятий, сумма которых отнюдь не выражает ту живую реальность, которая именуется Преданием, или Традицией Церкви. Читая ученый труд отца А.Денеффа «Понятие Предания» (Der Traditionsbegriff 1 ) спрашиваешь себя, подлежит ли вообще «предание» определению, или же как все, чтó есть «жизнь», оно «превосходит всякий ум», и вернее было бы его не определять, а описывать. 1 Нужно ли выяснять кто такой А. Денефф? Предание – либо требует очень широкого определения, либо очень дробного. Может ли вообще быть определено?

Выполнение заданий У некоторых богословов эпохи романтизма, как у Мёлера в Германии, Хомякова в России, мы действительно находим прекрасные страницы с описанием Предания, где оно показано как некая вселенская полнота, не отличимая, однако, ни от единства, ни от кафоличности (соборности Хомякова), ни от апостоличности или сознания Церкви, обладающей непосредственной достоверностью Богооткровенной истины. Есть описания понятия Предания (Мелер, Хомяков) Эти описания не позволяют различить Предание с Кафоличностью, Сознанием Церкви и др

Выполнение заданий В этих описаниях, в общих своих чертах, верных образу Предания у отцов первых веков, мы, несомненно, узнаем характерную для Предания Церкви «плирому» (полноту), но, тем не менее, нельзя отказываться от необходимости различения, что обязательно для всякого догматического богословия. Различать – не всегда значит разделять и тем более – противопоставлять. Противопоставляя Предание и Писание, как два источника Откровения, полемисты контрреформации заняли ту же позицию, что и их противники – протестанты, молчаливо признав в Предании реальность, отличную от Писания. Вместо того чтобы быть самой hypothesis 2 Священных книг, глубинной связью, идущей от пронизывающего их живого дыхания и превращающего букву в «единое тело Истины», Предание оказалось чем-то добавленным, чем-то внешним по отношению к Писанию. (Продолжение абзаца) 2 В описаниях Предания важно понятие «плиромы» - полноты, но нельзя отказываться от задачи различения понятий. Различать не значит разделять. Противопоставление Предания и Писания превращает Предание в «добавленное», «внешнее» по отношению к Писанию

Выполнение заданий С этого момента святоотеческие тексты, сообщавшие характер «плиромы» Священному Писанию, становятся непонятными 3, а протестантская доктрина «достаточности Писания» – негативной, так как она исключает все, что «от предания». Защитникам Предания пришлось доказывать необходимость соединить эти две противопоставленные друг другу реальности, так как каждая из них в отдельности взятая была неполноценна. Отсюда возник целый ряд ложных проблем, как-то: первенство Писания или Предания, соответственная их авторитетность, частичное или полное различие их содержания, и многое другое. Как доказать необходимость познавать Писание в Предании? Как снова обрести их неопознанное в этом разделении единство? И если обе эти реальности – полнота, то не может быть речи о двух противопоставленных друг другу «плиромах», но только о двух различных способах выражения одной и той же полноты Откровения, сообщенного Церкви. 3 В результате разделения и Писание и Предание «неполноценны». Нельзя Писание и Предание противопоставлять – это «два различных способа выражения одной и той же полноты Откровения»

Выполнение заданий Различение отделяющее или разделяющее всегда и несовершенно и недостаточно радикально: оно не дает ясного понятия о том, чем отличается термин неизвестный от того, который ему противопоставляется как известный. Разделение одновременно и больше и меньше различения: оно противопоставляет два отделенных друг от друга объекта, но, совершая это, предварительно наделяет один из них свойствами другого. В нашем случае, стремясь противопоставить Писание и Предание как два независимых друг от друга источника Откровения, мы неизбежно будем придавать Преданию свойства, характерные для Писания: оно окажется – всем тем, что Церковь может прибавлять к Священному Писанию в горизонтальном, историческом своем плане. Разделение «наделяет один объект свойствами другого» Преданию придаются свойства Писания оно становится «иными письменами» или «иными ненаписанными словами» Предание – это прибавление к Писанию в «горизонтальном», т.е. историческом плане

Предание – сложный термин с расплывчатым значением Предание – либо требует очень широкого определения, либо очень дробного различения. Может ли вообще быть определено? Есть описания понятия Предания (Мелер, Хомяков) Эти описания не позволяют различить Предание с Кафоличностью, Сознанием Церкви и др. В описаниях Предания важно понятие «плиромы» - полноты, но нельзя отказываться от задачи различения понятий. Различать не значит разделять. Противопоставление Предания и Писания превращает Предание в «добавленное», «внешнее» по отношению к Писанию В результате разделения и Писание и Предание «неполноценны». Нельзя Писание и Предание противопоставлять – это «два различных способа выражения одной и той же полноты Откровения» Разделение «наделяет один объект свойствами другого» Преданию придаются свойства Писания оно становится «иными письменами» или «иными ненаписанными словами» Предание – это прибавление к Писанию в «горизонтальном», т.е. историческом плане